Новости раздела

«За прошедший год в прокуратуру поступило 3 тысячи жалоб граждан на приставов»

Татарстанское УФССП взыскало долги с 930 тыс. счетов, арестовало 59 тыс. автомобилей и приняло решение об удержании долгов с 46 тыс. зарплат

В прошлом году приставы в Татарстане собрали лишь 17% от общей суммы подлежащей взысканию задолженности. Низкие показатели в кризис способствуют распространению нелегальных форм взыскания. Такое обвинение в адрес приставов выдвинула прокуратура. Проблемы, по их мнению, не только в крайне высокой загрузке приставов, которая стала уже традиционной, но и в нерешительных действиях по отношению к чиновникам на местах, которые просто игнорируют их требования. Прокуратура и глава правительства призвали активнее использовать механизмы привлечения нарушителей к уголовной ответственности. Подробнее — в репортаже «Реального времени».

А флаги у вас неправильно стоят

Подведение итогов работы Управления Федеральной службы судебных приставов по Татарстану (УФССП РФ по РТ) традиционно закончилось критикой работы ведомства: известно, что по всей России вопрос исполнения судебных решений и взыскания долгов стоит очень остро из-за высокой нагрузки на служащих и на проблемы самой отрасли. Сегодня же критика началась еще до официального начала самой коллегии. Экс-прокурор Татарстана Кафиль Амиров, приглашенный на заседание, покритиковал приставов за нарушение закона о государственной символике: флаги России, Татарстана и самой ФССП были расположены за спинами президиума в неправильном порядке. Однако, по приказу сконфуженного главного пристава Татарстана Радика Ильясова, нарушение быстро устранили.

Сами итоги года в разрезе регионов и по сравнению с прошлым годом выглядят довольно прилично: в 2015 году было возбуждено 1,3 млн исполнительных производств, что на 10 тысяч больше, чем в 2014 году. Как пояснил Ильясов, увеличение произошло из-за внедрения системы электронного взаимодействия с ГАИ. Это обеспечило 51% всех поступивших исполнительных документов приставам. Напомним, речь идет о мобильной системе «Дорожный пристав», которая позволяет считывать госномер автомобиля и показывает, числятся ли за его владельцем штрафы.

Таким образом, в течение года на исполнении находилось чуть более 2 млн исполнительных производств, их число, по сравнению с 2014 годом, выросло на 7,2%. Окончено 1,16 млн производств, из них фактическим исполнением — 771 тысяча, что на 30 тысяч меньше, чем в 2014 году. «В первую очередь это связано с усилением контроля за принятием мер по отказу от возбуждения производств в тех случаях, когда выявлен факт оплаты задолженности до поступления исполнительных производств», — пояснил Ильясов. Всего в результате деятельности приставов было взыскано более 10 млрд рублей — почти на 17% больше, чем годом ранее.

Главные методики — арест счетов и ограничение выезда за границу

Доля фактического исполнения дел приставами составила 43,2% при установленных нормативах в 47%. Ильясов признал, что выполнять показатель не получается, но отметил, что он на 4,6% выше среднероссийского значения. Причиной чиновники называют стабильно высокую нагрузку на приставов: так, на каждого в 2015 году приходилось более 4 тыс. дел — это самая высокая нагрузка в ПФО и пятая по России. Однако нагрузка по фактически исполненным делам существенно ниже — 1,5 тыс. дел в год, сообщил Ильясов. При этом количество оконченных производств выросло с 8,3 до 9,4 производств в день благодаря внедрению программы взыскания долга с банковских счетов.

Именно за счет этого механизма, наименее затратного и максимально обезличенного, приставы надеются улучшать показатели в будущем. В прошлом году, по данным Ильясова, этот способ обеспечил 48% всех фактически исполненных производств. Приставы направили 9 млн запросов, на которые пришло 20 млн ответов, 3 млн из которых — положительные. Это сведения о наличии у должника счетов в банке, автомобиля, недвижимости и пр. Всего приставы взыскали долги с 930 тыс. счетов, арестовали 59 тыс. автомобилей и приняли решение об удержании долгов с 46 тыс. зарплат.

Также в прошлом году приставы арестовали имущество 7,6 тыс. человек, что на 1,2 тыс. больше, чем в 2014 году. За их имущество ведомство выручило 246 млн рублей. Кроме того, почти на 8% выросло количество должников, которым ограничен выезд за границу — всего их на конец года насчитывается 47 тыс. человек. Эта мера позволила собрать более 580 млн рублей долгов.

Зампрокурора обвинил приставов в процветании незаконных коллекторов

Главный пристав признал, что люди стали на 20% чаще обращаться в аппарат УФССП с жалобами. По его словам, с одной стороны, такой рост связан с открытостью приставов, а с другой — с низким качеством оказания услуг на местах. Эту проблему подробно обрисовал в своем докладе зампрокурора РТ Марат Долгов. Более того, фактически он обвинил приставов в процветании полукриминальных методов взыскания долгов. «Мы все видим, какие общественные баталии сейчас ведутся вокруг деятельности коллекторов, а ведь всплеск их активности — показатель неудовлетворенности участников экономической деятельности государственной системой исполнения судебных решений. Сложно признать эффективной систему, не гарантирующую исполнение даже каждого второго решения», — заявил он.

По словам зампрокурора, приставам удается собрать всего 17% от сумм, подлежащих взысканию, хотя это один из лучших результатов в России, а на большинство причин такого бедственного положения республиканская служба «повлиять, к сожалению, не в состоянии». «Особую тревогу у нас вызывает растущее с каждым годом выявление прокурорами на местах нарушения законодательства об исполнительном производстве», — объявил он. По словам Долгова, за 2015 год их количество выросло на 27% и составило более 2,7 тысячи. По инициативе прокурора отменено более 1,6 тыс. незаконных нормативно-правовых актов, к административной ответственности привлечено 7 сотрудников управления, а к уголовной — 11.

«За прошедший год в прокуратуру поступило 3 тысячи жалоб граждан, не удовлетворенных деятельностью судебных приставов, и каждая пятая из них признана обоснованной. Абсолютное большинство обратившихся недовольно сроками и неполнотой исполнительных действий, особенно на начальном этапе исполнения. И каждый третий повторно обращается в прокуратуру», — доложил Долгов. Сославшись на общение с предпринимателями, он пожурил приставов за то, что у них нет контакта с населением — невозможно дозвониться, попасть на прием, узнать итог обращения. Тем не менее он согласился, что причина в высокой загрузке приставов, которая влечет к «совершению элементарных ошибок».

«Не забывайте, вы — федеральная служба, наделенная немаленькими полномочиями!»

Чтобы улучшить ситуацию, он посоветовал «резко усилить карательную практику по привлечению к уголовной ответственности по статье 315 (ст. 315 УК РФ — неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта — прим. ред.)». «При фактическом уровне исполнения эта статья у нас почти что не работает. Возбуждено лишь 8 уголовных дел, из них 4 — в отношении должностного лица в Высокогорском районе, еще по одному — в Бугульминском, Менделеевском и Кировском районе Казани», — рассказал Долгов.

При этом он намекнул, что приставы в районах боятся применять жесткие меры в отношении местных чиновников, которые, напротив, чувствуют себя вполне комфортно на вверенных им территориях. «Пора резко активизировать эту работу. Имеются сведения, что отдельные должностные лица уклоняются от явки по вызову в службу судебных приставов, отказываются от получения стандартных предупреждений о привлечении к уголовной ответственности, без которых принятие процессуальных решений невозможно. Коллеги, не забывайте, вы –федеральная служба, наделенная немаленькими полномочиями! И любой самый великий руководитель исполкома не наделен иммунитетом от совершения незаконных действий, не проявляйте беспомощность. Требую о каждом подобном факте уведомлять прокурора, вызывать прокуратуру и вручать уведомление совместно», — призвал Долгов.

Исполнение судебных решений по иску прокуроров тоже не устроило Долгова. По его данным, из 6 тысяч производств окончено около половины, допускаются факты длительного неисполнения решений, некоторые — годами, пожаловался он. Например, исполком Казани до сих пор не восстановил разметку дорог, что прокуратура предписала сделать еще в 2013 году, хотя нормативный срок — 1 год. При этом, когда прокуратура ужесточает работу на местах, главы сельских поселений массово начинают жаловаться на высокие исполнительские сборы и просят «урезонить приставов и прокуроров», рассказал он. Оказывается, большинство судебных решений были реально исполнимы, причем в короткие сроки, удивился зампрокурора. По данным самого Ильясова, сейчас по искам прокуратуры на исполнении находится 2,9 тыс. производств. Главный пристав отметил, что прокуроры прибегают к таким мерам в крайнем случае, но ответчиками по искам часто выступают органы местного самоуправления, школы, детсады, дворцы культуры. Он попросил своих подчиненных на местах тщательнее следить, чтобы муниципальные служащие не забывали выплачивать свои задолженности, и не ждать, пока этим заинтересуется прокуратура.

Не платить алименты станет еще опаснее?

На фоне разгромного выступления Долгова речь премьер-министра РТ Ильдара Халикова звучала необычно мягко. Он похвалил приставов за то, что, несмотря на кризис, исполнительных производств больше не становится, напротив, на 12,3% выросло количество приостановленных и оконченных фактическим исполнением производств — то есть 67%.

Однако Халиков напомнил, что доля фактического исполнения по-прежнему не дотягивает до норматива в 47%. «Даже сама постановка порогового значения в 47% — только от безысходности. Конечно, все ждут всех 97%, другого показателя, казалось бы, быть не может. Но только старыми методами этого не сделать», — заявил он и порекомендовал приставам взять на вооружение опыт федеральной налоговой службы и внедрить программный продукт, который показывает процессуальные нарушения в ежедневном режиме.

Наибольший резонанс, по мнению Халикова, в кризис приобретает вопрос алиментов: взыскивается всего 44% необходимой суммы. Общая сумма задолженности по ним на сегодня превышает 2,7 млрд рублей, что на 200 млн больше, чем годом ранее. Хотя общее количество дел не изменилось, средняя сумма долга растет, посетовал премьер. Для решения проблемы он призвал активнее привлекать должников к уголовной ответственности. По всей видимости, власти и прокуратура в кризис готовы идти по одинаковому пути — через ужесточение наказаний.

Дина Валиуллина, фото prav.tatarstan.ru

Новости партнеров