Третий сон Дмитрия Анатольевича
Экономический обозреватель «Реального времени» о третьей большой программной статье премьер-министра РФ
Новая третья третья большая программная статья премьер-министра РФ Дмитрия Медведева «Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики» оказалась заполнена привычными рапортами о достигнутых успехах и тезисами за «все хорошее и против всего плохого». Но среди моря банальщины есть и совершенно знаковые и важные для нас заявления — эмиссионной накачки экономики не будет и мы не будем применять советскую систему госпланирования.
Медведев и пустота
И снова здравствуйте… В очередной раз Медведев изложил свои взгляды на будущее страны в формате большой статьи. Первая попытка была просто эпохальная — все помнят знаменитую статью «Россия, вперед!», опубликованную 10 сентября 2009 года в попсовой Gazeta.ru. Дальше последовал довольно длительный период затишья, и ровно год назад, 23 сентября 2015-го, в официальной «Российской газете» вышла довольно пространная и длинная статья «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы». Но уже такого интереса, как предыдущая статья, не вызвала. В ней длинные и постоянно повторяющиеся слова о глобальном характере кризисных явлений звучали, как усыпляющая мантра. Новая медведевская реальность, описанная в этой статье, была заполнена штампами: конкуренция за человеческий капитал, распространение цифровых технологий, появление новых промышленных технологий, формирование нового типа социального государства… Неудивительно, что широкая общественность восприняла этот набор мантр и штампов довольно прохладно.
И вместо того, чтобы снова впасть в писательскую спячку лет на шесть, как в предыдущем случае, спустя год он публикует новую большую статью «Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики». В довольно элитарном и далеком от широкой аудитории узкоспециализированном журнале «Вопросы экономики» за октябрь 2016 года. Чувствуете движение вовнутрь, вглубь, так сказать: попсовая Gazeta.ru — официозная «Российская газета» — узкопрофильные «Вопросы экономики»? Если продолжить эту линию, то четверую статью следует ждать в еще более специализированном издании. Что-то вроде журналов «Лесное хозяйство» или «Проблемы востоковедения». Тем не менее вышла все-таки большая и насыщенная статья председателя правительства — так что мы должны обратить на нее достаточно пристальное внимание.
Статья получилась довольно большая — на 26 страниц — и выдержана она в типично строгом стиле «Вопросов экономики». Есть графики, таблицы, сноски и отсылки к научным статьям и ученым. Словом, по духу — типичная научная, экономическая статья.
Половину статьи занимают банальные описания текущей ситуации («мы живем в сложное время») и вариации на тему кинофильма «Кубанские казаки» в стиле «смотр достижений народного хозяйства».
- Российская экономика проходит период глубокой трансформации;
- Нынешний кризис обусловил нарастание нестабильности;
- В 2015 г. нефть подешевела вдвое практически за полгода, что беспрецедентно в современной экономической истории;
- Текущая модель экономического роста в России исчерпала себя;
- Нам предрекали катастрофу, но мы устояли и справились со всеми шоками — результаты оказались лучше прогнозов;
- Бюджетный дефицит в приемлемых рамках, инфляция снижается, золотовалютные резервы сохранились;
- Председатель Банка России Э. Набиуллина была признана лучшим центральным банкиром 2015 г;
- Банковская система проходит через трудный путь очищения, закрытия неэффективных банков;
- Отток капиталов сохранился, внешний долг предприятий и банков снизился;
- Симптомы «голландской болезни» стали слабее — реальный сектор растет, а импортозамещение заработало;
- Растет социальная поддержка. Пенсии выросли в реальном выражении на 1,3%.
В общем и «т. д. и т. п.»…
После банальной и скучной первой половины статьи, пошла более интригующая часть — извечный русский вопрос: «Что делать?».
Что делать?
Что же делать нам, чтобы у нас начался нормальный экономический рост. По Медведеву он выглядит так:
- устойчивый рост в средне- и долгосрочной перспективе. Иными словами, мы не приемлем политику искусственного «ускорения», в результате которой краткосрочное повышение темпов роста оборачивается затем тяжелым экономическим и политическим кризисом;
- темп роста в среднесрочной перспективе должен ориентироваться на среднемировой, несколько превышая его. Это соответствует современному уровню развития России и обеспечивает сокращение разрыва с наиболее развитыми странами;
- рост должен сопровождаться структурной, технологической и социальной модернизацией. Чуть-чуть напустив «нуара и хоррора», автор дальше попугал нас Японией, которая уже 25 лет барахтается в стагнации, и вялой экономикой Европы после кризиса 2009–2010 гг. Важно не попасть в подобные ловушки.
Дальше автор сам себя спрашивает: «Что требуется для достижения устойчивого экономического роста?». И сам себе отвечает: «Нужны инвестиции — частные и государственные, внутренние и внешние». А чтобы были инвестиции, необходимо поменять то, что принято у нас называть недостатками предпринимательского климата, — слабая защита прав собственности, нестабильность «правил игры» и др.
Дальше последовало очень серьезное обещание:
«Мы не будем идти по пути включения «печатного станка» и разбалансировки
экономики — мер, за катастрофические последствия которых всегда расплачиваются люди. Если бюджету не хватает денег, мы не будем допечатывать их для покрытия недостающих доходов. Все понимают, что эмиссия необеспеченных денег — это просто производство бумаги, которое подстегнет инфляцию, обесценит доходы людей, зарплаты и пенсии»
Сергей Глазьев, советник президента и сторонник эмиссионной поддержки инвестиций, прочитав эти строчки, очень серьезно расстроился и публично отреагировал в своем блоге в Twitter:
Премьер отвергает как западную модель эмиссии денег для бюджета, так и восточную для инвестиций в пользу африканской — под внешние займы…
— Сергей Глазьев (@SGlazyev) 22 сентября 2016 г.
Дальше последовала еще одна горькая пилюля для адептов госплана:
«Неприемлемы и предложения ввести в текущих условиях очень
жесткое регулирование экономики, вернуться к образцам советского
планирования».
Бедный Глазьев, несчастные «столыпинцы»….
После таких категоричных заявлений, Медведев разворачивает свою программу, состоящую, главным образом из пяти ключевых направлений:
- оптимизация бюджетной политики;
- структурная политика (включая импортозамещение и поддержку несырьевого экспорта);
- улучшение инвестиционного климата и деловой среды;
- повышение качества самого государства;
- развитие социальной сферы.
Непонятно только, как «оптимизация бюджетной политики» одновременно сочетается с «развитием социальной сферы» и «повышением качества самого государства»?
Стержнем структурных реформ, пишет Медведев, становится импортозамещение.
Причем мы говорим об «умном импортозамещении», которое предполагает производство конкурентоспособных товаров и услуг на глобальных рынках. Способность экспортировать несырьевую продукцию должна стать одним из основных критериев при решении вопроса об оказании государственной поддержки тому или иному проекту, предприятию.
Приступив к более щекотливому понятию институциональных реформ (таких, например, как упорядочить контрольно-надзорную деятельность), премьер привычно скатился к очередным «достижениям народного хозяйства»:
«При помощи «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы мы стали расчищать эту систему от барьеров, часть которых сохраняется еще с советских времен. Упрощены процедуры в строительстве, регистрации прав собственности, подключении к энергосетям, налоговом и таможенном администрировании»
И дальше опять рефреном пошло: «Президентом создана рабочая группа по разрешению конфликтных ситуаций между силовыми ведомствами и бизнесом… важно развивать конкуренцию… предстоит повышать эффективность системы закупок… развивать государственно-частное партнерство…» Вобщем-то ничего нового, все это мы слышим уже давно на протяжении десятков лет.
Говоря о социальной политике, премьер опять начал с достижений: выросла средняя продолжительность жизни до 71 года, растет население, увеличивается доля семей, где больше одного ребенка. И снова «за все хорошее и против всего плохого»:
- Семьям с детьми будет оказываться энергичная поддержка;
- Необходимо выработать комплексную программу помощи пожилым людям;
- Важно повысить эффективность рынка труда;
- О наболевшей пенсионной проблеме: «при любом выборе распределение ресурсов пенсионной системы должно строиться с учетом приоритетности поддержки людей старшего пенсионного возраста».
Завершается статья энергичным:
«Бессмысленно ждать возвращения благоприятной сырьевой конъюнктуры. Такая стратегия обрекала бы нашу страну на отставание, понижение уровня жизни, закрывала бы перспективы выхода на передовые позиции в экономике и социальной сфере. Не имеют перспектив и ожидания, что проблемы экономического развития могут быть решены преимущественно за счет государственных средств. Приоритет государства — безопасность, инвестиции в человека, помощь наиболее уязвимым слоям населения, инфраструктура».
P.S. И снова Глазьев атакует! Резюмирует всю статью:
https://t.co/A1mFNDpmvR Неспособность признать ошибки и разобраться в закономерностях развития экономики обрекают ее на деградацию…
— Сергей Глазьев (@SGlazyev) 22 сентября 2016 г.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.