Новости

21:44 МСК
Все новости

«К нам приедет «Царевна-Лебедь», которая 30 лет не покидала залы Третьяковки»

Как надпись казанских девятиклассников от июня 1941 года в башне Сююмбике стала исторической реликвией

«К нам приедет «Царевна-Лебедь», которая 30 лет не покидала залы Третьяковки» Фото: Максим Платонов

Гостьей «Реального времени» была директор Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Казанский Кремль» Зиля Валеева. Вопросы, которые прислали читатели, касались будущего грандиозного проекта с Третьяковской галереей и того, кто же оплатит весьма внушительную страховку картин. Интересовались читатели и предстоящей реставрацией башни Сююмбике, и тем, можно ли будет на нее подниматься туристам.

«К нам приедет «Царевна-Лебедь»!»

— Зиля Рахимьяновна, судя по престижности выставок и других культурных мероприятий, проходящих у вас, потихоньку народ уже привыкает к миссии Казанского кремля: это и сердце тысячелетнего города, и резиденция президента Республики Татарстан и комплекс музеев и выставочных залов. Особенный интерес вызывают новые проекты. Поэтому начнем с вопросов, касающихся начала сотрудничества с Третьяковской галереей. В какой форме оно развернется, насколько это будет масштабно?

— Интерес закономерен. Вот уже 12 лет в Казанском кремле работает центр «Эрмитаж-Казань», первый из региональных центров сокровищницы российской культуры. Контакты нашего заповедника с Третьяковкой закономерны и логичны. Тема сотрудничества музеев Татарстана с Третьяковской галереей обсуждалась еще в прошлом году у президента Татарстана Рустама Минниханова, когда генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова приезжала в Казань. И тогда были достигнуты договоренности об обменных выставках, о представлении шедевров московского музея в Казани. Первую экспозицию было решено провести в Казанском кремле как в наиболее подготовленном и респектабельном музейном центре. Выбрали залы представительства «Эрмитаж-Казань». Время проведения выставки необходимо было согласовать с гендиректором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским.

Сейчас все эти договоренности обретают конкретные формы. Недавно в Третьяковке побывал президент Татарстана Рустам Минниханов. Во время этого посещения министр культуры Татарстана Айрат Сибагатуллин подписал с генеральным директором Третьяковской галереи договор о сотрудничестве с музеями Татарстана. Так что сейчас идет работа по исполнению первого пункта договора. И если первый проект будет проводиться у нас, то в 2018 году в Третьяковской галерее будут представлены свияжские иконы.

— И когда же час «икс» настанет?

— Открытие выставки «Гений века» запланировано на конец апреля, конкретная дата определится позже. Нам предстоит увидеть уникальную художественную панораму начала XX века. Вы только представьте период времени с 1900 по 1920 год! Русский импрессионизм, модерн, символизм, поиски нового художественного языка нового времени. А какие имена! Гончарова, Ларионов, Фальк, Петров-Водкин, Врубель… К нам приедет «Царевна-Лебедь», которая 30 лет не покидала залы Третьяковской галереи. Я уверена, что с этой сказочной работой Врубеля предстоят необыкновенные встречи и тем, кому она знакома с детства, и тем, кто «Царевну» впервые увидит в Казани.

Выставка «Гений века» это еще и возможность содержательного межмузейного диалога. Потому что на ней встретятся шедевры двух музеев. Мы, к сожалению, иногда недооцениваем, какие художественные шедевры окружают нас в шаговой доступности. Да еще такие, что востребованы по всему миру. Не все знают, что некоторые экспонаты из Государственного музея изобразительных искусств нашей республики так часто участвуют в крупнейших международных художественных проектах, что надо буквально пользоваться теми редкими возможностями, когда они дома, здесь, в Казани, и надо только дойти до музея. Некоторые из этих полотен, «гастролирующих» по миру, будут представлены и на выставке «Гений века».

Нам предстоит увидеть уникальную художественную панораму начала двадцатого века. Вы только представьте период времени с 1900 по 1920 год! Русский импрессионизм, модерн, символизм, поиски нового художественного языка нового времени

Сейчас идет работа над стенографией. Возникли вопросы по свету. Наш зал не специализировался как художественная галерея. Освещение в нем выстраивается с учетом того, что свет есть в каждой экспозиционной витрине. Необходимо дополнительное оборудование. И оно появится. К нам приезжали коллеги из Третьяковки и их партнеры по выставкам. В ближайшее время ждем дизайнера выставки. Такое сотрудничество — это возможность обновления профессиональных компетенций.

«Проект курирует президент Татарстана»

— По сути, это мастер-класс для наших музейщиков.

— Конечно, поиск новых путей и совершенствование работы в музейном творчестве — нормальное состояние. Тем более у нас в Казанском кремле располагается целое созвездие музеев и выставочных залов. Уже сформированы имидж и образы расположенных в нашем кремле Музея истории государственности Татарстана, Центра «Эрмитаж-Казань», Музея исламской культуры, Музея естественной истории Татарстана, Музея Пушечного двора, Выставочного зала «Манеж», Музея истории Благовещенского собора. У всех есть чему учиться и потребность учиться. Третьяковка сегодня у всех на устах. Уникальные выставки, рекорды посещаемости. Репортажи изтайм. Надеюсь, что-то из этого опыта удастся повторить в Казани.

— Читатели волнуются: как будут решаться опросы страховки?

— Это один из основных вопросов. Очень непростых. И ответ «крупнокалибрный»: проект сотрудничества с Третьяковкой реализуется при поддержке президента РТ. Здесь не обойдется без спонсорских средств. Один из инициаторов сотрудничества с Третьяковкой — помощник президента Татарстана Наталья Фишман контактирует с Фондом поддержки Третьяковской галереи…

— Вопрос читателей касается будущего центра «Эрмитаж-Казань». Может быть, Михаил Пиотровский подарил его Третьяковке?

— А откуда такое беспокойство? Могу объяснить это только особой любовью к центру «Эрмитаж-Казань». В этих залах и раньше представлялись выдающиеся музейные центры мира. Так, в 2008 году у нас проходила выставка «Эрмитаж, Лувр, Казань — Исламика». Экспонаты «Лувра» до и после этого выставлялись только в Москве и Петербурге. В 2012 году впервые представил свою выставку за пределами двух столиц в третьей — Казани — Британский музей Виктории и Альберта.

«Выставка «Путешествие ибн Фадлана» готовилась специально для Казани. Мы впервые увидели редчайшие экспонаты из хранилищ Эрмитажа, Государственного исторического музея, Музея Востока». Фото Михаила Козловского

В одной из последних выставок «Путешествие ибн Фадлана» участвовали семь крупнейших музеев России. Когда один из журналистов спросил у Михаила Борисовича Пиотровского о том, где еще можно будет увидеть такую выставку, он ответил: «Нигде». Это правда, потому что выставка готовилась специально для Казани. Мы впервые увидели редчайшие экспонаты из хранилищ Эрмитажа, Государственного исторического музея, Музея Востока, в том числе и клады, оружие, найденные на территории Болгарского городища, в других районах Татарстана.

Поэтому можно сказать, что это уже, скорее, традиция: там, где есть центр Эрмитажа, там всегда есть новое музейное священнодействие. Коллеги с огромным уважением относятся к нашему главному музейному мастеру — Михаилу Борисовичу Пиотровскому. Поэтому и Третьяковка проводит свою выставку в таком знаковом месте.

— Какие выставки в этом году планируется провести в других музеях «Казанского Кремля»?

— Если говорить о планах, то стоит упомянуть интересную выставку в Музее исламской культуры, она посвящена 160-летию татарского богослова и просветителя Галимджана Баруди. В «Манеже» стоит отметить выставку межмузейную, она приедет из Музея Глинки. Эта экспозиция будет интересна и по форме, и по содержанию. В этом году шестидесятилетие отмечает наш замечательный художник Фиринат Халиков — мастер исторических полотен. Хочется представить и его персональную выставку.

«Реставрировать будем и башню Сююмбике, и Спасскую»

— Ходит слух, что скоро будут реставрировать башню Сююмбике и потом ее откроют для посетителей. Так ли это? И второй вопрос, связанный с первым: не собираются ли в кремлевских музеях сделать уголок этой любимой народом царицы и рода Юсуповых?

— Спасибо за этот вопрос! Мы сделали уже несколько выставок, посвященных роду Юсуповых, мы дружим с Юсуповским дворцом в Санкт-Петербурге. У нас есть два серьезных проекта — реставрации башни Сююмбике и Спасской. Эти документы были рассмотрены Министерством культуры России, как и положено по памятникам федерального значения. Нам были сделаны несущественные замечания, концептуально проект реставрации одобрен. Но сейчас очень большое внимание уделяется технологиям реставрации, появилось очень много новых материалов, поэтому в проектах добавляется такой раздел, как технология. В нем точно должны быть указаны и материалы, и технология реставрации. Сейчас документы дорабатываются, безусловно, это очень серьезная работа. После того, как проекты будут полностью готовы, начнем серьезно готовиться к реставрации.

К нам часто обращаются с вопросами, будет ли башня открыта. Мне кажется, сейчас говорить об этом еще преждевременно. Очень важно провести реставрацию и сохранить башню во всем ее блеске

— Потом башню можно будет посещать?

— Наверное, есть еще в Казани люди, которые помнят, что башню Сююмбике посещали. Когда я, уже в качестве директора музея-заповедника, поднималась на башню с целью осмотра, мне показывали артефакт — надпись, которую в июне 1941 года оставили казанские десятиклассники. Они поднялись на башню 21 июня, после выпускного вечера. И теперь можно сказать, что надпись — это предмет хранения. Это уже история. К нам часто обращаются с вопросами, будет ли башня открыта. Мне кажется, сейчас говорить об этом еще преждевременно. Очень важно провести реставрацию и сохранить башню во всем ее блеске.

— По сути, это символ Казани.

— Казани и Татарстана. Узнаваемый символ.

— Ее реплика есть в Москве, на Казанском вокзале.

— Да, ее повторил архитектор Щусев, иногда бывает, что просвещенные туристы рассказывают об этом экскурсоводам.

Продолжение следует

Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова, видео Камиля Исмаилова
Справка

Зиля Валеева родилась в Уфе, окончила журфак МГУ. Кандидат философских наук. Занималась журналистикой, работала в ряде периодических изданий Уфы и Казани. Была первым заместителем председателя Верховного Совета РТ, заместителем председателя Госсовета РТ, министром по делам печати и министром культуры, заместителем премьер-министра РТ. Сейчас директор музея-заповедника «Казанский Кремль». Имеет ряд государственных наград.

Мероприятия
комментарии 17

комментарии

  • Анонимно 21 февр
    гендир Третьяковки Зельфира Трегулова татарка?)
    Ответить
    Анонимно 21 февр
    может башкирка?
    Ответить
    Анонимно 21 февр
    Да
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    праздник для эстетов
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    а с чего вдруг Сююмбике в Москве возвели? почему именно ее?
    Ответить
    Анонимно 21 февр
    Когда будете в Москве, посмотрите на здание Казанского вокзала (желательно со стороны вокзала Ленинградского) - и все будет ясно.
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    Наверное с этой целью у нас многие подростки пишут где ни попадя "здесь был Ваня", потом можно в историю попасть
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    Никакие музейные подвиги г-жи Валеевой не смоют её грех - уничтожение гостиницы "Булгар". В историю республики она вошла как министр культуры, при которой произошло это варварство!
    Ответить
    Анонимно 21 февр
    это не её грех, её вины нет в том, что не нашлись желающие произвести реконструкцию этого на глазах разваливающегося здания. были переговоры с Татнефтью (владельцами гостиницы) о сохранении памятника или частичном сохранении - например, комнаты Тукая, но из-за состояния здания проще было снести.. жаль, конечно, что столько памятников истории стёрлись в пыль, и Булгар в том числе, но это отдельная история, в которой ответственность лежит на многих-многих людях, в том числе и на простых гражданах, так что давайте не будем перекладывать вину на отдельных людей, тем более, от которых мало что зависело в той или иной ситуации
    Ответить
    Анонимно 21 февр
    Подтверждаю, приходилось бывать на этом объекте в начале 90-х гг. Состояние несущих конструкций было аварийным, кирпичи из кладки (фундамент) можно было руками вынимать."Убило" здание безответственная эксплуатация и наплевательское отношение в течении долгих лет. Ирек.
    Ответить
    Анонимно 21 февр
    Я точно знаю, что Валеева была против исключения номеров Булгар. из списка памятников истории и культуры. Это нетрудно провнрить по документам.
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    а я никогда не был внутри башни Сююмбике
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    Царевна-лебедь это хорошо
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    я за современное искусство, пусть бы лучше побольше современных выставок организовывали, нафталиновая классика уже в горле застряла
    Ответить
    Анонимно 21 февр
    в своем уме? то бессмертное Искусство!
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    Без таких активистов тяжко было бы, а так - столько движухи, спасибо!
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    Музей татарского рода Юсуповых нужен Казани!!!!!!!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии