Новости раздела

Ирина Бахтина, Unilever: «Мы с большим восторгом смотрим на инженерную инфраструктуру «Алабуги»

В конце прошлой недели в ходе «Летнего кампуса Президентской академии» в Введенской слободе перед слушателями академии с лекцией выступила вице-президент по корпоративным отношениям, член совета директоров международной корпорации Unilever в России, Украине и Беларуси Ирина Бахтина. Тема ее выступления — «Устойчивое развитие — принцип работы глобальных корпораций». О развитии компании в России и Татарстане Бахтина рассказала в интервью «Реальному времени».

Наименьшее доверие среди всех секторов экономики — у банковского и финансового

Для начала Бахтина предложила поговорить о прошлом и будущем и задалась вопросом, насколько другими были компании 45 лет назад. Самые быстрорастущие компании были связаны с телекоммуникациями. Одна из наиболее значительных тенденций того времени — повышение уровня жизни. «Возрастает скорость потребления ресурсов, и они заканчиваются, поэтому очень важно использовать их эффективно и сознательно», — подчеркнула лектор и привела данные. По прогнозам ООН, к 2025 г. недостаток воды будут испытывать 35% населения, а к 2050 г. — 50%. Все в мире взаимосвязано, поэтому о проблемах какого-то региона нужно задумываться всем и принимать соответствующие меры. Unilever также придает этому большое значение, отметила Ирина Бахтина.

На лекции была представлена прогнозная картина мира XXI века. К 2100 г. 80% населения будут жить в городах. 22% населения будет старше 65 лет. Значительная часть населения будет страдать от недостатка еды (по материалам Business Insider). Сегодня 2/3 пищевых продуктов утилизируется по пути на стол к потребителю.

Далее эксперт привела примеры крупных компаний США в прошлом — Enron, Arthur Andersen, Lehman Brothers. Они прекратили существование, так как потеряли доверие, а их банкротство повлияло на целые сектора экономики. Наименьшее доверие среди всех секторов экономики — у банковского и финансового, поскольку людям неочевидно, какую пользу они приносят. «За последние несколько лет вера в крупные компании значительно снизилась, — сообщает эксперт. — Люди относятся к ним скептически».

После лекции Бахтина ответила на некоторые вопросы корреспондента «Реального времени» о том, как международная корпорация пришла в Россию, как себя чувствует и не собирается ли в Татарстан.

Подарок «Калины» для ТНК

— Ирина, напомните, как давно Unilever в России, и как происходила интеграция поглощаемых российских производств в международную корпорацию?

— Unilever пришел в Россию в 1992 году, и практически сразу было принято решение о приобретении старейшей в России косметической фабрики в Санкт-Петербурге «Северное сияние». Ей в этом году исполнится 155 лет. Эта фабрика сейчас с нами и является одним из передовых производственных кластеров, который обеспечивает высококачественной косметической продукцией практически всю Западную Европу и многие страны мира. То есть это большой экспортный центр, где ряд линий и инноваций такого уровня, которого практически нигде больше нет. Это стратегия нашей глобальной системы поставок — выбирать опорные предприятия и на их основе развивать определенные категории, виды наименования продукции. Это был 1994 год. За ним последовало приобретение Best Foods. За ним пришла Тула — тульская пищевая фабрика, где сейчас вместо приобретенного предприятия с нуля построен новый производственный кластер. Решение о его приобретении и строительстве мы принимали на глубине кризиса 2008 года. Мы его отстроили, и сегодня это большое современное многоцелевое производство: пищевой производственный комплекс, включая пищевые продукты для сетей ресторанного питания, общепита и одну из крупнейших фабрик мороженого — самую современную в России. На сегодняшний день на территории фабрики мороженого, открытой в 2012 году, функционирует единственный в этом секторе научно-исследовательский центр, который свои разработки делает не только для России, но и для сопредельных государств, таких как Украина, Беларусь, Казахстан и т. д.

В 2008 году было приобретение «Инмарко», крупнейшего производителя мороженого. Это одна из крупнейших наших фабрик, расположенных в Омске.

И последнее самое крупное приобретение — 2011 год, лидер косметической отрасли в России концерн «Калина», ранее известный как «Уральские самоцветы» в Екатеринбурге, где сейчас мы очень активно работаем над инновациями, научными и исследовательскими разработками в области продуктов для красоты.

За каждым из этих предприятий своя история. В 2017 году нашему бизнесу в России исполнится 25 лет. К сегодняшнему моменту наш объем инвестиций уже превысил 2,5 млрд евро. И стратегия интеграции всегда была такова — она отличается от стратегии других компаний тем, что мы стараемся не только привнести туда все лучшее, что есть в глобальном Unilever, но и взять то лучшее и внедрить его, что есть у локальных предприятий. «Калина», например, принесла нам свою концепцию бестселлеров. И мы на глобальном уровне с удовольствием принимаем эту концепцию. Это редкий случай, когда международная компания так активно и очень охотно смотрит на какие-то локальные изюминки и все их принимает в свою культуру.

В сегменте моющих средств потерпели неудачу

— Как принимается решение по выходу на новые рынки или поглощения?

— Есть определенная специфика с точки зрения приобретений, и она отражается на стратегии выхода на рынок. Приобретения всегда осуществляются с точки зрения тех сегментов, где мы хотим быть лидерами. Это всегда должно быть достаточно сильное приобретение, позволяющее нам занять топовую позицию в этом сегменте, если мы в нем здесь ранее не были представлены или были представлены, но действительно хотим усилиться, укрепиться, и такое приобретение это позволит нам сделать. Безусловно, мы смотрим на специфику — какая на сегодняшний день потребность, какие категории могут быть здесь представлены хорошо. Сегодня в России хорошо представлены практически все категории и подкатегории, в которых мы работаем на глобальном рынке, за исключением сегмента моющих средств. У нас была предпринята попытка по выходу в самом начале, но потом было принято решение о том, что она была не совсем удачная, и больше к этой теме компания не возвращалась.

В первую очередь, Россия — это рынок чая, один из крупнейших рынков потребления мороженого и майонеза. Это три основных кита, на которых компания строила стратегию выхода на этот рынок. И на сегодня Россия — очень хороший и заметный рынок с точки зрения категории бытовой химии.

Заманчивая Елабуга

Unilever не планирует выходить в Татарстан, запустить здесь проекты?

— «Алабуга» — это лакомый проект. Мы много раз приезжали туда по приглашению консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ). И предложения поступают. Даже наш генеральный директор Лоран Клейтман был там в апреле 2014 года.

Мы с большим восторгом смотрим на инженерную инфраструктуру, на все готовое — просто приходи, садись и начинай работать.

Конечно, когда мы заходили, такого не было. И мы выбирали не лучшее географическое положение, а реперные, опорные производства. Все, кто заходят на рынок, смотрят на ведущие, лидерские предприятия, которые уже есть. А «Алабуга» заточена на новое, дальнейшее развитие. Поэтому за «Алабугой», мне кажется, будущее в плане второй волны. Когда кризис даст всем импульс, толчок, придет понимание того, как будет расти российский рынок дальше. Потому что все прекрасно понимают: такого роста, как раньше, нет. Раньше, до 2008 года практически все росли двухзначными цифрами без особых усилий, просто рынок насыщался. Вот ничего не было, и вдруг все стало появляться. Как говорят аналитики, он еще не насытился, безусловно, есть огромный потенциал для роста. Для этого новое строить логично в «Алабуге» и развивать свое с четким пониманием подо что и как. Безусловно, то, что нам показали с точки зрения логистики — 1 000 км до всех крупнейших российских центров, городов, — это фантастика.

Прошлогодний наш выпускник возглавил направление агротуризма

— Почему вы принимаете участие в «Летнем» кампусе РАНХиГС?

— РАНХиГС — один из десяти ведущих вузов, с которым мы как Unilever в России очень плотно взаимодействуем, это наши целевые вузы. И мы пригласили проректоров по науке в наблюдательный совет программы «Будущие лидеры Unilever». Мы ежеквартально встречаемся, наблюдательный совет дает нам свои рекомендации по этой программе. Они смотрят за тем, чтобы программа отвечала потребностям образовательным и карьерного развития их выпускников. Последнее заседание прошло на базе Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого буквально в конце июня. С РАНХиГС мы очень плотно работаем по программе «Устойчивое будущее России», и на «Летнем кампусе» ежегодно эта программа представляется лучшим студентам, собравшимся здесь. Замечательно, что это делается в Татарстане из года в год, и третий год мы уже с ними.

— Почему в этом году темой своей лекции вы выбрали «Устойчивое развитие — принцип работы глобальных корпораций»?

— Это тема года для проекта «Устойчивое будущее России». Каждый год мы предлагаем студентам подумать над темой, которая действительно провоцирует мышление, новые нестандартные, «незашоренные» подходы. В прошлом году тема касалась устойчивого сельского хозяйства, до этого мы говорили об экологии производства — как можно сделать так, чтобы предприятие было зеленым, чистым. И много интересных подходов студенты предложили. А сейчас мы уже подошли к мышлению потребителя. Как нам сделать потребление и бренд устойчивыми в том смысле, чтобы от них была исключительно польза и в плане социальном — для всего общества, — и в плане экологическом, и в плане экономическом. Чтобы мы говорили не только о социальных, благотворительных программах и подарках, а о каких-то моделях, которые позволяют повысить занятость, там, где это необходимо, женщинам дать новые возможности, улучшить квалификацию тех же фермеров и так далее. Очень интересно, что студенты приходят с яркими мыслями. Прошлогодний наш выпускник, победитель проекта «Устойчивое будущее России» Данила Козлов сегодня работает в Подмосковье в совхозе имени Ленина, где возглавляет направление агротуризма и работает над экологической концепцией сельского хозяйства. Он не захотел работать в Unilever и сказал, что хочет заниматься своим делом — он зоотехник по образованию. Он считает, что программа помогла ему получить эту позицию, быть на виду, и он абсолютно счастлив. Мы приехали к нему в гости и показали своему руководству, что органическое сельское хозяйство возможно уже сегодня в России, что это образец для подражания.

Фото: Алсу Ситдиоква, gazeta.ru, alabuga.ru

Алсу Ситдикова
Мероприятия

Новости партнеров