Новости раздела

Одарить по-царски: «редкости, диковинки и драгоценности», жирафы, попугаи и обезьяны

Одарить по-царски: «редкости, диковинки и драгоценности», жирафы, попугаи и обезьяны
Фото: мамлюкская стеклянная лампа. Золотая Орда, XIV в./realnoevremya.ru/Максим Платонов

Крепкие связи Золотой Орды с мамлюкским султанатом Египта зародились в период правления мамлюкского султана Бейбарса. Он стремился найти себе союзника в лице золотоордынского хана Берке, которому отправил множество ценных подарков. Подробнее об этом в дзен-канале «Татарский Мир» Института истории им. Ш. Марджани АН РТ рассказывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Эльмира Сайфетдинова.

Султанские подарки золотоордынскому хану Берке

История возникновения дипломатических отношений между Египтом и Золотой Ордой напрямую связана с именем мамлюкского султана Бейбарса.

Будучи султаном Египта, он оказывал большое содействие переселенцам, прибывшим с территории Золотой Орды. Встав во главе Египта, Бейбарс стал активно участвовать в международной политике. Но самого ценного союзника он нашел в лице золотоордынского правителя Берке хана.

Прослышав о том, что Берке стал мусульманином, в 1261 году Бейбарс пишет первое письмо Берке, которое отправляет с аланским купцом. В письме Бейбарс пишет о необходимости консолидироваться вокруг общего врага — Хулаку. Следом в Орду отправляется официальное посольство, во главе которого стояли эмир Сейфетдин Кушарбек и правовед Меджеддин. С посланием были отправлены родословная халифа, род которого восходил к самому пророку Мухаммаду, также родословное древо самого Бейбарса, которое было засвидетельствовано главой кадиев Таджеддином. Тем самым Бейбарс как бы подчеркивал важность объединения сторон под знаменем ислама, а собственная родословная была отправлена с намеком на установление не только сугубо дипломатических, но и дружественных отношений. Никто из последующих золотоордынских ханов не сыскал столь уважительного отношения мамлюкских султанов. Известно, что Бейбарса упрекали в том, что он приказал почитать все четыре суннитских мазхаба, а не только мазхаб имама аш-Шафиги, как это было принято в Египте раньше. Так было и в Золотой Орде, что подтверждается религиозно-дидактическими произведениями этой эпохи: и «Каландар-наме» Абу Бакра Каландара Руми, и «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари провозглашали равенство всех четырех мазхабов, ни отдавая предпочтения какому-то одному направлению.

Берке хан. Худ. Рушан Шамсутдинов. скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский Мир»

Отправленные Бейбарсом египетские послы встретили в землях Ласкариса (Византия, Никея, совр. Изник) посольство Берке, которое с ответным письмом направлялось в Египет. Воодушевившись доброжелательным ответом золотоордынского хана Берке, в котором высказывалась необходимость «восстановить маяк правоверия и возвратить обителям правды (мусульманским странам) прежнее состояние», Бейбарс решает еще больше показать почитание хана и отправляет ему с ответным письмом на 70 листах дорогие подарки:

«Священное писание, написанное, как говорят, Османом, сыном Аффана, — да ниспошлет ему Аллах свое благоволение — в обложке из красного, шитого золотом, атласа, и в футляре из кожи, подбитой шелком, налой для него из слоновой кости и чернаго дерева, выложенный частями серебра, с серебряным замком»
Риза Фахретдин и члены Муфтията у Корана Османа. Уфа. Фото 1918—1920-х гг. скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский Мир»

Кроме этой драгоценной религиозной реликвии были отправлены «большое количество венецианских материй, цветные молитвенные ковры, цветные ливанские одежды, кожаные подушки, подставки для подсвечников, калджурские мечи с серебряной насечкой, булавы с железным основанием, франкские шлемы и позолоченные латы; крытые фонари; светильники двойные, с плакированными подставками; уздечки — все это с инкрустацией из золота и серебра; луки с кольцами, луки для метания ядер и луки для метания нефти; копья камышовые и дротики; стрелы в ящиках; котлы из змеевика; позолоченные лампады на серебряных позолоченных цепочках».

realnoevremya.ru/Максим Платонов

Были отправлены и в услужение золотоордынского хана слуги и прислужницы-поварихи. Расщедрился султан и на быстроногих арабских коней и нубийских верблюдиц и даже удивил дикими животными — отправил обезьян, попугаев и даже жирафа.

Такой щедростью египетского султана был удивлен и его личный секретарь Ибн Абд аз-Захир, который составив список подарков заключил:

«Всего этого он отправил большое количество; кроме того разные редкие вещи и диковинные подарки и драгоценности, каким подобных не найти в казне великого царя».

Также была изготовлена отдельная галера, чтобы поместить всех этих животных и подарки. Посольство отправилось в Орду, но достигли ли подарки своего адресата, неизвестно. Однако это никак не повлияло на характер дипломатических взаимоотношений двух государств. За время правления Бейбарса было осуществлено восемь дипломатических посольств, и, несмотря на то, что первоочередными для этих отношений были все-таки политические и экономические цели, общность религиозных и культурных традиций благоприятствовала развитию дружественных связей.

Эльмира Сайфетдинова
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров