Казанские базары: здесь вам не «Ашан», или место в мясном лабазе на Мавлютова по цене «Тандема»
Сколько стоит аренда торговых точек на рынках столицы Татарстана
Вопреки распространенному мнению о том, что «базар умер» на фоне разразившегося во второй половине «нулевых» бума на рынке качественных торговых площадей, рынки продолжают привлекать покупателей. А вслед за потоком людей растет конкуренция и за торговые точки на столичных базарах. Как выяснила аналитическая служба «Реального времени», цены на аренду мест увеличиваются каждый год, а кое-где вполне сопоставимы со ставками самых популярных и дорогих торговых центров Казани.
Базарный лабаз по цене «Тандема»
Как выяснило «Реальное время», самая высокая номинальная стоимость одного торгового места (независимо от типа и площади) — на рынке на улице Мавлютова. Торговое место площадью 10 кв. м в едином помещении (для торговли мясом) обойдется в 24200 рублей в месяц. То есть, «квадрат» выходит 2,4 тыс. рублей. Такая арендная ставка вполне сопоставима с самыми продвинутыми ТЦ Казани. Как писало «Реальное время», аренда одного квадратного метра торговой площади в «Тандеме» стоит от 2,5 тысяч рублей и выше. За аренду одного квадратного метра в ГУМе просят от 2200 рублей.
Немногим меньше будет стоить аренда торгового павильона площадью 15 кв. м на Ново-Савиновском оптово-розничном рынке по улице Адоратского: здесь она обойдется в 23 тысячи рублей, то есть 1,5 тыс. рублей за «квадрат». Здесь же можно торговать с автолавки — стоимость аренды места под нее составляет от 500 рублей в день в зависимости от типа автомобиля. По субботам торговля с автомобиля будет стоить в два раза дороже — 1000 рублей.
За 20 тысяч рублей, кроме того, можно арендовать торговый павильон площадью 11 кв. м на Московском рынке. Официально возможности торговли с автолавки на этом рынке нет.
Основная масса рынков предлагает арендовать павильоны за 15-16 тысяч рублей в месяц. К ним, к примеру, относится Центральный рынок на улице Межлаука, также известный как «Колхозный». Открытое место в рядах продажи бакалеи обойдется в 16 тысяч рублей в месяц, торговые места в рядах продажи фруктов и овощей будут стоить 800-1500 рублей за квадратный метр, торговый прилавок под крышей — 250-350 рублей в день. Торговля с автолавки будет стоить 300 рублей в день.
Совсем маленькое незакрываемое торговое место в помещении продажи фруктов площадью 1,5 кв. м на Чеховском рынке обойдется в солидных 15 тысяч рублей в месяц. Торговля с автолавки мало практикуется на этом рынке, стоит 1000 рублей в день.
За те же 15 тысяч рублей можно арендовать торговое место площадью 7 кв. м в помещении рынка «Юдино», а за 16 тысяч — павильон площадью 20-22 кв. м на фруктово-овощной базе «Ямская» (продолжение Центрального рынка около железнодорожных путей).
За 14850 рублей можно арендовать семиметровый ларек в помещении торгового павильона «Велес» (Приволжский рынок), а за 9000-12500 — шестиметровый павильон на рынке «Анчар» на Пионерской, за 9750 рублей в месяц — восьмиметровый павильон на рынке «Нереида» на Межлаука. Кроме того, от 5 до 16 тысяч рублей будут стоить павильоны площадью от 2 до 20 кв. м на рынке «Соцгород», а за 10 тысяч можно арендовать контейнер площадью 13,7 кв. м в «Новой Туре». Торговля с машины здесь будет стоить 6 тысяч рублей в месяц (по субботам — бесплатно).
Некоторые из рынков, кроме того, указывают стоимость не за павильон, а за квадратный метр. К примеру, торговые павильоны в помещении агропромышленного парка «Казань» обойдутся минимум в 1670 рублей за «квадрат», а ларьки на открытом воздухе на рынке «Родина» — в 900 рублей за «квадрат». Торговля с машины в «Родине» обойдется в 3-4 тысячи рублей в месяц.
Название рынка | Адрес | Район местоположения | Общее количество торговых мест на рынке | Стоимость аренды торговых мест для продажи продуктов питания | Возможность торговли с автолавки/стоимость |
Чеховский рынок | ул. Чехова, 2 | Вахитовский | 210 | Незакрываемое торговое место в отапливаемом едином помещении в рядах продажи фруктов площадью 1,5 кв. м — 15000 руб./месяц. | Мало практикуется. 1000 руб./день |
Московский рынок | ул. Шамиля Усманова, 1 | Московский | 758 | Торговый павильон площадью 11 кв. м — 20000 руб./месяц | нет |
«Казань», агропромышленный парк | ул. Аграрная, 2 | Советский | 429 | Торговые павильоны без оборудования в едином помещении от 1670 руб./кв. м в месяц | нет |
Центральный рынок | ул. М.Межлаука, 13 | Вахитовский | 970 | Открытое торговое место в рядах продажи бакалеи, колбасных изделий, прилавок длиной 1,6 м без оборудования — 16000 руб./месяц; Торговые места в рядах продажи фруктов и овощей — 800-1500 руб./кв. м в месяц; Торговые прилавки под крышей, без стен, в зависимости от местоположения цена прилавка длиной 1,6 м 250-350 руб./день. | 300 руб./день |
«Нереида», рынок | ул. М.Межлаука, 26 | Вахитовский | н/д | Торговый павильон площадью 8 кв. м — 9750 руб./месяц | нет |
«Даурия», рынок | ул. Даурская, 38 | Советский | 126 | Торговый павильон площадью 8-15 кв. м — 1000 руб./кв. м в месяц. | нет |
«Анчар», рынок | ул. Пионерская, 9а | Советский | 100 | Торговый павильон площадью 6 кв. м — 9000-12500 руб./месяц в зависимости от местоположения | нет |
Ново-Савиновский оптово-розничный рынок | ул. Адоратского, 21а | Ново-Савиновский | 512 | Торговый павильон площадью 15 кв. м — 23000 руб./месяц | От 500 руб./день в зависимости от автомобиля. По субботам — 1000 руб./день |
Технополис «Новая Тура» | Зеленодольский район, с. Новая Тура | Зеленодольский район | н/д | Торговые контейнеры (20 футов) площадью 13,7 кв. м — 10000 руб./месяц | 6000 руб./месяц (по субботам бесплатно) |
Плодово-овощной рынок «Привоз» | ул. Адоратского, 65 | Ново-Савиновский | 120 | цену не сообщают, пока мест нет | нет |
«Родина», рынок | ул. Родины, 33а к1 | Советский | 540 | Закрываемые торговые ларьки на открытом воздухе — 900 руб./кв. м в месяц | 3000-4000 руб./месяц в зависимости от автомобиля |
Торговый павильон «Велес» (Приволжский рынок) | проспект Победы, 48Б | Приволжский | н/д | Торговый ларек в едином помещении площадью 7 кв. м — 14850 руб./месяц | нет |
«Ямская», фруктово-овощная база | ул. Ямская, 6 | Вахитовский | н/д | Торговый павильон площадью 20-22 кв. м — 16000 руб./месяц | нет |
Рынок «Юдино» | Кировский | н/д | Торговое место в едином помещении 7 кв. м — 15000 руб./месяц | нет | |
Рынок «Соцгород» | ул. Белинского 12а | Авиастроительный | н/д | Торговые павильоны 2-20 кв. м стоимостью 5000-16000 руб. в зависимости от местоположения | Для своих продавцов бесплатно, для сторонних — 1500 руб./день («Газель») |
Рынок на Мавлютова | ул. Х.Мавлютова (лит. Е, Д, Г, В, С, Р) | Приволжский | н/д | Торговое место в едином помещении 10 кв. м — 24200 руб./месяц (мясная лавка) | нет |
Пять казанских рынков
Впрочем, отметим, что согласно Реестру рынков Республики Татарстан по состоянию на 1 января 2016 года (опубликован на сайте министерства промышленности и торговли Татарстана), из 29 объектов, работающих в Казани, статусом розничных рынков обладают лишь пять. Остальные, согласно пояснению от минпромторга республики, принадлежат к другим формам торговли.
В Казани — четыре универсальных рынка. Центральный рынок расположен на улице Межлаука, 13. Управляющая компания — зарегистрированное там же ОАО «Центральный рынок г. Казани». Юрлицо принадлежит пяти физлицам: у Гузель Сафиной — 20% (также председатель правления ТСЖ «Суворовский», совладелец двух юрлиц «Сувара» — ООО «Залесный Сити» и ООО «Тетеево-2»), у Игоря Лукоянова, Вячеслава Корнилова, Салима Абдуллазянова, Михаила Колпакова — по 10%.
Московский рынок на Шамиля Усманова, 1 контролируется расположенным там же ОАО «Московский рынок». Юрлицо принадлежит комитету земельных и имущественных отношений Казани. Директор Олег Крюченков раньше возглавлял АО «Ново-Савиновский оптово-розничный рынок».
Чеховский рынок на Чехова, 2 управляется компанией ООО «Центр торговли». Единственный учредитель — Эмиль Гарафиев, также владелец и директор ООО «ЮИ Консалт», ООО «Ситипринт-Сервис», директор ООО «Армант». Ранее Гарафиев возглавлял и ООО «Центр торговли». Директор компании сейчас — Андрей Кириллов, также владелец ООО «Частная охранная организация «Процион».
У рынка «Родина» на улице Родины, 33а управляющая компания — зарегистрированное там же ООО «Фирма «Родина». У компании — три учредителя. 55% принадлежит Ильсеяр Хайретдиновой (ранее была директором в ООО «Берег-инвест», ПК «Надежда», ООО «Ильрус», а также совладельцем в «Ильрусе» и ООО «Спорт-лайн»). Еще 25% принадлежит Екатерине Пудовой (бывший совладелец занимающегося растениеводством петербургского ООО «Прогресс»), 20% — у Рустама Салахова (также директор и совладелец в ООО «Купер», совладелец в ООО «Ильрус»).
Помимо этого, в Казани зарегистрирован специализированный автомобильный рынок на Амирхана, 48, юридическое лицо которого — ООО «Стан», адрес регистрации — Чуйкова, 9. Компания принадлежит на 50% Василию Янакову (родной брат предполагаемого лидера группировки «Квартала» Автандила Янакова), на 25% — Герману Киму и Федору Саввиди (вероятно, родственник экс-депутата Госсовета РТ Ираклия Саввиди).
«Люди не перестанут ходить на рынки»
Большинство опрошенных экспертов сходятся в одном: посещаемость рынков неуклонно падает. Так, Эрик Абдуллин, директор Центрального рынка, отмечает серьезное снижение: «В первую очередь оно, конечно, связано со снижением покупательской способности населения — в стране идет кризис. Еще одной причиной снижения посещаемости рынков является строительство новых торговых комплексов и открытие новых крупных магазинов. В связи с санкциями наблюдаются и изменения в структуре продаваемых на рынке продовольственных товаров».
Фарид Габдрахманов, представитель ООО «Соцгород» и вице-президент «Союза торговых предприятий», приводит следующие цифры: «Сейчас на рынках наблюдается примерно 30-40% снижение посещаемости, что связано с кризисом. Однако, думаю, люди не перестанут ходить на рынки, что связано со сложившимся среди нашего населения стереотипами. У нас люди привыкли ходить на рынок, потому что там всегда можно найти свежие продукты, разузнать, какие лучше, а какие нет, потрогать, самому отобрать что-то. В сетевых магазинах так походить не получится. В дальнейшем рынки будут развиваться, если будут найдены пути импортозамещения некоторых товаров. На сегодняшний день с заменой некоторых импортных товаров на отечественные аналоги могут возникнуть проблемы. Но все же мы стараемся найти выход. К примеру, уже со следующей недели на рынке «Соцгород» будет представлена продукция из Казахстана».
Оптимистичен и Олег Крюченков, директор Московского рынка: «По нашим наблюдениям, было время, когда с массовым открытием супермаркетов и гипермаркетов посещаемость продовольственных рынков стала снижаться. Однако сейчас мы видим, что люди стали возвращаться на рынки. В особенности это заметно на ярмарках выходного дня. На ярмарки приходит большое количество покупателей. Это объясняется тем, что цены на многие товары, представленные на ярмарках, значительно ниже, чем в торговых сетях. Кроме того, на рынке всегда есть возможность договориться. Поэтому я считаю, что рынки будут и дальше развиваться и занимать свою нишу».
А вот начальник управления торговли торговой сети «Верный» в Татарстане Алина Сафиуллина не видит будущего у рынков: «Не могу сказать, что розничные рынки забирают себе наших клиентов. Деятельность рынков на нас никак не влияет, мы не пересекаемся. Конкуренцию в этом плане для нас составляет «Агропромышленный парк». Он себя зарекомендовал, у него есть свой покупатель и многие туда ездят. В «Агропромпарке» созданы удобные условия как для продавцов, так и для покупателей. Что касается рынков, думаю, в дальнейшем они не будут пользоваться большой популярностью, так как зачастую они недостаточно благоустроены, в них не соблюдаются санитарные нормы, не организованы удобные подъездные пути и парковки».
Более подробно описывает ситуацию с популярностью рынков генеральный директор информационно-аналитического агентства «Инфолайн» Иван Федяков: «По итогам прошлого года снижение розничного товарооборота в физической массе составило 10%, с начала 2016 года падение составило от 5% до 10%, в среднем — 7%. Сейчас, конечно, в целом, ситуация стала чуть лучше, но, к сожалению, снижение все же продолжается. Говорить о том, что мы сейчас достигли дна или стабилизации, пока не приходится, — отмечает эксперт. — В последние годы доля традиционных рынков неуклонно снижалась. Согласно нашему исследованию, за последние 10 лет в Российской Федерации количество рынков сократилось почти в 4,5 раза. Сейчас доля розничной торговли продуктами питания и товарами длительного пользования составляет около 10%, при этом значение продолжает снижаться. В разных регионах России доля рынков сильно разнится. К примеру, в южных регионах России традиционные рынки оставляют за собой достаточно сильные позиции, здесь на их долю может приходиться более 20% рыночного оборота продуктов питания. В северных регионах эта доля значительно ниже, самое низкое значение наблюдается в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. У нас на долю розничного товарооборота рынка приходятся единицы процентов, и она близка к нулю».
«Базарные» республики
Всего, по данным на начало 2016 года, в Татарстане на рынках зарегистрировано 8 755 торговых мест. Этот показатель — второй среди регионов Приволжского федерального округа после Башкортостана (у восточного соседа — 9572 торговых места). У ближайших по этому показателю регионов — Саратовской и Оренбургской областей — 7583 и 6271 торговое место соответственно.
Во всех регионах число этих мест в 2016 году снизилось по сравнению с 2015 годом. Снижение числа торговых мест в Татарстане (с 9270 до 8755) не так значительно, как, к примеру, в Нижегородской области, где показатель в 2015 году составлял 6414 мест, а в 2016 году — 2721 место, или в Чувашии, где показатель снизился с 2422 до 571 места.
Тут очевидно свою роль сыграло требование федерального закона «О розничных рынках» по переносу рынков в капитальные строения. Эта ноша оказалась под силу не всем.
По мнению Федякова, в Татарстане и Башкортостане, как и в любом другом аграрном регионе, доля рыночной торговли выше, чем среднероссийское значение. «В Татарстане, а также в соседних регионах рынки заняли определенную нишу, в которой потребитель заинтересован, и думаю, что в дальнейшем доля рынков в этих регионах всегда будет выше, чем в среднем по России».
«В супермаркетах нередко несвежие или же вообще просроченные продукты»
«Реальное время» опросило и непосредственных участников процесса торговли на казанских рынках — продавцов. Один из них, продавец овощей и фруктов, говорит, что изменений в посещаемости не произошло: «Мы никаких изменений не ощутили, люди как раньше ходили на рынок, так и сейчас не перестают. Даже если с каждым днем увеличивается количество таких магазинов, как «Ашан», «Пятерочка», «Магнит» и других, это никак не сказывается на работе рынка. Все-таки в таких магазинах не могут предложить покупателям попробовать, самим набрать некоторые товары. Этим продуктовый рынок и выигрывает. Здесь вы всегда можете найти натуральные, свежие продукты. В супермаркетах же нередко приходится сталкиваться с несвежими или же вообще просроченными продуктами. В крупных гипермаркетах, таких как «Ашан», к примеру, вообще приходится стоять в очередях, овощи и фрукты могут лежать вразброс, после многократного перебирания покупателями. На рынках такого нет».
«В последние 5 лет наблюдается стабильная посещаемость продуктовых рядов, — говорит продавец бакалеи. — В 2011-2012 годах на рынках народу было больше. На мой взгляд, это связано с тем, что сейчас повсюду есть супермаркеты, предлагающие покупателю широкий выбор товаров. Они, как правило, находятся близко к дому, можно зайти и после работы, а на рынок нужно ездить целенаправленно. В супермаркеты сегодня ходят очень большое количество клиентов».
Иван Федяков: "В Татарстане, а также в соседних регионах рынки заняли определенную нишу, в которой потребитель заинтересован, и думаю, что в дальнейшем доля рынков в этих регионах всегда будет выше, чем в среднем по России". Фото infoline.spb.ru
Продавец, торгующий колбасными изделиями и вовсе настроен оптимистично: «Влияния супермаркетов мы не замечаем. Кто ходил на рынок, так и дальше ходит, изменений нет. На рынках всегда свежая и вкусная продукция. В супермаркетах, конечно, можно найти продукты подешевле, однако они уступают нашим в качестве. Проблем в работе мы практически не наблюдаем. Единственное, после того как большинство продавцов с вещевого рынка переехали в «Новую Туру», общая посещаемость рынка сильно упала. Это ощущают продуктовые торговые ряды. Раньше на рынок очень много людей приезжали, в том числе и из близлежащих районов. Надеемся, что в дальнейшем посещаемость рынков будет только расти. По крайней мере, летом люди на рынок больше ходят».
А вот продавец салатов снижение покупателей видит, но не связывает это с обилием магазинов: «Кризис сильно повлиял на количество покупателей на рынке. Доходы людей уменьшились, соответственно, все стараются экономить. Вместе с тем, не могу сказать, что на снижение посещаемости рынка влияние оказало открытие большого количества супермаркетов и магазинов шаговой доступности. Люди, привыкшие ходить на рынок и сейчас не перестают ходить. Ведь все-таки супермаркеты, на мой взгляд, дополнение к розничным рынкам. Основное преимущество таких магазинов в том, что они находятся близко к дому, и в любой момент можно докупить что-нибудь. Люди, я думаю, в основном все-таки предпочитают закупаться на рынках. Здесь можно договориться в цене, можно и попробовать продукт. В «Бахетле», например, при покупке салатов покупатель не сможет распробовать его вкус, и, если салат не понравится, то получается, деньги потрачены на ветер. При этом салаты же не так и дешево стоят».
Платежи растут, но торговцев существенно меньше не становится
Большинство опрошенных экспертов отмечают некоторое снижение не только количества покупателей, но и предпринимателей, которые работают на рынках. Так, Эрик Абдуллин, директор Центрального рынка, говорит, что «в последнее время идет некоторое снижение, свободные места есть. При этом стоимость арендной платы не менялась». Абдуллин отмечает, что если и дальше будут открываться торговые комплексы, то на розничных рынках ситуация будет ухудшаться.
Фарид Габдрахманов, вице-президент «Союза торговых предприятий», указывает на сложности при организации торговли на рынках: «Они могут быть связаны с последними изменениями в федеральном законодательстве. Так, к примеру, согласно статье 24 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» торговля на рынках в классическом понимании этого слова запрещается».
А вот директор Московского рынка Олег Крюченков практически не заметил изменения количества предпринимателей: «Некоторые изменения вносит сезонный фактор: летом количество людей, торгующих на рынке увеличивается, а зимой, наоборот, уменьшается. Что касается аренды, у нас арендная плата изменяется раз в год. Повышение арендной платы связано с ростом стоимости жилищно-коммунальных услуг: расценки на вывоз ТБО, снега, воду, электричество, тепло изменились. В последний раз стоимость аренды была изменена на 15% в декабре прошлого года. Предпринимателей об изменении стоимости аренды мы, естественно, предупреждаем заранее, и ни для кого это неожиданностью не становится. Продовольственные ряды у нас находятся как на площади, так и внутри помещения рынка. Заполняемость торговых мест хорошая, примерно 80%. Свободные места так же есть».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.