По принципу домино: после краха Татфондбанка полностью закрывается сеть DOMO
Сейчас у ретейлера остались только четыре магазина, торговлю в которых планируется свернуть к 7 апреля
Сеть бытовой техники DOMO, имеющая непосредственное отношение к бизнесу группы Татфондбанка, стала массово закрывать свои магазины. Ретейлер планирует полностью остановить торговлю уже в апреле этого года. Об этом сообщил сегодня «Реальному времени» источник, близко знакомый с ситуацией. С его слов, к такому итогу сеть подтолкнули громкие аресты топ-менеджмента ТФБ. Закрытие происходит параллельно с банкротством всех юрлиц, имеющих отношение к сети.
«Это товар из мелких магазинов»
Магазин сети бытовой техники DOMO, расположенный на улице Декабристов, 113. Проходы и свободные площади заполнены коробками с товаром. Сотрудник DOMO объясняет нагромождение «завозом из мелких магазинов».
— Этот товар из мелких магазинов сюда привезли, в мелких городах, возможно, идет закрытие. Я не в курсе, — поясняет он.
Покупателей в будний день здесь немного, от силы два десятка. Супруги-пенсионеры Аркадий и Лидия Куликовы, подбирая для себя электромясорубку, не догадываются о скором закрытии магазина.
— Вот мы выбрали себе недорогую мясорубку, она тут дешевле, чем в другом магазине, — демонстрирует покупку Лидия Куликова.
На вопрос корреспондента нашего издания, будет ли действовать гарантия на купленный пенсионерами товар уже после закрытия сети, продавец-консультант ответил утвердительно.
— Даже если и закроется магазин, то сервисные центры продолжат ведь работать. Даже самые «плюшевые» бренды имеют в Казани свои сервисы, что вы переживаете? — недоумевает консультант магазина.
«О закрытии речи нет, мы пока работаем»
Вторым пунктом нашего списка стал дисконт-магазин сети DOMO, расположенный в ТЦ «Савиново». Днем здесь значительно больше людей, нежели в DOMO на Декабристов. Между стеллажами с техникой — такое же нагромождение коробок со всевозможными гаджетами. Многие товары обернуты в упаковочную пленку и оклеены стикерами с надписями: «Продано», «Отложено до вечера» и т. д.
— О закрытии речи нет, мы пока работаем, — говорит продавец-консультант.
Впрочем, тут же наш корреспондент становится невольным свидетелем разговора продавцов-кассиров, которые обсуждают свои недавние походы на собеседование в другие компании.
Полупустые полки торгового зала и загроможденные коробками с техникой проходы встречают нашего корреспондента и в ТЦ «Сити Центр», где расположен третий казанский магазин сети DOMO. Здесь также уверяют, что закрытия «не предвидится».
— Происходит закрытие мелких магазинов по Татарстану. Остатки, не распроданные там, привозят сюда, — объясняет такое же загромождение коробками продавец стандартной фразой.
От полутора сотен до 9 магазинов
Согласно информации на официальном сайте DOMO, в РФ по состоянию на сегодняшний день работают девять магазинов в шести городах. Исходя из официальных данных, открыты они в Казани (три магазина), Димитровграде (два), еще по одному — в Саранске, Ульяновске, Чебоксарах и Набережных Челнах. Хотя еще в конце 2016 года действовали представительства сети в Чапаевске, Кинели, Сызрани, Тольятти, Павлово…
Это все, что осталось от некогда одной из крупнейших в России сетей бытовой техники и электроники. Напомним, агрессивную региональную экспансию компания начала в 2005 году. В 2006—2007 годах она поглотила крупные региональные сети «Айсберг», «КГБ», «БигМаг», «Телевид», «Коминком». В 2007 году объединяла около полутора сотен магазинов в более чем 20 регионах: от Краснодарского края на юге до Алтайского края на востоке страны. Кроме того, компания вошла в состав акционеров сети «Белый ветер Цифровой», однако до объединения не дошло. Компания понесла серьезные потери в кризис 2008—2009 годов. После кризиса полностью сменился менеджмент сети, DOMO ушла из большинства регионов, сохранив присутствие лишь в Поволжье.
Однако еще во второй половине 2016 года сеть насчитывала 46 магазинов. И в соцсетях на страницах DOMO даже за декабрь можно увидеть рекламные посты десятков магазинов, которых сейчас уже не существует на карте ретейлера.
«Ориентировочно, к 7 апреля готовится закрытие»
Актуальные сведения о масштабе сети, а также информацию о причинах такого массового сокращения руководство DOMO нашему изданию не предоставило. На момент публикации материала запрос «Реального времени» так и не был рассмотрен менеджментом сети.
Однако источник «Реального времени», близко знакомый с ситуацией, сообщил: реально на сегодняшний день работают только три магазина в Казани и один в Чебоксарах.
С его слов, закрытие магазинов сети DOMO происходит повсеместно. «К сожалению, да — закрывают все магазины, не только Казани, а в целом. Ориентировочно, к 7 апреля готовится закрытие», — сообщил собеседник.
Источники не скрывают, что проблемы сети связаны с крахом Татфондбанка и последними арестами его топ-менеджмента.
DOMO банкротят «домашние» структуры
Как ранее сообщало наше издание, «лихорадить» приближенную к ТФБ сеть DOMO начало еще в декабре 2016 года, когда одно из основных юрлиц сети — ООО «Бытовая электроника» — пошло под банкротство. Заявление о банкротстве поступило в Арбитражный суд РТ 26 декабря 2016 года от ООО «Глобал консалтинг». Дело о банкротстве «Бытовой электроники» осложнялось тем, что, согласно данным системы «Спарк-Интерфакс», с 23 декабря прошлого года это ООО находится в стадии ликвидации. Ликвидатором выступает конкурсный управляющий Алмаз Ахатович Сабитов, который еще 10 июня 2015 года занял пост генерального директора «Бытовой электроники». Сабитов имеет богатый опыт работы с сетью DOMO. Он же банкротил ООО «ТД «Книжный двор» и ООО «Белый ветер Цифровой», входившие в группу компаний DOMO.
ООО «Глобал консалтинг» также имеет отношение к структурам DOMO. ООО зарегистрировано по тому же адресу, что и «Бытовая электроника» — Спартаковская, 2. Его соучредителями сейчас являются Венера Рафиковна Зарипова, Луиза Анасовна Шакирова, Аида Валиевна Ильясова. Зарипова — бывший директор ООО «Современная электроника», которое раньше принадлежало ОАО «DOMO». Шакирова — бывший генеральный директор самой «Бытовой электроники». А Ильясова — бывший директор ООО «Аида-Р», принадлежащего лично Роберту Мусину, экс-председателю правления Татфондбанка. К слову, Мусин в 2011 году был генеральным директором ООО «Глобал консалтинг».
С начала этого года в арбитражи в «Бытовой электронике» было подано девять исков от контрагентов на общую сумму почти в 300 млн рублей. Самые крупные — от ООО «Торговый дом Абсолют» на 188 млн рублей, ООО «Канди С.Н.Г.» на 73 млн рублей, ООО «Электролюкс Рус» на 6,7 млн рублей.
Чистят хвосты
Параллельно с банкротством «Бытовой электроники» в арбитражах идут дела о банкротстве других структур, некогда связанных с сетью. Начиная с 2015 года — тяжба вокруг банкротства ООО «Единый закупочный центр». Некогда компания принадлежала ОАО «DOMO» и занималась закупками товара для сети. Накануне банкротства в ее учредителях значилась и Аида Ильясова — соучредитель все того же «Глобал консалтинг».
Весной 2016 года в дело удалось вклиниться ООО «Центр урегулирования банковской задолженности», которое получило права требования от «Ак Барс» Банка. Банк еще в 2014 году предоставил ООО «ЕЗЦ» кредитную линию, что позволило ему войти в число кредиторов. Сумма требований нового кредитора составила 321,8 млрд рублей. УФНС по РТ пыталось обжаловать решение суда о включении «ЦУБЗ» в реестр кредиторов, в частности заявляя, что кредитные деньги «Ак Барса» ушли аффилированным с должником структурам, а сами последние действия совершены с целью занижения налогооблагаемой базы заявителем. Однако все апелляции были отклонены.
А на днях суд удовлетворил иск «Тимер Банка» о банкротстве ООО «Аида и Д» на основании долга в 55 млн рублей. Компания была головной для ООО «Концерн Белый ветер», ликвидированного в январе этого года.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.