«Удивляют баталии «диванных аналитиков», реплики «татары, определитесь, вы булгары или монголы?»
Интервью с историком и писателем Булатом Хамидуллиным: о творческой семье, проблемах истории, трениях в научном цехе, трудностях перевода и финно-угорском элементе татар

50-летний юбилей сегодня отмечает историк и наш колумнист Булат Хамидуллин, с чем редакция его поздравляет. В преддверии дня рождения ученый дал интервью корреспонденту «Реального времени». Во время разговора собеседник нашей интернет-газеты поведал о своей творческой семье, проблемах исторической науки, внутрицеховых трениях, трудностях перевода и происхождении татар.
«Папа затягивал песенный монолог, а мама мурлыкала что-то татарское веселое»
— Вы сын татарского писателя Лирона Хамидуллина. Расскажите, какая в семье царила атмосфера? И как творчество отца повлияло на вас?
— Да, я родился в семье писателя и переводчика Лирона Хамидуллина, уроженца деревни Старая Тюгальбуга Ульяновской области. Кстати, сразу отмечу — моя мама родом из деревни Конь Пестречинского района Татарстана, она долгие годы проработала бухгалтером в Бюро пропаганды татарской литературы. Какая была атмосфера в семье? Отличная. Я с детства наблюдал любовь и уважение родителей друг к другу, к своим друзьям и коллегам, к культуре и истории татарского народа. Если отец часто и подолгу разговаривал со мной об истории тюркских народов, тюркских государств, о полицентричности татарской истории и культуры, о выдающихся татарских исторических деятелях, таких как Дэрдменд (то бишь Закир Рамеев), Файзулла Туишев, Улу-Мухаммед, Саиф Сараи или Кул Гали, о Волжской Булгарии, Хазарском каганате, кыпчаках, о Золотой Орде и так далее, то мама постоянно водила меня и мою сестренку Зухру на татарские концерты и спектакли — «людей посмотреть, детей показать».
Аллага шокер (слава Аллаху), атмосфера в нашей семье всегда была благопристойная! Дома и на даче я всегда видел своих родителей в среде творческой интеллигенции, в первую очередь писателей. Это семьи Гарифа Ахунова, Хасана Сарьяна, Туфана Миннуллина, Заки Нури, Фарваза Миннуллина, Марса Шабаева, каких-то незнакомых мне литераторов Башкортостана, Казахстана, Узбекистана. С детства я прекрасно помню их бесконечные разговоры про судьбы тюркских народов, про классиков мировой литературы, про «великого Ленина», про партсъезды КПСС, про какую-то там книгу «АЗИЯ» («Аз и Я» Олжаса Сулейменова, ее я прочитал в 9 классе), каких-то неведомых мне в то время каракалпаков и т. д., хвалебные оды мамы в адрес Ильгама Шакирова, Зили Сунгатуллиной, Зиннура Нурмухаметова, Рената Ибрагимова, Альфии Авзаловой, Вафиры Гиззатуллиной. Расходились они обычно далеко за полночь, спев на прощание что-то из народных татарских песен. Прибирая стол, папа частенько затягивал песенный монолог «Нигэ, нигэ…» («Урман кызы»), а мама же мурлыкала что-то татарское веселое и задорное…
— Почему вы все же пошли по научной стезе и выбрали именно историю? Что вас привлекает в этой науке?
— Еще во время учебы в 41-й школе (речь идет о Казани) более всего мне нравились предметы математика, история и литература. В 1980 году мы переехали, я начал учиться в 80-й школе, это на улице Татарстан. Любовь к математике угасла сразу же после появления таких предметов, как алгебра и геометрия, а вот любовь к литературе и истории у меня только усилились. По физике, химии, литературе и истории у меня всегда были твердые «пятерки». Уже школьником я с огромным интересом читал книги историка-археолога Альфреда Халикова и писателя Нурихана Фаттаха, сказки и иной фольклор народов Среднего Поволжья, книги по истории Средней Азии, Хорезма, например. Любовь к этим книгам мне прививал папа, благо библиотека у него всегда была большая, также в советские годы он выписывал около 10 журналов и газет на русском и татарском языках. Вполне логично, что после 10 класса я пошел на исторический факультет КГУ — это посоветовал отцу кто-то из наших татарских писателей, друзей семьи…
— Почему именно средневековая история татар и татарских государств вас так привлекает?
— Татарский писатель Нурихан Фаттах писал о хуннах, Альфред Халиков писал о Волжской Булгарии, Светлана Плетнева и Михаил Артамонов, которых я тоже читал, будучи еще школьником, писали о половцах и хазарах. Многих авторов я сейчас с ходу не смогу упомянуть, но факт — я любил читать о древней и средневековой истории тюрков. Об истории гуннов, хазар, булгар, о печенегах, о половцах, о татарах и Чингиз-хане, благодаря публикациям и книгам Василия Янчевецкого и Вадима Егорова начал много читать про историю Монгольской империи и Золотой Орды. Позднее по теме Золотой Орды я читал Равиля Фахрутдинова, еще чуть позднее Германа Федорова-Давыдова и Миркасыма Усманова, но это уже будучи студентом КГУ. Даже уходя с 3-го курса в армию (по приказу министра обороны Язова студентов начали призывать), я взял с собой несколько книг по истории и сборник стихов Мусы Джалиля на русском, татарском и английском языках. Кстати, пить, курить и материться я научился именно там, в советской армии…
«Удивляют разговоры о якобы «этнической чистоте» некоторых народов»
— Почему так мало исследователей, кто занимается историей Казанского ханства?
— Тема очень трудная. Очень. Письменных источников мало. Археологических источников очень мало (не надо забывать, что на месте многих населенных пунктов Казанского ханства ныне находятся современные населенные пункты). На базе фольклорных источников писать историческую диссертацию бессмысленно — тут же тебя назовут «сказочником». Огромный пласт письменных источников — это русские летописи. То есть материал во многом политически и идеологически однобокий, требующий очень грамотного источниковедческого анализа. А для такого анализа, для перекрестной проверки нужны иные адекватные источники. Причем источники не XVII—XVIII веков, а именно XV либо XVI века. Материал необходимо собирать по крупицам, история Казанского ханства — это не история парторганизации КАМАЗа, чьи документы ежедневно подшивались и сдавались в архив. Еще один серьезный нюанс — наличие монографии Михаила Худякова, 1923 года издания, в которой многие перипетии истории ханства были уже скрупулезно рассмотрены и до последнего времени воспринимались в науке как аксиома…
Недавно в телефонном разговоре с казанским историком Ильнуром Миргалеевым я услышал очень мудрую мысль: «Булат, в теме изучения Золотой Орды мы почти исчерпали все имеющиеся возможности. Нужны новые источники. Необходимо продолжить и активизировать планомерное выявление и введение в научный оборот новых письменных, археологических, нумизматических и иных источников». Я с Ильнуром полностью согласен. Он профи с большой буквы, и я его уважаю. Но. Для этого нужны серьезные кадры и финансы. Кадры есть, и не только российские. Хочу отдельно отметить казахстанских и украинских ученых — профессиональных исследователей истории Золотой Орды и постордынских ханств. К примеру, отмечу их публикации в хорошем академическом журнале «Золотоордынское обозрение» (издает Институт истории АН РТ). Однако не секрет, что на просторах бывшего СССР очень мало специалистов, читающих древние и средневековые персидские или, например, китайские письменные источники. А про финансы вообще говорить не буду. Мы держимся…
— Какие открытия для себя вы сделали по этой теме?
— Для себя я открытий не делал. Многое из написанного в моей кандидатской диссертации я уже осознал на 4—5 курсах истфака. Кстати, спасибо за многое моему шефу Миркасыму Абдулахатовичу Усманову, у которого в КГУ я писал и курсовые работы, и дипломную работу. Эти студенческие работы были по историографии Волжско-Камской Булгарии, поэтому добрым словом я хочу вспомнить также университетских профессоров Альфреда Хасановича Халикова и Азгара Гатаулловича Мухамадиева, с кем мне посчастливилось пообщаться, пусть и немного, по проблемам истории Булгарии, а также Альтера Львовича Литвина и Дину Абдульбаровну Мустафину — одних из самых лучших в КГУ историографа и источниковеда. Археологическую практику я проходил под руководством Фаяза Шариповича Хузина в Биляре, и многое интересное по истории Волжской Булгарии я с сокурсниками узнал от него. Чтению старотатарской письменности (арабский шрифт) меня научили Рафаэль Шайхиев и Рим абый Каримов, работавший на радио и живший в соседнем доме. Урыннары ожмахта булсын! (Пусть земля им будет пухом, — прим. ред.)
А вот руководителем написания моей кандидатской диссертации был Салям Хатыпович Алишев — признанный специалист по истории Среднего Поволжья. После КГУ я одновременно работал у него в отделе (тогда это был еще Институт языка, литературы и истории) и учился в аспирантуре. Это был очень порядочный, очень начитанный ученый. Ярый булгарист. Тему «Этносоциальная история Казанского ханства» дал мне именно он, искренне надеясь, что я напишу историю Казанского ханства как прямое продолжение истории Волжской Булгарии. Два базовых тезиса моей диссертации — что Казанское ханство было этнополитическим наследником не только Волжской Булгарии, но и Золотой Орды, и что Казанское ханство — политическое объединение всех народов Среднего Поволжья (чувашей, марийцев, мордвы, предков удмуртов и башкир) во главе с Чингизидами-Джучидами и государствообразующим этносом казанских татар («казанские татары» зафиксированы уже в XVI веке у Сигизмунда Герберштейна, у Андрея Курбского, в «Никоновской летописи» и т. д.). Отмечу, что эти мои взгляды окончательно сформировались в результате знакомства со многими имеющимися в научном обороте источниками по истории Казанского ханства (все ссылки имеются в моей монографии «Народы Казанского ханства» и в моей кандидатской диссертации, она в свободном доступе в интернете), а также в результате «шлифовки» этих взглядов в период общения с известным московским ученым Шамилем Фатыховичем Мухамедьяровым, а также, естественно, с Алишевым и Усмановым, с сотрудниками ИЯЛИ Равилем Амирхановым, Файзулхаком Ислаевым, Дамиром Исхаковым, Алсу Арслановой и др.
Оценку своей работе я давать не буду — Высшая аттестационная комиссия присвоила мне звание кандидата исторических наук, тезис «Казанское ханство — политическое объединение всех народов Среднего Поволжья» был практически проигнорирован научным сообществом, а Большая Российская энциклопедия приняла для публикации статьи о Казанском ханстве и о казанских ханах именно в моем варианте. Кстати, маленькая реплика — все мои потуги убедить коллег из БРЭ о необходимости включить в российскую энциклопедию статью о Сююмбике так и не увенчались успехом, о чем я до сих пор глубоко сожалею и даже немного обижен на такую ситуацию. К счастью, Татарское книжное издательство с 2002 года издает хорошим тиражом две книжные научно-популярные серии — «История татар» и «История татар в лицах» (автор идеи Б.Л. Хамидуллин, — прим. ред.), и в будущем небольшую иллюстрированную книгу о казанской царице можно будет издать в одной из этих серий. Искренне надеюсь, руководство ТКИ не будет против этого. Отмечу, что это издательство является безусловным флагманом в Татарстане и во всем Среднем Поволжье, и отрадно, что здесь готовятся к печати многие интересные книги по истории татарского народа и Татарстана, в частности, по истории Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.
— Вы сказали, что вашим руководителем был «ярый булгарист». Относительно происхождения татар существуют две теории — золотоордынская и булгарская. Так какая вам точка зрения ближе?
— Железно — золотоордынская! Я достаточно хорошо знаю многие источники и историографию проблем этногенеза и этнической истории современного татарского народа. Золотоордынская теория дает ответы на многие вопросы, булгарская — очень многие вопросы оставляет без ответа. Татары — это не только субэтническая группа казанских татар, в этногенезе которых, безусловно, участвовали волжские булгары, которые одновременно являются этническими предками и братского нам чувашского народа. А литовские, а крымские, а сибирские татары? Как объяснить их происхождение, исходя из булгарской теории? Даже если вспомнить причерноморскую Великую Болгарию хана Кубрата (отца всем известного Аспаруха, основавшего Дунайскую Болгарию), даже если говорить о булгарах Нижнего Поволжья (саксинах) и балкарах Северного Кавказа, то все равно булгарская теория не отвечает на вопрос о происхождении сибирских татар или татар-липка, например. Повторюсь, адепты золотоордынской теории в своем большинстве не отрицают активного участия уцелевших остатков «домонгольских» булгар в этногенезе казанских татар. И лишь золотоордынская теория адекватно объясняет происхождение всех субэтнических групп татар в составе единого татарского народа, позднее по вполне объективным причинам разделившегося на формирующиеся татарскую и крымско-татарскую нации.
И, кстати, меня сильно удивляют интернет-баталии «диванных аналитиков», реплики «татары, определитесь, вы булгары или монголы?». Во-первых, мы не монголы, о чем свидетельствуют язык, антропология, ДНК, этнография татар. Во-вторых, я не понимаю, что такого удивительного, что в этногенезе части татар (тюркского народа) участвовали булгары (тюркский народ)? Точно так же в этногенезе татар участвовали половцы (кыпчаки), финно-угры, центральноазиатские татары и так далее. Что в этом удивительного? Гораздо более удивляют разговоры и тексты о якобы «этнической чистоте» некоторых народов, чего в принципе быть не может, и новейшие исследования ДНК это доказывают безапелляционно.
— А насколько финно-угорский компонент имеет место в этногенезе татар?
— Финно-угорский элемент (!) занимает большое место не только в этногенезе, но и в этнической истории татар, особенно казанских, сибирских, татар-кряшен и так далее. Об этом много написано, в частности, казанскими учеными. Эта тема присутствует почти во всех томах 7-томной «Истории татар с древнейших времен», и уж точно в ее первых четырех томах. Гораздо больший пласт финно-угорского — тут я могу использовать ваше слово «компонент» — у наших тюркских соседей слева и справа: у чувашей большой компонент финский, у башкир большой компонент угорский. Часто удивляюсь — многие люди нередко считают чувашей финно-уграми, хотя это явно тюркоязычный народ, потомки части населения Волжской Булгарии и местных финнов. В настоящее время в Татарском книжном издательстве находится моя рукопись книги «…Окаянная дщерь Златой орды». Это монография, объединяющая общей научной темой около 20 моих статей по истории Золотой Орды, Казанского ханства, а также по отечественной историографии Казанского государства. Многое из того, о чем я сегодня не успею сказать, представлено в этой книге. Представлено со ссылками на различные виды источников и научную литературу, то есть историографию. Надеюсь, монография увидит свет до декабря сего года, и читатель сам сможет ознакомиться с ее текстом, где, в частности, имеется немало материала о финно-угорских «элементе» и «компоненте» в этногенезе местных тюркских народов. Еще более подробно об этом я писал на страницах монографии «Народы Казанского ханства» 2002 года издания. Повторюсь, финно-угорский элемент занимает достаточно серьезное место не только в этногенезе, но и в этнической истории татар. И это было обоюдно.
«Быть переводчиком — это неблагодарное дело»
— Вы одновременно являетесь историком и писателем. Не было ли желания писать исторические романы или повести?
— Я являюсь членом русскоязычной секции Союза писателей РТ с 2001 года. В СП был принят как публицист и переводчик с русского на татарский язык произведений Народного писателя РТ Гарифа Ахунова, как переводчик произведений археографа Миркасыма Усманова, фольклориста Фатиха Урманчеева, историка Гайнетдина Ахмарова (его я переводил с арабской графики) и некоторых других авторов. Эти переводы изданы во многих номерах журнала «Идел» и в виде отдельных книг в 1990-х годах, публицистика печаталась во многих республиканских СМИ. Также я автор 15 радиопередач и двух коротких рассказов, опубликованных в одном из казанских журналов под псевдонимом (в тексте есть четкие намеки, who is author). Так что юридически как член СП РТ я писатель, по факту — публицист и переводчик. Одно не противоречит другому. Ведь публицист тоже пишет. Последнее, что я переводил, — это исторический роман лауреата Госпремии имени Г. Тукая, главного редактора газеты «Мэдэни жомга» Вахита Имамова, написанный к 1000-летию Казани, а также небольшая книга папы о поэте и золотопромышленнике Дэрдменде.
Писать романы и повести у меня желания нет, это точно. Для этого нужен особый дар, литературный талант, умение владеть «высоким слогом», я так считаю. Документальные научно-популярные книги иногда пишу — одна из последних («Победа досталась дорогой ценой»), созданная совместно с моим отцом, была издана в 2015 году на деньги спонсора (спасибо!) и безвозмездно отдана в Совет ветеранов РТ, в Минкульт и Минобр РТ, в Нацбиблиотеку РТ. Отмечу, что книга была издана одновременно двумя тиражами на русском и татарском языках и повествует о ратном и трудовом подвиге советских людей — татар, русских, евреев, мордвы, украинцев и т. д. — в годы Второй мировой войны. Вполне нормально, что упор авторы делали на героизм татар — поволжских, сибирских, крымских и т. д.
— Каково ваше отношение к непростой ситуации в Институте истории им. Ш. Марджани (увольнения и проверки)?
— Я работаю в Институте татарской энциклопедии и регионоведения. В Институте истории у меня много друзей, я их уважаю и ценю. В свое время я был одним из авторов и редакторов первых четырех томов «Истории татар», Государственную премию в 2016 году я получил благодаря их доброй поддержке. И Рафаэль Сибгатович (Хакимов — директор института, — прим. ред.) лично поддержал мою кандидатуру, это я знаю точно. В институте все нормально, я надеюсь на это, и почти уверен в этом. Думаю, различные кулуарные разговоры про судьбу ИТЭР, про судьбу Института истории, про будущее иных гуманитарных институтов АН РТ иногда излишне накручиваются, и явно не во благо развития науки. Археологи работают, историки работают, энциклопедисты работают, филологи и литературоведы работают, книги издаются, конференции проводятся. Журналы «Поволжская археология» и «Золотоордынское обозрение» вошли в список ВАК, чуть-чуть — и будут в списках Scopus, дай Бог. Да, иногда в «цеху» бывают взаимные обиды, недомолвки, нелицеприятные взаимные обвинения в чем-то. Это жизнь. Кто-то не так сказал, кто-то не так понял. Просто надо работу работать — и все эти «глупости» канут в Лету, иншаллах (если пожелает Аллах, — прим. ред.). Я искренне на это надеюсь!
— Вы немало занимаетесь переводами текстов с татарского на русский. Это ваше хобби или дополнительный способ заработка?
— О, это было в прошлой жизни… Если серьезно, быть переводчиком — это неблагодарное дело. Дело даже не в деньгах, хотя и в них тоже. У нас удивительно малые гонорары почти везде! Дело в ином — перевод отнимает уйму внерабочего времени и не приносит творческого удовлетворения. Я говорю о себе. Да, есть таланты, кто гениально переводит «Войну и мир» за неделю, да еще и творческое наслаждение получает. Есть, кстати, такие талантливые ребята и среди казанских поэтов и прозаиков, по совместительству переводчиков. Я не ерничаю — это действительно так. Но фамилий называть не буду, на всякий случай, чтобы никого не обидеть. Так уж сложилось и, скорее всего, это во многом адекватно, что труд редактора, работу переводчика практически никто не видит. Читая в школе «Оч мушкетер» (на татарском языке), Шекспира или Байрона (на русском языке), я лично никогда не интересовался, кто переводчик или редактор этой книги. Читая журнал «Казан утлары», я ни разу не задавался вопросом «А кто из редакторов редакции «Казан утлары» это редактировал?» Да, переводы Корана, Тукая или Дэрдменда на русский язык сильно разнятся, и я обращаю внимание — кем сделан перевод, какое качество перевода, насколько богат язык переводчика и образность его мышления. Также я читал и обращал внимание на переводы на русский язык исторических текстов Шигабутдина Марджани, различные переводы на русский язык персидских или кавказских исторических источников. Обращал внимание на личность переводчика и его знание и понимание материала (в моем субъективном восприятии, конечно же). Очень ценю как переводчиков исторических текстов Минорского, Мункуева, Тизенгаузена, Калинину. Но это большая редкость. И, к сожалению, это факт — многих из нас не интересует фамилия переводчика либо редактора. Яркий пример переводческой деятельности моего отца у меня перед глазами. Поэтому для меня переводы — это пройденный этап в жизни, меня это не интересует ни морально, ни финансово. Мне лучше и комфортнее, если я пообщаюсь с семьей, съезжу на дачу, посижу в «Фейсбуке», поставлю «лайк» интересному посту.
— Кстати, сколько языков вы знаете?
— К большому сожалению, я знаю лишь два языка — родной татарский и русский. Мой сын, учившийся в 18-й школе и в московском вузе, на сегодняшний день отлично знает татарский, русский, английский, хорошо понимает испанский и китайский. И я ему очень завидую.
— Как вы относитесь к принятому законопроекту о добровольности изучения родных языков в школе?
— Как я могу относиться к светофору? Загорелся красный — я стою, загорелся зеленый — я еду. Иначе штраф, штраф, затем лишение прав и т. д. В самой неприятной ситуации даже возможен летальный исход в результате ДТП. Не я регламентирую работу светофоров. Но обычно, когда горит красный, я сижу и думаю. И часто я думаю: «Почему же так долго горит красный? Ведь должен быть и зеленый». Мне больше нечего сказать. Мы тут держимся, и вы тут держитесь…
«Вычленять» выдающихся представителей-татар очень сложно»
— С Ларисой Айнутдиновой вы объездили практически весь Татарстан и изучали каждый район. Расскажите поподробнее об этом проекте.
— Приятный вопрос! Среди множества проектов, в нашем институте реализуется также проект «Населенные пункты Республики Татарстан». На выходе должен быть издан одноименный трехтомник, включающий информацию о всех населенных пунктах нашей республики. Первый том уже практически готов — написан, отредактирован, подобраны все иллюстрации и так далее. Этот том включает в себя районы РТ на буквы А и Б. То есть Актанышский, Атнинский, Буинский, Бавлинский и иные. Итого 14 районов. Над этим трехтомником работает примерно 50% нашего коллектива. По районам ездим не только мы с Ларисой Махмутовной, но также наш бессменный фотограф Раиль Шакиров, Сергей Белов, Гульнара Давлетьянова, иные сотрудники. Но главный заводила работы — это Лариса, я просто поражаюсь ее безграничному трудолюбию и ответственности за порученное дело, ее многогранным знаниям. Данный проект лично мне очень нравится. В кои-то веки мы имеем возможность поездить по многим селам и деревням нашей малой Родины, встречаемся с людьми, воочию видим исторические объекты, новостройки, красивые пейзажи, родники и так далее. Вот относительно недавно мы ездили по Лаишевскому району, получили уйму приятных эмоций, поснимали исторические и природные объекты. Но гораздо большее время отнимает сбор и обработка необходимой информации. Тут тебе и работа в архивах и библиотеках, тут тебе и телефонное общение с людьми из администраций, школ, музеев, с краеведами. Все это — каждодневный труд научных сотрудников ИТЭР. К сожалению, имеет место быть большой пласт неверной информации, что в первую очередь касается истории населенных пунктов до XVIII века — их возникновения, развития, знаменитых людей. Скажу четко и ясно — снять все вопросы мы не можем априори. Поэтому большая надежда на многолетнюю плодотворную работу наших коллег из Института археологии АН РТ, Института истории АН РТ и ИЯЛИ АН РТ. Полноценную (по степени сохранности письменных, фольклорных, археологических и иных источников) историю населенных пунктов РТ возможно написать только совместными усилиями указанных институтов Академии наук РТ, а также вузовских ученых, архивистов, музейщиков, краеведов и т. д.
— Также вы изучаете регионы компактного проживания татар в стране. Насколько татары отличаются друг от друга от региона к региону?
— С приходом в Институт татарской энциклопедии и регионоведения, а это произошло летом 2014 года, когда меня сократили с должности главного редактора издательства «Фэн» («Наука») АН РТ, на меня «свалилось» новое направление научной деятельности — изучение мест компактного проживания татар. Надо сказать, что это очень интересный проект, очень масштабный, требующий много времени и ресурсов. В институте был создан отдел, который благодаря Искандеру Аязовичу Гилязову я и возглавил. За очень небольшой промежуток времени нам удалось подготовить первую часть книги «Регионы компактного проживания татар в РФ», в которую вошла информация о 45 регионах России, в которых проживают татары. Сейчас мы готовим вторую часть этого издания, в которой будут отражены биографии известных татар из регионов РФ. В дальнейшем мы надеемся выпустить полноценную энциклопедию «Татары Российской Федерации». Хочу отметить, что татары — везде татары. Просто на родине моего папы они мишари, а в Москве… ну тоже почти все мишари. Шутка. Да, ничем не отличаются — везде хорошие, отзывчивые и трудолюбивые люди. Как и их соседи — русские, украинцы, якуты, башкиры, евреи, марийцы. И дай Бог всем процветания и благополучия! Скажу без пафоса, но пафосно (хотя уверен, что нарвусь за это на едкие комментарии): татары — великий народ, народ с богатой многовековой историей и культурой. Надо беречь друг друга, уважать друг друга, быть более сплоченными и любить свою не менее великую Родину Россию, нашу единую многонациональную Россию!.. Алга (вперед, — прим. ред.) можно идти только с такими помыслами! Кто един, тот непобедим!
— Насколько нам известно, вы работаете над книгой «Татары Узбекистана». Много ли в среднеазиатской республике татар? Кто они?
— Отвечая на этот вопрос, я пока могу ориентироваться только на информацию шеститомной «Татарской энциклопедии». В прошлом году наш институт презентовал книгу «Татары Казахстана». Этот энциклопедический справочник получился удачным, его хорошо приняли в Казахстане. В Астану я ездил с руководителем указанного проекта профессором Рафаилем Шайдуллиным и воочию видел положительную реакцию местных татар на издание, их активное желание и в дальнейшем сотрудничать с нашим институтом. Да, татар в Казахстане около 230 тысяч, выдающихся представителей очень даже немало.
Возвращаюсь к Узбекистану. Регион очень интересный, татары здесь проживают издавна. По неточным данным, которые еще надо уточнять и уточнять, здесь проживает около полумиллиона татар. Кстати, спецификой Центральной Азии является то, что здесь много смешанных казахско-татарских, узбекско-татарских семей. Имеется немало изданных в советские годы справочников на русском языке, в которых национальность знаменитых людей союзных республик бывшего СССР вовсе не указана. Поэтому «вычленять» выдающихся представителей-татар иной раз бывает очень и очень сложно. Хотя мы прекрасно знаем, что их много и во власти, и среди научной и творческой интеллигенции, и в производстве, и в спорте. Мы уже установили предварительные связи с общественными татарскими организациями Узбекистана, имеем надежду направить туда в командировку своих сотрудников. И вот только во время и после очной встречи с представителями татарской диаспоры Узбекистана мы сможем получить максимально полную и, вероятно, достоверную информацию. Безусловно, мы сильно надеемся на понимание и поддержку нашей сугубо научной работы со стороны властных структур Татарстана и Узбекистана. Но это уже прерогатива президента Академии наук РТ и директора института Гилязова.
— Как планируете отпраздновать полувековой юбилей? В кругу семьи или среди многочисленных коллег?
— Везде! Было бы здоровье! Спасибо огромное «Реальному времени» и тебе лично за внимание и добрые пожелания, которые, надеюсь, ты мне еще скажешь! Удачи всем нам, здоровья и благополучия! Зур рэхмэт, барыбызгада унышлар хэм нык исэнлек-саулык! (Спасибо, всем нам успехов и крепкого здоровья! — прим. ред.).
Справка
Булат Лиронович Хамидуллин — историк, писатель, переводчик.
- Член правления Союза писателей РТ, кандидат исторических наук, руководитель Центра изучения татарской диаспоры Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ (ИТЭР), выпускающий редактор журнала «Поволжская археология».
- Автор идеи иллюстрированных книжных серий «История татар» и «История татар в лицах», книг «Из глубины столетий», «Народы Казанского ханства», «Хазары и их вассалы глазами современников» и др.
- Автор более 200 публицистических и научных статей, в т. ч. для Большой российской энциклопедии.
- Лауреат международной премии им. Кул Гали, заслуженный работник культуры РТ, лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники.
комментарии
Здоровья, мира и благополучия.
От хороших "родственников" не отказываются.
От "плохих" тоже.
За это их так некоторые и ненавидят...
Которые националисты и проповедуют "чистоту" только своей нации, этноса.
А "русские" "дворняжки" и не стыдятся этого.
Кстати среди собак дворняжки самые жизнелюбивые и жизнеустойчивые...
З., М.
P.S. Незазорно быть литературным негром, если ты это не скрываешь. Ну не мог никак вообще косноязычный ветеринар-коневод Сибагатуллин написать свои книги таким хорошим литературным языком.
Де Кассере.
А то нашел какого-то фальсификатора Салавата Хамидуллина.
Произошло просто открытие большого историка Булата Хамидуллина. Огромное уважение ему!
Хорошие, трудолюбивые, приветливые люди.
Почему Вы их жалеете?
Вы кто?
2. Тут честят "костноязычного ветеринара-коневода Фатиха Сибагатуллина". Позор вам, пишущих подобное. И грязно проходятся по Камилю Аблязову. И это назывется сливки татар! Не зря же мы оказались ныне такими неорганизованными, что уже хуже некуда.
Как по татарам часто проходятся башисты, которые благодаря дугиным стали врагами татар, что читая вас, якобы татарских интеллигентов (татар зыялылары), так и подумаешь, что башисты-то правы...
3. А сколько пустоты в записях т.н. интеллигентов. Действительно косноязычные, но только в душах этих квази интеллигентов... Да и через строчку Саубанович, да и Леронович. Татарам это не личит. Это показатель вашего обрусения. И вы это выставляете на показ...
Поволжским татарам генетически близки - русские , белорусы, украинцы , а также народы Северной Европы немцы , шведы , норвежцы , датчане . англичане
Финские народы Средней Волги и Приуралья - имеют некоторую близость к татарам , но генетически они дальше , чем восточные славяне
Из кавказских народов к татарам генетически близки адыги и абазино-абхазы
У татар имеется генетическое родство с пуштунами , народами Ирана и Пакистана .
Из тюркских народов к поволжским татарам близки ЛИШЬ карачаево-балкарцы и чуваши( по булгаро-аланской линии)
Настоящие восточные , и южные башкиры генетически далеки от татар
Остальные тюрки -генетически далеки от поволжских татар ....
Проблема в том , что до научных открытий в генетике , которые позволяют выявить генетическое родство между народами и определить их предков , происхождением народов занимались лингвисты и историки т.е ГУМАНИТАРИИ
Но генетические исследования показали , что многие концепции , версии по происхождению народов , выдвинутые гуманитараями . ОКАЗАЛИСЬ НЕ ВЕРНЫ .........
Ученый мир вынужден пересмотреть эти концепции и отдать ПРИОРИТЕТ в исследованиях происхождения этносов специалистам ТОЧНЫХ НАУК -- биологам -генетикам и антропологам
+++++++++++++++++++++++++
Булат, с интересом прочитал, и Ваша книга "Народы Казанского ханства" есть у меня, тоже интересная. Хочу сказать несколько слов к приведённым словам.
Баталии происходят не только в интернете, и в общем-то не о монголах. Физики не спорят о том, электрон волна или частица, а татарские историки и в общем бывает татары спорят, мы татары или булгары. Я что так называемых "татаристов", так и "булгаристов" окавычиваю.
С этих баталий, А.Н. Севастьянов в одной из своих статей в его же сборнике Д 7-4 Севастьянов А.Н. Составит. Русский национализм, его друзья и враги. 6 C\Севостьянов.doc Москва Русск.Правда 2001 288 писал:
"о застарелой ненависти, о глубоких противоречиях, уходящих корнями вглубь истории, но доходящих и сегодня до полной нетерпимости, между, скажем, волжскими булгарами и татарами в Татарии .....”.
Так что вот такие дела, делишки.
Ой, уж коли взял я в руки керандаш. Однажды в Казани один татарский историк, доктор наук, узнав что я из Башкирии, говорит, значит тептяр. Я ему в ответ, берите больше, ширше, по маме, по вашему я ещё и мишар. Ох уж эти некоторые историки гуманитарии. Так и хочется бывает, сказать, что вы лепите.
---------------------------------------------------------------------------------
Булат ! В титуле Крымского хана есть КИПЧАКИ И МОНГОЛЫ , но нет ТАТАР .
Наличие финно-угорского генетического компонента у татар Поволжья доказано генетиками и антропологами
У татар есть финно-угорская гаплогруппа N ...Эта гаплогруппа разделяется на финские ( в большей степени ) и угорские ( в меньшей степени ) субклады и снипы ....
А также антропологами у поволжских татар выявлен СУБЛАПАНОИДНЫЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП .
Сублапаноидный тип - это самая слабый вариант Уральской расы (типа )
То есть у ЧАСТИ татар уралоидные признаки выражены ОЧЕНЬ СЛАБО . Это 20 % казанлы , 7% мишари
Градация Уральской расы
Уральский (Уралоидный )тип -- ханты и манси , ненцы , селькупы и ряд других народов Сибири
Самое сильное проявление уралоидных признаков
Субуральский тип ---марийцы , чуваши , удмурты , часть коми , часть башкир
Слабее выражены уралоидные признаки , чем у Уральского типа
Лапаноидный тип - коми , саамы , вепсы , мокша ,часть карел , часть финнов
Уралоидность еще слабее
Сублапаноидный тип -- часть поволжских татар , часть мокши и зрзи , часть русскихи карелов , часть латышей и эстонцев .
самый слабый вариант выражения ураоидных признаков в физическом типе
Светлый европеидный тип у финно-угров в чистом виде НЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ
Он встречается с УРАЛОИДНОЙ ПРИМЕСЬЮ у марийцев 8% , у Удмуртов -5%
у Коми-пермяков - 12 % , у чуваш--11 %
У поволжских татар 20-25%
Это наследие народов Северо-европеоидного происхождения .
Татары больше смешаны с финнами , на не с уграми
С уграми сильнее смешаны -- удмурты , марийцы , чуваши , коми пермяки
По этому они называются финно-угорскими народами
В финскими народами называются финны , эстонцы , карелы, вепсы , ижорцы ,эрязя и мокша коми -зыряне ..А также финскими(не угорскими) племенами назывались вошедшие в состав РУССКИХ древние мещера , , чудь , меря , мурома и тд
Основной субстрат у поволжских татар -ПОНТИЙСКИЙ ТИП
Это определение АНТРОПОЛОГОВ . в частности Трофимовой
У казанских татан-мусульман понтийский тип 45 %
У татар-мишар--60%
У татар-кряшен --10-15%
Вот что пишет об этом Трофимова
Анализируя краниологические серии волжских БУЛГАР домонгольского периода, можно ВЫДЕДИТЬ ТЕ морфологические КОМПЛЕКСЫ , которые впоследствии ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ в антропологическом облике современных поволжских ТАТАР. Так, мезокефальный темный европеоидный (ПОНТИЙСКИЙ ) тип, ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ У ТАТАР , и особенно у татар-мишарей, СВЯЗАН с ДЛИННОГОЛОВЫМ европеоидным типом, который был характерен для населения Хазарского каганата, проживающего на территории распространения так называемой САЛТОВО- МАЯЦКОЙ культуры.
С упадком Хазарского каганата ЧАСТЬ этого оседлого населения, в основном АЛАНО-сарматского происхождения, ПЕРЕСЕЛЯЕТСЯ на СРЕДНЮЮ ВОЛГУ , где оно(АЛАНО-сарматское население) становится одним из ОСНОВНЫХ компонентов В СОСТАВЕ волжских БУЛГАР и определяет РЕМЕСЛЕННО-ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ характер экономики Волжской Булгарии.
Собственно сами ЭТНИЧЕСКИЕ БОЛГАРЫ , связанные своим происхождением с тюркоязычными племенами Центральной Азии, Алтая и Южной Сибири, сыгравшими решающую военно-политическую роль в образовании ряда государственных объединений, в том числе и Волжской Булгарии, имели совсем ИНОЙ (НЕ понтийский ) антропологический облик. Он (булгарский , зливкинский тип )характеризовался в целом смешанными европеоидными типами с включением монголоидных элементов южносибирского морфокомплекса Данный тип прослеживается и в более поздних материалах по антропологии волжских булгар, являясь одним из основных в его антропологической структуре. Возможно, выделяемый среди поволжских ТАТАР НЕзначительный МОНГОЛОИДНЫЙ компонент происходит ОТ ранних БОЛГАР и более поздних групп степного населения, вошедших в состав ДОмонгольских булгар.
Трофимова Т.А . доктор биологических и исторических наук .
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Антропологи удверждают , что основной генетический субстрат , воплощенный в понтийском типе у поволжских татар, АЛАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ , А НЕ БУЛГАРСКОГО .
Булгарский анттропологический тип - называется памиро-ферганским , а также зливкинским или подрасой среднеазиатского Междуречья (земли между Сыр-Дарья и Аму-Дарья)
Булгарский тип почти идентичен антротипу классических сармат ...
У казанских татар Булгарский тип-- 5 -10 % .
Даже носители понтийских черепов смешаны с финно-уграми. По отцовской линии русские, финно-угорские народы, казанские татары имеют общих предков, они попали в один кластер.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/108982-intervyu-istorika-i-pisatelya-bulata-hamidullina
И не надо объяснять, в те времена "татары" было политонимом, собирательным названием, им обозначали разные народы. Не было какого-то особого татарского этноса. Как раньше европейцы гуннами называли савиров, болгар, славянские, германские, угорские, иранские племена. Опять таки это не означало, что славяне, угры, аланы, эфталиты и др. входили в один этнос.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вы ни чего не поняли .
Трофимова на основе ОТ ПОЛУЧЕННЫХ результатов антропологических исследований останков алан-асов и булгар , показывает , что ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ поволжских татар являются , НЕ ЭТНИЧЕСКИЕ БУЛГАРЫ , а АЛАНЫ АСЫ ...Племена алан-асов на Средней Волге -это барсилы, аскелы -сувасы , буртасы
Все посто :
Понтийский тип у татар является Аланским наследием а НЕ БУЛГАРСКИМ ..
Булгарский антротип у татар проявляется очень слабо,в основном
смешанным с другими типами виде ...
Не более 5-7 %
Понтийский тип у мишар 60% , у казанских татар 45 %
Но есть отклонения - у казанлы Арского района 35%
У кряшен --понтийский тип - не более 15%
прошу запомнить
Аланы - были длинноголовы и узколицы, с продолговатым овалом , выделяющимся прямым или выпуклым тонким носом , с сильно профилированным лицом
тонким носом
Этнические булгары -- круглоголовы и круглолицы , профилировка средняя , нос прямой выделятся средне , есть небольшая монголоидная примесь , которая отражена в небольшой уплощенности лица ..
Антротип булгар имеет близкое сходство с САРМАТСКИМ .
Аланский антротип- близок к скифскому
Ряд историков считает , что Волж Болгарией правила БАРСИЛО-АЛАНСКАЯ династия
Царь Алмас, которого посетило посольство Багдадского Халифа во главе с Ибн-Фадланом , был царем барсил и одновременно царем Булгарии .
Его- арабы называли "МАЛИК АС САКалиба"----
ЦАРЬ САКОВ
САКАМИ арабы иранцы тюрки -называли скифов
Именно они сосдали ЛЕСОСТЕПНОЙ вариант богатейшей и развитой САЛТОВО-МАЯЦКОЙ культуры .
Именно Аланы в Волжской Болгарии являются основателями градостроительства , земледелия , и ремесленнного производства . а не булгары ...
Но у башкир НЕ БЫЛО ни городов , ни крепостей , ни развитого серийного , ориентированного на экспорт, ремесленного производства ..
Башкиры до 19 века кочевали ..
Бурзяны не могут быть связанными с барсилами-аланами , так как они пришли из Барсилии. страны Алан (Сев Кавказ ) на территорию современного Татарстана , а не Башкирии , и построили город Биляр , который стал их столицей ..
У бурзян не было даже одной небольшой крепости ......
так как они были кочевниками и НЕ умели строить города, и НЕ МОГЛИ создать развитое ремесленное производство
Антротип бурзян также не имеет сходства с аланским .
Как показали последние палеогенетические исследования алан , бурзяне не связаны с ними
С упадком Хазарского каганата ЧАСТЬ этого оседлого населения, в основном АЛАНО-сарматского происхождения, ПЕРЕСЕЛЯЕТСЯ на СРЕДНЮЮ ВОЛГУ , где оно (АЛАНО-сарматское население) становится одним из ОСНОВНЫХ компонентов В СОСТАВЕ волжских БУЛГАР и определяет РЕМЕСЛЕННО-ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ характер экономики Волжской Булгарии
---------------------------------------------------------------------------------------------
АЛАНО-САРМАТСКОЕ население .....определяет РЕМЕСЛЕННО-ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ характер экономики Волжской Булгарии
--------------------------------------------------------------
как видим именно АЛАНЫ являлись в Волжской Болгарии ДВИГАТЕЛЯМИ ПРОГРЕССА
Другой род бурзян — нугай — в основном являются представителями гаплогруппы R1a, субклад R1a-Z2123
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
гаплогруппе R1b, субклад R1b-Z2103.-НЕТ У АЛАН
субклад R1a-Z2123 у алан -не выявлен, за то это субулад есть у этносов , связанных с кипчаками ..Он есть у рода башкир -кипчаков , а также карачаевцев и балкарцев , то же потомков кипчаков
Опять нестыковка господин Салават Хамидуллин (НЕ Булат)
Кроме близкого соседства тесным контактам между башкирами-усерганами и казахами-жагалбайлинцами способствовали общие, очень давние этногенетические корни этих народов. Об общих моментах в этно- и расогенезе юго-восточных башкир и казахов Младшего жуза говорят и АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ материалы. Проведенные исследования по соматологии современных башкир и казахов показывают ОБЩИЕ КОРНИ происхождения ЮЖНО-СИБИРСКОГО - антропологического типа в их составе. Как известно, ЮЖНО-СИБИРСКИЙ
антропологический тип четко фиксируется среди башкир усерганских, кипчакских, БУРЗЯНСКИХ и ряда других подразделений. Среди казахов он также хорошо представлен в родовых подразделениях Младшего Жуза. Формирование комплекса признаков этого расового типа наиболее активно происходило в эпоху Золотой Орды в XIII – XIV вв. Этим временем можно датировать тот период в истории двух народов, который сыграл важную роль в формировании АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО состава, материальной и духовной культуры, что подтверждается современными исследованиями . Имеются параллели в названиях и происхождении отдельных родов в составе башкир и казахов. Например, жагалбай у казахов и родовое подразделение ягалбай у башкирского племени БУРЗЯН . Тамга жагалбайлинцев сходна с тамгой БУРЗЯН , которая носит название Ягалбай. Кузеев Р.Г. пишет об ИХ ОБЩЕМ общем древнеТЮРКСКОМ и центральноазаитском ПРОИСХОЖДЕНИИ . Добросмыслов А.И. отмечал СХОДСТВО в чертах лица жагалбайлинцев с башкирами . У этого же племени БУРЗЯН есть род БАЙУЛЫ , у КАЗАХОВ Младшего Жуза – отделение БАЙ-УЛЫ . Кузеев также отмечал, что наиболее качественным следы казахского проникновения у усерган, которые на протяжении столетий были непосредственными соседями казахов Младшего Жуза. Родовые подразделения усерган аргын и мамбет связывают свое происхождение с родом аргын Среднего Жуза . Кроме того можно отметить:
- родовое подразделение тазлар у рода Аҡһаҡ у усерган и род таздар у байулинцев Младшего Жуза;
- д. Алсынбай (ныне в черте г. Медногорска) и род Алшын Мл. Жуза.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Таким образом , результаты генетических и антропологических исследований , а также особенности культуры башкир-бурзян ОПРОВЕРГАЮТ АЛАНСКОЕ (ИРАНСКОЕ ) происхождение этого башкирского племени .
А то же время они ПОДВЕРЖДАЮТ генетическую связь бурзян-башкир с КАЗАХАМИ и древними кипчаками
Беленов Н. В. Тюрко-иранские племенные формирования и их влияние на этническую историю Волжской Булгарии [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы II Междунар. науч. конф
. (г. Челябинск, май 2013 г.).
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Кстати параллельное название барсил - бараджары и они первые мусульмане Волжской Болгарии..
В 721—722 гг. в страну савир и барсил-алан вторгаются арабы, которые разрушают и сжигают их поселения, города — Белецджер, Тарку
и др., убивают и уводят в плен их население 34. Поход арабов отличался собой жестокостью и коварством, что вызвало бегство значительного числа населения вверх по Волге на территорию будущей Волжской Булгарии. Так появляются здесь берсула и, видимо, несколько позже, после второго похода арабов (732 г.), те же БЕРСУЛА(БАРСИЛЫ), но под именем аль-бараджар, т. е. выходцев из города Бараджар (алъ — приставка, означающая из). Ко времени появления бараджар(барсил) в Среднем Поволжье они уже были ИСЛАМИСТАМИ 35. Однако на этом экспансия арабов не ограничивается. В 732 г. они нападают на проживавших на Северном Кавказе в бассейне верхнего течения р. Терека и Кубани других алан, часть которых — так называемых ясов (асов) — уходит в верховья Северского Донца, Оскола и Среднего Дона 36. Ко времени появления в этих районах аланы уже были народом со сложившимися традициями, обычаями, культурой. Здесь они смешиваются с болгарами, кочевавшими по Подонью и Приазовью.
Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии — Казань, 1987. — 204 c.
Эти все имена Барсил на разных языках .
2 - Отюречивание булгар В ЯЗЫКОВОМ ПЛАНЕ во время пребывания в Северном Причерноморье (принятие гуннского языка – образовался близкородственный ему булгарский язык булгарской группы) как следствие военных походов гуннов.
3 - Ираноязычные АЛАНЫ "примешивались" к массиву булгарских племен еще во времена их проживания в Северном Причерноморье, кроме того, частично приток их продолжался и в конце 1-го тысячелетия н.э. Они также смешивались с местным населением Прикамья и Среднего Поволжья, в связи с чем появлялись смешанные лапоноидно-понтийские типы, с разной долей того и другого компонентов.
4 - Приход части булгар на Среднюю Волгу. Ассимиляция местных финно-пермских народов и сармат прикамья.
5 - Во времена МОНГОЛЬСКОГО нашествия, несмотря на включение территории Волжской Булгарии в состав Монгольской империи, МОНГОЛЫ не смешивались с булгарами , в связи с чем их влияние на этногенез казанских татар совершенно НЕзначительно. Монголоидность в среде казанских татар почти НЕ выражена, если и выражена, то преимущественно в сублапоноидном/уралоидном варианте как финно-пермское наследие.
Насчет кипчакского влияния, выразившегося в том числе и в языке татар - я склонен объяснять это НЕ непосредственными этническими контактами с кипчаками, а тем, что кипчакский язык был языком межнационального общения в пределах Золотой Орды и наиболее развитая в экономическом отношении ее часть (Булгария наряду с Хорезмом) со временем восприняла этот язык. А чуваши -субэтнос в составе булгар, потому и сохранили в неприкосновенном виде этот заимствованный У ГУННОВ архаичный булгарский язык, что жили обособленно, мало участвовали в экономической деятельности (с момента принятия в 922 году Ислама Булгарией, предки чуваш , отказавшиеся это делать, оставались обособленной группой, оставались язычниками до достаточно позднего времени).
Вот Ваши высказывания по этому поводу:
"...- Железно — золотоордынская! Я достаточно хорошо знаю многие источники и историографию проблем этногенеза и этнической истории современного татарского народа. Золотоордынская теория дает ответы на многие вопросы, булгарская — очень многие вопросы оставляет без ответа. Татары — это не только субэтническая группа казанских татар, в этногенезе которых, безусловно, участвовали волжские булгары, которые одновременно являются этническими предками и братского нам чувашского народа. А литовские, а крымские, а сибирские татары? Как объяснить их происхождение, исходя из булгарской теории?
Зачем додумывать там, где нет доказательств? И в чем ценность тогда для истории результаты Ваших трудов?
--------------------------------------------------------------------------------------------
Аланы НЕ участвовали в формировании Южносибирской расы
Южносибирская раса-это низко-кругло-лицые брахикраны(круглоголовые) -монголоиды ...
Аланы же узколицы с продолговатым овалом лица , с тонкими выступающими , прямыми или выпуклыми носами , долихокраны(длинноголовые )
То есть аланских черт в краниологических параметрах Южносибирской расы - НЕТ .
А вот сарматские черты у них имеются
Эталонные ранние тюрки - это хунны ..и тюркюты
И забыли ассимиляцию угров или смешанных с пермяками угров. Смешение пермоязычных финнов и угров, а также с сарматами происходили задолго до прихода болгар.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Так из этого смешения появились со временем удмурты , коми-пермяки , марийцы чуваши , башкиры, НО НЕ ТАТАРЫ
Приведу наглядный пример
АНТРОПОЛОГИЯ БАШКИР.
Краниология башкир и окружающих народов Евразийского пространства .
"Как видим из таблицы 23 , мужская и женская серия черепов башкир обнаруживает дифференцированное распределение суммарных расстояний . Среди мужских выборок наиболее близкими к башкирским оказались черепа народов Алтая -Саянского нагорья -хакасов , щорцев, (0,232 ) представителей южно-сибирской расы-казахов и киргизов (0,235 )
В территориальном отношении это наиболее отдаленные (географически)от Башкир тюркоязычные народы (за исключением казахов , которые являются соседями башкир) .
ВТОРЫМИ по степени близости К БАШКИРСКИМ сериям являются краниологические материалы ПО УГРАМ (ханты и манси ) и САМОДИЙЦАМ (ненцы, энцы,селькупы и тд ), которые кстати равноудалены (угры и самодийцы) от суммарной башкирской серии (0,241 ) .
НАИБОЛЬШИЕ РАЗЛИЧИЯ в сумме признаков ВЫЯВЛЯЮТСЯ между краниологическими сериями БАШКИР и , как не странно , их ближайщих соседей ---ТАТАР (0,390 ) и финноязычных народов (0,311) .
Это несмотря на то , что башкиры и татары , по языку включаются лингвистами в одну булгаро-кыпчакскую группу тюркских языков. Среди других народов Поволжья относительно БЛИЗКИ к БАШКИРАМ по строению черепа -- ЧУВАШИ --(0,249)
"Таким образом , мужская серия черепов башкир обнаруживает гораздо больше сходства с черепами народов , расселенных к востоку и юго-востоку от Уральских гор :[хакасов ,щорцев ,казахов , киргизов , угров , самодийцев . К ЗАПАДУ от Урала БАШКИРЫ сближаются лишь С ЧУВАШАМИ .
Женские материалы дают следующие результаты :
НАИБОЛЕЕ БЛИЗКИМИ к башкирам по строению лицевого скелета и мозговой коробки , оказались западные соседи , в первую очередь ЧУВАШИ (0,160) и ФИННЫ (марийцы, удмурты (0,173)
ОТ ТАТАР БАШКИРЫ отличаются гораздо БОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО , что может говорить о различиях не только морфологического ,но и расогенетического порядка .
Как и у мужских серий , на втором месте по степени близости к женским черепам БАШКИР находятся черепа УГРОВ (0,246) , затем алтайцев, казахов ,киргизов, самодийцев (0,404 )
ЗАМЫКАЕТ этот ряд НАИБОЛЕЕ УДАЛЕННАЯ (от БАШКИР)) серия черепов -ТАТАР (0,447)
Приведена таблица краниологических расстояний некоторых народов до башкирских серий .
Чуваши : муж--0,249 жен--0,160
Угры : муж--0,241 жен---0,246
Финны Поволжья : муж-0,311 жен 0,173
Самодийцы :муж-0,241 жен--0,404
Казахи и киргизы : муж-0,235 жен--0,320
Хакасы и щорцы : муж-0,232 жен--0,263
Узбеки : муж--0,249 жен--0,352
Татары : муж --0,390 жен--0,447
------------------------------------------------------------------------
Мы видим , что БАШКИРЫ НАСТОЯЩИЕ , а не записанные в башкиры в 17 и 18 вв татары-переселенцы , генетически близки к уграм , чувашам , финнам Поволжья(марийцам , удмуртам)
А вот татары от башкир оказались генетически ДАЛЕКИМИ ..
То есть у башкир и татар - имеются разные предки ., хотя частично у этих этносов есть также и общие , но их пропорции у каждого из этих народов , отличаются
Татары же выпадают из этого списка из- за низкой доли у них угорского компонента
Монголоидные восточно азиаты + сев.европеоидные раннеИРАНЦЫ -"андроновцы(скифы)",памироферганцы-сарматы и южно-европеиодные аланы-средиземноморцы " + лаппоноидные финно-угры, славяне и германцы (С-аллель-мутации). "Монгольские" гаплогруппы среди татар встречаются крайне редко (1-2%). В антропологии доминирует СЕВЕРО-ЕВРОПЕИОДНОСТЬ. Монголоидность в чистом виде НЕ встречается вообще.
В генетике также доминирует ЗАПАДНО-ЕВРАЗИЙСКИЙ генотип преимущественно ЕВРОПЕИСКОГО и ИРАНСКОГО происхождения