Новости раздела

«Аполитичный» митинг против реновации: «Все было так хорошо, пока не появился Навальный!»

Как последователи оппозиционера устроили в соцсетях травлю журналиста «Знака» Екатерины Винокуровой

В воскресенье, 14 мая, в Москве прошел санкционированный властями митинг против программы реновации столичного жилья. В целом сход прошел мирно и вполне продуктивно — москвичи даже получили обратную связь от мэра столицы Сергея Собянина, однако без скандала не обошлось. Визит на проспект Сахарова незваного Алексея Навального привел к тому, что его последователи устроили настоящую травлю одному из организаторов схода — журналистке Екатерине Винокуровой. А все из-за того, что полиция вывела оппозиционера и его семью с митинга. «Реальное время» вспомнило о том, как развивались события на митинге, почему вместо благодарности за организацию схода Винокурова получила волну ненависти в свой адрес и за какие изображения и видеоролики пользователи пристыдили Алексея Навального.

Почему москвичи вышли на улицы и как 90-летняя бабушка превратила митинг в скандал

Москвичи критически отнеслись к программе реновации жилых домов, так как в нынешнем его виде он ограничивает право граждан на судебную защиту и не защищает права жителей домов, которые будут снесены. Также в списке домов (всего их 4566), жители которых должны проголосовать за или против сноса, помимо панельных хрущевок почему-то оказались кирпичные сталинки, а также дома, построенные в России еще до революции. При этом в программу не были включены ветхие общежития. Вместе с тем мэрия решила причислить всех не проголосовавших людей к числу тех, кто отдал свой голос за снос. И несмотря на то, что ранее российский политконсультат Олег Матвейчев заявил «Реальному времени» о том, что у «мэрии нет никакого желания увеличивать количество проголосовавших «за», такое решение выглядит совершенно однозначно.

Сложившаяся ситуация вынудила москвичей выйти на митинг и выступить против реновации. Сход состоялся в воскресенье, 14 мая, на проспекте Сахарова. По оценке проекта «Белый счетчик», на митинге собралось около 20 тысяч человек, организаторы настаивают на цифре в 30 тысяч, а МВД — на 8 тысячах участников.

Одним из организаторов и центральной фигурой митинга стала российская журналистка Екатерина Винокурова, дом которой попал в список сносимых строений. Напомним, во многом благодаря ее стараниям из тюрьмы удалось вытащить несправедливо осужденную Евгению Чудновец, а теперь журналистка горячо отстаивает свой дом и дома десятков тысяч москвичей.

— Наша задача была вывести как можно больше людей, не имеющих отношения к политике. Я вложила в этот митинг всю мою любовь к Москве. Это было самое важное дело в моей жизни, — пишет Екатерина в своем «Телеграм»-канале. Однако уйти от политики и от громкого скандала организаторам все же не удалось.

Дело в том, что в сходе решил принять участие Алексей Навальный. Причиной своего появления на проспекте Сахарова оппозиционер назвал 90-летнюю бабушку своей супруги, якобы проживающую в пятиэтажке на Преображенке (отметим, что в списке сносимых пятиэтажек район Преображенское отсутствует). Навальному не дали выступить со сцены и вывели его с митинга вместе с женой и сыном. Ответственной за произошедшее сделали Екатерину Винокурову. И теперь, вместо того, чтобы обратить внимание на протест и его последствия, общественность обсуждает противостояние Навального и Винокуровой.

Винокурова vs Навальный

Во время митинга Екатерина Винокурова периодически описывала события в «Твиттере» и «Телеграме», и в один момент во всех ее аккаунтах появился пост: «К сцене рвется Навальный, не имеющий отношения к митингу. Это просто неприлично». Отметим, что многие восприняли появление Навального на Сахарова как попытку получить трибуну за чужой счет, а также назвали его монополистом протестных движений.

Буквально через 10 минут после сообщения Винокуровой Алексей Навальный написал в своем «Твиттере»: «Ко мне с Юлей и Захаром подошел ОМОН и вывели нас с митинга». Затем последовало сообщение: «А ведь я даже и выступать не планировал! Меня Юля Галямина (одна из организаторов митинга, — прим. ред.) попросила к сцене подойти». Чуть позже оппозиционер добавил, что, насколько он понял, его вывели по просьбе Екатерины Винокуровой, которая якобы «просто пожелания мэрии Москвы выполняла, да и все».

Упомянутая выше Юлия Галямина описывает ситуацию следующим образом: «Он пришел туда с женой и сыном. Стоял около зоны прессы. Его окружили журналисты и начала давить толпа. Я попросила волонтеров по безопасности его пропустить в огороженную зону прессы. Навальный не собирался выступать — он знал, что организаторы были против. Просто стоял и давал интервью. Но тут его начала задерживать полиция. Я побежала, как организатор, к нему и стала требовать от полиции его отпустить. Но полиция меня не послушала. Но в итоге мне пришлось выйти за пределы сцены вместе с Алексеем и Юлией — полиция оказалась сильнее нас и с нами был ребенок. Потом их отпустили».

Сама Екатерина утверждает, что «просьба вывести Навального», якобы исходящая от нее — это ложь: «Было принято коллегиальное решение не приглашать партийных лидеров. Созаявитель митинга Таня Кособокова попросила Навального не пытаться пройти на сцену. У него не было бейджа для прохода в зону сцены и полиция проводила его из зоны выступлений».

Оскорбления, мемы и плачущая Екатерина Винокурова

После того, как Навальный написал, что его вывели, видимо, по указанию Екатерины Винокуровой, на девушку, организовавшую митинг ради сохранения своего дома и ради москвичей, критически воспринявших реновацию и наплевательское отношение властей к их мнению, полились тонны грязи.

Сторонники Алексея Навального, некоторые российские журналисты и рядовые пользователи начали утверждать, что Винокурова — кремлевский агент, что она куплена администрацией, мэрией Москвы и силовиками. Нашлись и те, кто уверен — сотрудники МВД прочитали твит Винокуровой про «рвущегося к сцене Навального» и тут же побежали уводить оппозиционера подальше от митингующих.

Через несколько часов после митинга на «Ютубе» появилось видео с плачущей от обиды Екатериной Винокуровой, которое начинается со слов: «Все было так хорошо, пока не появился Навальный!». Эту фразу российские пользователи тут же превратили в мем и молниеносно создали десятки саркастичных картинок.

Навальный, к слову, активно постил их у себя в «Твиттере». Также он не постеснялся опубликовать ролик с плачущей Винокуровой. На сообщение пользователя Stasey_adrenaline: «Не надо травить девушку. Это не достойно», Навальный ответил просто: «Ну, да. Давайте моих (а завтра еще чьих-то) детей под конвоем с митингов выводить, а девушку травить не будем».

«Он устроил омерзительную истерику»: поддержка от коллег и простых пользователей

Благо среди пользователей, общественников и журналистов нашлось немало людей, поддержавших Екатерину. К примеру, журналистка «Эхо Москвы» Инесса Землер, списала злополучный твит Винокуровой на ее эмоциональность и пожурила людей, обсуждающих совсем не то, что следовало бы:

— Эмоции, помноженные на искренность и возведенные в степень ее личного конфликта с Навальным — вот вам и тот твит про рвущегося на сцену Навального. <...> Обвинять Винокурову в продажности — это все равно, что жирным капслоком написать у себя на лбу «я параноик». У вас был шанс запомнить этот день как день реального общественного грандиозного протеста. <...> Вместо того, чтобы думать, как конвертировать вот эту сегодняшнюю активность в нечто более осязаемое, вы обсуждаете одну (!) журналистку, — высказалась в «Фейсбуке» Землер.

Соосновательница «Проекта W: сеть взаимопомощи женщин» Алена Попова заявила, что травля, начавшаяся в отношении девушки, организовавшей митинг, куда пришли десятки тысяч москвичей — это недостойная и порочная практика.

— Послушайте, люди. Сидит человек, затравленный, выжженный, и плачет. Это такое спасибо, что не сдалась и что сумела объединить массы людей? Это как так? У меня один только вопрос: вы считаете, это ок? — задается вопросом Попова.

Мужчины также вступились за Екатерину. К примеру, журналист Емельян Данилов, присутствовавший на митинге, резюмировал ситуацию следующим образом:

— Список выступающих был известен заранее. Его определили честным голосованием организаторов <...>. Ни Навального, ни Явлинского, ни Митрохина там не было. Галямина плюнула на договоренности, плюнула на голосование и позвала Навального выступать. Навальный знал о расколе среди организаторов <...>, но все равно пошел к сцене. У сцены его тормознула полиция. К Навальному подошла Татьяна Кособокова и попросила не выступать. Навальный ее не услышал. Полиция вывела его за ограждение. Винокурова все это время стояла на сцене, с полицией не общалась, но успела сделать злополучный твит, — сообщает журналист.

По мнению Данилова, Алексей Навальный лжет про Екатерину Винокурову, а также «устроил омерзительную истерику и травлю, как обиженный ребенок, которому не купили мороженое (не пустили на сцену)».

Митинг не услышали?

За ожесточенными спорами о том, кто кого и куда не пустил, пользователи чуть не пропустили важный момент — мэрия Москвы отреагировала на прошедший митинг. В своем «Твиттере» градоначальник Сергей Собянин опубликовал пост следующего содержания: «Внимательно отнесемся ко всем содержательным заявлениям, прозвучавшим на митингах в Москве по программе реновации, в том числе противников программы. В ходе работы над проектом мнения москвичей будут максимально учтены».

Екатерина Винокурова высказалась на этот счет следующим образом: «Итог митинга таков. Нас услышали. А меня поливают грязью все и везде. Я должна попробовать пережить случившееся. Это будет очень непросто».

Казалось бы, можно порадоваться тому, что власти не проигнорировали народ, вышедший на митинг, однако спустя несколько часов после публикации сообщения Собянина мэрия Москвы внезапно запустила голосование по сносу пятиэтажек, хотя официально оно должно было начаться 15 мая. После этого в «Телеграм»-канале Винокуровой появилась запись: «Значит, митинг не услышали. Теперь я готова поддержать любой митинг за отставку Собянина».

P.S. Интервью с Екатериной Винокуровой:

Часть 1. Екатерина Винокурова, Znak: «Считаю, что Медведев — это очень недооцененный президент»

Часть 2. Екатерина Винокурова, Znak: «К региональной прессе принято относиться полупрезрительно — тренд надо ломать»

Лина Саримова

Новости партнеров