Новости раздела

Митрополит Анастасий уступил Казань участнику событий в Беслане

Сегодня на Священном cиноде РПЦ в Санкт-Петербурге было принято решение о переводе митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия в Симбирскую митрополию. Налицо рокировка: место владыки Анастасия занимает митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан. Чем запомнит паства годы правления митрополита Анастасия, и чем известен его преемник? Об этом в материале «Реального времени».

«Черный декабрь»-2013

О том, что Казанскую кафедру ждут перемены, заговорили в конце 2013 года, когда в Казанской духовной семинарии разразился скандал. Группа семинаристов ( и немаленькая!) обратилась с письмом в патриархию. Это была жалоба на проректора семинарии Кирилла Илюхина, домогавшегося семинаристов.

Началось разбирательство, приехал проверяющий из Москвы, факты подтвердились, Илюхина уволили и проводили подальше, ребят-подписантов перевели учиться в Москву, дабы не было преследований за критику. Параллельно с официальными событиями активную деятельность развил дьякон Андрей Кураев, известный богослов, блогер и автор многих популярных книг на церковную тематику. Он взял сторону семинаристов.

По некоторой просочившейся из патриархии информации, механизм увольнения с казанской кафедры владыки Анастасия (Меткина) чуть было не запустили в то самое время, но активность Кураева сыграла злую шутку. Могло получиться, что кадровое решение принимает не патриархия, а дьякон. Скандал тогда вроде бы сошел на нет.

Но в конце марта 2014 года митрополит Анастасий внезапно ушел с должности ректора семинарии, вслед за ним написали заявления об уходе и несколько педагогов, замешанных в скандале. А 31 марта прошлого года учащимся и педагогам был представлен новый ректор — игумен Евфимий (Моисеев), до этого возглавлявший издательский отдел в патриархии. Выбор его на должность ректора был идеален — филолог, богослов, настоящий, а не дутый кандидат наук, с большим стажем педагогической деятельности. В семинарии наступило иное время.

За год с небольшим новый ректор снискал авторитет и в семинарии, и у светских властей, и у прихожан. Он первый заговорил о возрождении в Казани духовной академии, которая некогда была одной из самых авторитетных в России. И нашел поддержку у врио президента Татарстана Рустама Минниханова по этому вопросу. А блестящие статьи игумена Евфимия по истории церкви, опубликованные в СМИ, можно считать талантливейшими образцами церковной публицистики. Таким образом, за судьбу семинарии и семинаристов теперь не приходится волноваться.

На кафедре — более четверти века

Правящему до 13 июля этого года Казанской митрополией митрополиту Анастасию в августе исполняется 71 год. По церковным законам на покой владыки выходят в 75 лет. Казалось, что в ближайшие четыре года в Казанской митрополии перемен не будет. Но в патриархии решили по-другому, и это стало неожиданностью.

Перевод в Симбирскую митрополию, которая и по величине, и по авторитету гораздо меньше Казанской, можно расценивать и как откровенное понижение, и как возможность… вежливо отказаться и раньше срока уйти на заслуженный отдых, что, в принципе, неплохо. Но владыка Анастасий, как сообщил источник в Казанской митрополии, пакует вещи, собирает митры и намерен все-таки уехать на родину Ленина.

Чем он запомнится пастве? Плохо или хорошо, но он встал у руля более двадцати пяти лет назад, в эпоху перемен. А вообще его церковная деятельность в Казани — это около полувека. В момент назначения его епископом Татарстанским и Марийским наша епархия насчитывала более десятка храмов. Сейчас их более трех сотен.

При нем началось возрождение монастырей, в том числе нашей жемчужины — Раифской обители, при нем вернулся к жизни Свияжск с его храмами и монастырями. При владыке Анастасии открылась духовая семинария, началось повсеместное строительство новых храмов.

Наверное, как большинство управленцев, он совершал ошибки. Но тот, кто без греха, пусть первым бросит камень. Одна из таких ошибок — кадровая. Окружил себя не теми людьми — одно назначение на должность проректора студента девятнадцати лет от роду чего стоит. Но кто не совершает ошибок? И будут ли их помнить? А возрождение Раифской обители, Богородицкого мужского монастыря, где сейчас хранится подаренная понтификом Казанская чудотворная икона Богоматери, десятки воскресных школ для детей и их родителей, да и много других добрых дел — все это останется последующим поколениям православных края. И помнить будут это.

Вот ирония судьбы! Первый храм, возвращенный при владыке Анастасии его титаническими усилиями, — собор Петра и Павла в Казани, один из самых красивых в митрополии и нежно любимый верующими. И об отставке митрополита весть пришла 12 июля, в престольный праздник этого собора. Круг словно замкнулся.

Священник, дипломат, общественный деятель

Налицо рокировка: наш владыка едет в Ульяновск (если не передумает в последний момент), а владыка с родины Ильича митрополит Феофан (Ашурков) отныне займет его рабочий кабинет в здании митрополии на улице Карла Маркса в Казани. Возможно, все было решено еще в мае этого года, когда в Симбирскую митрополию приезжал с визитом патриарх, просто фигуранты дела узнали об этом решении позже, как часто бывает.

Можно сказать, что нашей пастве повезло: митрополит Феофан — один из авторитетнейших иерархов РПЦ. Судя по его биографии, он преуспел и на дипломатическом поприще, и как пастырь. Он родился в небольшом городке в Курской области, очень рано решил посвятить себя церкви и постригся в монахи. Это случилось в 1973 году, что само по себе уже было смелым шагом, — в Стране Советов не поощряли церковную деятельность.

Уже через четыре года нес послушание в русской духовной миссии в Иерусалиме, потом была дипломатическая служба в качестве секретаря экзархата Центральной и Южной Америки, дипломатическая работа в Сирии и Египте. Два последних места работы — штрих важный: наш новый митрополит хорошо знаком с исламом и наверняка сможет установить хорошие отношения с мусульманами республики. С образованием у него тоже все в порядке — духовная семинария и академия, кандидат богословия.

Есть в биографии митрополита Феофана еще несколько ярких и необычных страниц, говорящих о его человеческой смелости. В бытность его архиепископом Ставропольским и Владикавказским, ему приходилось принимать решения в чрезвычайных ситуациях, помогать людям практически по законам военного времени. Осенью 1993 года он был в числе переговорщиков, убеждал не делать неверных шагов и Руцкого, и Хасбулатова. Во время бесланской трагедии разместил раненых детей в монастырях епархии, обеспечивал медикаментами, следил, чтобы лечили и выхаживали.

Во время конфликта в Северной Осетии в 2008 году по его указу в одном из женских монастырей открыли пункт для реабилитации пострадавших детей. Что уж тут говорить — биография мужская, героическая. По сути, владыка прошел многие «горячие точки», где риск был не фантазийным, а обыденным, ежедневным.

Участие в деятельности в общественных структурах — тоже на самом высоком уровне. Был членом Общественной палаты, руководил несколькими рабочими группами, в том числе той, что занималась снятием напряженности на Северном Кавказе. Церковная карьера тоже протекает удачно — возглавлял митрополии Челябинскую и Симбирскую.

Но, пожалуй, деятельность владыки Феофана на Северном Кавказе — это все-таки отдельная и важная страница, авторитетные источники сообщают, что в установлении мира и светского, и межконфессионального в этом регионе есть и его немалая лепта. Казанская митрополия, безусловно, благополучный регион, но приход на кафедру энергичного, яркого, харизматичного священника-дипломата можно только приветствовать.

Фото: Роман Хасаев, pravmir.ru, raifa.ru, tatarstan-mitropolia.ru, prav-news.ru, а также из из архива журнала Московской патриархии

Татьяна Мамаева

Новости партнеров