Новости раздела

Экономика Татарстана: бюджет под давлением

Консолидированный бюджет Татарстана удалось свести с профицитом, несмотря на экстремально низкие цены на нефть

Анализируя исполнение консолидированного бюджета Татарстана по итогам I квартала 2016 года, экономический обозреватель интернет-издания «Реальное время» Альберт Бикбов с удовлетворением отметил, как финансовым властям республики удалось справиться и свести бюджет даже «с прибылью», не залезая в долги. Пусть и за счет приоритетного финансирования только первоочередных расходов, но это полностью оправдано сложившейся непростой финансовой обстановкой.

Давление экстремально низких нефтяных цен

Доходы консолидированного бюджета Татарстана в I квартале 2016 года составили 45,2 млрд рублей, снизившись по сравнению с I кварталом 2015 года на 6,3 млрд рублей, или на 12,2%.

Но не все так грустно — собственные доходы консолидированного бюджета Татарстана (без межбюджетных трансфертов из Москвы) упали гораздо ниже — на 2,2 млрд рублей, или 5,0%.

И все это в условиях экономического шторма — экстремально низких цен в январе 2016-го!

Как видите, бюджет Татарстана оказался относительно устойчив к такому сильному потрясению.

Основной налог Татарстана — налог на прибыль — упал на 24,2% и составил 12,5 млрд рублей.

На сокращение поступлений налога на прибыль оказало влияние снижение платежей по организациям нефтедобывающей отрасли. Это аукнулось стремительное падение до экстремально низких значений мировых нефтяных цен в январе 2016 года, когда цены на сорт Brent упали до $27-28 за баррель.

За январь-февраль 2016-го сумма прибыли по сектору «нефтедобыча» составила всего 18,0 млрд рублей при суммарной прибыли 24,4 млрд рублей годом ранее. Как видите, недополучено 6,4 млрд рублей прибыли. Хорошо, что хоть в прибыли остались!

А ведь это действительно был очень серьезный удар: средняя цена на нефть российского сорта Urals снизилась на 39,36% и составила $31,99 за баррель.

Напомним, в I квартале 2016 года средняя цена на нефть сорта Urals составляла $52,76 за баррель.

Это почти 40-процентное снижение мировых цен на нефть было лишь частично компенсировано девальвацией.

Так, средний номинальный курс доллара США за I квартал 2016 года вырос на 20,0% по отношению к показателю 2015 года и составил 74,6 рубля. По евро рост поменьше — +17%.

В таких условиях даже физическое наращивание добычи несущественно скрасило общую картину падения прибылей. Так, по группе «Татнефть» за три месяца добыто 6,9 млн тонн (105,5% к 2015 г., +363 тыс. т).

Поступление налога на доходы физических лиц в январе-марте 2016 года возросло по сравнению с январем-мартом 2015 года на 13,8% (+1,7 млрд рублей) и составило 14,0 млрд рублей, что обусловлено увеличением заработной платы и выплатой дивидендов рядом крупных организаций республики. Кроме того, росту НДФЛ в январе-марте 2016 года способствовало увеличение численности работающих на строящихся объектах в рамках реализации инвестиционных проектов, а также доначисленные платежи по результатам контрольных мероприятий.

Слабая положительная динамика по акцизам (+2,1%) обусловлена сильным снижением поступлений по акцизам на прямогонный бензин — на 1,7 млрд рублей — и акцизам на бензол, параксилол, ортоксилол — на 351,1 млн рублей, что обусловлено применением по данным видам акцизов налоговых вычетов, умноженных на соответствующий коэффициент. При этом отмечается рост поступлений по акцизам на дизельное топливо на 56,4% (+752,0 млн рублей), что обусловлено увеличением его производства.

Объем межбюджетных трансфертов из РФ был снижен по сравнению с прошлым периодом на 3,9 млрд рублей, что можно объяснить тем, что в I квартале 2015 года было произведено срочное финансирование мероприятий по подготовке и проведению XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в Казани. На эти цели были предусмотрены ассигнования из бюджета РФ в размере 3 млрд рублей (постановление от 18 марта 2015 года №248). Так что после ухода «спортивной составляющей» после 2015 года «ручеек» федеральных субсидией заметно истощился.

После ухода «спортивной составляющей» после 2015 года «ручеек» федеральных субсидией заметно истощился. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Расходы: режем все непервоочередное

Понятно, что из-за недополученных доходов пришлось экономить.

Расходы бюджета в I квартале 2016 года были недофинансированы по сравнению с аналогичным периодом 2014-го весьма значительно — на 5,0 млрд рублей, или на 10,2%.

Поэтому удалось выйти даже в профицит бюджета. Доходы, таким образом, превысили расходы. По итогам I квартала 2016 года бюджетный профицит составил 1,1 млрд рублей. Мало, конечно, по сравнению с I кварталом 2015 года, когда профицит бюджета был 2,5 млрд рублей. Но не забывайте, каким экстремально сложным для экономики был январь 2016-го!

Профицит бюджета отменил бюджетные заимствования — с начала 2016 года уровень государственного долга не изменился. Согласно долговой книге Республики Татарстан, объем внутреннего долга у нас составил на 1 апреля 2016 года 91,3 млрд рублей (где 81,3 млрд рублей — бюджетные кредиты из Москвы, а 9,9 млрд рублей — гарантии в иностранной валюте за ОАО «КАМАЗ»).

Но нет никаких сомнений в том, что долги придется наращивать, чтобы закрыть следующие расходы:

  1. Предстоит выплачивать отпускные учителям, то есть понадобятся двойные квартальные расходы, когда сумма разово потребуется достаточно значительная.
  2. Нужно не забывать, конечно, и про ожидаемый дефицит бюджета 2016-го, а он достаточно большой — 7,5 млрд рублей.
  3. Переплата по налогу на прибыль — более 5 млрд рублей.
  4. Возврат ранее взятых федеральных бюджетных кредитов. В 2016 году необходимо вернуть 2,2 млрд рублей.

Как видите, необходимо наращивать доходы бюджета (что маловероятно) или наращивать бюджетные долги как минимум на 16-17 млрд рублей.

Увеличение задолженности по бюджетным кредитам вряд ли можно рассматривать как негативный фактор, ведь они берутся на 3 года по ставке 0,1% годовых, что при нынешней инфляции можно расценивать как подарок. Так что смысл и логика в действиях татарстанского минфина имеются. Главное — не подойти к ограничениям, заложенным Бюджетным кодексом РФ (не более 100% от доходов). Весь госдолг РТ по состоянию на 1 апреля 2016 года составил 46,6% от запланированных годовых доходов бюджета, что не является критичным уровнем.

Есть еще один путь — сокращать расходы. Но!

Сокращать расходы очень трудно — мешают первоочередные и социально значимые расходы, которые просто невозможно не финансировать в полном объеме. В плановом бюджете на 2016 год они составили 74,7% от общего объема расходов.

Поэтому весь первый квартал действовал режим первоочередных и социально значимых расходов, и вряд ли можно надеяться на его отмену в течение ближайших кварталов. Если смотреть на исполнение бюджета, то первоочередные и социально значимые расходы — это здравоохранение, социальная политика и образование, которые профинансированы на уровне I квартала 2015 года.

Но вот непервоочередным расходам, к каким относятся расходы по статье «Национальная экономика» (связаны в основном с расходами инфраструктурного характера), не повезло. Сокращение фактических расходов по этой статье составило 21,6%, или 3,6 млрд рублей. Если ситуация с поступлениями нормализуется, то, естественно, расходы по этой статье будут дофинансированы.

Консолидированный бюджет РТ за I квартал 2016 и 2015 годов (в млрд рублей) по фактическому исполнению

СТАТЬИ

I кв. 2016

I кв. 2015

АБС. ИЗМ.

ОТН. ИЗМ.

1. Доходы бюджета

45,2

51,5

-6,3

-12,2

1.1. Собственные доходы бюджета

41,2

43,4

-2,2

-5,0%

1.1.1. Налог на прибыль

12,5

16,5

-4,0

-24,2%

1.1.2. НДФЛ

14,0

12,3

+1,7

+13,8%

1.1.3. Налог на имущество

4,4

4,5

-0,1

-2,2%

1.1.4. Акцизы

4,9

4,8

+0,1

+2,1%

1.1.5. Налог на совокупный доход

1,9

1,7

+0,2

+11,8%

1.1.6. Доходы от использования госимущества

0,9

0,8

+0,1

+12,5%

1.1.7. Штрафы, санкции

0,8

0,8

0

0,0%

1.2. Безвозмездные поступления (трансферты)

4,0

8,1

-3,9

-51,6%






2. Расходы бюджета

44,1

49,1

-5,0

-10,2%

2.1. Образование

12,8

12,7

+0,1

+0,8%

2.2. Национальная экономика

13,1

16,7

-3,6

-21,6%

2.3. Здравоохранение

5,4

5,3

0,1

+1,9%

2.4. Социальная политика

5,7

5,8

-0,1

-1,7%

2.5. ЖКХ

2,4

3,7

-1,3

-35,1%

3. Профицит бюджета

1,1

2,5

-1,4



Альберт Бикбов
Аналитика

Новости партнеров