Талия Минуллина: «Все равно будет рост, и на этом можно очень хорошо заработать»
Стенограмма онлайн-конференции «Реального времени» с руководителем Агентства инвестиционного развития РТ. Часть 2
В 2016 году перед Агентством инвестиционного развития стоит не только задача привлечения новых инвесторов, но и работа по ключевым для республики проектам: «Казань-экспо», «Kazan-summit: Россия — исламский мир». Последний проект Талия Минуллина должна вывести на новый уровень. Высокий статус мероприятия обосновывают и его заявленные «федеральные» цены. Кроме того, у АИР РТ запланировано сразу два новоселья: окончательный переезд на новый сайт и освоение нового офиса в собственном здании.
Талия Минуллина — руководитель Агентства инвестиционного развития РТ
Дмитрий Семягин — модератор, заместитель редактора службы новостей интернет-газеты «Реальное время»
«Сейчас стратегически очень выгодно было бы вложить инвестиции именно в Россию, в тот период, когда все дешево»
— О непростых условиях прошлого года вы уже говорили, как в разгар санкций и экономического кризиса удается работать с инвесторами? И помогает ли вам в этом то, что, скажем, у нас рабочая сила стала одной из дешевых? Как-то это дает какой-то плюс в переговорах?
— Знаете, мы всегда это используем как аргумент. Конечно, они понимают, что сейчас стратегически очень выгодно было бы вложить инвестиции именно в Россию, в тот период именно, когда все дешево. Понятно, что какой бы спад у нас ни был, все равно будет рост, и на этом можно очень хорошо заработать. Те люди, которые это понимают, сейчас завязывают новые проекты, но кто-то более консервативен, тот боится, но бизнес — это всегда риск, большой бизнес — это часто большой риск. Эти аргументы нам в переговорах помогают, а то, что касается санкций, я на эту тему уже в начале высказывалась, что, если есть экономический базис, то эти «сердца встретятся».
— Какие планы на 2016 год стоят перед агентством, какие приоритеты обозначены?
— Самая главная наша цель — это именно конкретные инвестиционные проекты, поиск финансирования под них, наши крупные проекты. Нам сейчас обязательно надо запустить строительство «Казань-экспо» (мы готовимся к чемпионату мира по рабочим профессиям, в 2019 году будем его принимать) около международного аэропорта Казани, проект очень большой. Он предполагает и торговую площадь, и экспо-центр (конгрессно-выставочный). Поэтому конкретные проекты, которые мы хотели бы реализовать в Татарстане, поиск под них инвесторов — самая серьезная цель, если по приоритетности располагать.
Конечно, наша площадка «Kazan-summit: Россия — исламский мир», которую мы развиваем, — вторая важная задача. Потому что если мы говорим, что мы масштабируем это мероприятие, если мы действительно хотим ее сделать площадкой, где субъекты РФ имеют возможность открытого диалога со странами организации исламского сотрудничества, то нам надо подключать и регионы России. Мы нашли ряд новых партнеров и спонсоров для этого саммита, и эту площадку, конечно, надо развивать. Это такая вторая большая задача. Плюс у нас на коллегии Рустам Нургалиевич сказал акцентировать внимание на арабский мир. Указ президента вышел недавно: «Россия –исламский мир: Kazan-summit», новое название Kazan-summit. Исходя из названия, уже понятно, что мы пытаемся сейчас сделать.
Не менее важный процесс — это инвестиционное продвижение, потому что имидж, бренд территории очень легко разрушить, как отношение, как доверие, а вот создать — очень сложно.
Дальше следующий не менее важный процесс — это инвестиционное продвижение, потому что имидж, бренд территории очень легко разрушить, как отношение, как доверие, а вот создать — очень сложно. Мы должны каждый день по капле вкладываться в создание, укрепление этого имиджа. Для этого мы разработали специальную программу Invest in Tatarstan, которую мы анонсировали позавчера. Мы бы хотели, чтобы и брендированная продукция Татарстана, и бортовые журналы, где представлена аудитория наших потенциальных инвесторов, гостинично-ресторанные комплексы подключать (сети мировых отелей), чтобы о Татарстане больше узнавали.
Сюда относится и то, что в социальных сетях мы сейчас больше. Сейчас весь мир там сидит, и никогда мы с вами больше не объездим стран, сколько мы можем охватить через интернет. И продвижение нашего инвестиционного портала туда тоже относится, потому что одно дело — создать сайт, другое — сделать его действительно активным, живым, популярным, посещаемым, а самое главное — полезным инструментом привлечения инвестиций. Это такая третья большая задача.
Конечно, если мы говорим о поиске инвесторов, то нам надо и здесь принимать большое количество делегаций. Чтобы их заинтересовать, нужно презентовать Татарстан, сначала поехать туда рассказать, потому что сразу ехать в непонятное место к неизвестным людям для потенциального инвестора будет странным: сначала хочется как-то познакомиться, не просто получить приглашение на почту и куда-то поехать, а действительно завязать какой-то деловой контакт, и после этого уже появляется интерес поехать.
— А показатели какие-то ставятся?
— Да, конечно, у нас есть прогнозные показатели на этот год, но еще раз повторяю: есть так много факторов, которые влияют на процесс того, насколько эти показатели в реальности будут достижимы, потому что может получиться так, что они будут не выполнены, и это будет не от нас зависеть. Мы не имеем прямого инструмента влияния на этот показатель, к сожалению, но делаем все возможное, чтобы его достигнуть. Мы можем этот план и перевыполнить.
— Но в целом он лучше?
— Да, мы бы хотели прирост. Мы каждый год устанавливаем себе показатель в динамике, и это правильно, мы же должны увеличивать объем привлеченных иностранных инвестиций.
12 кв. метров за 500 тыс. рублей за 3 дня на Kazan-summit
— Вы уже начали говорить про Kazan-summit, и на коллегии уже было озвучено, что будет создана дирекция для подготовки, для работы на Kazan-summit. И также прозвучало, что дирекция будет работать по принципу самоокупаемости.
— Так точно.
Если мы хотим сохранить прежний уровень Kazan-summit, то мы можем это сделать силами команды, которая существует сегодня. Если мы хотим эту работу вывести на другой уровень, соответственно, нужны другие ресурсы.
— Это интересное нововведение, как это будет реализовано?
— Для того, чтобы сделать большое полномасштабное мероприятие, т.е. мы говорим, что оно 19 мая у нас, если мы начнем его 1 мая, в День труда начнем трудиться над этим, у нас не получится никогда так сделать, потому что подготовка серьезного события, амбициозного и крупного, требует отдельной специальной организации. Если вы посмотрите, кто занимается подготовкой Всемирного экономического форума в Давосе, сколько людей это делает, если мы посмотрим с вами другие форумы, например, Питерский экономический форум, на котором каждый год Татарстан представляет наш президент, сколько в этой команде человек работает, вы знаете? Более ста. Естественно, там есть специальная организация, которая занимается этим круглый год, начиная с рассылки приглашений, формирования программы: кто будет спикерами, какая будет выставка, концепция.
При этом это нельзя сделать, сидя на одном месте: нужно ездить по этим странам. Нужно обязательно вести переговоры и на уровне наших федеральных коллег, и с нашими субъектами-друзьями, и, конечно, с нашими иностранными партнерами. И наше агентство, где у нас 27 человек работает… Потом, не надо забывать, что мы просто госорган, и не надо забывать, что у нас — бухгалтерия, программисты, пресс-служба, которые обеспечивают только эту работу, поэтому для того, чтобы организовывать такую масштабную программу, нам обязательно нужна структура, если мы хотим сделать это хорошо. Т.е. если мы хотим сохранить прежний уровень, то мы можем это сделать силами команды, которая существует сегодня. Если мы хотим эту работу вывести на другой уровень, соответственно, нужны другие ресурсы.
Потом, саммит является все-таки платным, он всегда был платным, и в этом смысле доход определенный от этого саммита есть. Выставка является платной: в этом году другие субъекты РФ могут презентовать свою инвестиционную инфраструктуру на этом саммите, — это тоже платная история. Поэтому не хотелось бы конечно тратить бюджетные средства на организацию такого мероприятия. Надо больше привлекать спонсоров, партнеров, как РОСОЭЗ (проект «Особые экономические зоны» — прим.ред.), которое тоже в этом заинтересовано, потому что будет немного странно, если Агентство инвестиционного развития, которое должно привлекать инвестиции, будет тратить бюджетные деньги.
— Рядовое участие тоже платное?
— Да, там разработан ряд пакетов: там есть золотой пакет, который предполагает посещение большего количества мероприятий, есть среднестатистический пакет; пока 30 тыс. рублей — это стандартный пакет для участия.
— А в выставке?
— 12 кв. м — 500 тыс. рублей.
— Такие цены, существенные достаточно...
— Нет, я бы так не сказала. Смотря по каким меркам: если смотреть по международным меркам, то это вообще щадящая цена. Мы пока только еще выходим на этот уровень, поэтому пока не можем претендовать на большее. Надо разумно оценивать наши возможности тоже.
У нас уже прошла презентация портала, он работает, доступен, пожалуйста, можете на него зайти: invest.tatarstan.ru.
— А кто-то уже проявил желание?
— Да, конечно. Регистрируются люди, открыта регистрация, и интерес очень большой. В марте мы планируем поездку в Саудовскую Аравию, в Джидду, потому что мы должны иметь хорошие партнерские отношения с Исламским банком для организации такого мероприятия. У нас в прошлом году был президент Исламского банка развития, он нас поддерживает, несмотря на то, что сам находится в достаточно серьезном возрасте, сам лично прилетел сюда, выступал у нас на пленарном заседании. У нас с Исламским банком хорошие отношения, мы хотели бы их развивать. Как раз в преддверии подготовки мероприятия, в марте, мы планировали деловой визит к подготовке, чтобы уже «сверить часы», как говорится, и вместе готовиться.
— Кого-то из заявившихся участников можете назвать?
— Я бы пока не хотела, потому что у нас очень много людей, которые уже подтвердили свое участие, вип-участники, которые устно подтвердили свое участие. Хотелось бы мне как настоящему чиновнику с десятилетним стажем дождаться бумажку.
«Новое здание агентства — это тоже элемент имиджа»
— В прошлом году вы также анонсировали и уже говорили, что уже будет запущен портал Агентства инвестиционного развития на 11 языках, когда можно будет уже увидеть онлайн?
— Мы уже его запустили 14 декабря на клубе инвесторов. У нас было заседание клуба инвесторов, и нам показалось очень логичным, что именно инвесторы будут запускать наш инвестиционный портал, потому что он в конечном итоге ориентирован именно на них. Поэтому у нас уже прошла презентация портала, он работает, доступен, пожалуйста, можете на него зайти: invest.tatarstan.ru. Он открывается на базисной странице на английском языке. Мы такое решение приняли, потому что это все-таки деловой язык коммуникации, и также он действительно переведен на 11 языков — мы очень долго над этим работали, но считаем, что это правильно.
Подготовка, разработка этого портала, надо сказать, шла у нас тяжело: мы туда и дизайнеров, и психологов привлекли — вот куда кликает человек? Как он страницу воспринимает? Какое цветовое решение выбрать? Мы же ответы на все эти вопросы не знаем — нам пришлось экспертное сообщество, каких-то наших друзей приглашать, чтоб они нам немножко подсказали с профессиональной точки зрения, как правильно все это организовать, как попасть во все тренды, какие они сейчас? Вот сейчас, оказывается, есть тренд, когда человек пролистывает странички именно вниз, и сейчас надо именно на это ориентироваться, поэтому весь наш портал можно пролистать таким образом. Есть разные тонкости. Смотрим, отслеживаем сколько…
50 стран посетили сайт за первые месяцы, 5 тыс. уникальных пользователей посетили. Каждую неделю я смотрю сводки, потому что действительно интересно: у нас есть разрез, какие именно это страны. Этот портал также нужно продвигать, программа его продвижения должна быть, чтобы инвестор мог написать на своем языке где-то в поисковике: «Инвестировать в Россию» и сразу вышел портал Татарстана. Так должно быть, но пока не так — мы над этим работаем.
Новое здание агентства — это тоже элемент имиджа, потому что наши гости, кто к нам приходит, это потенциальные инвесторы, они оценивают условия нашей работы
— А из каких стран сейчас больше всего заходят на портал?
— Пока больше всего из России, потому что мы еще не очень громко анонсировали его, и большинство пока Россия — это более полутора тысяч уникальных пользователей.
— А из других стран?
— Там очень много: там есть и европейские страны, и Сингапур, Саудовская Аравия, Бангладеш, Америка, Иран, Япония, Эмираты — на память не скажу, 50 стран, но много и европейских стран, и Австралия даже. Т.е. видимо, интерес к РФ все же есть, к нашему рынку, несмотря на все события, все-таки интерес у инвесторов есть.
— Помимо нового портала, у вас еще в прошлом году появилось новое здание. Вы планируете переезд в это новое здание? Если да, то когда?
— Я думаю, к лету, потому что мы хотим немножко подготовиться. И ведь новое здание агентства — это тоже элемент имиджа, потому что наши гости, кто к нам приходит, это потенциальные инвесторы, они оценивают условия нашей работы, они на это тоже смотрят. И, конечно, хочется достойно его встречать, и вот мы его в отдельном помещении… А будучи частью… Это был технопарк «Идея», это очень хороший технопарк, у нас очень хорошие отношения, но все-таки должно быть отдельное здание у агентства. Это часть имиджа, это и инвесторы, и представители консула к нам приходят, и других субъектов РФ. Самое главное — наши потенциальные инвесторы, которые тоже должны видеть, что уровень агентства — это серьезно.
И мы запланировали там тоже сделать небольшую выставку Татарстана, постоянно действующую, чтобы каждый гость Татарстана, который к нам приезжает, мог в одном месте получить более полное представление о Татарстане. Если сегодня к нам когда приходят, мы делаем презентацию со слайдовым сопровождением и видеоролики, то сейчас хотелось бы там организовать небольшую выставочную экспозицию Татарстана.
«Иностранному инвестору можно, а нашему нельзя — такого нет»
— В этом году у вас появилась еще одна новая функция: это подбор земельных участков, рассмотрение вопросов аренды земельных участков. С чем связана передача этой функции вам, и какие задачи стоят перед вами?
— Нельзя так сказать «передача». Раньше эта функция ни у кого и не была, потому что ее, в принципе, не было в законе. Она как появилась? У нас были внесены изменения в Федеральный земельный кодекс, затем уже были внесены изменения здесь. И, конечно, этот вопрос особенно близок министерству земельных и имущественных отношений. Когда у нас было межведомственное совещание, мы вместе обсуждали, кто должен оформлять земли под крупные инвестиционные проекты, и пришли к тому, что этим должно заниматься АИР. Надо сказать, что это постановление, которое вышло в самые последние дни предыдущего года, оно включает очень большой перечень документации, который надо предоставлять. Но оно и понятно, т.е. без торгов земля — раньше на это до трех месяцев уходило, то сейчас это в течение 10 дней после того, как они подают ходатайство на мое имя, мы должны провести экспертизу и дать мотивированное заключение в кабмин, подходит или не подходит. Там тоже есть определенные установки: что такое крупный инвестиционный проект — там написано, т.е. это все, чтобы для инвесторов было понятно, какой проект имеется в виду. Это более чем 350 млн рублей, критерии по рабочим местам и т.д.
Мне очень хочется поддерживать разные социальные проекты: я выступала с лекцией перед молодежным кадровым резервом, например.
— Речь идет только об иностранных инвесторах, или для российских инвесторов тоже?
— Конечно, нет. Кстати, первыми, кто заявился, были наши татарстанские предприятия. Пока не хотелось бы говорить, какие. У иностранных и российских инвесторов должны быть одинаковые условия. Конечно, для иностранных инвесторов есть определенные ограничения, связанные с покупкой земли, или какие-то другие, но что иностранному инвестору можно, а нашему нельзя — такого нет, и я надеюсь, что никогда не появится.
«Шурале» на языке любви
— Время нашей трансляции подходит к концу, и последний вопрос хотелось бы вам задать не по агентству, а несколько по другому проекту. Буквально за пару часов до нашей онлайн-конференции на YouTube появился ролик, в котором вы читаете на французском языке сказку «Шурале». Расскажите, пожалуйста, что это за проект, как вы в нем оказались?
— Вы знаете, это татарское издательство… Вот все-таки помимо жизни инвестиционной должна быть какая-то социальная жизнь, общественная. Мне очень хочется поддерживать разные социальные проекты: я выступала с лекцией перед молодежным кадровым резервом, например, хотя это не относится к моей прямой функции, и время это отнимает. Но я считаю, что когда это просят наши предприятия и наши партнеры, надо пойти навстречу, найти время — это не так сложно.
Вот наше татарское издательство обратились ко мне, они создали очень интересный проект по популяризации татарской культуры, в особенности татарской литературы в мире. Почему «Шурале»? Потому что в этом году исполняется 130 лет со дня рождения Габдуллы Тукая. Это же наша классика, наша родная литература, которая и в школе у нас преподается. Поэтому хочется, чтобы мир тоже знал о ней, чтобы это тоже стало достоянием мировой культуры. И Татарстан в этом смысле занимает особое уникальное место. И сказка «Шурале» — одно из немногих татарских произведений, которое переведено на 15 языков. Мы эту книгу даже отправляли как сувенир ряду наших федеральных коллег. Хочется поделиться нашей культурой, нашими татарстанскими шедеврами, и сказка-то эта очень интересная на самом деле. Я смотрела, на каком языке выбрать: мы много переговоров ведем на английском языке, французский язык редко очень используется у нас, и еще потому что, как известно, французский — язык любви, а свою родину мы очень любим.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.