Новости раздела

Наследники Татфондбанка съезжают с металлопроката?

Управляющая компания «Бугорос» Рустема Галиакберова уходит от управления крупными активами

С обвалом Татфондбанка доверенные топ-менеджеры Роберта Мусина молниеносно начали терять собранные им активы. Управляющая компания «Бугорос» Рустема Галиакберова уходит от управления крупными металлотрейдерами ОАО «Татметалл» и ОАО «Камснаб»: на внеочередном собрании 21 февраля акционерам предстоит проголосовать за досрочное прекращение с ним договора о выполнении им функций единоличного исполнительного органа, а сам «Бугорос» ликвидируется. Не исключено, что опытный «продажник» металлопроката Рустем Галиакберов сам выкупит бизнес и вновь возьмется за реанимацию федеральной сбытовой сети.

«Бугоросу» приказали долго жить?

На этой неделе приоткрылась завеса тайны вокруг миниатюрной империи из непрофильных производственных активов Татфондбанка, которая, похоже, начинает распадаться.

Уже известно о выходе из-под ее контроля четырех разнопрофильных татарстанских компаний: о досрочном расторжении договоров по исполнению функций единоличного исполнительного органа с управляющей компанией «Бугорос» заявили крупные металлосбытовые компании (казанское ОАО «Татметалл» и челнинское ОАО «Камснаб»), а также ОАО «Казанский завод медицинской аппаратуры» и челнинское ОАО «Галантерея-ткани». При этом в одном из сообщений, размещенном 14 февраля на сайте раскрытия информации, генеральный директор «Бугороса» Рустем Галиакберов указан в принципиально ином статусе — в качестве «ликвидатора «Бугороса».

Таким образом, с этого момента управляющая компания, можно сказать, объявила о своей ликвидации. Впрочем, сам Галиакберов игнорирует электронные запросы «Реального времени»: без ответа остался запрос от 12 января, а затем и от 14 февраля, и, похоже, он не настроен на общение с прессой. Но, продолжая соблюдать российские требования транспарентности, руководство «Бугороса» все равно вынуждено раскрывать информацию о происходящих переменах в империи — пусть даже языком сухих фактов.

Смена власти у металлотрейдеров

Крупные металлотрейдеры — ОАО «Татметалл» созывает внеочередное собрание акционеров 17 февраля, а его челнинский партнер АО «Камснаб» — на 21 февраля, но со схожей повесткой: о досрочном прекращении договора с УК «Бугорос» по исполнению им функций единоличного исполнительного органа. Кроме того, акционеры «Камснаба» выберут нового директора — сейчас полномочия гендиректора исполняет Рустем Галиакберов.

Как стало известно «Реальному времени», под управление «Бугороса» обе компании, специализирующиеся на поставках металлопроката, перешли с 1 июня 2010 года. Тогда ее основатель Рустем Галиакберов, входивший в ближний круг доверенных топ-менеджеров Роберта Мусина, решил консолидировать их в единую металлотрейдинговую компанию под названием «Метаслав». Как говорится в информационных буклетах самого «Камснаба», за несколько лет до этого инвестиционные структуры Татфондбанка сумели завершить переговоры о приобретении крупнейшего в Закамье поставщика металлопроката ОАО «Камснаб», обладавшего складской площадью в 425 тысяч кв. м и ассортиментом в 1000 позиций, и схожего по масштабам производственного комплекса в Казани, переименованного в ОАО «Татметалл», с базой в Высокой Горе.

Челнинский «Камснаб», базирующийся на 22 га в БСИ, обеспечивал поставками металлопроката 150 отраслевых и 20 целевых компаний в Поволжье. «В год осуществлялась отгрузка до 10 тысяч вагонов», — рассказывал председатель совета директоров «Камснаба» Михаил Махоткин. Его основные покупатели: нефтегазодобывающие компании, строительные и жилищно-коммунальные. А главным преимуществом «Татметалла», как говорят его конкуренты, являлась логистически удобно расположенная база.

Жизнь и смерть «Метаслава»

Идея слияния заключалась в том, чтобы, как говорил сам Рустем Галиакберов, «создать сильную сетевую компанию, которая способна будет составить конкуренцию другим предприятиям в сфере металлобизнеса и завоевать рынок Татарстана и Поволжья». «Практически объединенная компания уже создана и зарегистрирована под брендом «Метаслав», — рассказывал тогда замгендиректора по стратегии ОАО «Камснаб» Азат Фарукшин (вскоре он возглавит УК «Бугорос»). — Поскольку «Татметалл» — крупнейший оператор в РТ, а «Камснаб» — второй, то, объединившись вместе с «Метаславом», мы получим мощного, крупнейшего металлотрейдера в РТ и, возможно, в Поволжье». За последние годы у «Метаслава» появились филиалы почти во всех городах Татарстана.

За годы интенсивного промышленного строительства в Закамье, а затем при подготовке к Универсиаде «Метаслав», как говорят участники рынка, снял «все сливки» со стройки, подмяв под себя многие госконтракты на поставку трубного и листового металлопроката. «Татфондбанк помогал им кредитоваться на более выгодных условиях», — рассказал один из бывших менеджеров «Татметалла». Участники рынка утверждают, что незадолго до крушения банка «Метаслав» ликвидировался. Об этом знают в компаниях-дистрибуторах Альметьевского трубного завода, ОМЗ, «Уралтрубпроме». Но в приемной УК «Бугорос» опровергли эти утверждения. «Это неправда, «Метаслав» жив», — сказала секретарь, отказавшись, впрочем, соединить с самим Галиакберовым. Так ли это на самом деле — покажет время.

Кому перейдет наследство Татфондбанка?

Уход «Метаслава» не отразился на татарстанском рынке продаж, — считают участники рынка. «У металлургических комбинатов давно существует гибкая система скидок — чем больше объем закупаемой партии, тем больше величина скидки. Объединяя «Татметалл» и «Камснаб», Галиакберов собирал, грубо говоря, единую заявку с прицелом на максимальную скидку от производителя. А теперь его заказчики разбежались кто куда», — рассказал один из его топ-менеджеров. По некоторым сведениям, сейчас значительная часть площадей «Татметалла» и «Камснаба» просто сдается в аренду.

По последним данным, УК «Бугорос» владеет около 84,2% акций «Татметалла» и напрямую 9% акций АО «Камснаб», через «Татметалл» еще 24,9% акций «Камснаба». Остается только строить догадки: если «Бугорос» ликвидируется, то в чьи руки перейдут его бумаги? Лично Рустему Галиакберову — как владельцу «Бугороса»?

Добавим, что два года назад «Управляющая компания «Бугорос» получила контроль над ОАО «Казанский завод медицинской аппаратуры» (КЗМА), а затем и над челнинским ОАО «Галантерея-ткани». Тогда УК «Бугорос» увеличила долю акций КЗМА с 45,36% до 58,75% (этот пакет акций принадлежит генеральному директору и владельцу УК «Бугорос» Рустему Галиакберову). И их акционеры также вынесли на одобрение вопрос о расторжении договора с УК «Бугорос», но здесь также отказываются от комментариев. Отметим, что десять лет назад КЗМА рассчитывал развивать производство паровых стерилизаторов для медицинских учреждений, но сейчас превратился в девелопера, сдающего площади в аренду. Под крылом управляющей компании остается лишь завод газовой аппаратуры — его акционеры не торопятся разрывать пуповину с УК «Бугорос».

Луиза Игнатьева
Камснаб

Новости партнеров