В Лядском саду прогремел «взрыв»
Лядской сад Казани вчера и сегодня — основное место Дней уличных искусств. Здесь слушают хорошую музыку и грустят под номер «Лицедеев», который исполняют марионетки. Замирают от звуков танго Альфреда Шнитке и неожиданно становятся участниками спектакля. Среди зрителей Дней уличных искусств оказалась корреспондент «Реального времени».
Ангел в бигуди
Все начиналось еще у входа в Лядской сад. Клоун в красном бархатном костюме, обосновавшись на остановке общественного транспорта, по каким-то ему ведомым параметрам выбирал женщину, подбегал к ней и дарил ей, явно ошарашенной, розу. Ну как после этого было не заглянуть в Лядской садик, откуда уже доносились звуки музыки?
На аллеях тоже творилось странное. На одной из них бродила девушка-ангел, волосы ее были накручены на крупные бигуди, и она старалась найти одиноким посетителям Дней уличных искусств пару.
На бортике фонтана сидел молодой человек в тельняшке, который удил рыбу, хотя рядом стояла табличка «Рыбы нет». Пообщавшись с ним на смеси русского и итальянского языков, публика уходила довольная, получив на прощанье доброжелательное: «Хорошего вам дня, синьоры!».
Но самым удивительным было пение, которое доносилось… почти что с крон самых высоких деревьев. Там, подобно сухопутным Лорелеям, сидели барышни с развевающимися газовыми полотнами, барышни издавали таинственные звуки, которые должны были заставить путников остановиться.
Все это были участники лаборатории режиссера из Латвии Виктора Янсона. На вопрос о том, почему барышни были посажены на высокие деревья, был получен лаконичный ответ: «Просто для красоты».
Вчера и сегодня в Лядском садике действительно многое делается «просто для красоты». Просто для того, чтобы обжить это городское пространство и сделать его живым. Чтобы подарить казанцам взрыв эмоций и тихой радости от сознания того, что кто-то решил презентовать вот такие, насыщенные событиями два дня. В роли «подрывника» в этом случае выступил фонд «Живой город».
Все мы «в розовом»
«Драма родилась на площади», — справедливо заметил Пушкин. Площадной театр демократичен, там, где нет рампы, устанавливается особая атмосфера сопричастности и соучастия. Когда Леонид Кондаков из Санкт-Петербурга открыл свой чемодан и из него появились куклы — копии ведущих артистов полунинских «Лицедеев», наверное, взрослые радовались больше, чем дети, хотя кукольник работал в детской зоне Лядского сада.
И полились «Blue Canary», кукла «Роберт Городецкий» играла на крошечной гармошке, а потом смеялась и обходила зрителей, здороваясь, «Тина Тернер» и кукла в красном костюме Арлекина напоминала нам один из культовых номеров Леонида Енгибарова. Дети выскакивали на площадку и танцевали вместе с куклами, а взрослые предавались ностальгии.
Одним из главных театральных проектов Дней уличных искусств стал показ спектакля казанского режиссера Регины Саттаровой «В розовом», он собрал публику на скамейках вокруг фонтана. «Пакеттеатр» Саттаровой — явление пока непривычное. Здесь нет грани между зрителями и актерами. Когда начинается спектакль, не сразу понимаешь, что он начался. Просто твой сосед по скамейке начинает неожиданно с тобой разговаривать.
Это монологи, чаще грустные, эти сиюминутные исповеди, произносимые иногда с большей, иногда с меньшей степенью органичности, — основа «В розовом». Они — отсыл к тому реальному миру, что нас окружает. Цепляет сильно.
Сразу после «В розовом» публика переместилась к кирпичной стене со стороны улицы Гоголя, где лаборатория Виктора Янсона показывала свой главный перформанс. Некто в цилиндре, находящийся на крыше, пытался на ремнях поднять хрупкую девушку, делавшую руками движения, похожие на полет птицы. Звучало «Танго в сумасшедшем доме» Шнитке, девушка пыталась «лететь» и, хотя она опускалась на землю, «полет» был!
Горькая скамья и сорванные буквы
Вчерашнее утро началось с печального сообщения — вандалы разрушили инсталляцию в саду «Эрмитаж». Художник Ильгизар Хасанов выстроил ее из букв, она должна была напомнить казанцам о Велемире Хлебникове, интерес которого к орнитологии позже, возможно, отразился в его фонетических экспериментах. Ночью инсталляции не стало…
И подумалось от противного: «Это даже хорошо, что пока нам плохо». Утерянная инсталляция — это знак того, что Дни, подобные нынешним, надо проводить в городе обязательно! Надо приучать город к тому, что он живой, что на каждый его уголок можно посмотреть по-новому, увидев в нем что-то необычное.
«Казань — мой родной город, я прекрасно знаю его центральную часть, в другом городе я бы никогда не взялся за подобные инсталляции», — рассказал изданию несколько дней назад Ильгизар Хасанов. Вторая его инсталляция разместилась в Фуксовском садике. Она напоминала о том, что когда-то юный Алексей Пешков, отчаявшись, попытался свести счеты с жизнью на Федоровском бугре. К счастью, остался жив. И родился хороший писатель Максим Горький.
Хасанов разместил на скамье только два предмета — пистолет и книгу «Мои университеты». Все лаконично, все просто и все понятно. По сути, это рождение нового слова в краеведении, когда визуальный ряд провоцирует интерес к месту и событию с ним связанному.
…Далеко не все события Дней удалось увидеть. Фоном шла прекрасная музыка, вечером сцена была отдана под оперы в исполнении молодых музыкантов, в садике Баки Урманче шел кинопоказ. Все время, проведенное в Лядском саду, не покидало ощущение какого-то веселого сумасшествия, возвращения в детство, когда веселишься «просто так» и одновременно постижения сложных смыслов, которое дарило это кажется такое простое уличное искусство. Более ста артистов эти два дня работают на эмоциональном пределе.
Тот, кто вчера не смог побывать в Лядском и на других площадках Дней уличных искусств, не упустите свой шанс сегодня. И город откроется вам с неожиданной, теплой и доброй стороны.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.