Как Восток подарил Руси кирпич, познакомил с огнестрелом и научил плавить чугун
Из книги востоковеда-татарофила о татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть 11

Четыре года назад известный российский востоковед-тюрколог, доктор исторических наук, профессор РАН Илья Зайцев подготовил к изданию книгу Сергея Аверкиева (1886—1963) под названием «Влияние татар на жизнь русского народа», которая вышла в Казани тиражом всего 100 экземпляров. Автор издания, историк-энтузиаст и «татарофил», до начала Первой мировой войны работал в Палестине (сначала в Дамаске учителем русской школы, позже в Назарете помощником инспектора начальных школ Императорского Православного Палестинского общества). Затем он был интернирован в Россию, где в итоге осел в Нижнем Новгороде. Аверкиев считал, что почти все русские государственные институты, явления и понятия являются по происхождению татарскими — и в его книге можно найти множество соответствующих примеров. В 50-е годы историк-любитель отправлял свою рукопись в московский Институт истории, но там ее, конечно же, немедленно «сослали» в архив, где она благополучно пролежала до середины 10-х годов XXI века. С разрешения Ильи Зайцева «Реальное время» публикует фрагменты этой монографии. Предыдущие части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
III. Влияние татар на торговлю, на промышленность и на развитие характера царской власти
2. Промышленность. Упадок ремесла в начале ига. Возрождение. Производство оружия. Монетное дело. Ювелирные работы. Керамическое производство. Водяные мельницы и глубокое бурение. Прядильное ремесло и ткачество. Пушки. Чугунное литье. Татары — рудознатцы
Старинное русское ремесло, достигшее к XIII столетию высокого развития, при завоевании Руси татарами сильно пострадало. Монголо-татары, как известно, безжалостно расправляясь с побежденными, в то же время хотя и щадили ремесленников и разного рода специалистов, но обычно не оставляли их у себя на родине, а переселяли в свои города в Средней Азии. Так было и при завоевании ими русских княжеств. «Значительные массы русских ремесленников (и притом лучшие) были уведены татарами», говорит Б.А. Рыбаков в своей книге «Ремесло Древней Руси».
И, действительно, уже в первые десятилетия владычества татар на Руси западноевропейские путешественники, посещавшие столицу монгольских ханов Каракорум, видели там много европейцев, особенно воинов, клириков разных вероисповеданий и высококвалифицированных мастеров. Например, францисканский монах Плано Карпини, бывший в Каракоруме в 1246 году, сообщает, что он познакомился там с русским золотых дел мастером по имени Кузьма, который ему материально помог и избавил от полуголодного существования. Этот Кузьма сделал для вновь избранного императором хана Куюка трон и печать и пользовался большой любовью хана. Кроме Кузьмы, Карпини видел в Каракоруме много русских, в том числе представителей русского духовенства, от которых он узнал много сведений о жизни монгольского императора. В сношениях с приближенными хана Карпини пользовался в качестве переводчика воином русского Великого князя Ярослава, по имени Темер. Другой католический монах, Рубрук, проживший в Каракоруме весь 1254 год, рассказывает о золотых дел мастере французе Вельгельме Бушье, который сделал для хана замечательное серебряное дерево, внутри которого были проведены четыре трубы. Из этих труб, заканчивающихся в виде змеиных пастей, вытекали вино, кумыс, мед и пиво.
Вскоре после того как закончились завоевательные походы монголов в Европу, Монгольская империя начала выделять из своих земель ремесленников в русские княжества. Уже в 1259 году, когда галицкий князь Даниил Романович основал город Холм и принял меры к его заселению, на его призыв «прихожаа немче и русь, иноязычникы и ляхы; идяху, день и во день и уноты и мастере всяции бужаху из татар, седельници, и лучници, и тулници, и кузнеци железу и меди, и серебру».
К какой национальности принадлежали эти оружейники и металлисты, вышедшие из Орды, летопись не говорит. Но для нас знать это и неважно. Важно отметить, что начался приход в русские княжества ремесленников из Монгольской империи, которые могли принести с собою новые навыки и новую технику, неизвестные дотоле русскому народу. Надо думать, что, кроме оружейников и металлистов, из Орды на Русь выходили и представители других специальностей. К числу таковых, безусловно, следует отнести денежников, которые учили русских чеканить монеты с татарскими надписями.
В XIV столетии на Руси стало возрождаться древнее ювелирное искусство, пришедшее в упадок в первые десятилетия владычества татар. Это возрождение происходило уже под татарским влиянием, что особенно заметно на русских филигранных работах XIV—XV столетий: филигранный орнамент в работах русских мастеров этого периода имеет большое сходство с рисунками арабских и иранских тканей XIV—XV веков.
Хорошим образчиком ювелирной работы восточных мастеров является знаменитая шапка Мономаха. Насколько она типична для восточного мастерства, видно из того, что в 1893 году искусствовед и археолог Г.Д. Филимонов на основании детального изучения рисунка этой шапки высказал предположение, что она была сделана в Египте, а оттуда попала в 1317 году к золотоордынскому хану Узбеку, а уже от Узбека — в казну московских государей. Кроме шапки Мономаха, в казне Московских князей хранились и другие восточные ювелирные изделия: пояс «татаур», пояс с «капторгами» и «тузлуками», «алам» и др., которые могли являться образцами для русских мастеров.
В Северо-Восточной Руси до татар каменные здания строились из натурального белого камня — известняка. Кирпич в качестве строительного материала употреблялся преимущественно в городах Среднего Поднепровья и назывался он греческим словом плинфа, откуда произошло русское слово плита. Источником знакомства с кирпичной техникой в Киевской Руси могли быть как византийские города, вроде Херсонеса, так и северные хазарские крепости с кирпичными стенами (например, Саркельское городище). В Москве кирпич стали употреблять в строительстве только во второй половине XV века. Но этот керамический строительный материал стал называться уже не греческим словом «плинфа», а тюркским «кирпич», что указывает на заимствование техники производства его с Востока, где он был известен с глубокой древности. По свидетельству персидских историков, в Мазандеране, в округах Джуржан (или Гурган, иначе Гурген) и Дихистан по реке Атреку, сасанидский царь Фируз (Пероз, 457—484) построил на границе с Туркменией для защиты от набегов тюрок стену из жженого кирпича, длиною свыше 50 фарсахов, то есть около 300—350 километров.
Рано стали пользоваться обожженным кирпичом для строительства и в Средней Азии. В Бухарском районе, близ Кермике, на городище Хазара, до сих пор сохранилась мечеть постройки IX столетия, имеющая круглые колонки из обожженного кирпича. В XI и XII столетиях обожженный кирпич для постройки зданий общественного характера в Средней Азии употреблялся в большом количестве. Из жженого кирпича возводились также целиком или частично некоторые городские стены и башни, как, например, в Бухаре.
О широком употреблении обожженного кирпича в столице Золотой Орды Сарае (на реке Ахтубе, на месте города Царева) красноречиво говорят древние и новые свидетельства об использовании сарайского кирпича русскими для своих построек. Так, например, по рассказам иностранных путешественников, кирпич для постройки астраханской городской стены, строительство которой было начато в 1582 году, а затем церквей и монастырей и других зданий брали из золотоордынских городов. В 1631—1632 годах правительственными указами предписывалось брать кирпич и натуральный камень «к астраханскому городовому делу» на Ахтубе, для каковой цели велено было сломать ханские дом и мечеть. Посетивший в 90-х годах XIX столетия Царев и его окрестности любитель старины Ф. Сурин сообщает, что жители этого города для постройки своих домов и заборов, а также и для продажи употребляли древний татарский кирпич, добываемый ими среди развалин золотоордынской столицы Сарая. По словам местных жителей, этот кирпич отличался высокой добротностью («лучше нынешнего русского крепче»), несмотря на то, что он пролежал в земле несколько столетий.
Большая часть золотоордынского кирпича, сохранившаяся в развалинах, была покрыта глазурью голубоватого или зеленоватого цвета, с узорами, напоминающими изразцы в русских старинных палатах и церквах.
Искусство покрывать глазурью не только кирпич, но и глиняную посуду, тоже перешло к нам из Золотой Орды, о чем говорят не только многочисленные находки поливной посуды в развалинах Сарая, но и терминология, до последнего времени употреблявшаяся у русских в этом производстве: покрывать глиняную вещь поливой носило термин «муравить», а предмет, покрытый глазурью, назывался муравленым от персидского «мур» — «эмаль», «глазурь».
Значительно позже кирпичного производства с Востока было позаимствовано и саманное строительство. Саман — строительный материал, изготовляемый в виде брусков из глины с примесью рубленой соломы. Саманные постройки распространены в южных районах Советского Союза. Саман — слово тюркское и значит «солома».
Ко времени господства татар на Руси в русских княжествах появляются некоторые новые производства и технические усовершенствования. Например, около XIV столетия в русских городах, вместо прежних веретен, появились прялки. К XIV же веку относят обычно и появление водяных мельниц на Руси. В XIV—XV столетиях, по мнению Рыбакова, начали применять на Руси глубокое бурение. Так как прядение и ткачество, а также уменье использовать водные ресурсы с различными целями (энергия, орошение) на Востоке восходят к глубокой древности, то естественно возникает мысль о возможности переноса перечисленных выше технических нововведений и умений на Русь с Востока при татарах, когда Русь была тесно связана со странами Азии и экономически, и политически. К сожалению, слабо разработанная до настоящего времени история восточных стран не позволяет разрешить во всем объеме вопрос о влиянии азиатской культуры на русскую.
Наглядным примером того, к каким открытиям может привести внимательное изучение взаимоотношений между древней Русью и странами Азии даже на основании одних только русских источников, может служить вопрос о времени появления огнестрельного оружия на Руси.
Большинство историков такой датой считали 1389 год, когда были ввезены «из немец арматы на Русь», и эта дата была принята официально для празднования 550-летия русской артиллерии в 1939 году. Однако ленинградский историк профессор В.В. Мавродин, заинтересовавшись этим вопросом, обратил внимание на то, что в старину огнестрельные орудия до армат назывались тюфяками, словом, которое употреблялось долгое время на Руси.
Первое упоминание о тюфяках различные летописные своды отмечают под 1382 годом при описании обороны Москвы от татар Тохтамыша. Новый вид оружия, огнестрельный тюфяк, первоначально был настолько примитивен по устройству и громоздок, что был непригоден для сражений на открытом поле и употреблялся лишь как защитное орудие при осаде крепостей.
Слово тюфяк восточное: мы его находим одинаково и в персидском, и в турецком языках. По-персидски «тофенг» обозначает теперь просто «ружье», а «тофек», имея пренебрежительный оттенок — «плохое ружье, ружьишко» (собственно, трубка, из которой дети стреляют зернами, жеваной бумагой и т. п.); по-турецки tufek значит «ружье, винтовка».
По мнению Мавродина, «слово тюфяк пришло на Русь с Юга, из Персии, из персидских, иранских языков, но не непосредственно, а через западно-тюркские языки, то есть через азербайджанский или крымско-татарский». Его окончательный вывод таков: «до того, как «огненная стрельба» стала проникать на Русь с Запада, русские познакомились с огнестрельным оружием на Востоке и оттуда заимствовали образцы для первых пушек и само их название».
Известно, что европейские народы до XV столетия не знали чугуна. До этого века железо вырабатывалось из руды сыродутным способом, при котором для получения чугуна не было достаточно высокой температуры, а раскисление железного окисла, заключенного в руде, происходило под действием продолжительного, но не очень высокого жара. В Западной Европе введение чугуна во всеобщее употребление состоялось не раньше конца XVI века. Что же касается России, то начало чугуноплавильного дела в ней принято обычно относить к первой половине XVII столетия, когда в 1632 году (в 1628 году, по Нордену) были основаны голландцами Андреем Виниусом и Елисеем Вилькенсом доменные заводы на речке Тулице в 12 верстах от Тулы.
Чугун по-немецки называется Roheisen, то есть сырое, грубое железо; по-французски — font, плавка, литье, по-английски cast-iron — расплавленное железо. В то же самое время русский термин «чугун», вошедший в русскую речь сравнительно поздно, имеет большое звуковое сходство с персидским названием этого металла: «чодан». Казалось бы, что русские, позаимствовав производство чугуна с Запада, оттуда должны были бы взять для него и соответствующий термин, не имея для нового понятия своего названия. Но этого не произошло. Созвучие русского «чугун» с персидским «чодан» и тюркскими «чуйен» (тат.) и «чойген» (тур.) наталкивают на мысль о первоначальном знакомстве русских с чугуном у восточных народов.
Мы знаем, что сибирские татары второй половины XV века (когда русские завоевывали их города) умели плавить чугун и медь. Несомненно, что эти свои знания они могли приобрести из своих сношений с Бухарой, т. е. с иранскими народами. В то же время мы знаем, что в Московском государстве в XVI веке русские были знакомы с техникой чугунного литья, для чего у них должны были быть или доменные печи, или печи пламенные для переплавки уже готового чугуна. Об отливке в Москве чугунных пушек говорит посол германского императора Максимилиана II (1564—1576). Об этом говорит и Гамель в своем сочинении «Англичане в России в XVI и XVII столетиях», утверждая, что в 1554 году в Москве была отлита чугунная пушка весом в 1 200 пудов с дулом в 15 вершков в диаметре. Сопоставление известия о знакомстве с чугуном восточных народов еще в XV веке с сообщением о чугунно-литейном деле в Москве в XVI веке устраняют всякое сомнение о достоверности последних. Приходится допустить, что Восток познакомился с чугуном ранее Запада и познакомил Московское государство с этим металлом раньше голландцев. О самобытном открытии чугуна русскими, по-видимому, не может быть и речи.
Интересно отметить, что в начале XVIII столетия, при Петре I, усердно насаждавшем у нас металлургическую промышленность, на Урале появились турецкие названия: Азов-горы и Гюмешевского рудника. Почему последний был назван Гюмешевским (по-турецки «гюмюш» — серебро и серебряный) — неизвестно. Рудник этот, пользовавшийся в свое время большой славой, был медным. Быть может он вместе с медью содержал в себе и руды серебра?
В заключение хочется отметить тюрко-татар-рудознатцев и ремесленников, имена которых сохранила нам история и которые содействовали развитию на Руси горного дела и двигали вперед металлообрабатывающую промышленность:
В 1640 году письменный голова Яналей Бахтеяров вел розыски руд по реке Витиму в Сибири.
В 1697 году татарин Беляк Русаев объявил на Урале медные руды. В открытии графита в конце XVII века Анисимом Михалевым в районе озера Байкала оказал существенную помощь «верхоленский ясачный Абуна».
В 1754 году подали заявку на нефть башкирские старшины из деревни Надыровки в Уфимском уезде — Надыр Урметев, Юсуп Надыров и Аслям Мозаков.
В 1864 году крестьянин В. Гольдебаев представил на выставке в Самаре свои изделия: пятисильный локомобиль, часы, замки, самопрялки.
Продолжение следует
Справка
С.С. Аверкиев
ВЛИЯНИЕ ТАТАР НА ЖИЗНЬ РУССКОГО НАРОДА
Казань — 2015
СЕРИЯ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ»
Составитель — доктор исторических наук И.В. Зайцев
Ответственный редактор — кандидат исторических наук И.М. Миргалеев
© Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015
© Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова, 2015
© Институт российской истории РАН, 2015
© Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, 2015
© Издательство «ЯЗ», 2015
комментарии
Интересно.
Хотя это хорошо известные факты до "революции" 1917 года.
Треть российского дворянства имело тюркские и монгольские корни.
Но международные марксисты-террористы во главе с Лениным и Троцким вырезали российское дворянство и эти хорошо известные факты были забыты.
Западно-европейские ученые и политики всегда считали , что Москва это наследница Сараев и Каракорума.
Все что сделано в России - сбацано татарами исключительно для русских.
Русские же всё время только отдыхали, пока татары на них горбатились.
Поэтому татары, в итоге, все надорвались и деградировали, от тоски, обратно в бегающих кочевников, так ни черта и ничего для самих себя не создав и даже никаких следов не оставив.
==================
Если глядеть только на корни, то у всех народов, их корни, внешне, мало чем друг от друга отличаются, обычный стандартный набор из мелких деталей.
++++++++++++++++++
Раскрыта тайна русского генофонда
Он состоит из двух частей - северного и южно-центрального, а азиатского следа в нем нет.
...The American Journal of Human Genetics была опубликована статья об исследовании русского генофонда...
...довольно удивительный и, можно даже сказать, сенсационный момент - типичного для азиатов (в том числе, пресловутых монголо-татар) набора генов ни в одной из русских популяций (ни в северной, ни в южной) в достаточном количестве не обнаружено.
Получается, поговорка «поскреби русского - найдешь татарина» не верна.
Любой неграмотный дурак может остановить паровоз просто разобрав рельсы.
А когда таких дураков уже тыща, то онЕ запростА могут завоевать пол мира с много миллионным умным населением.
Поэтому в школу и ходить то не надо.
Ибо мартышка с гранатой никогда ничему не училась, а все веером от неё разбегаются.
Были их предки - славяне, финно-угоры, тюрки и др.
Именно поэтому и татарских ханов в Китае называли "Кузнецами императора" (Гумилев "Древние тюркм").
Насчет голытьбы. Когда Тамерлан пошел войной на Золотую орду, он прошел огнем и мечом по всем городам улуса Джучи. По всем богатым городам. А как только дошел до городов фино-русских княжеств - он повернул обратно, он говорил: что делать мне среди этих лесов и болот, что могут иметь их бедные жители.
Вы "сильный логик".
Все отвергаете сходу.
Причем тут яранги?
Что касается металлургии, оно у тюрков было развито еще со времен скифов и гуннов. Вся Восточная Сибирь усыпана останками шахт, где в начале н.э и до него добывали медные руды.
Да и медоплавильные печи находят археологи.
Чо касается родных рудников Чингизхана, они действуют до сегодняшнего дня. И у нас, в России, на Алтае.
Посмотрите на ютубе видео "Нераскрытый Алтай" (вроде так называется).
Вы о чём?
Все изобретательство, у последователей, на этом и закончилось, ввиду потери интереса к этой всей маете.
А все их умственные устремления замутнённого сознания переключились на созерцательную философию и поэзию без рифмы.
Поэтому в мануале последователей, единственным во всём мире, даже специально записан запрет на питие алкоголя, но, видать, поздно записали.
Так татары перетрудились, что с тех пор, только отдыхают и балакают про былые успехи
Вам про это, в семитомнике по шею нальют и на уши навешают.
Все дворцы Сарая Бату были обшиты красивейшими изразцами. Это есть в книге Р.Фахрутдинова "Ташлар моны"
И с тех пор, изобретатели, сами ни черта больше не сделали. )))
Хотя бы посмотри в астраханском музее.
Или голословно утверждаете, что эти кирпичи - татарский продукт?
Вы ничего не читаете, а спорите. С багажом знаний на уровне лживых учебников истории средней школы. Прочтите хотя бы "Распад Золотой орды" Сафаргалиева.
Раз ничего материального нигде не нашли, то уповать надо только на сказки.
В советское время я выписывал Роман-газету. В одном из номеров журнала был роман (или повесть) о нем.
Он начинался так:
Настоящая фамилия Кирова - Костриков. А псевдоним Киров он себе взял от слова «кир». До революции он работал на Кавказе, часто бывал в Баку. Тогда «кавказские татары Баку» свои дома покрывали глиной, и эту затвердевшую глиняную массу они называли «кир». Бедность простых тружеников поразил Кирова и он взял себе псевдонимом как раз вот это слово, которое означает затвердевшую глину, (известь и гипс у них тоже кир). Там еще было написано, что слово кирпич – тоже оттуда, это «кир»ы для печи, татарские слова. А печь – от татарского мич.
Значит слово кирпич – татарское, слово кавказских татар.
Все слова в русском языке - татарские.
Эти всех слов изобретатели, руками сами только ни черта, даже для себя, не сделали, но зато тарахтят без умолку с тех пор и по сей день.
/Мич/? Тогда бы слово /пешерергя/ было бы /мишерергя/
При правильном названии, любой неграмотный пастух, по бумагам в бухгалтерии, может числиться главным специалистом и учителем по ковке металла.
И от такой махины даже гвоздя нигде не нашли.
Тут не влияние, а просто та небольшая часть татарской лексики, которая сохранилась от обрусевших татар.
Вся история России (и Руси) - это непрерывный процесс обрусения татаро-тюрок и финугров. И в более 1000 лет. Вот татаро-тюрки вначале говорили на родном татарском, потом постепенно переходили на тот язык, на котором говорило большинство. Но вместе с тем много татарских слов они не забыли, да и навязали этому большинству.
============
Ага, и ещё все названия и существительные в русском языке - от татар.
Фактически, татары научили Русь трепаться, а не железо ковать.)))
А чего им тогда татары ещё и свой компонент навязать пытаются?
Тут речь идет о фонтане, который был в центральной площаде города Каракорум. Этот фонтан удивил многих. Татарский хан был настолько богат и могуч, что, вино, мед, кумыс и пиво для всех жителей города (и для жителей близлежащих поселений, а также и для гостей) было бесплатно. Каждый, кто хотел пить одного из этих напитков, смог прийти на центральную площадь и забрать сколько угодно ему эти напитки. Пишут об этом фонтане еще и вот что: но, несмотря на все это изобилие, в городе невозможно было найти ни одного пьяного.
Посреди города бил халявный фонтан со спиртом, а последователи строго придерживались канона по запрету пития алкоголя и капли в рот не брали?
Теперь понятно: почему от Каракорума никаких следов не осталось.
Его сами татары и разнесли вдребезги после такой пытки с льющимся мимо рта спиртом
Тут речь идет о фонтане, который был в центральной площаде города Каракорум.
=======================
Сразу после пуска сооружения в эксплуатацию спирт сразу улетучился.
Фонтан в несколько слоёв облепили все окрестные мухи и осы.
На жаре бурда в фонтане закисла и забродила.
Вонь стояла жуткая.
В итоге, от избытка скопившихся газов, основная ёмкость с пойлом взорвалась, и вся инсталляция разлетелась во все стороны.
Темер-Тимер – татарскон имя. Значит войско Ярослава состояло из татар.
Вот они и есть татарские изразцы-чинташи.
Где развалины с татарскими кирпичами нашли?!
Пошли глядеть на эту сенсацию.
Раз ни одного сарая нигде нет, то хоть на кирпичи поглядим.
От Ростова до Тюмени.
Поэтому все изразцы, независимо от производителя, все татарские?
Кажа онЕ всё успели: завоевать и всему научить, если их нынче всего ТРИ процента?
В сфере промышленности они лостигли больших высот .Но нашествие монгол нанес большой урон экономическому развитию наших предков .
По этому все эти ГОРОДА , промышленость ( изразцы , кирпичи , скань , юфть и тд )СОЗДАНЫ НЕ МОНГОЛАМИ , НЕ КИПЧАКАМИ ,А ОСЕДЛЫМИ ЗАВОЕВАННЫМИ МОНГОЛАМИ НАРОДАМИ .
..
Татары были искусными кузнецами. Они снабжали сталью и чугуном и Китай, и Хорезм. Поэтому и татарских ханов в Китае называли «Кузнец императора» (Гумилев «Древние тюрки»). Лучшую сталь, из которой ковали знаменитые самурайские сабли, в Японии называли татарской, да и сабли тоже. А мастеров-татар специально привозили из материка, татары в Японии были привилегированным сословием кузнецов, секреты изготовления татарской стали никому не передавали. Да и сам Чингисхан был из рода кузнецов: “Чингиз-каган и его родные не забывали о расплавленной горе (гора на Алтае, откуда идет род Чингисхана и где добывали железную руду), плавке железа и кузнечном деле и отмечали наступление нового года приготовлением кузнечного меха, горна и угля” (Рашид-ад-дин). И в империи Чингисхана кузнецы были привилигированным сословием, они, согласно Ясе, освобождались от уплаты ясака.
Ответить
Речь здесь о МОНГОЛАХ , а не о татарах , которых в 1202 году уничтожили МОНГОЛЫ по приказу Чингисхана .
Все их исторические деяния во главе с Чингисханом и его потомками-- ЭТО НАСЛЕДИЕ МОНГОЛ , КАЗАХОВ КОЧЕВЫХ УЗБЕКОВ ХАЗАРЕЙЦЕВ +
НОГАЕВ ,но не современных татар
"Случилось,что в 1187 г. татары выбрали себе царя, и звался он по-ихнему Чингисхан ... Увидел Чингисхан, что много у него народу, вооружил его луками и иным их оружием и пошел воевать чужие страны". Марко Поло
Мэн да бэй лу:
"Я, Хун часто расспрашивал их об их прошлом и узнал, что монголы уже давно истреблены и исчезли".
"Еще татары восхищаются монголами как воинственным народом, поэтому обозначают название династии как "великое монгольское государство". Этому также научили их бежавшие чжурчжэньские чиновники".
"Что касается татарского владетеля Тэмоджина, то он высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная. Это то, чем он отличается от других".
.Теперь татары называют себя Великим монгольским государством, и поэтому пограничные чиновники именуют их [сокращенно] мэн-да. Но [эти] два государства отстоят друг от друга с востока на запад в общей сложности на несколько тысяч ли. Неизвестно почему [они] объединены под одним именем. Ибо в период процветания государства Цзинь были созданы северо-восточное вербовочно-карательное управление для обороны от монголов и Кореи и юго-западное вербовочно-карательное управление для контроля над территорией татар и Си Ся. Монголы, очевидно, занимали [земли, на которых находились] двадцать семь круглых крепостей того времени, когда У-ци-май начинал дело, а границы татар на востоке соприкасались с Линьхуаном, на западе располагались в соседстве с государством Ся, на юге доходили до Цзинчжоу и достигали государства Больших людей на севере”. Прежнее монгольское государство уже было уничтожено и что нынешние монголы и есть татары. В Гу-цзинь цзи-яо и-пянь Хуан Дун-фа сказано: “Существовало еще какое-то монгольское государство. [Оно] находилось к северо-востоку от чжурчжэней. Во времена цзиньского Ляна [оно] вместе с татарами причиняло зло на границах. Только в четвертом году нашего [периода правления] Цзя-дин [1211 — 1212] татары присвоили их имя и стали называться Великим монгольским государством”.