Новости раздела

Наиль Магдеев: «Идите и объясните семьям погибших, как вы поддерживаете малый бизнес!»

Автоград после трагедии в «Адмирале» решил ужесточить процесс приемки строительных объектов

Трагедия в казанском ТЦ «Адмирал» заставила соответствующие челнинские службы заново «прочесать» почти все торговые заведения автограда. Результат превзошел ожидания: как вместе с главой исполкома Набережных Челнов Наилем Магдеевым выяснил корреспондент «Реального времени», нарушения обнаружены на десятках объектов. Один рынок — «Комсомольский» — хотя и временно, но уже закрыт. Наш корреспондент, выслушав чиновников автограда, узнал, почему сити-менеджер решил вновь включить в госкомиссии по приемке строительных объектов представителей от МЧС и ГИБДД.

«Безответственность» и «безалаберность»

«Безответственность» и «безалаберность» — вот основные причины трагедии в ТЦ «Адмирал», считает глава исполкома Набережных Челнов Наиль Магдеев, давший еще 12 марта поручение надзорным и контрольным органам проверить состояние торговых объектов в автограде: «А то мы тоже, наверное, недалеко ходим».

Ринат Бикмухаметов, начальник отдела надзорной деятельности по Набережным Челнам отдела надзорной деятельности ГУС МЧС РФ по РТ, в своем докладе по результатам рейда совместно с прокуратурой города (проверки, к слову, еще не закончились), кажется, назвал почти все более-менее известные ТЦ и рынки автограда, и почти каждое «засветилось» с нехорошей стороны. Среди них — рынки «Тулпар», «Алан», «Караван», «Комсомольский», ТЦ «На Пушкинской» и даже гипермаркет «МЕТРО Кэш энд Кэрри».

— Работа в них осуществляется не на должном уровне. Не выполнены работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности или выполнены не на должном уровне в торговом центре «Глобус», «На Пушкинской», рынке «Комсомольский». Основные нарушения — отсутствие пожарной автоматики, отсутствие проходов шириной 1-4 метра через каждые 30 метров торгового ряда, запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможности их свободного открывания изнутри без ключа, — рассказал Бикмухаметов, получивший поручение проверить 87 объектов розничной торговли города.

Мэрия автограда ответила на жалобы малого бизнеса в сфере торговли

Наиль Магдеев, выслушав первые результаты проверок, воспользовался моментом, чтобы уколоть предпринимателей, работающих в сфере торговли и жалующихся на «пресс со стороны мэрии города». Напомним, на прошлой неделе на встрече с министром экономики РТ Артемом Здуновым, где присутствовал и заместитель Магдеева Ринат Абдуллин, на власти города фактически пожаловался владелец рынка «Берлога» Николай Новиков (экс-глава «Жилкомсервиса» и депутат горсовета). Как уже писала газета «Реальное время», бизнесмен, заметив, что в автограде 9-12 крупных рынков, на владельцев которых «внимания практически не обращают», заявил: «Мы бы хотели, чтобы власть обратила на нас внимание. Ни разу не видел, чтобы нас (предпринимателей сферы торговли) собрали и поговорили о наших проблемах. Нас еще и прессуют госслужбы. Муниципалитета службы, между прочим. Никакой поддержки от них не видим». Судя по всему, в мэрии на Новикова обратили внимание.

— Разговоры про поддержку малого бизнеса хороши, пока не гибнут люди, — мрачно ответил глава исполкома, обращаясь к предпринимателям в сфере торговли. — Гибель людей перечеркивает все разговоры за круглыми столами о поддержке малого бизнеса. Идите и объясните семьям погибших, как вы поддерживаете малый бизнес! Люди потеряли кормильцев. Отцов, матерей, братьев. Помню, на военной кафедре, когда мы изучали уставы, командир говорил: все уставы в Красной армии написаны кровью. Думаю, и правила пожарной безопасности, которые в большинстве были проигнорированы, написаны кровью. Нужно беспристрастно, объективно, честно, буква к букве проводить объективную проверку.

Рынок «Комсомольский» закрыли «до полного устранения нарушений»

Как стало известно на совещании, вчера проверили 7 знаковых торговых объектов (на седьмом объекте — ТЦ «Одежда» — владелец не объявился): ТЦ «Капитан», ТЦ «Глобус», ТЦ «Сто пятый», «Эссен Грин», меховой центр «Барс» и торговый центр «Реал Эстейт Групп» (имеется в виду «Реал Эстейт Маркет»). Выяснилось, что здания этих торговых центров недооборудованы пожарной сигнализацией, отсутствуют «вторые эвакуационные выходы и двери лестничной клетки, размеры эвакуационных выходов не соответствуют общепринятым стандартам». Заодно в МЧС решили доказать, что, вообще говоря, не сидели сложа руки и до сих пор, проверяя то и дело объекты: например, в ноябре прошлого года, когда на 45 из 62 объектов были выявлены 324 нарушения.

— Больше всего нарушений техники безопасности выявлены на объектах «Закамье» (торговая база), ООО «Еврогрупп» (торгово-ярмарочный центр «Шелковый путь»), рынок «Комсомольский. 19 марта этого года на основании решения Верховного суда РТ приостановлена эксплуатация рынка «Комсомольский» до полного устранения нарушений, — заявил Бикмухаметов.

Оправдания кризисом торговцам не помогут

Опечаленный итогами Наиль Магдеев попросил владельцев торговых заведений больше не пенять ни на кризис, ни на отсутствие денежных средств.

— У вас же были денежные времена. И в 2010, и в 2012, и в 2013 годах. У всех они были! И рынки строились. И доходы были достаточно хорошие, и материально-техническая база укреплялась. Здания строились огромные, все обустраивалось. Но не находилось 1,5-2% (от инвестиций, — прим. ред.), чтобы обезопасить людей. Экономили на «малом»! — возмутился глава исполкома. — Ведь стоимость пожарной сигнализации, от которой зависит и цельность всего многомиллионного здания, не так уж высока. Вот отношение: «А, ладно, потом, как-нибудь проскочим». Жизнь же не рулетка.

Бикмухаметов, решив, что Магдеев «по касательной» попенял и его ведомству, решился назвать и «хорошие» заведения, где «все так, как должно быть»: ТЦ «Апельсин», «Мегастрой», «Эссен», «Лента». «Неплохой пример рынка «Тулпар» — тихонько устраняет замечания», — скромно заметил начальник ведомства.

«Безмолвно на работе вы не должны находиться!»

— Принципиальности не хватает, — не обращая внимания на чиновника распалялся глава города. — Нет принципиальности в том, чтобы заставить тех, кто не умеет или не хочет выполнять требования, исправляться.

— Мы проверяем только то, что уже построено, и по истечению трех лет эксплуатации, — отчаянно пытался оправдаться Бикмухаметов.

— Ничего не мешает быть вам в составе госкомиссии, принимающей объекты, которую возглавляет первый заместитель мой Абдуллин, при выдаче разрешения на строительство получать еще и вашу экспертную оценку, — предложил сити-менеджер. — Пусть прокурор посмотрит, чтобы была возможность в состав госкомиссии по приемке объектов включить и вас. Как и в случае с начальником ГИБДД Радием Кадиковым. Подпись ставить не будете, но к вашему экспертному заключению в виде письменного документа будут прислушиваться. Безмолвно вы не должны на работе находиться!

— Мы не отказываемся, — тут же с готовностью согласился начальник отдела надзорной деятельности МЧС.

— А спрашивать будем с председателя госкомиссии, если окажутся проблемы с безопасностью. Если Бикмухаметов пишет отрицательное заключение, любой вменяемый руководитель — а у нас тут все такие? — с надеждой оглядел зал совещаний мэрии сити-менеджер, — не согласует строительство: «Дорогой, извини, но твой объект не можем подписать, потому что за заключением Бикмухаметова стоят жизнь и здоровье людей». Это касается всех тех, кто дает разрешение на строительство. Вообще, по завершению проверок проведем заседание соответствующее — посмотрим, что сделано. Ни один пункт не должен остаться невыполненным.

«Мы и без штрафов сможем с нашим бюджетом прожить»

Второй вопрос совещания касался все тех же парковок — вопрос, который год за годом стоял на повестках дня всех администраций города последних лет: и команды Ильдара Халикова, и команды Василя Шайхразиева. По наследству перешел он и команде Наиля Магдеева. Напомним, в декабре прошлого года, когда последний еще только принимал городское хозяйство, Магдеев выслушал доклад начальника ГИБДД по Челнам Радия Кадикова, который рассказал, что «за последние пять лет прирост транспортных средств в городе составил более 50 тыс. автомобилей, их уже насчитывается около 180 тысяч»: за 2014 год за нарушение правил парковки автоинспекторы составили 5 тысяч административных протоколов, более тысячи машин поместили на штрафстоянки. Тогда же он заявил, что до 2005 года все проекты строительства проходили согласование в ГИБДД на предмет сооружения парковок и подъездных путей: «Потом у нас пошли разногласия с исполнительной властью, когда мы не подписывали проекты. С 2005 года нас из процедуры согласования просто-напросто убрали». Что и привело, по его словам, к сокращению числа парковочных мест.

Наиль Магдеев, возмущенный исключением ГИБДД из процедуры согласования, поручил тогда своим подчиненным вернуть его в число инстанций, которые застройщику нужно пройти для получения разрешения на строительство, чтобы «без подписи начальника автоинспекции ни одно разрешение на строительство не выдавалось». В феврале этого года сити-менеджер предложил перейти от слов к делу и попросил предлагать решения проблемы руководителей УК и глав районов города.

На сегодняшнем «деловом понедельнике» стало известно, что воз и ныне там. Хотя, как заявил начальник административной комиссии мэрии города Фанис Гусманов, число протоколов административных нарушений с начала года не увеличилось по сравнению с прошлым, «нарушения правил благоустройства города можно зафиксировать везде», признал он. Сумма выданных штрафов в 2014 году составила 14,3 млн рублей, уже взыскано 13,7 млн (немалая часть из них касается незаконных парковок).

— 88% — это самый высокий процент взыскания штрафов по республике, — гордо заявил Гусманов.

— Да дело даже не в штрафах. Нет никаких планов по штрафам, — с неудовольствием поморщился глава исполкома. — Есть безобразия в повседневной жизни. Штрафы есть, штрафов нет… Мы без штрафов сможем с нашим бюджетом нормально прожить. Дело в порядке, которого, к сожалению, в нашем общем доме не так уж много. Паркуемся, где хотим. Опытные руководители районов вроде бы. Все со стажем. Знаем закон о местном самоуправлении. Права знаем. Но обязанности свои не выполняем. Мы к кому апеллируем, что у нас машины не там ставят? К самим себе! Дело не в суммах, не в штрафах — дело в принципе!

«Где надзорные органы? Чем вы занимаетесь, друзья мои?»

По словам того же Гусманова, ежегодно большое число протоколов административной комиссии касаются незаконной парковки — «заезд на детскую площадку или газон невозможно оправдать». В 2014 году за подобное наказали штрафами в 2-5 тыс. рублей 560 водителей.

— Всего лишь? На полумиллионный город? На 180 тыс. машин всего 560? — оторопел глава города. И ежедневно пачками жалобы на парковку идут ко мне. Где вы, руководители районов? Где службы ГИБДД? Где надзорные органы? Чем вы занимаетесь, друзья мои? Солнце бьет в глаза, факты — вещь упрямая. Мы на встречах с населением в наших комплексах слышали, какую оценку дают вам или надзорным органам жители. Это все от безнаказанности! Наличие приватизированной собственности не гарантирует тебе, что ты в любом месте можешь ставить авто. Это общедолевая собственность. И покупка автомобиля — вопрос и проблема парковки того человека, кто приобрел, а не того, кто живет этажом ниже, кто должен лицезреть, как на детскую площадку каждый день разухабисто заезжает автомобиль.

По итогам совещания Магдеев предложил СМИ обнародовать все факты нарушения безопасности со стороны торговых центров и рынков.

Фото: nabchelny.ru, chelnyltd.ru

Сергей Афанасьев
Муниципальное образование город Набережные Челны

Новости партнеров