Ильдар Халиков: «Нам надо из 25% доли малого бизнеса в ВВП сделать 50%»
Настоящий спор по поводу проблем малого бизнеса возник между премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым и руководителем Управления Федеральной налоговой службы по РТ Маратом Сафиуллиным в ходе делового завтрака «АК БАРС» Банка «Новые бизнес-модели в цифровом пространстве для малого и среднего предпринимательства». Причем глава правительства РТ выступил на стороне бизнеса. Деловой завтрак проходил в рамках Форума малого и среднего предпринимательства «Взгляд в будущее». Его участниками стали представители бизнес-сообщества, банкиры, руководители госструктур и корреспондент «Реального времени».
«Мы аутсайдеры»
Уже в начале делового завтрака Ильдар Халиков обозначил, что это встреча «без галстуков», когда решил отказаться от подготовленного доклада и выступил с эмоциональным экспромтом. Он остро отреагировал на показанный участникам мероприятия ролик о состоянии рынка МСП в России и за рубежом.
«У нас доля малого бизнеса в ВВП страны составляет всего 25%, а в западных странах этот показатель достигает 60—70%. И это при том, что мы создаем множество красивых программ, проводим интересные предприятия и финансируем МСП не меньше, а даже больше,— возмущался глава правительства. — Уже скоро объем господдержки и финансирования будет больше, чем объем продукции, которую производит малый и средний бизнес. Когда-то говорили про недоступность кредитов, но сейчас этого нельзя сказать. Даже возникают проблемы: а кому давать эти деньги? Когда я спрашиваю у предпринимателей — чем вам помочь, они просят помощи со сбытом или квалифицированными кадрами. Эти проблемы сопоставимы с проблемами крупного бизнеса».
Ильдар Халиков апеллировал к опыту США, где рядом с крупнейшими промышленными гигантами успешно соседствуют небольшие компании, и доля малого бизнеса только растет: «Доля МСБ в ВВП, равная 50% — это не стремление к красивой цифре, это основа новой антикризисной модели, новой структуры экономики. Потому что именно малый и средний бизнес — основа структуры экономики».
Премьер-министр РТ обратился ко всем присутствующим: «Хочу, чтобы вы сегодня попытались ответить на вопрос: что нужно сделать? Сегодня Татарстан по работе с МСБ находится в аутсайдерах. Это надо признать. Но республика не привыкла проигрывать. Поэтому надо искать новые рецепты».
«Мы стремимся стать «единым окном» для предпринимателя»
Далее разговор вернулся к теме делового завтрака и о новых технологиях для малого бизнеса и мировых трендах мирового рынка продуктов для этого сегмента бизнеса.
Управляющий директор Дирекции стратегического развития и корпоративных коммуникаций ПАО «АК БАРС» Банк Илья Вельдер отметил, что в начале прошлого года все деловое сообщество заговорило о новой парадигме — индустриальной революции 4.0, о том, что цифровой мир меняется. Банки и малый бизнес это тоже затрагивает. Появляются новые сервисы, к примеру платформы краудфандинга (коллективное финансирование), когда традиционный банковский продукт, кредит, предоставляется без участия банка. При этом риск-оценка проекта происходит по банковским требованиям.
Еще один тренд — когда рабочая сила и сама предпринимательская способность превращаются в сервис. Таких примеров достаточно. Это и наем временного персонала онлайн, и обучение персонала по аутсорсингу.
То, что раньше считалось инновацией, становится привычным сервисом. К примеру, традиционные банковские карты превращаются в электронные кошельки. На смену персональным менеджерам приходят электронные советники. Примером интересного сервиса Илья Вельдер считает сервисы, которые помогают предпринимателю в дистанционном режиме отправить модель продукта и получить его образец, а потом фабрика в любой точке мира изготовит партию этой продукцию.
Управляющий директор Дирекции стратегического развития и корпоративных коммуникаций ПАО «АК БАРС» Банк напомнил, что сегодня многие обычные банковские продукты и услуги стали доступны в цифровом виде и анонсировал появление нового конкурентного продукта «АК БАРС» Банка. «Мы в банках стремимся стать единым центром по удовлетворению ключевых потребностей бизнеса. Основная верхнеуровневая потребность бизнеса — его создать, изменить или масштабировать. Используя сервисы партнерских компаний, бухгалтерские, юридические или налоговые услуги, мы стремимся стать «единым окном» для предпринимателя».
«Нам нужна революция»
Что хочет получить государство от развития цифрового пространства? На этот вопрос отвечал уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов. «О развитии IT-коммуникаций государства с бизнесом даже говорить не нужно. Это как Капитан Очевидность, это нужно сегодня для того, чтобы создать успешное завтра, — сыронизировал Нагуманов. — Что делается в этом плане в Татарстане? Не умаляя все те заслуги, которые существуют, я отмечу, что нам необходима качественная революция. Мы должны перейти к новым и более эффективным сервисам для бизнеса. Только так мы сможем уйти от стандартных проблем бизнеса — административных барьеров или коррупционной составляющей», — уверен бизнес-омбудсмен.
«К нам поступает множество обращений от бизнеса по теме имущества, земли, недвижимости. В разных муниципалитетах процедуры предоставления различных разрешений могут кардинально различаться, существует множество преград и барьеров для предпринимателей. Если мы не ликвидируем эти несовершенства в IT-сфере, то так и будем постоянно подтирать воду от подтекающего крана», — привел образное сравнение Тимур Нагуманов.
В заключение он сообщил приятную новость для МСБ: министерство экономики РТ, министерство информатизации и связи и институт омбудсмена разработали систему автоматизации оказания господдержки.
Заместитель премьер-министра министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов призвал предпринимателей выходить из офлайна в онлайн и рассматривать в качестве рынка сбыта весь земной шар, а также продвигать свои товары на английском языке.
Генеральный директор компании «Такснет» Марат Гайфуллин привел конкретный пример пользы для предпринимателей от применения IT-технологий: «Мы перевели всех своих клиентов на электронный документооборот и уменьшили затраты на ежемесячную пересылку документов в четыре раза. Почему? Средняя стоимость отправки одного письма — 25-30 рублей. Стоимость распечатки одного бумажного документа — 1,5—2 рубля. Итоги — расходы 32 рубля на отправку одного документа. В системе электронного документооборота стоимость отправки одного сообщения составляет всего 5—6 рублей. Мы получаем гигантскую экономию».
Марат Гайфуллин обратился к правительству в лице Ильдара Халикова с предложением перейти на 100-процентный документооборот в электронном виде и получил поддержку. «Мы со своими коллегами по бизнесу друг другу давно письма не пишем. А с государственными органами? Задача госструктур — чтобы люди не приходили к ним, а отправляли всю документацию в электронном виде», — обозначил стратегическую цель премьер-министр РТ.
«Новый сервис НДС-2 требует доработки»
Глава правительства в этот день стал настоящим модератором мероприятия и комментировал почти каждое выступление. Это произошло и когда директор ООО «Евробетон» Булат Мотигуллин поднял проблему проверок контрагентов с помощью сервисов ФНС.
«Для нас, как для производителей, это проблема номер 1. Когда ты начинаешь проверять контрагента, налоговая инспекция дает перечень из множества сайтов», — заявил Булаг Мотигуллин.
— Я тоже вовлечен в это процесс, — проявил знание темы премьер-министр РТ. — Эта проблема до сих пор не решена. Уверен, что мы совместно с ФНС РФ найдем решение.
Тут к беседе присоединился руководитель Управления Федеральной налоговой службы по РТ Марат Сафиуллин.
— Такие вопросы возникают из-за непонимания определенных моментов. Мы, налоговые органы, понимаем, что мы созданы для налогоплательщиков, а не налогоплательщики для нас. У нас действует 40 сайтов для проверки контрагентов. Мы всегда открыты для диалога. Вы всегда можете прийти и сказать, что ваша компания — добросовестный налогоплательщик и не имеет отношений с недобросовестным контрагентом. Если ваши аргументы будут убедительными, доначислений по НДС не произойдет. И еще один момент: ваше законное право — обратиться в суд и признать действия налоговых органов незаконными.
— Я с этой точкой зрения не согласен, — неожиданно выступил на стороне бизнеса Ильдар Халиков. — Новый сервис НДС-2 [вторая версия автоматизированной системы контроля за уплатой НДС, — прим. ред.] требует доработки. Надо, чтобы перед заключением контракта предприниматель без труда мог на сайте налоговых органов получить информацию о надежности контрагента.
Это предложение собравшиеся поддержали аплодисментами.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.