Новости раздела

Минниханов и Шаймиев вступились за кафедру татароведения КФУ: «Надо выступить, сказать, извиниться»

Ректор университета Ильшат Гафуров получил «желтую карточку» от президента за неуважение к родному языку и к нему самому

Президент Татарстана Рустам Минниханов возмутился молчанием КФУ по поводу ситуации с кафедрой татарского языка, о закрытии которой «Реальное время» опубликовало целый ряд материалов. Университет должен был разъяснить общественности, что происходит с кафедрой, потому что реакция людей на ее возможное закрытие крайне негативная. Прежде всего, надо было обратиться за помощью к нему лично, сказал президент. Кроме того, он отчитал отсутствовавшего на совещании ректора КФУ за то, что тот не откликнулся на приглашение главы республики и проигнорировал мероприятие на высшем уровне.

«Что-то вас сильно ругают, может, какие-то грешки у вас?»

Проблема с расформированием кафедры татароведения и тюркологии КФУ внезапно всплыла сегодня на заседании попечительского совета республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры РТ. Ее поднял лично президент Татарстана Рустам Минниханов, до которого дошла информация о том, что татарская общественность обеспокоена судьбой кафедры.

«Надо бережно относиться к нашей религии, истории и языку. Есть в интернете обсуждение, что кафедра татарской филологии закрылась. Вы можете прокомментировать? Что-то вас сильно ругают, может, какие-то грешки у вас?» — обратился он к директору Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамилю Хайрутдинову. Тот ответил, что «прошла непроверенная информация» и решения о закрытии кафедры никто не принимал.

Напомним, «Реальное время» первым сообщило о том, что КФУ остался без отдельной кафедры татароведения. Цикл материалов об этой ситуации сопровождался неизменно повышенным вниманием аудитории. Публикации «Реального времени» подстегнули общественность к оживленной дискуссии о судьбе кафедры в социальных сетях, содержание которой, как выясняется, удостоилось внимания Рустама Минниханова.

Тем временем, как заявлял Хайрутдинов, речь шла не о ликвидации, а о масштабной оптимизации, которая затронула целый ряд научных подразделений института. Как он объяснял «Реальному времени», большая часть специалистов-татароведов переходит на кафедру этнологии и археологии, поскольку она занимается проблемой изучения национальной культуры. Часть специалистов перейдет на кафедру отечественной истории, которая имеет также в своих планах изучение истории Татарстана, кто-то отправится на кафедру музеологии и культурологии. Языковая часть будет изучаться в рамках большой общей программы «Алтаистика», куда входят китайский, корейский, японский, тюркский языки в том числе. «Кафедра востоковедения и исламоведения, например, пополнилась специалистами крупными и теперь носит название самого направления, которое существует в мировой практике, — кафедра востоковедения и африканистики. То есть это название полностью соответствует научному направлению, которое существует не только в России, но и в мировой классификации», — заявлял он.

КФУ поручили собрать прессу и извиниться

«Когда такие вопросы возникают, надо публично собрать прессу и общественность, дать разъяснения. Почему вы сидите, окопались — и никакой реакции? Неужели я должен это вам говорить?» — спросил президент.

«Я прошу от вас объяснений через прессу, насколько этот вопрос оправдан или нет», — продолжил Минниханов тему кафедры татарского языка. Подключился и Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев. «Резко отрицательное отношение — реакция общественности. Надо выступить, сказать, извиниться», — добавил он. А Минниханов призвал обращаться прямо к нему в случае возникновения сложностей в работе кафедры и пообещал отстаивать ее интересы, если понадобится.

Отметим, что в интервью «Реальному времени» о расформировании кафедры негативно высказался ряд ученых, в частности, американский историк Юлай Шамильоглу и востоковед Лариса Усманова.

«Когда такие вопросы возникают, надо публично собрать прессу и общественность, дать разъяснения. Почему вы сидите, окопались — и никакой реакции? Неужели я должен это вам говорить?». Фото prav.tatarstan.ru

«Если ректор не приходит, я к нему в следующий раз тоже не пойду»

Возмутил Рустама Минниханова и тот факт, что сам Гафуров на мероприятие не пришел, а присутствующий вместо него проректор по вопросам экономического и стратегического развития Марат Сафиуллин не смог пояснить причину отсутствия своего начальника. «Что пришел сюда? Я рад тебя видеть, конечно, но ты же не председатель совета ректоров. Мы вчера его похвалили за хорошую работу, а сегодня его нет», — недоумевал Минниханов. Он призвал руководителя департамента президента РТ по вопросам внутренней политики Александра Терентьева лично обзванивать каждого участника заседания, чтобы такого больше не повторялось.

«Я же еще у вас главный попечитель. Главный попечитель приглашает, а ректор не приходит. Я к нему тоже не пойду в следующий раз, что он будет делать? Найдите его, это неуважение. Вообще, может, больше не приглашать?» — продолжал он. От лично Гафурова он перешел ко всем собравшимся: «Когда вас зовут на такие мероприятия — цените. Это не из-за вашей фамилии, а из-за вашей должности. И я тоже не вечен, следующий президент от вас будет требовать того же, что требую я и требовал Минтимер Шарипович», — заявил он.

Гафурова и правда нашли очень быстро. Как доложили Минниханову, он отсутствовал из-за болезни отца. «Но он должен был сообщить, предупредить. Но все равно ему желтая карточка за то, что он, во-первых, плохо относится к родному языку, раз не информирует, что делается. В университете много что делается полезного. А во-вторых, надо пользоваться мобильными средствами связи. Каждый может написать письмо мне и Сафарову», — предупредил президент. Правда, долго злиться на ректора он не стал и пожелал ему, чтобы у него дома все было хорошо.

Дина Валиуллина

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров