Новости раздела

«Отдельные товарищи использовали наш ресурс под предлогом вещания на татарском, заполучив частоту — ее продали»

Асгат Сафаров сокрушался о судьбе «Тартиб FM», Алексей Волин учил главных редакторов, а подписка все падает

«Отдельные товарищи использовали наш ресурс под предлогом вещания на татарском, заполучив частоту — ее продали»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Подписчики растут только в социальных сетях

Коллегия «Татмедиа» началась с грустных ноток. В докладе Айрата Зарипова — что ни название газеты или журнала, то снижение тиража. В целом общий подписной тираж в республике на первое полугодие 2017 года составил 1 миллион 233 тысячи экземпляров, что на 6,9% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда, результаты могли бы быть еще хуже, если бы не масштабная кампания, которую проводило «Татмедиа», чтобы «раскачать» подписку.

— Каждый сидящий в этом зале наверняка помнит, как раньше с трепетом ждал и читал свежий номер периодики. Люди выписывали по нескольку изданий, которые перечитывались всеми членами семьи, соседями. Традицию поколений сменили информационные технологии. Тиражи многих легендарных республиканских изданий за последние 20 лет претерпели значительные изменения, — посетовал руководитель республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям Айрат Зарипов.

Подписчики в традиционном понимании скоро исчезнут как класс, их заменят подписчики социальных сетей. Цифры, на которые ранее на коллегиях не обращали внимания, теперь выделяют отдельно. Причем подписчиков считают не только у электронных СМИ, но и у телеканалов.

— К примеру, 113 изданий холдинга «Татмедиа» имеют 87 сайтов и 275 аккаунтов в социальных сетях. Совокупное количество подписчиков в соцгруппах составляет порядка 600 тысяч человек. Это в два раза больше по сравнению с 2015 годом. У телекомпании «Новый Век» аудитория в социальных группах составляет более 40 тысяч, у телеканала «Эфир» — 15 тысяч, у ГТРК «Татарстан» — 14 тысяч подписчиков, — доложил Айрат Зарипов.

Похороны газеты

Помимо победы интернета, свою отрицательную роль играет и почта. Так, в 2016 году на поддержку института подписки «Почта России» направила порядка 1,5 миллиарда рублей. Тем не менее это мало повлияло на текущую ситуацию. К примеру, подписные цены на городские и районные газеты «Татмедиа» на первое полугодие 2017 года выросли на 13%, на журналы — на 8%. Во втором полугодии удорожание подписной стоимости журналов составит 7%, районных газет — 8%, республиканских изданий — 13%.

— В целом, по данным Всемирной ассоциации издателей газет и новостных изданий, за последние пять лет наблюдается неуклонное снижение подписных тиражей периодики. В Европе эта цифра в среднем составляет 21%, в России — 27%. По данным «Татарстан почтасы», подписка на центральную прессу в республике за последние 5 лет снизилась на 35%, на городские и районные газеты — на 31%, на республиканские — на 22,6%, — обратил внимание, что проблема характерна не только для Татарстана, Зарипов.

В Татарстане, как и в ряде других регионов России, перестала выпускаться газета «Из рук в руки», тираж которой в республике за последние годы снизился от 30 до 5 тысяч экземпляров. Издание полностью перешло в интернет. 8 из 16 корпоративных газет компании «Татнефть» с начала этого года перестали распространяться по подписке.

Тиражи падают и из-за роста стоимости производства — только за последний год бумага выросла в цене на 14%, и миграции читательской аудитории в интернет.

Пересмотреть критерии для господдержки

Сегодня количество уникальных посетителей сайтов популярных российских газет «догоняет» количество посетителей сайтов ведущих информационных агентств. В показателях по цитируемости — аналогичная ситуация. По данным системы мониторинга «Медиалогия», в III квартале 2016 года первую «пятерку» по цитируемости среди республиканских СМИ составляли электронные издания «Бизнес Online», «Татар-информ», «Реальное время», Kazanfirst и сайт газеты «Вечерняя Казань». А по количеству уникальных посетителей по всей России в месяц, по данным системы LiveInternet, в пятерке рейтинга в порядке убывания оказались «Бизнес Online», «Татар-информ», Kazanfirst, ProKazan и «Реальное время». Из этого списка только одно СМИ принадлежит «Татмедиа». Слова Асгата Сафарова о пересмотре критериев оценки СМИ, которым оказывается господдержка, должны руководство холдинга насторожить.

— Оказывая господдержку, нам нужно переоценить критерии эффективности работы печатных и электронных СМИ. Мы должны учитывать современные тенденции. Сегодня ключевой показатель — не сколько мы напечатали газет и произвели программ, а сколько жителей республики прочитали, и какие мы получили отклики, — сказал Асгат Сафаров.

Мат-перемат

Роскомнадзор подсчитал, что татарстанские СМИ — самые матерящиеся СМИ в ПФО. Из 11 случаев употребления нецензурной лексики в эфире 6 произошло в Татарстане.

— Наиболее часто это случается в новостных выпусках ТВ — это нарушение выявлять вдвойне неприятно, поскольку это еще и нарушение закона о защите детей и статьи 4 закона о СМИ — злоупотребление свободой СМИ, — сказала Наталья Альхимович, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ПФО.

Местные СМИ впереди среди регионов ПФО и по другим видам нарушений — недостоверность или не полное предоставление выходных данных, непредоставление обязательных экземпляров Роскомнадзору, несоблюдение обязанности по перерегистрации СМИ при изменении состава учредителей.

— При этом рост выявленных нарушений выпадает на период отпусков, что говорит о недостаточной подготовке лиц, заменяющих главных редакторов СМИ, — сделала вывод Альхимович.

«Отдельные товарищи нам больше не товарищи»

Руководитель аппарата президента Татарстана Асгат Сафаров признался, что не пожалел недавно бранных слов для главы агентства «Татмедиа» Айрата Зарипова. Речь идет о радиостанции «Тартиб ФМ», руководители которой сначала получили поддержку «Татмедиа», а потом продали радиостанцию.

— Мы эту тему проморгали, так получилось, что отдельные товарищи, которые нам больше не товарищи, в прошлом аффилированные с «Татмедиа», использовали в том числе наш ресурс под благовидным предлогом вещания на татарском языке, заполучив частоту — банально ее продали. Понимаете, какая реакция Рустама Нургалиевича была в мой адрес? Я, практически не жалея нормативы лексики, высказал это Айрату Ринатовичу. Одно могу сказать, мы находим варианты, чтобы сохранить эту радиостанцию для татар.

Есть решение, есть варианты, в ближайшее время мы их озвучим, — сказал Сафаров

Сертификат «Татмедиа» вместо диплома журналиста

Вопросы профессиональной подготовки работников медиаотрасли затронули все докладчики. Так, Айрат Зарипов доложил, что ежегодно Высшей школой журналистики и медиакоммуникаций КФУ выпускается порядка 200 специалистов. По данным вуза, 90% из них трудоустраиваются по профилю. Но при этом профессиональный уровень выпускников не всегда соответствует ожиданиям работодателя. Замминистра связи России предложил «Татмедиа» совместить приятное с полезным — восполнить пробел, а заодно заработать.

— На наш взгляд, у крупных холдингов, как «Татмедиа», есть возможность создания своих коммерческих курсов по подготовке людей, которые хотят работать в СМИ. Сертификат «Татмедиа», смею вас уверить, будет пользоваться большим спросом, чем диплом факультета журналистики, — довольно резко выразился Алексей Волин.

Именно поэтому Минсвязи не поддерживает позицию Минтруда о введении обязательного профессионального стандарта в медиасфере. Главный редактор лучше знает, какие стандарты должны быть у его сотрудника

— Не уверен, что Минтруда сможет разработать стандарты, которые будут удовлетворять нас, — сказал Волин.

Без газировки СМИ не выживут

Досталось от Волина не только Минтруда, но и Минздраву. Здесь два министерства не нашли общий язык в части рекламы.

— Мы с беспокойством наблюдаем за предложением коллег из Минздрава запретить рекламу газировки, сладкого. Когда мы ознакомились с документом, мы поняли, что рекламировать можно будет только диетический творог, и написали свое отрицательное заключение на эту тему, — сказал Алексей Волин и добавил, что пусть Минздрав лечит, а не указывает, что надо показывать, где и как.

Попытки ввести ограничение на рекламу могут еще сильнее ударить по рекламному рынку, который просел, не растет с 2015 года, сказал Волин и призвал подтянуться в продаже интернет-рекламы.

— Мы все научились работать в интернете, но не научились там зарабатывать. У нас возрастает интернет-аудитория, но основные доходы — с бумажных версий, — сказал замминистра.

В Татарстане суммарный объем рекламы в СМИ также остался на уровне 2015 года. Не помогло и разрешение увеличить объем рекламы в печатных изданиях — с 40 до 45%, вступившее в силу с 1 января 2017 года. Редкие региональные печатные издания, в том числе в Татарстане, набирают и 40%.

По данным Ассоциации коммуникативных агентств России, за 9 месяцев 2016 года суммарный объем рекламы в России составил примерно 240 миллиардов рублей, что на 13% больше, чем в 2016 году. Суммарный объем региональной рекламы по четырем медиасегментам — телевидению, радио, прессе и наружной рекламе — составил порядка 30 миллиардов рублей, что меньше на 4%, чем в 2016 году.

Судьба 21-й кнопки

22 февраля решится, какой телеканал получит «21-ю кнопку» — речь идет о возможности вещать в пакете мультиплекса. 21-я кнопка по закону «О связи» будет закреплена за региональным каналом, имеющим в своей эфирной сетке не менее 75% национальной продукции СМИ и вещающим на территории проживания не менее 50% населения соответствующего субъекта. От Татарстана заявку подали два телеканала. Как известно, на эту кнопку претендуют ТНВ и «Первый городской».

У «Татарстана-24» в 2017 году запланирован запуск сетевого вещания в Зеленодольске, Набережных Челнах, Нижнекамске, Заинске, в Высокогорском районе, Альметьевске, Лениногорске, Буинске, Бавлах и Нурлате.

ТНВ отметили за развитие детско-юношеского контента — 60 часов вещания в месяц отводят программам для детей. Совместно с Министерством образования и науки телеканалом «Новый век» ведется разработка концепции детского татарского интернет-канала.

— Сегодня ТНВ сталкивается с вызовами, большой выбор ТВ-программ требует от коллектива более яркой и насыщенной работы, но мы и дальше будем поддерживать телеканал и ждать новых решений и проектов, — отметил Асгат Сафаров ТНВ.

Кстати, гендиректор «Нового века» Ильшат Аминов получил сегодня из рук Асгата Сафарова медаль «За доблестный труд».

1/26
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
Фото Олега Тихонова

Новости партнеров