Новости раздела

«РИФ. Иннополис»: «индустрия 4.0», экономика, импортозамещение

9-10 июня в Республике Татарстан прошел форум «РИФ. Иннополис», участие в котором приняли представители органов государственной власти, крупнейших отечественных и зарубежных ИТ-компаний, пользователи, резиденты Иннополиса.

Сразу после официального открытия стартовало несколько секций: «Цифровая экономика», «Образование и кадры», «Российские процессоры и системы на кристалле», «Смерть классического PR. Новая волна: беспощадный PR», «Технологии IoT в системе умного города (Smart City)», «Процессоры и системное ПО», «Performance Marketing: Таргетированная реклама в соцсетях», «Интересная наука», «Системное программное обеспечение», «Digital по-казански», «Импортозамещение в отрасли ИТ», «Проблемы интеграции отечественной аппаратуры и софта». Также в завершение дня участники форума имели возможность посетить праздник, посвященный Дню города Иннополис.

Николай Никифоров открыл пленарное заседание.

«С момента закладки первого камня прошло уже 4 года, и год — со дня открытия. Ценность Иннополиса — его жители, высококвалифицированные специалисты и просто таланты. Город растет: в новых компаниях появляются новые вакансии. Сюда стремятся специалисты со всех уголков России. Мы и дальше будем поддерживать трудовую миграцию внутри страны», — сказал глава минкомсвязи РФ.

В рамках секции «Цифровая экономика» аналитики РАЭК представили актуальные данные исследования «Экономика Рунета».

«Согласно данным исследования «Экономика Рунета 2015-2016» и «Кризисного барометра», на сегодняшний день можно выделить три самых быстрорастущих рынка: электронные книги, услуги, онлайн-ретейл. Кроме того, «мобильная» часть экономики Рунета составляет около 25–30% от суммарного объема рынков (по состоянию за 2014 год составил 1094 млрд руб.)», — отметил Карен Казарян, главный аналитик РАЭК.

Андрей Воробьев, директор Координационного Центра доменов RU/РФ рассказал о регистрации доменных имен в ПФО: «Приволжский федеральный округ занимает третье место в рейтинге округов по числу зарегистрированных доменных имен в российских национальных доменных зонах. Но темпы прироста новых регистраций здесь одни из самых высоких в стране. В рейтинге субъектов Российской Федерации Республика Татарстан давно вошла в десятку лидеров по числу зарегистрированных доменов RU и РФ. Особого внимания заслуживает опыт внедрения культурно-лингвистического TATAR, который востребован не только в Татарстане, но и в самых разных частях нашей страны и за рубежом. Резидентами Татарстана в общей сложности зарегистрировано около 75 тыс. доменов RU и более 14 000 доменов РФ. В домене TATAR число зарегистрированных доменов второго уровня приближается к двум тысячам».

На секции «Образование и кадры» много говорили про специфику подготовки молодых специалистов в IT-области. В частности, Сергей Гребенников, директор РОЦИТ, раскрыл вопрос о поддержке молодых людей, стремящихся к развитию в IT-отрасли уже со школьной скамьи, и поднял тему цифрового лидерства: «87% выпускников не имеют четких представлений об IT-специальностях. И это касается не только IT-среды. Проблема профориентации и направления молодых талантов в новом мире стоит перед нами как никогда остро».

Спикеры секции «Смерть классического PR. Новая волна: беспощадный PR» много говорили о новых технологиях и методах PR. Так, Лилиана Пертенава («Новые облачные технологии») рассказала свое видение, каким должен быть современный специалист по связям с общественностью: «Человек, который занимается продвижением, он должен быть партнером бизнеса. Он должен хорошо понимать бизнес-процессы его компании; если это IT-продукт, нужно взаимодействовать с разработчиками. Также необходимо ориентироваться в предмете своей работы, знать тренды».

После насыщенного интересными докладами и праздником в честь Дня города Иннополиса первого дня участники форума могли посетить секции, посвященные темам: «Programmatic media buying», «Обзор отечественных разработок в области системного ПО и процессоров», «Качество продукта: как управлять, измерять — и причем здесь проектирование?», «Big Data and digital analytics», «Постгрес вчера, сегодня, завтра», «Секция Cossa: «Диалог компаний и медиа: слушать, писать, читать», «IT-solutions in marketing and advertising», «Постгрес».

Как «большие данные» способны изменить маркетинг, рекламные коммуникации и перевернуть потребление, рассказали в секции «Big Data and digital analytics».

В прошлом году programmatic переживал ту же судьбу, что и Big Data. Все слышали об этой технологии, все о ней говорят, многие восхищаются, но мало кто понимает, что все это значит. Тем более, что реальных кейсов было мало, по крайней мере на российском рынке. Но ситуация стремительно менялась в течение всего 2015 года, и сегодня, например, мобильный programmatic продают со всеми возможными форматами. По мнению Анны Кузьменко, Head of Business Development компании DCA, к концу 2016 года мобильный и видео programmatic станут must have. В других сегментах programmatic также развивается, однако не столь стремительно. «Programmatic в нативной рекламе вряд ли «выстрелит» до конца года — не готовы ни площадки, ни платформы», — уверена Анастасия Кузьменко.

OS Day 2016

Первый день конференции OS Day 2016 очень насыщен информационно. Четыре секции этого дня покрыли огромный спектр успехов российских компаний в области разработки процессоров и низкоуровневого ПО. Сделаны доклады о процессорах и системах на кристалле «Комдив» (собственная разработка НИИСИ РАН, функциональный аналог MIPS), «СБИС К5512БП1Ф», которые могут функционально расширяться по требованию заказчика; энергоэффективных процессорах «Байкал-Т1»; уникальных российских процессорах архитектуры «Мультиклет» и «Эльбрус». Со стороны системного ПО прозвучали рассказы о программно-аппаратных решениях «Базальт СПО», опыте переноса ОС Embox на отечественные процессоры, разработке собственной операционной системы Лаборатории Касперского, технологиях виртуализации от Росплатформы. Александр Коротков, Postgres Professional, рассказал о тонкостях оптимизации СУБД Postgres Pro и влиянии свойств современного процессора на быстродействие баз данных. Доклад Анны Кан, ГосНИИАС, посвящен проблемам и задачам, связанным с применением отечественной программной и аппаратной базы в бортовых системах гражданских летательных аппаратов.

Дмитрий Завалишин, основатель и соорганизатор OS DAY, генеральный директор группы ИТ-компаний DZ Systems: «Сверхзадача конференции OS DAY этого года — содействовать интеграции разработчиков аппаратных и программных средств и приблизить появление полного и неразрывного отечественного стека технологий от процессора до инфраструктурного ПО, такого, как операционные системы, компиляторы, СУБД и другие низкоуровневые программные компоненты. Сегодня мы сделали существенный шаг в этом направлении».

Компания Postgres Professional провела на РИФе две секции, посвященные системе управления базами данных PostgreSQL и ее улучшенной версии СУБД Postgres Pro. Это собственная разработка компании, внесенная в единый реестр отечественного ПО. Заместитель генерального директора Андрей Флейта в докладе об истории развития СУБД PostgreSQL особенно подчеркнул вклад российских разработчиков, который был значительным на всех этапах развития мировой СУБД. Postgres Professional — российский вендор PostgreSQL. Андрей Флейта рассказал о роли компании в мировом сообществе, ее положении на рынке, подвел итоги года работы.

На секции Александра Короткова был проведен обзор новых возможностей PostgreSQL версии 9.6, в том числе — разработанных сотрудниками Postgres Professional. Александр представил амбициозную дорожную карту дальнейшей разработки, включающей в себя такие возможности, как кластер высокой доступности, подключаемые хранилища, JIR-компиляция, адаптивный планировщик запросов. «Успешное выполнение нашей roadmap укрепит позиции СУБД PostgreSQL не только на российском, но и на мировом рынке, а нашим разработчикам позволит занять высокое положение в мировом сообществе», — подытожил свой доклад Александр. Ильдар Мусин рассказал про модуль pg_pathman, который позволяет реализовать эффективное секционирование таблиц.

Второй день конференции OS DAY 2016 показал огромный интерес слушателей к теме разработки системного ПО. Доклад Павла Эйгеса про операционную систему SailFish вызвал активную дискуссию, этот проект давно обсуждается в сообществе. Павел обрисовал стратегию российской части проекта и описал основные рынки, на которые ориентируется платформа. Иван Покровский, «Центр современной электроники», выступил с детальным аналитическим обзором отечественного и мирового рынка радиоэлектронных компонент и предложил видение направлений развития для отечественных компаний. Георгий Платошин и Степан Стецюк из ГосНИИАСа обрисовали требования производителей бортовых авиационных систем к разработчикам процессоров и выразили надежду на появление отечественного производителя, который сможет предложить микропроцессор, сертифицированный для применения в гражданской авиации. Основатель и соорганизатор OS DAY Дмитрий Завалишин прокомментировал итоги конференции: «Одна из проблем российского рынка — в том, что наши разработчики аппаратуры и софта «не нашли» друг друга: отечественные операционные системы работают на импортных процессорах, а процессоры российского производства ориентируются на западные ОС. Цель конференции в том, чтобы наладить взаимодействие внутри отрасли, «подружить» разработчиков процессоров и системного ПО, и всех их обеспечить качественной обратной связью от заказчиков. Рад отметить, что нам удалось посодействовать реальному сотрудничеству нескольких компаний-участников, а также сформулировать тематику следующей конференции. Интерес слушателей к «аппаратной» части конференции ведет нас к мысли выделить отдельную секцию, посвященную успехам и проблемам российской электронной промышленности».

Секция «Programmatic media buying» имела большой успех у участников «РИФ. Иннополис». Организатор и ведущий секции, Сергей Спивак так прокомментировал сегодняшнюю дискуссию: «Сегодня у нас на секции была команда ведущих специалистов в области programmatic, и каждый из них сделал, на мой взгляд, очень качественный доклад. Ребята вложились: слайды и тексты великолепные».

В рамках секции «Big Data and digital analytics» спикеры обсудили, как «большие данные» способны изменить маркетинг, рекламные коммуникации и перевернуть потребление. «Поскольку у дубля B2B очень мало инструментов, которые можно задействовать в Интернете, мы сейчас подбираем те инструменты и стратегии, которые могли бы быть интересны для SMM для B2B. Стоит понимать, что В2В — это, в первую очередь, конверсия», — сказала Екатерина Бек (Media stars).

Напомним, что форум «РИФ. Инноплис» второй год подряд собирает представителей крупнейших ИТ-компаний страны в самом высокотехнологичном городе России. Мероприятие проходило в течении двух дней в трех параллельных потоках, в которых принимали участие более 1000 человек.

Мероприятия

Новости партнеров