Новости раздела

Время «зур концертов» ушло? Кто и как готовится к новогодним корпоративам в Татарстане

После небольшой стагнации, которая случилась на рынке новогодних корпоративов в прошлом году, ивенторы ждут, что заказчики перестанут осторожничать и восстановят бюджеты. Несмотря на снижающуюся рентабельность, клиентов в Татарстане пока хватает с лихвой — на конкурентном рынке за заказы в миллионы и тысячи рублей борются порядка четырех сотен агентств. Как выяснило «Реальное время», Новый год для многих из них перестал быть временем «чеса», но стабильный поток он обеспечивает.

Ивент и мероприятие — большая разница

Около 10 лет как иностранное слово, которое профессиональная сфера упорно не хочет переводить на русский, укоренилось. А еще раньше из бывших массовиков-затейников, КВН-щиков и прочих людей многих талантов начал формироваться рынок ивент-услуг. Пионером его было агентство «Сабантуй», его основатели Фарит Мухамедьяров и Дария Бикбаева дали жизнь современной концертной и ивент-деятельности в Татарстане 25 лет назад. Сейчас конкуренция ожесточенная — в отрасли работают порядка четырех сотен игроков от крошечных агентств (ведущий, он же диджей, он же звуковик) до агентств с большим штатом, берущих миллионные государственные заказы на городские и республиканские мероприятия.

«Всевозможных бюро, студий, лабораторий, агентств действительно очень много. В основной своей массе — это небольшие компании со штатом два–четыре человека, которые специализируются на небольших мероприятиях частного и корпоративного характера, — рассказывает Роман Гузеев, управляющий партнер IMAGINE GROUP».

«Если говорить о сегменте именно крупных корпоративных мероприятий, то основные игроки не меняются уже несколько последних лет. И, в основном, среди этих пяти—семи агентств разворачивается соперничество на тендерах (если таковые имеют место быть)», — продолжает он. Крупными считаются заказы с бюджетом свыше 500 тыс. рублей.

Заметными на рынке сами игроки называют упомянутый выше «Сабантуй!», Be Bright Event, «Театр праздника Bravo!», агентство полного цикла IMAGINE GROUP, «Правила праздника», «Авация». Как правило, компании-лидеры имеют специализацию и от сезонности их бизнес не страдает. Например, TeamSoft основную выручку делает за счет мероприятий в течение теплого сезона, на который приходится основная масса командообразующих мероприятий. «Сейчас сезонная динамика немного меняется. Крупные мероприятия в течение года распределяются практически равномерно», — соглашается и Роман Гузеев. Но Новый год всегда останется любимым временем ивенторов, который кормит их в любой кризис. Две предновогодние недели — это пик спроса, говорит Надежда Насырова, руководитель департамента командообразования компании TeamSoft, в эти дни ивенторы могут проводить по два–три мероприятия в день. Единственным случаем в новейшей истории, когда этого не произошло, был 2013 год, когда из-за траура по погибшим в авиакатастрофе в аэропорту Казани госорганы и крупнейшие компании Татарстана отказались от новогодних корпоративов.

Круг крупных заказчиков ограничен, названия их не удивляют: «Татнефть», «Газпром», «Башнефть», «Леруа Мерлен», «Макдональдс» и др. Например, в прошлом году, стоимость корпоратива компании «Татспиртпром», судя по объявленному им тендеру, составила 0,7 и 1,9 млн рублей (провели два предновогодних мероприятия), «Генерирующей компании» — 2,6 млн: 1,44 млн — питание, 1,13 млн — концерт, который организовывало агентство «Концепто». Правда, в «Генкомпании» сообщили, что корпоративы в компании осуществляются на средства самих сотрудников. Что же касается основной массы корпоративов, то их бюджет редко переваливает за 300 тыс. рублей (без питания), что обуславливается и величиной среднесписочного персонала (часто расчет идет от суммы на человека, в прошлом году — от 1500 рублей).

Работа мечты

Часто крупные компании — это разные направления, объединенные общим брендом. Например, в IMAGINE GROUP: событийный маркетинг (им руководит Виталий Денисов), корпоративные мероприятия (Роман Гузеев). Все перечисленные партнеры — известные в своих кругах специалисты, объединившиеся в общий бизнес. До недавних пор в команде в числе партнеров была Альбина Фахрутдинова, которая выделилась в отдельное агентство IMMOTION marketing agency.

Это довольно типичная история в ивент-бизнесе, говорит Анна Скобельцына, которая и сама недавно ушла из креативного агентства «Башня» и основала собственную компанию «Бизнес ивент». В любой отрасли партнеры делят бизнес, просто в ивент-направлении начать новое дело и уйти из бизнеса проще — нет большой материальной базы, для начала достаточно ноутбука и головы и можно писать сценарии целыми сутками.

«Но сегодня рынок насытился игроками, новичку вырваться в лидеры довольно сложно. Это можно сделать, только если у тебя лично, как у руководителя, есть имя в индустрии. Хотя ивент-рынок продолжает манить новых игроков. Им кажется, что ивент-бизнес очень простой. Кроме того, конечно, привлекает рентабельность», — говорит Анна Скобельцына.

Рентабельность ивент-направления, действительно довольно впечатляющая. Представители разных компаний называют цифры от 15 до 40%. Есть агентства, которые самостоятельно готовят программы («Искусство праздника», «TeamSoft), есть те, которые перепродают продукты от других компаний за комиссию 10—20% от сметы. Минимальная смета — это ведущий (от 15 тыс. рублей), музыкальная группа (от 50 тыс. рублей), ди-джей (еще 50).

Но рентабельность ивент-бизнеса, по наблюдениям Ангелины Федотовой, менеджера компании «Сабантуй», снижается — уменьшаются средние чеки. В прошлом году бюджеты компаний снизились на 30%, а в некоторых случаях и на 50%! «Очень многие фирмы урезают бюджеты на корпоративные мероприятия, а кто-то совсем перестал их проводить. Строительные компании, например, сильно сократили бюджеты. Выделяют какую-то сумму, которой хватает на ведущего уровня ниже среднего и ди-джея. Для чего делаются корпоративы? Чтобы собрать людей, показать, что уважают их труд. А если относиться так — накормили и ладно, лучше выдать премию, — эмоциональна Ангелина Федотова. — Не могу сказать, как сложится ситуация в этом году, надеюсь, что компании перестанут осторожничать», — говорит Ангелина Федотова.

— Уже перестали, — замечает Роман Гузеев из IMAGINE GROUP, —Сейчас рынок выходит из небольшой стагнации, на которую повлияли многие факторы, в том числе и кризис, и сокращение бюджетов крупных клиентов на организацию мероприятий.

Татарстанский рынок — нефтяников чужим не отдают

Татарстанский рынок, несмотря на снижение рентабельности, продолжает оставаться для ивенторов лакомым куском, констатируют опрошенные участники рынка. Причем, Казань — это не единственный центр спроса. Альметьевск и Набережные Челны за счет крупных корпоративных заказчиков дают фору казанским.

Еще два центра — это Нижнекамск и Бавлы, добавляет Ангелина Федотова из «Сабантуя». В этих городах есть свои игроки, но все-таки основные заказы берут казанцы. Сами же ивенторы не стремятся обзаводиться филиалами, рынок франшиз тоже де-факто не существует, потому что ивент-бизнес завязан на личностях.

Игроки вспомнили лишь одно агентство («Лайм»), которое располагало филиалом — в Челнах. Однако, как сообщила директор агентства Ольга Курмашова, агентство временно не работает на рынке ивент-услуг.

Что касается казанского рынка, здесь, по словам Романа Гузеева, крупнейшие заказчики негласно «поделены» между шестью–семью крупными агентствами. «Рынок организации мероприятий в Татарстане — своя особая атмосфера и культура взаимоотношений. Скажу честно, компании из других регионов не частые гости в организации мероприятий в Татарстане. Федеральные агентства заходят только посредством крупных государственных тендеров», — говорит спикер.

Однако выиграть тендер в Татарстане, да еще и компании из другого региона — задача очень сложная. Доля тендеров с предопределенными победителями очень высока, признают опрошенные игроки, поэтому многие из них в тендерах в принципе не участвуют. «Да, ситуация такая не только в ивент-бизнесе, но и коллеги из Нижнего Новгорода утверждают, что им проще взять контракт в Москве, чем в Татарстане, — говорит Анна Скобельцына. — В августе самарская компания делала корпоратив для «Евросети» на 700 человек. Но это агентство работает с «Евросетью» в Москве, поэтому они отдали им заказ и в других регионах».

Концерта не будет

Время «зур концертов» прошло, дружно заявляют ивенторы. Раньше можно было «отскочить» по-простому, пригласив артистов, которые сменяли бы друг друга каждые пять минут. Рынок организации мероприятий не стоит на месте и меняется. В 2000 — 2004 гг. был этап «праздников», а праздником тогда называлось любое мероприятие с едой и выпивкой — главное, «чтоб весело». Сейчас заказчики приходят с четким пониманием того, для чего им нужен корпоратив, какую задачу он должен выполнить.

«В последние два года мы заметили, что как минимум треть наших новогодних корпоративных мероприятий — это активные программы на улице: командные игры, олимпиады, квесты, «зарницы». Меньше стало акцента на дорогое застолье, больше — на наполнение программы, на идею включенности каждого человека», — говорит Надежда Насырова.

Очень много появилось хороших кавер-групп, и музыкальное направление продолжает развиваться. Среди лучших — команды «Фиеста», «Дороти», «Дорогудо». Ценник на приличную группу — около 50 тыс. рублей. Татарская эстрада по-прежнему желанный гость крупных корпоративов, но недавно на нее обрушилась критика аж с самого верха. Ангелина Федотова говорит, что рада такой реакции, мол, пора подтягивать уровень.

Выросла требовательность клиентов. «Клиент сейчас привык получать качественный, детально оформленный материал. Развернутая информативная презентация и, конечно же, личная защита перед клиентом очень сильно влияет на его решение», — отмечает Роман Гузеев.

«Клиенты хотят получить атмосферу, пообщаться, получить новый опыт. Если ивентор создал атмосферу, люди откликнутся с благодарностью и поддержат ее. На некоторых праздниках, благодаря атмосфере, участники четыре часа подряд танцуют. И для этого им не нужен сумасшедший сценарий и фишки», резюмирует Анна Скобельцына.

Айгуль Чуприна
Аналитика

Новости партнеров