Табор, атаман и бугай: тюркизмы в русском языке и происхождение казаков
Из книги востоковеда-татарофила о татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть 8-я
Четыре года назад известный российский востоковед-тюрколог, доктор исторических наук, профессор РАН Илья Зайцев подготовил к изданию книгу Сергея Аверкиева (1886—1963) под названием «Влияние татар на жизнь русского народа», которая вышла в Казани тиражом всего 100 экземпляров. Автор издания, историк-энтузиаст и «татарофил» до начала Первой мировой войны работал в Палестине (сначала в Дамаске учителем русской школы, позже в Назарете помощником инспектора начальных школ Императорского Православного Палестинского общества). Затем он был интернирован в Россию, где в итоге осел в Нижнем Новгороде. Аверкиев считал, что почти все русские государственные институты, явления и понятия являются по происхождению татарскими — и в его книге можно найти множество соответствующих примеров. В 50-е годы историк-любитель отправлял свою рукопись в московский Институт истории, но там ее, конечно же, немедленно «сослали» в архив, где она благополучно пролежала до середины 10-х годов XXI века. С разрешения Ильи Зайцева «Реальное время» публикует фрагменты этой монографии. Предыдущие части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
II. Влияние татар на административное управление, финансы и военное устройство русских княжеств
6. Военное дело. Конь, вооружение и терминология, касающаяся до военной организации. Мнения военных специалистов. Казачество
В старину главная и лучшая часть войска русских состояла из конницы, и русские, по словам иностранных писателей, сражались подобно татарам: «не стоя на месте, а на скаку, действуя и стрелами и копьями, то нападая, то вдруг отступая».
В XVI столетии при Иоанне Грозном татары в русском войске имели большой удельный вес. Так, например, в Полоцком походе 1563 года, в котором число участников достигало 32058 человек, татар было 5854 человека, что составляет 18,27% по отношению к общему числу всей полоцкой армии Иоанна. По подсчетам В. Снегирева, вообще армия И. Грозного имела (без даточных и посошных людей) не более 60—65 тыс. человек и состояла примерно из 25 тыс. человек детей боярских, 10—15 тыс. татар, 20 тыс. стрельцов и казаков и 4300 иностранцев. Таким образом, татары в войске Иоанна Грозного составляли от 16,86% до 23,33%. Учитывая и обоз, Снегирев определяет количество войска при Иоанне IV во время войны в 90—100 тыс. человек, что дает для татар от 10 до 16,67%.
Говоря о влиянии татар на военное дело русских, А. Рихтер отметил, что «уже в 1259 году Даниил Галицкий, ходивший со своим войском в Венгрию, имел татарское оружие; вскоре лошади, конские уборы и весь воинский снаряд древних русских стал татарским или монгольским; потом узды, седла, плети и все конские приборы были сделаны точно такие же, как и теперь у сих азиатцев». Эти слова Рихтера находят прекрасное подтверждение в восточных названиях различных предметов, связанных с лошадью, с вооружением и военной организацией, названиях, которые вошли или входили в состав русского языка при посредстве татар.
Таковы калмыцкое слово «мерин» — холощеный жеребец и татарское «аргамак» — порода кровных среднеазиатских лошадей. Употреблявшееся в XVI столетии в русском языке татарское слово «бахмат» («пахмат») означало, по словам Герберштейна, особую породу коней. Тюркское слово «лошадь» (алаша), известное из Лаврентьевской летописи 6619 года (1111 год), вошло в русский язык еще в домонгольский период русской истории. Тюркскими являются и названия мастей лошади: буланый, бурый (перс.: бур — бурый, тюрк. серый), караковый, карий, каурый, чалый (тат. «чал» — седой), чубарый (тат. «чувар» — пестрый, чубарый), а также слова «табун» и «кумыс». Последнее слово, обозначающее кобылье молоко, было известно русским еще в XIII веке.
Сбруя верховых лошадей украшалась в старину медными бляхами, которые носили татарское название «чандар» или «чалдар», под седло лошади клали покрывало, которое называлось турецким словом чепрак или чапрак; вместо шпор всадник подгонял коня нагайкой, короткой плеткой, получившей название от татарского племени ногайцев; для защиты ног от трения о стременной ремень привешивался у седла четырехугольный отрезок кожи, который назывался татарским словом «тебенек»; деревянный остов седла носил татарское название «арчак» (тат. ингырчак — собственно «седелка»); от этого слова в современном русском языке сохранилась фамилия Арчаковские. Повод к уздечке до сих пор носит тюркское название «чембур» или «чумбур».
Русскими были заимствованы от татар и следующие восточные названия различных видов вооружения:
- Аркан — длинная веревка с подвижной петлей на конце, которую в старину употребляли не только для ловли лошадей, но и для поимки и пленения людей на войне.
- Бадана, байдана, бодана — доспех в виде рубах из плоских колец, длиною до колен, с рукавами до локтей и ниже (араб. «бадан» и «бадана» — кольчуга).
- Басалык — старинное название кистеня.
- Бахтерец, бехтерец — доспех из металлических пластинок, с разрезами на боках и на плечах; для застегивания имелись пряжки и ремни. (монг. и перс. «бехтер»).
- Бенд, бендь — плащи в округленных углах налучи и колчана, к которым прикреплялся саадачный пояс (перс. «бенд» — связь).
- Бутырлык или поножи — металлический доспех, закрывавший ногу всадника от колена до подъема (тур.-тат. «бутурлук» — поножник).
- Джид — старинный малый колчан только для трех стрел.
- Джирит — старинное метательное копье, дротик.
- Елман — расширяющийся конец острой сабли.
- Еловец, еловь — значок или лоскуток ткани, вставлявшийся в трубу на вершине шлема (тат. елоу — флаг).
- Кистень — старинное оружие, состоящее из тяжелого набалдашника на короткой ручке.
- Кобура — кожаный чехол для револьвера (тюрк. «кубур» — колчан; тур. кубур — футляр).
- Колчан — влагалище для стрел.
- Кончар, кончан, хонжар, ганчер — меч с длинным или четырехугольным клинком (перс. «ханджар» с араб.). Отсюда современное слово кинжал — название холодного оружия в виде обоюдоострого ножа.
- Кортик — короткий, узкий четырехгранный кинжал у флотских офицеров. Слово «кортик» также восходит к старинному русскому слову корда — «меч».
- Куяк — род доспеха из металлических блях, укрепленных на бархате или сукне. Куяки делались вроде кафтана с рукавами и полами и застегивались пуговицами или завязками. (монг. «х… к»).
- Мисюрка, шапка мисюрская — шлем, имевший вид черепа, подобно египетскому или арабскому (от араб. «Миср» — Египет).
- Сайдак, сагайдак, саадак — чехол на лук; лук в чехле и колчан со стрелами. У монголов этот прибор назывался «сагадах» и «саадак».
- Темляк — тесьма с кистью, навязывавшаяся на эфес сабли и шпаги.
- Томар — стрела, имеющая на конце не острие, а шишку, для охоты на соболей, куниц и горностаев (монг. «томара»).
- Тохтуй — кожаный чехол для лука (монг. «токтуй» и «доктуй»).
- Тюфяк — примитивная пушка, ружье (тур. «тюфек»).
- Юмшан и юшман — панцирь или кольчуга со вставными дощечками на груди и боках; имея разрез от шеи до колен, он надевался как кафтан и застегивался. Юмшан проник в Россию около времени нашествия татар (тат. «юшан» от перс. «джаушен»).
- Ятаган — восточная кривая сабля с обоюдоострыми клинками.
Восточные слова, относящиеся к военной организации в древней Руси:
- Атаман — начальник военного отряда.
- Буздыхан или буздуган — булава. У турок и татар буздыган означает воеводский жезл, у которого яблоко набито острыми гвоздями.
- Булава — жезл с шаром в верхнем конце, служил знаком гетманского достоинства.
- Бунчук — конский хвост на древке, как знак власти (паши, гетмана).
- Гайдамак — в XVII и XVIII веках украинский казак-повстанец.
- Артаул и ертоул — передовой конный отряд для разведок.
- Есаул — в старину помощник военачальника; в войске Донском — первое после атамана должностное лицо; до Октябрьской революции — обер-офицерский чин в казачьих войсках, соответствовавший капитану или ротмистру.
- Кош — казачий лагерь; стан кочевников.
- Кошевой — начальник коша, атаман у запорожцев.
- Курень — отделение военного стана у запорожцев.
- Кутас — волосяная кисть у бунчука.
- Сердюк — на Украине в старину казак пеших казачьих полков, состоявших на жалованье.
- Табор — в старину у казаков расположенное лагерем войско с обозами.
- Ура — военный клич. Марлинский объясняет это слово так: «ур, ура» — значит, «бей» по-татарски. Нет сомнения, что этот крик вошел у нас в употребление со времен владычества монголов, а не со времени Петра I, будто бы занявшего «hurre» у англичан.
Хотя в татарском языке и есть слово «ура» в значении «окружай, обступай, охватывай со всех сторон», но надо признать более вероятным словопроизводство Марлинского от татарского военного клича «ур » бей», к которому невольно в пылу сражения присоединяется выход в виде звука а.
Как курьез упоминаем здесь объяснение этого слова из европейского языка, приведенное киевским игуменом Кандидом в его сочинении «Толкование божественных имен»: «Сие слово есть еврейское, — писал он в этой оставшейся в рукописи работе, — оно происходит от глагола «ур», что значит «восставать», «бодрствовать». Это то слово, которое употребил Давид, когда, преследуемый Саулом, в пещере Энгидской, вместо того, чтобы убить своего преследователя, неосторожно заснувшего в этом месте, где Давид бодрствовал, ограничился тем, что отрезал полу его одежду, и этим великодушием победил своего врага: восстань, слава моя, восстань псалтирь и гусли. Ура хеноди, ура гановея (псал. 56). Позже, при других победах Давид уже сокращенно восклицал: ура, ура. От евреев приняли это слово и другие народы и употребляли его в подобных случаях. Наконец, это слово перешло и в Россию и доселе в известных случаях употребляется». Трудно, однако, допустить, что еврейское «ура» перешло различными путями к русским и сделалось одновременно их военным кличем и восклицанием, выражающим радость. - Шестепер, шестопер — знак достоинства и военачалия, род булавы, у которой головка сделана в виде перьев стрелы. В начале XVI столетия шестоперы употреблялись как воинское оружие (перс. шешпер).
О татарском влиянии на развитие военного искусства у русских говорит не только популяризатор исторических знаний Рихтер, но это подтверждают и крупные военные историки-специалисты. Так, генерал-лейтенант Н.С. Голицын, член военно-ученого комитета Главного Штаба и Шведской Академии военных наук, в своей «Русской военной истории» неоднократно отмечает влияние монголо-татар на военное дело русских. Это влияние он описывает такими словами: «Со времени покорения Руси монголами строй и образ действий русских войск приобрели уже почти совершенно монгольский характер. Войска сражались уже почти исключительно конными, в строю разомкнутом или рассыпанном, то наступая, то отступая, либо действуя рукопашным оружием в сомкнутом глубоком строе, стараясь победить численным превосходством сил, военными хитростями, скрытностью действий и внезапностью нападений более, нежели искусством, держась поблизости городов более, нежели в открытом поле, и чаще прежнего прибегая к усилению расположения и действий своих местностью и искусственными препятствиями».
Как у монголов было принято деление войск на десятки, сотни и тысячи с соответствующими начальниками этих отделений, так и в русской армии монгольского периода мы видим подобное же деление, возглавляемое десятками, сотниками (или сотенными головами) и тысяцкими.
Со времени Тамерлана (1337—1405) татары стали строить свои войска во время боя в следующем порядке:
- Аванпосты правого и левого крыла
- Авангард
- Левое крыло
- Правое крыло
- Резерв
Подобно этому боевому построению русские также стали делить свое войско на следующие полки:
- сторожевой или передовой
- большой (главные силы)
- полки правой и левой руки (фланговые)
- затыльный или засадный (арьергард).
В походе впереди и по сторонам армии шли сторожи — легкие конные разведывательные отряды; за ними следовал сторожевой полк, затем по порядку полки правой руки, большой, левой руки и затыльный.
Военный писатель, генерал-майор генерального штаба М.И. Иванин, посвятивший завоеваниям монголо-татар при Чингисхане и Тамерлане специальный труд, высоко ценил военное искусство татар. Он говорит: «Полчища монголо-татар не были нестройной ордой… войскам была дана правильная организация… войска эти имели такое же превосходство перед современным им ополчениями, как ныне регулярные войска перед азиатскими и африканскими толпами воинов. Это показывает, что управление Чингизидов в первое время было полезно и для подданных и что Чингизиды по образованию были выше своего века».
Победу Дмитрия Донского над войском Мамая на Куликовом поле, как известно, доставил резервный отряд двоюродного брата Дм. Донского князя Владимира Андреевича, который был расположен в засаде. «Мысль о резерве, — говорит Иванин, — вероятно, была заимствована Дмитрием Донским от монголо-татар».
Иванин же предполагает, что современные ему боевые построения армий, принятые в Европе и восходящие к Наполеону I, позаимствованы последним у Тамерлана.
Влияние татар на русский народ сказалось и в возникновении у нас в XV столетии казачества — свободных людей, убегавших от власти русских князей на южные окраины и занимавшихся там внеземледельческими промыслами и набегами на соседние чужие и на свои русские земли. Слово «казак» — это имя тюркского народа, населяющего современный Казахстан. Об образовании его во второй половине XV столетия сохранил нам известие восточный историк Мухаммед Хайдер Гурекан. Когда кипчаками, коренными жителями казахских степей, управлял хан Абуль-Хайр, то недовольные им султаны Гирей-хан, Джанибек-хан и другие с небольшой толпой своих приверженцев бежали в Моголистан.
«По смерти Абуль-Хайра, — рассказывает Мухаммед Хайдер, — в улусе Узбекском начались междоусобия; всякий кто только мог, уходил, ища безопасности к Гирей-хану и Джанибек-хану. Вследствие этого они значительно усилились. Так как сперва они сами, а потом и большая часть собравшихся около них людей были беглецы, ушедшие от своих и одно время считавшиеся без приюта, то их и прозвали казаками; имя это за ними так и осталось».
Остальные кипчаки, не вошедшие в массу беглецов — казаков, слились с узбеками, киргизами и ногаями. Хотя союз казакских племен сложился только во второй половине XV столетия, но имя «казак» для обозначения всех военных людей очень скоро сделалось общим для всех народов Золотой Орды, от Крыма и Кавказа до Сибири. Отсюда оно перешло и к русским.
Древнейшими казаками на Руси считаются рязанские, о которых упоминает Никоновская летопись под 1444 годом. Однако эту дату следует считать сомнительной, так как Никоновская летопись часто погрешает в цифрах и фактах, особенно в отношении древнего периода русской истории. Это отмечает и Карамзин в своих многочисленных примечаниях, которыми он снабдил свою «Историю государства Российского». Приводя в примечаниях выписки из Никоновской летописи, Карамзин то и дело сопровождает их следующими характеристиками: ложные соображения, вымыслы, догадки, выдумки, пустые слова, сказки, ошибки, глупости, нескладицы, басни и т. п. Называя Никоновскую летопись вообще «баснословным Никоновским сводом», Карамзин только в отношении более позднего времени считает сведения этой летописи «достовернейшими».
Не доверял Никоновскому списку и Татищев, который говорил, что Никон велел сделать в нем целый ряд поправок применительно к современным ему взглядам: некоторые места «в нем вычеркнуты или переменены и новым порядком вписаны». Шлецер называл Никоновский список «дурным». Более достоверные сведения о казаках в Московском государстве мы имеем только от начала XVI века.
Само слово «казак», по объяснению Сенковского, обозначает «бесприютный, скитающийся, никому не подвластный, вольный». В подкрепление этой этимологии Сенковский указывает на Бабера (Бабура), который «часто употребляет в своем джагатайском наречии слова казаклык, казакламак в этом смысле». Так же объясняет это слово и Вельяминов-Зернов: «имя казак значит: бродяга, человек вольный, удалой». Карамзин производил слово «казак» от имени древнего народа касогов, жившего между Каспийским и Черным морями в стране, которую император Константин Багрянородный называл Казахиею или Касахиею. Так как остетины называли черкесов касахами, то Карамзин отождествлял косогов Нестора с черкесами и выводил от них и русских казаков (против чего возразил Сенковский).
К мнению Карамзина небольшую поправку сделал в 1822 году академик Бутков, видевший в косогах не черкесов, как Карамзин, а абазинцев, живших тоже в бассейне Кубани. В своей обстоятельной статье об имени «козак» Бутков отметил, что это имя со временем получило значение и название целого народа, и имени особого сословия служилых людей, и звания наемного работника, преимущественно сторожа. Мнения Карамзина о происхождении казаков от косогов придерживался венгерский ориенталист Вамбери и современный казахский исследователь Тынышпаев.
В 1887 году проф. Голубовский, ссылаясь на Codex Cumanicus — словарь половецкого языка — высказал предположение, что слово «казак» могло быть заимствовано у половцев, у которых оно означало «сторож» передовой, ночной и дневной. По поводу этого утверждения проф. Миллер заметил следующее: «Г. Голубовский указывает существование в половецком языке слова «козак» со ссылкой на Codex Cumanicus, р. 118, которого мы не имеем. В словаре Радлова (Das Turkische Sprachmaterial das Codex Cumanicus), однако, слова «козак» с таким значением нет. Он транскрибирует рукописное через кожак и выставляет для этого слова значение «пение». В русской старинной письменности, по материалам Срезневского, слово «казак» (козак) впервые встречается в 1395 году, т. е. во время монгольского завоевания, со значением наемного работника.
Итак, рассмотрев все высказывания о происхождении и значении слова «казак — козак», нельзя не заметить, что здесь смешиваются и отождествляются два совершенно различных имени «козаки» и «казаки». Если первое имя происходит от косогов (возможно, что оно было известно и половцам) и обозначает наемного работника, то другое название — «казак» — обозначает исключительно воина, представителя особого сословия служилых людей. Окающее северно-великорусское наречие превратило их в козаков и отразилось на письменных памятниках, а время их появления на Руси, как сказано выше, следует отнести ко второй половине XV века, когда образовался союз казахских племен. С этого времени имя казак получило широкое распространение на территории Золотой Орды, откуда было позаимствовано и русскими. Позднейшие работы в разрешение разбираемого здесь вопроса не внесут ничего нового.
Истории образования «вольного» казачества на Дону посвятил проф. Иловайский в своей «Истории России», т. III, стр. 380 и следующие, где он говорит об их набегах на Волгу, Терек и Яик и отношении к ним Московского правительства при Иване IV.
Русские казаки-донцы, жившие ближе к тюркским народам, являлись и проводниками татарского влияния на русский народ. Ими было усвоено много татарских слов, которые потом сделались общим достоянием русского народа и даже вошли в русский язык того времени, как, например: сакма — дорога, лошадиный след на траве, ясырка, ясырь — пленница, пленник, казан — котел. Тюркизмы в языке донских казаков были обильны даже к началу XX столетия. Например:
- Арба — очень длинные дроги; употребляются для возки хлеба и сена.
- Арьян — питье из сюзьмы и воды, см. сюзьма.
- Бугай — бык-производитель.
- Гаман — кожаный мешочек для денег вроде кисета.
- Гарбуз — арбуз.
- Гардал — обыкновенная горчица.
- Дулма — кушанье, состоящее из сырого рубленого мяса, смешанного с рисом и туго завернутого в кочанный лист кислой капусты и сваренное наподобие щей.
- Ерик — неглубокий ров или овраг.
- Жарделы — абрикосы.
- Зитины — сливки, маслины.
- Кабак — тыква.
- Казан — железное ведро для воды (тат. — котел).
- Каймак — топленые сливки, состоящие из одних почти пенок.
- Кандель — лампадка.
- Карга — ворона.
- Катланы — сдобные пшеничные лепешки, сваренные в виде «рулета».
- Каюк — челн с бортами.
- Кизек — топливо, приготовленное из скотского навоза.
- Майдан — означает и здание, где бывает сход казаков, и самый сход (тур.-перс.-араб. — площадь, арена).
- Махан — слово калмыцкое, означающее мясо и жир. Употребляется для обозначения тучности, толстоты; говорят: «надо махан сбыть», т. е. надо похудеть (калмыц. «махан» — конское мясо).
- Маштак – маленький, толстенький конь (калмыцкое).
- Нардек — мед из арбузов, которые для этого очень долго варятся (тур.-перс. — род фруктового сиропа).
- Прынч — рис низкого сорта (перс. «берендж» — рис).
- Рундучек — площадка перед крыльцом (тат. «урындык» — стул, кресло.).
- Сиберек — колючая трава, растущая на хорошем черноземе, употребляемая в сухом виде на веники для подметания в доме и улиц (тат. «себерке» — метла, веник).
- Сюзьма — кушанье, приготовляемое из кислого молока через отцеживание его.
- Уре — пшенная каша с сюзьмой (тат. — суп с крупой).
- Чебак — рыба-лещ (тат. чабак — плотва, сорожка, чабак).
- Чинак — глиняная полоскательная чашка (тат. чenajak — чайная чашка фарфор.; тюрк. «чинак» — блюдо, миска; калмыцк. «чинак» — полоскательная чашка).
- Щерба, церба и шерба — уха из рыбы (тат. «шурпа» — бульон, суп.).
- Яр — большой овраг (тат. берег).
Русская казачья среда, по-видимому, осваивала и перерабатывала по-своему татарский фольклор, делая его русским достоянием, примером чему является в Древней Руси повесть о Еруслане Лазаревиче.
Продолжение следует
Справка
С.С. Аверкиев
ВЛИЯНИЕ ТАТАР НА ЖИЗНЬ РУССКОГО НАРОДА
Казань — 2015
СЕРИЯ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ»
Составитель — доктор исторических наук И.В. Зайцев
Ответственный редактор — кандидат исторических наук И.М. Миргалеев
© Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015
© Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова, 2015
© Институт российской истории РАН, 2015
© Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, 2015
© Издательство «ЯЗ», 2015
комментарии
Например, самого Ивана Грозного по большому счёту тоже надо считать не четверть-татарином, а полноценным стопроцентным "татарином" за его "протатарскую" политику от быта до международных отношений.
Вы "начальник" или у Вас весеннее обострение Вашей значимости?
В статье уважаемый автор дал ссылки на источники и научные труды специалистов, где утверждается, что в войсках четверть-татарина Ивана Грозного было порой до 30% "татар".
Вот Вы и опровергайте научные данные.
А опровергать домыслы разных "чудаков" - времени не хватит.
Каза́нская исто́рия (также Исто́рия о Каза́нском ца́рстве, Каза́нский летопи́сец) — историческая повесть, созданная в 1564—1566 гг. (по другой версии, между 1626 и 1640 гг.[1][2]) и рассказывающая о завоевании Казани Иваном Грозным в 1552 году:
"О хожени хъ Казаніи царя и великого князя, и о количестве избьенныхъ поганыхъ, и о шестви его во градъ Москву. Глава 100.
Дващи бе самъ ходилъ хъ Казани со всеми силами Рускими, дващи же царя Шигалея посыла и великихъ воеводъ съ нимъ, тако же со всеми вои Рускими; всего же было хожденія при немъ хъ Казани въ лете и въ зиме седмья въ девять летъ, пятья ходиша до Казанского взятая, дважди же досле взятія нижнія Черемисы, пленомъ и сечемъ до конца показнити ихъ за изменство ихъ, что предавшеся и паки скоро измениша. Того же лета по шестихъ месяцехъ и паки учиниша брань сице. Воеводы Казанскія послаша воеводу Свіяжского Бориса Салтыкова не съ великою силою на некія улусы Черемискія, еще не покающимся имъ, яко да и техъ покорити и смирити; и за техъ восташа вси людіе, и паки возмятеся вся земля, и того воеводу жива яша, побита вои его 20.000, и заведоша его въ Башкирскія улусы и въ далную Черемису за 700 верстъ за Казань, и мучиша тамо. И воевахуся пять летъ не отступающи отъ Казани, и паки хотяше градъ свои воспріяти, не дадуще же гражаномъ Русиномъ, Руси, на дела своя изъ града изходити, токмо великою силою прогоняюще ихъ и тако исхожаху на орудія, донележе исчезе вся Черемиса за беззаконіе свое, яко же и владелницы ихъ, уланове и князи и мурзы, остріемъ меча вси поразишася. И сосчиташе же сами себе изоставшися Казанцы и Черемиса воехъ побитыхъ своихъ во взятіе Казанское, и преже взятія и по взятіи, Татаръ, Черемисы, во граде и въ острозехъ, и въ полонъ сведенныхъ, и отъ глада умершихъ, и мразомъ измершихъ, и всяческихъ везде погибшихъ, ведомыхъ ихъ писаныхъ, кроме, неведомыхъ и неписаныхъ, 757.270. Мало живыхъ осташа во всеи земли Казанскои, разве простыхъ живыхъ людеи и худыхъ и немошныхъ и убозехъ земледелецъ. Въеха же великіи самодержецъ благоверны царь князь великіи Иванъ Василевичъ во царствующіи свои въ преимяниты градъ Москву месяца Ноября въ 1 день, на память святыхъ безсребреникъ Козмы и Демьяна: и тако седъ на престоле своемъ великого царства Руского, правя скифертъ державы своея, утеръ кровавы потъ свои, покоривъ подъ себя жестокія лукавыя Казанцы, и паче ихъ злешую .Черемису поганую, оставивъ себе славу великую, превыше отецъ своихъ, и память вечную въ роды Рускія во веки."
----
Почему ложь? Про участие мишарей и касимовских татар в завоевании Казани даже историки - марджанисты пишут.
Народы жили во взаимопомощи и даже спровоцированные Гражданские войны 11-21 веков не смогли рассорить народы.
Что касается элиты, то в историческом плане она менялась - была и скандинавская элита, и славянская, и монгольская, и татарская, и немецкая, и литовская, и польская, и еврейская, и украинская элита.
И тем более угрожать от его имени.
Вы кто?
Простой смертный грешник или впавший в манию величия воинствующий безбожник?
Откуда у Вас такая "смелость" выступать от имени Единого?
Страны советов уже нет 27 лет, а Вы всё как во времена обкома КПСС всё всем советуете и указываете.
На территории кубани жили кочевые племена кыпчаков.
Эти слова тюркские и вероятнее всего кыпчакские.
Правильно будет называть их тюркскими.
Так надо развивать язык, не стоять на месте.
"Как могут исторические источники называть русских татарами? Ведь татары — это название народа, который существует и сегодня под этим именем.
Если до XVII века татарами называли русских (казаков), то почему сегодня это — название совсем другой национальности?
Когда и как слово "татары" изменило свое значение?"
"... посол (шотландский посол — Авт.) спрашивал Григорья: "как ныне с Великим Государем вашим Татаровя?" И Григорей и Ивашко послу говорили: "О которых Татарех спрашиваешь? У Великого Государя нашего у его Царского Величества служат многие бусурманские Цари и Царевичи и Татаровя многие люди, Царств Казанского и Астороханского и Сибирского и КОЗАЦКИЕ и Колматцкие Орды и иных многих Орд, и Нагаи Заволжские, и Казыева улуса в прямом холопстве"
Мы видим, что в начале XVII века русский посол даже не смог понять вопроса иностранца об отношениях Москвы с "татарами". Шотландец явно называет татарами какие-то иноплеменные по отношению к Московскому государству народы, т.е. употребляет слово "татары" в его сегодняшнем, привычном для нас смысле.
Однако русский посол вкладывает в это слово совершенно другой смысл. Из его ответа совершенно ясно, что он называет "татарами" отнюдь не иноплеменников, а лишь подданных русского царя.
Более того, перечисляя различных "татар" он прямо называет КАЗАКОВ. А казачьи войска названы им ОРДАМИ!
Сборник князя Оболенского. Часть 1, связки 1—7. Б.м. 1866.
Например, в документах Руссильона нередко упоминаются "белые татары" наряду с "желтыми".
Имена "белых татар" - Лукия, Марфа, Мария, Катерина и т. п. - говорят об их русском происхождении.
Современные наши имена в основном греческого или библейского происхождения: Иван, Мария, Александр, Татьяна и т. д.
До XVII века на Руси, кроме крестных имен, у людей были и другие, и именно последние использовались в быту и в официальных документах. Оказывается, что многие из этих имен-прозвищ были татарскими. Точнее, для уха современного человека они звучат как татарские в современном понимании этого термина. Однако в средние века эти татарские имена носили русские люди.
"Крестные имена в Москве очень часто заменялись не только другим христианским, но и татарскими, например, Булат, Мурат, Ахмат, так что и от таких подставных имен производились полуотчества, обращавшиеся потом в родовые прозвания людей, чисто русских по происхождению".
Добавим, что среди этих имен-прозвищ встречается много имен, звучащих чисто по-татарски Они перемешаны со славянскими именами Например, Мурза, Салтанко, Татаринко, Суторьма, Ейанча, Вандыш, Смога, Сугоняй, Салтырь, Сулейша, Сумгур, Сунбул, Сурьян, Ташлык, Темир, Тенбяк, Турсулок, Шабан, Кудияр, Мурад, Неврюй и т д
в то время "татарское имя" еще не означало, что его носитель - татарин
Как и все остальные этносы.
++++++
Взятие Казани войсками Ивана Грозного - 11 октября 1552 г.
А уже в 1599 году
++++
Интересное свидетельство кремля и города рубежа веков оставил в 1599 году направленный к царю Борису Годунову секретарь персидского посольства Орудж-бек (впоследствии принявший в Испании христианство и далее известный как Дон Хуан Персидский):
«Мы прибыли в очень большой город, принадлежащий русскому царю.
Он называется Казань и имеет более пятидесяти тысяч жителей-христиан.
В городе множество церквей и в них столько больших колоколов, что в канун праздника невозможно заснуть. … ».
+++++++++++++++++
Только в начале XVII века происходит окончательная замена деревянных оборонительных сооружений Казанского кремля на каменные.
++++++
Казанский кремль - памятник древнерусской архитектуры
Для этого царь позвал зодчих из Пскова - Ивана Ширяя и Постника Яковлева.
В стенах кремля были возведены два монастыря - Спасо-Преображенский и Троице-Сергиевский, а так же восемь православных храмов, из которых два были каменными - церковь Николы ратного и Благовещенский собор.
=============
Стал быть, за 47 годов вся Казань у нуля стала христианской?
Казань ВСЕГДА была ХРИСТИАНСКОЙ.
Даже само слово "слово" - татарское (Шипова "Тюркизмы на русском языке".
Мне, меня, мной и т.д. - тоже от татарского "мин" - я.
Это означает, что добрая треть нынешних русских это - обрусевшие татары.
Тюрками считаются народы говорящие на языках относящихся к тюркской ветви алтайских языков, а хохлы изъясняются на славянском языке.
С таким же успехом я могу утверждать, что поволжские татары на самом деле славяне или русские, отюркизованные набежавшими кочевниками.
От стана итак ни черта не зависит.
Его независимо нарисовали и так же перерисуют.
Вот и все .
Тюркских генов у поволжских татар практически нет ..
В.Рагозин — русский этнограф и историк. В 1881 году в Санкт-Петербурге он опубликовал исторический очерк «От Оки до Камы». В этом обстоятельном исследовании учёный зафиксировал быт, обычаи и нравы народов, проживающих по средней Волге. Описывая казанских татар, он восклицает: «И так, перед нами любопытный историко-этнографический факт: народ, называемый нами «татарами», совершенно не татары»
первый вопрос методологический:
если в двух языках слово звучит одинаково, то почему делается вывод, что мы заимствовали у татар, а не наоборот?
2. Готов детально поспорить, в качестве примера, например по слову "курень". Утверждаю, что это чисто славянское слово.
Они (татары) на самом деле сарматы, но из-за магометанства татарами именуются. ... 211
Татарская история. Татищев В.Н
"Русские летописи, особенно Никоновская, написанная в 1530-е годы митрополитом Даниилом Рязанцем, постоянно говорят о генетической связи "болгар" с нынешними казанцами: ". «БОЛГАРЫ , еже ныне глаголются КАЗАНЦЫ».
ПОВЕСТЬ О ЧЕСТНОМ ЖИТИИ БЛАГОВЕРНОГО И БЛАГОРОДНОГО И ХРИСТОЛЮБИВОГО ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВСЕЯ РУСИ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА, О ЕГО ЦАРСКОМ БЛАГОЧЕСТИИ И ДОБРОДЕТЕЛЬНЫХ ПРАВИЛАХ И О СВЯТОЙ ЕГО КОНЧИНЕ. ПИСАНО СМИРЕННЫМ НОВОМ, ПАТРИАРХОМ МОСКОВСКИМ И ВСЕЯ РУСИ
Теперь же к слову хочется помянуть и другие его царские достохвальные деяния, да не предано будет словесному забвению то, что достойно памяти. При жизни незабвенного отца его, благочестивого царя и великого князя всея Руси Ивана Васильевича, бывало так, что нечестивые булгары, живущие близ русских рубежей по реке, именуемой Волгою, с давних пор вторгались в пределы Русского государства и много зла творили православным христианам, нападая на них и захватывая людей и добычу. Год за годом шла эта война, подобно речной быстрине текла кровь православных. Многих нечестивцы перебили, других увели в полон, подвергая различным мучениям.
В 7061 (1553) году царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич, видя богомерзкое нечестивцев ожесточение, устремился на них с большими силами и город их стольный Казань взял, всеми землями казанскими завладел, несметное множество нечестивых булгар истребил, избежавших же плена всех под свою царскую десницу покорил. Спустя немногие годы после этого похода царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич божьею волею отошел к господу, и Российского царства скипетр, как и прежде сказано было, принял достохвальный сын его, благочестивый наш царь и великий князь всея Руси Федор Иванович. Нечестивые же булгары, гордыней бесовскою обуянные, опять посягают на православный народ и, вступив в русские пределы, по обыкновению своему уводят большой полон.
..........
торгшись в их область и захватив толпы пленников, воинство благочестивого царя с божьей помощью в сражениях одолело нечестивцев; множество их пало от мечей. Воочию узрев храбрость и неукротимую решимость христолюбивого воинства и собственную погибель, булгары вскоре изъявили благочестивому царю рабскую покорность. Царь же и великий князь всея Руси Федор Иванович повелел в их стране много своих крепостей построить, и с той поры и доныне благодаря царскому благоразумному управлению все земли булгарские в полной покорности и в рабском послушании под его царскою десницей пребывают.
----------------------------------------------------------------
Как видишь БУЛГАРЫ в 16 веке живы -здоровы и воюют с Иваном Грозным.
. , хотя впоследствии пришлось покориться так как силы были не равны .
Да все мы сарматы и русские, и татары, и башкиры, и марийцы, и удмурты, и венгры, и поляки, и чуваши... Мы все скифы, сарматы, азиаты с раскосыми глазами...
----------------------------------------------------------
Основные потомки сармат и скифов - лишь БОЛГАРЫ И БУРТАСЫ и их пототмки ---ТАТАРЫ .
У остальных максимум может быть небольшая их примесь , и то это спорно .
В середине XVI века венецианский посол Марко Фоскарино в свое "Донесении о Московии", описывая окружающие Московию народы, отмечал: "К востоку живут Скифы, которые называются ныне Татарами; о характере их, как и всех других народов, вы узнаете ниже".
И далее: "К востоку от р. Волки тянутся обширные пустыни и равнины, населенные Скифами, т.е. Татарами и Амаксобиами (Amaxobii)".
Французский капитан Жак Маржерет в 1607 году опубликовал книгу о Московии. Там он писал: "Словом "Скифы" еще и сегодня называют Татар "
В Киевском синопсисе, впервые опубликованном в 1674 году, говорится: "Савромации, или Сармации(Сарматия) страна есть вся в той же Европе, третией части Света, жребия Афетова, обаче сугуба есть: едина Скифска, и деже ныне сидять Скифы или Татаре.."
Чешский иезуит Иржи Давид в 1690 году отмечал: "Несомненно, что Скифы и Сарматы, часть которых впоследствии стала называться Татарами..
Русский ученый 18в. П.И.Рычков. «Все ученые люди согласуются в том,что татарский народ, во многие места рассеявшийся, есть сущее отродие СКИФОВ , и все древние, как греческие, так и римские писатели, Нынешних ТАТАР обыкновенно под именем Скифов, а иногда и Сарматов тут же включая, описывали». Далее .Рычков отмечает, что Скифы жили и в Европе, и в Азии, «что между Скифами, а паче между Сарматами, всегда и немало СЛАВЯН обитало"
Славян Рычков отделяет от Скифов и Сармат т.е. от Татар .
Тогда скифы, сарматы было не этническим обозначением, а собирательным обозначением всех азиатов. Оно восходит к античной традиций. А "татары" было собирательным обозначением тюрков, монгол, маньчжуров. Нужно хоть немного анализировать текст, а не тупо цитировать. Тем более представление о мире у людей постоянно менялись. И представление человека 18 века и человека 21 века об Ойкумене отличаются.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Анализировать не в состоянии именно --ты .
Ты пишешь
1) "Тогда скифы, сарматы было не этническим обозначением, а собирательным обозначением ВСЕХ АЗИАТОВ . Оно восходит к античной традиций"
-------------------------
Ты ошибаешься .
Все азиаты ---это и Китай , Арабский мир , Индусы , Вьетнамцы , Лаосцы , Малайцы , Индонизейцы , Корейцы и тд
ОНИ ВСЕ ТАТАРЫ ??))
Чушь ты пишешь
Оценка тебе за этот пункт--2!!!
2) далее ты пишешь :
. А "татары" было собирательным обозначением тюрков, монгол, маньчжуров
Монгол перстали называть татарами уже в 15 веке ,!!!
В 17, 18 веках , когда писали о скифах , казахов называли киргиз-кайсаками , не татарами , монгол уже в 16 веке перестали называть татарами , узбеков с 15 века называли как узбеками, так и сартами, но не татарами , киргиз назыв\вали кара-киргизами , а не татарами , башкир ни когда не называли татарами .
Татарами в 17 и 18 веках кроме поволжских , крымских , касимовских , сибирских , астраханских татар называли ногаев , балкарцев карачаевцев , кумыков , часть алтайцев и шорцев ..
Генетические исследования установили , что ВСЕ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ являются близкими ГЕНЕТИЧЕСКИ к скифам и сарматам.
ТВОЯ ОШИБКА в том что заявил , что авторы имели ввиду ТАТАРАМИ в ЭТО ВРЕМЯ ВСЕХ ТЮРКОВ (в 17,18 веках)
Это ошибка .
НЕ ВСЕХ ТЮРКОВ ОНИ В ЭТО ВРЕМЯ НАЗЫВАЛИ ТАТАРАМИ
И опять тебе двойка
ОЧЕРЕДНЫЕ НОВОСТИ ИЗ МИРА ДНК.:
Интересные результаты по аутосомным данным из геномов скифов в известной работе, вышедшей в этом году, большого коллектива ученых.
Информация была загружена в открытый доступ на сайт Gedmatch. Ниже приведены их ID:
Pazyryk 4th–3rd c. BCE: T265461
Pazyryk 4th–3rd c. BCE: M362842
AldyBel 7th–6th c. BCE: M837055
AldyBel 7th–6th c. BCE: M446756
Zevakino-Chilikta 9th–7th c. BCE: M456377
Zevakino-Chilikta 9th–7th c. BCE: T866391
Прогонка по калькуляторам скифских ДНК показали те же результаты, что в научной работе. А именно то, что из современных народов Западным Скифам наиболее близки Поволжские ТАТАРЫ , а Восточным Скифам - башкиры, кыргызы, алтайцы, памирцы и хакасы.
В прикрепленных рисунках:
- Сравнение аутосомных скифских данных с современными народами
- Y-ДНК пазырыкской культуры и их приближенцы среди анатолийских турок Турции
- Карта IBD по данным Пазырыкской ДНК (аутосомы)
Они (татары) на самом деле САРМАТЫ , но из-за магометанства ТАТАРАМИ именуются. ... 211
Татарская история. Татищев В.Н
-----------------------------------------------
Татищев , Карамзин и другие имели СЧИТАЛИ ОСНОВНЫМИ ПОТОМКАМИ САРМАТ И СКИФОВ именно мусульман-татар ,а не сибирских тюрков--язычников .
ФОРМИРОВАНИЕ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ НИЖЕГОРОДСКИХ ТАТАР-МИШАРЕЙ (IX – НАЧАЛО ХХ ВЕКА
Е.П. Казаков полагает, что Буртасы – потомки поздних САРМАТОВ ,
подвергшиеся тюркизации в домонгольский период, а Г.Е. Афанасьев считает
их АЛАНАМИ,
Анализ одного из достоверно известных буртасских слов «хелендж»(береза) может свидетельствовать
об иранском (сарматском) происхождении буртасов.
Хелендж (халандж, халанг) – буртасское слово,
известное из арабских источников; один из единичных реликтов ис
чезнувшего языка буртасов. Означало породу местных деревьев: «Земля ими обитаемая, ровна, а из деревьев чаще всего встречается в ней хелендж», – сообщается в труде
Ибн Русте. По словам Г.Е. Афанасьева, «одни исследователи переводят его как “береза”, другие – как “сосна”».
В зависимости от перевода этническую территорию буртасов размещают либо севернее (если «хелендж» означает
березу), либо южнее (если «хелендж» означает сосну). Вероятно,
только невниманием ученых к иранской версии происхождения буртасов можно объяснить тот факт, что это слово до сих пор не идентифицировано
Между тем, перевод его не составляет проблемы
мы: «халанг», или «халандж» на персидском означает «двухцветный; белый с черным».
Таким образом, совершенно однозначно буртасское «хелендж»
переводится как "береза"
Антропологически буртасы относились к понтийскому типу средиземноморской расы(как и аланы). Как отмечает Г.Н. Белорыбкин, «среди них фиксируется доисламский... вторичный обряд захоронения, что сближает буртасов с раннесредневековым населением Приаралья».
Если предположить ИРАНСКИЙ генезис БУРТАСОВ , можно понять многие, до
сих пор неясные, сюжеты в развитии и особенностях татар вообще,
и мишарей – в частности. Например, обратим внимание на вопросы антропологии . Среди всех татар ПРЕОБЛАДАЕТ ПОНТИЙСКИЙ (темный европеоидный) антропологически тип
, при этом у мишарей Наровчатского (Пензенская область) Чистопольского (Татарстан) районов этот показатель превышает 60%.
Напротив, уральский, или волго-камский расовый тип, наиболее свойственный финно-угорским народам Волго-Камья, представлен среди мишарей менее всего –
8% против цифры 20,5% в целом по татарам.
В связи с этим рассуждения о финноязычности предполагаемых предков
мишарей – народа мещера, оставившего данный этноним мишарям, – вызывают большие вопросы. В то же время ИРАНСКАЯ версия происхождения ПРЕДКОВ мишарей – БУРТАСОВ ,
напротив, получает преимущество .
Иранская топонимика в Волго-Окском междуречье – тема, до сих пор не
изученная специалистами комплексно. На сей счет есть только косвенные предположения отдельных ученых. Например, Н.Д. Русинов предполагает, что иранское происхождение может иметь часть гидронимов на юге и юго-востоке Нижегородчины. Реки Акша, Анда, Астра, Вадок, Ватрас, Пьяна, Сергас (отсюда происходит топоним Сергач), Сережа, Сура, Урга, Уронга и другие имеют аналогии в авестийском, древнеиранском, таджикском языках, санскрите,
Что же касается иранской топонимики в преломлении темы буртасов, то здесь можно сослаться на мнение доктора филологии, профессора, заведующего кафедрой общего языкознания
Московского государственного педагогического университета И.Г.
Добродомова, который принимает БУРТАССКИЙ ЯЗЫК в качестве родственника АЛАНСКОГО . Видный филолог причисляет к топонимам, оставленным ИРАНОязычными Буртасами, Кадом на северо-востоке Рязанской области.
И все же данная версия интересна тем, что находит подтверждение в таком источнике,как карта Фра-Мауро 1459 г. (отражает ситуацию XIV в.), где на реке Ока (fl. Hoca) показан город Алана
(Alana). Кадом многими историками и этнографами рассматривается как место «исхода» первых арзамасских и алатырских Служилых ТАТАР ; к данной версии мы еще неоднократно вернемся в ходе нашего повествования. Пока же важно заметить, что крупнейший специалист по буртасской археологии Г.Н. Белорыбкин увязывает возникновение Кадома именно с движением буртасов на северо-запад от их изначального поселения.
................................................................................................................................................В свете известных археологических данных можно предположить
следующую картину раннего этногенеза мишарей. В VIII в. в Среднем Поволжье появились буртасы – по А.Х. Халикову и Г.Н. Белорыбкину, из Приаралья.
Анализ дошедшего до нас буртасского слова «хелендж», как и имена
легендарных правителей этого народа (Нарчатка, Азарап), говорят скорее в пользу их ИРАНСКОГО происхождения. Однако тюркизация их началась довольно рано, поскольку уже с VII в. в регионе проживали тюркские кочевнические племена. Буртасы оказались в составе Хазарского каганата, впоследствии испытали сильное влияние со стороны
Волжской Булгарии, а в XIIв . – выходцев из Алтая, фиксируемых на Золотаревском поселении. Следует иметьв виду и финно-угорский) компонент , вступавшие в тесное взаимодействие с буртасами
Итак, данные археологии, этнографии, лингвистики, топонимики позволяют
ученым утверждать, что в первопластах, составивших основу будущих татар-мишарей, присутствовали БУРТАССКИЕ , булгарские и частично
финно-угорский этносубстраты. При этом БУРТАСЫ важны для понимания этногенеза современной Татарской Нации в НЕ меньшей степени, нежели БУЛГАРЫ , а для понимания происхождения Татар-мишарей – в гораздо
БОЛЬШЕЙ степени. Если происхождение Казанских татар достаточно прозрачно увязывается именно с Булгарами, то в этногенезе МИШАРЕЙ
решающую роль играли именно БУРТАСЫ
Хайретдинов ещё пишет про мадьярский компонент в составе мишарей. И буртасы в основном вошли в состав мордвы, немного их оказалось в составе чувашей и мишарей. А генетически чуваши, мишари, казанские татары, русские, марийцы, удмурты имеют общее происхождение.
Из этих сообщений русских летописей следует, что в середине XV в. Черкасское Казачество было еще полностью ТАТАРСКИМ . Такое положение сохранялось еще и в конце XVI в.: «В более древнее время литовско-русские КОЗАКИ очень часто смешивались в своих предприятиях С ТАТАРСКИМИ . Поэтому нет ничего удивительного, что ТАТАРЫ оставались в составе КОЗАЦКИХ куп навсегда и что, например, среди КОЗАКОВ , служивших у киевского воеводы (1492-1505) князя Дмитрия Ивановича Путятича, является несомненный татарин Душбекенич. В эпоху Батория в Черкасах проживало так много ТАТАРСКИХ КОЗАКОВ, , что посланный Баторием для изучения и описания южно-русских областей львовский кастелян Ян Сеннинский прямо говорит о жителях г. Черкас, что “религия их большею частью Магометанская” (religio apud eos magna ex parte Machometana)» (А.В. Стороженко. Стефан Баторий и Днепровские Казаки).
А кто сомневается, что буртасы потомки бродников, т.е. алан (ясов)?
Хайретдинов ещё пишет про мадьярский компонент в составе мишарей. И буртасы в основном вошли в состав мордвы, немного их оказалось в составе чувашей и мишарей. А генетически чуваши, мишари, казанские татары, русские, марийцы, удмурты имеют общее происхождение.
---------------------------------------------------------------------------
Ты ни чего не понял
Буртасы - понтийцы,как и аланы ..
Понтийский тип это аланское наследие
У мишар понтийский тип более 60 %
У Мокши -- всего 6%
у Эрзи - 0
У южных чуваш --3 %
У Вирьял чуваш---0
Антротип -это отраженение в физическом облике народа ЕГО ГЕНОТИПА .
У мишар понтийский тип 20 раз больше чем у анатри и 10 раз больше чем у мокши
У северных чуваш и эрзи вообще нет понтийского типа
Таким образом основные наследникпи буртас - ТАТАРЫ МИШАРИ
О происхождении мишарей.
Геннадий Федорович Синицын родом из Пичаур, что в Чамзинском районе Мордовии. . Село это вобрало в себя мордву, русских, а в незапамятные времена, как утверждает Геннадий Федорович, и буртасов. Сам себя он считает потомком этого тюркского племени. Пытаясь вскрыть свои родовые истоки, читал труды Сафаргалиева, Орлова – ученых, исследовавших историю тюркских народов, и сам начал исследовательскую работу, которая гармонировала с его хобби историка. Кандидат технических наук, он увлеченно стал заниматься исследовательской работой. Некоторые его труды мы публиковали. Сегодня предлагаем вниманию читателей еще один на эту тему, написанный в соавторстве с сыном-историком, ДОКТОРОМ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК , Михаилом Геннадьевичем .
Территория, на которой родилась НОВАЯ НАЦИЯ (МИШАРИ ) , - это современная Мордовия, а также ПРИЛЕГАЮЩИЕ районы соседних областей , что полностью согласуется с теорией одного из наиболее авторитетных историков степных кочевых народов Л.Н. Гумилева. Он убедительно доказал, что месторазвитиями этносов могут быть только сочетания двух и более ландшафтов. Например, леса и степи, как это имеет место в рассматриваемом случае.
Время окончания формирования МИШАРЕЙ , как этноса, по мнению одних – конец 14 в., по мнению других – конец 16 века.
Не претендуя на истину в последней инстанции, мы хотели бы поделиться с читателями газеты своими соображениями на этот счет. Во-первых, скорее всего предки мишарей - тюркоязычные народы. Во-вторых, они должны были постоянно проживать на территории образования нового этноса. И половцы, и булгары, и буртасы относились к тюркской группе. Из них ЛИШЬ БУРТАСЫ ПОСТОЯННО жили в наших краях.
ПОЛОВЦЫ – типичные КОЧЕВНИКИ , жители СТЕПЕЙ . Основное их занятие – КОЧЕВОЕ скотоводство. В Золотой Орде с ее бескрайними степными просторами они составляли большинство населения. В НАШИХ КРАЯХ ОТСУТСТВУЮТ УСЛОВИЯ для занятия КОЧЕВЫМ скотоводством, поэтому ПРИЛИВ степных кочевников в зону лесостепей(Мещеру) МАЛОВЕРОЯТЕН . Уже упоминавшийся Л.Н. Гумилев считает, что кочевники куда менее склонны к переселениям, чем земледельцы. Они не стремятся сменить родину на чужбину без достаточных оснований. Другими словами, нужны какие-то особые причины для переселения. Такие особые обстоятельства сложились в Орде в 14 в.
Использованные нами архивные материалы позволяют также сделать некоторые замечания по вопросу о том, КАК ПРОИСХОДИЛА
трансформация (ПРЕВРАЩЕНИЕ) БУРТАС в ТАТАР--МИШАРЕЙ . В документе 1624 г. пичеурские БУРТАСЫ именуются ДВОЙНЫМ названием: «ТАТАРОВЕ – БУРТАСЫ». Это означает, что БУРТАСЫ в этот период еще
НЕ потеряли своей идентичности. Чиновник – писец, проводивший перепись, также НЕ называет их(буртас) просто татарами (он называет их ТАТАРОВЕ-БУРТАСАМИ ). Это может означать, что этногенез МИШАРЕЙ к этому времени ещё НЕ был завершён.
Следующие архивные документы, использованные нами и касающиеся Пичеур, относятся к первой половине 18 в. и представляют собой ведомости по сбору различных податей и налогов. В них БУРТАСЫ (или их потомки) значатся просто как ясашные крестьяне .
Вообще говоря, ПОЯВЛЕНИЕ этнонима «ТАТАРЫ » по мнению советского историка В. Л. Егорова является исторической ОШИБКОЙ , ЗАБЛУЖДЕНИЕМ . Этот термин стал использоваться русскими и западноевропейскими летописцами вслед за китайцами по отношению к войскам Чингисхана и населению Золотой Орды. Позднее в России татарами называли даже нетюркоязычных горцев Северного Кавказа. Вспомним, хотя бы, «Кавказского пленника» Л.Н. Толстого.
Однако никаких "ТАТАР" в войсках Чингисхана и тем более в Орде НЕ БЫЛО. ТАТАРСКИЙ народ, включая младенцев ростом выше тележной оси, БЫЛ ИСТРЕБЛЕН , так как был виновен в смерти отца Чингисхана.
Учитывая сказанное, можно предположить, что название «ТАТАРЫ » было НАВЯЗАНО буртасам, половцам , булгарам и некоторым другим народам и постепенно УКОРЕНИЛОСЬ в ИХ СОЗНАНИИ
Приведенные данные показывают, что в составе татарской аристократии Пензенской губернии в основном представители гаплогруппы j2b2 – 38%. Происхождение гаплогруппы из южных Балкан(!). К этой гаплогруппе относятся такие фамилии, как Акчурины, Дашкины, Долотказины, Енгалычевы, Еникеевы, Кашаевы, Килькеевы, Кудашевы, Кудяковы, Мамины, Муратовы, Ненюковы, Суховы, Утешевы. Почти все из них считаются потомками Бехана, так называемыми беханидами).
Считаем, однако, необходимым заметить, что нередко аристократия некоторых народов с точки зрения происхождения имела мало общего с основным населением. В той же Орде, по крайней мере в начальный период её существования, знать была представлена МОНГОЛАМИ . В Московском государстве высшая аристократия – потомки НОРМАННОВ (Рюрика и других), литовского князя Гедимина. По данным В.О. Ключевского около четверти российского дворянства имела ордынские, в том числе мишарские корни. В Прибалтике знать состояла в основном ИЗ НЕМЦЕВ . После завоевания её Петром все эти остзейские бароны влились в состав российского дворянства. Поэтому ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ целесообразно продолжить, привлекая при этом для анализа РЯДОВЫХ МИШАРЕЙ из различных частей Мордовии и соседних регионов.
Синицын Г.Ф., Синицын М.Г.
г. Саранск
-------------------------------------------------------------------------
Во всех документах буртасы ПАРАЛЛЕЛЬНО называются ТАТАРАМИ :
Татарове - буртасы , посопные татары-буртасы , буртасские татаровя .Значительная часть буртас была поверстана в сословие служилых татари с этого момента их перестали называть БУРТАСАМИ . Я знаю много мишарских сел , где их предкит в 17 и 18 веках были СЛУЖИЛЫМИ ТАТАРАМИ.. Но у населения этих сел ПОНТИЙСКИЙ ТИП ДОМИНИРУЕТ ..
Понтийский тип - это алано-буртасский субстрат
Из этого становится ясно , что предки этих служилых татар=аланы-буртасы
Мордва, мокша эрзю
в документах 16,17 веков ВСЕГДА ОТДЕЛЯЛИ ОТ "БУРТАС" ...А вот термин "ТАТАР" всегда был привязан к термину " БУРТАС"
Хаджи Халиф сообщает о том, что ЧАСТЬ БУРТАСОВ кочует вместе с гузами в южнорусских степях4. Ибн Сайд располагает БУРТАСОВ на Северном Кавказе к востоку от царства Серир и к северо-западу от низовьев Волги: «В той же местности на горе Кармания(Кавказ) находились крепости Дендера, откуда совершались нападения БУРТАСОВ НА ГУЗОВ и на другие тюркские племена» . В 1380 г. они (буртасов) названы в составе войск хана Мамая126 вместе с черкасами, фрязами и армянами.. БУРТАСЫ упоминаются в Поволжье вместе с мордвой и черемисами как зависимые от киевских князей народы начала XII в. В русских актовых документах XVI—XVII вв. буртасы фигурируют как пришлое население
XII в. русские летописцы ПЕРЕСТАЛИ использовать этноним “ЯСЫ”(аланы или асы) по отношению к ИРАНОязычным обитателям Половецкой степи.
В связи с этим особый интерес представляет этнический термин “БУРТАС”, распространение которого исследователи СВЯЗЫВАЮТ с восточноевропейскими АЛАНАМИ. В последнее время в их среде утвердилось мнение, согласно которому БУРТАСЫ (АЛАНЫ ) обитали на СРЕДНЕЙ ВОЛГЕ и где-то в районе лесостепного ПОДОНЬЯ [Lewicki, 1961, s. 1—14; Pritsak, 1978, p. 264; Добродомов, 1980а, с. 40; Афанасьев, 19846, с. 28—41; Бушаков, 1995, с. 38—40]
Хаджи Халиф сообщает о том, что ЧАСТЬ БУРТАСОВ кочует вместе с гузами в южнорусских степях4.
Ибн Сайд располагает БУРТАСОВ на Северном КАВКАЗЕ к востоку от царства СЕРИР(Дагестан) и к северо-западу от низовьев Волги: «В той же местности на горе Кармания(Кавказ) находились крепости Дендера, откуда совершались нападения БУРТАСОВ НА ГУЗОВ и на другие тюркские племена»
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Один участник в этой теме выше написал , что якобы буртасы - .осколок мордвы.
Но в средневековых источниках написано , что буртасы до прихода в Подонье и Среднюю Волгу , жили на Кавказе . А мордва финно-угорский ЛЕСНОЙ народ, они не кочевали , как буртасы и их предки южнее Пензы -НЕ ЖИЛИ . Это подтверждается археологическими и антропологическими исследованиями .
Бубенок О. Б. Ясы и бродники в степях Восточной Европы
Арабские географы Ибн Саид и Абульфида, жившие в XIII—XTV вв., помещают БУРТАСОВ на Волге и сообщают, что г. ДЕРБЕНТ (Дагестан ) был укрепленным пунктом ЦАРЯ БУРТАСОВ [Коновалова, 1989, с. 43—46; Сафиргалиев, 1951, с. 93]. Русская летопись, рассказывая о Мамаевом побоище, также упоминает среди кавказских народов БУРТАСОВ [Воскр. л., 1859, с. 34]. Упоминания о буртасах как о реально существующем народе относятся к XVIII в. и содержатся в трудах Н. М. Карамзина и Тунманна. По их сведениям, еще тогда буртаны отличались от своих соседей — черкасов и ногайцев. Они вели оседлый образ жизни и обитали в районе между Кубанью и Актаром, т. е. в районе Северо-Западного Кавказа [Карамзин, 1988, кн. 2, т. V, прим. 61; Тунманн, 1991, с. 70].
В конечном итоге мы можем предположить, что первоначальную ОСНОВУ БУРТАССКОГО племенного союза в середине VIII в. составили АЛАНЫ-АСЫ , которые расселились на подвластных хазарскому правителю землях между Волгой и Кавказом. В состав нового ПЛЕМЕННОГО СОЮЗА союза могли войти и ДРУГИЕ АЛАНСКИЕ племена. Часть АЛАНОВ-БУРТАСОВ могла переселиться или была переселена в лесостепное Подонье, где термин "БУРТАС " мог получить распространение. ДРУГАЯ часть БУРТАСОВ должна была ОСТАТЬСЯ в ПРИКАВКАЗСКИХ степях, по соседству с хазарами. После падения Хазарского каганата часть степных БУРТАСОВ могла переселиться обратно на КАВКАЗ и быть ассимилирована МЕСТНЫМИ народами. В связи с этим особый интерес представляет аварское название ЧЕЧЕНЦЕВ BURT, burtic, а чеченского языка — BURTijazuemAZ [Попов, 1948, с. 209]
АС - это общеАЛАНский этноним .
Не ошибка это ты не понимаешь. Тогда даже финно-угров называли сарматами. А термин "татары" для русских было обозначением всех тюрков вообще. Европейцы же татарами называли практически всех азиатов в том числе и казахов. Они и Китай называли Восточной Татарией.
Ответить
--------------------------------------------------------------------
Так приведи средневековый источник ,где сарматами называли ФИННО-УГРОВ ))
Нет такого документа . Опять тебе двойка .
Арабы откуда ? Из Азии . Почему тогда их не называли татарами ?
Турки из Малой Азии . Почему их не называли татарами?
Индусы где живут ? В Азии.Почему их не называли ТАТАРАМИ ?
Лаосцы где живут ? в Азии . Почему их не называли ТАТАРАМИ ?
Вьетнамцы где живут ? в Азии . Почему их не называли татарами ?
Народы Пакистана где живут? в Азии .Почему их не называли татарами ?
Одним словом опять ДВОЙКА ))
Если бы у меня бы учился , ты бы сидел в двоечниках .
Еще раз повторяю
В 17 и 18 веках казахов , узбеков , киргизов , туркмен , уйгуров , монгол --ПЕРЕСТАЛИ НАЗЫВАТЬ ТАТАРАМИ ..
Татарами в это время называли ПРЕЛКЛВ казанских , сибирских астраханских крымских касимовских татар , а также балкарцев , карачаевцев , кумыков алтайцев хакасов ,
Что самое интересное, что ВСЕ ЭТИ ВЫШЕПЕРЧИСЛЕННЫЕ ТЮРКОЯЗЫЧНЫЕ народы , согласно результатам генетических исследований , оказались БЛИЗКИМИ К СКИФАМ И САРМАТАМ ....
Хотя самыми близкими среди них к скифам и сарматам оказались поволжские татары
НЕ ОШИБАЛИСЬ СРЕДНЕКОВЫЕ УЧЕНЫЕ называя татар - скифами и сарматами
Они (татары) на самом деле САРМАТЫ , но из-за Магометанства Татарами именуются. ... 211
Татарская история. Татищев В.Н. 18 век
Земля их просторна и обилует лесистыми местами.
Болгарская земля смежна с землею буртасов. От земли буртасов до земли этих болгар три дня пути.
Нет у них [буртас] верховного главы, который бы управлял ими и власть которого признавалась бы законною; есть у них в, каждом селении только по одному или по два старшины, к которым обращаются они За судом в своих распрях. Настоящим образом подчиняются они царю хазар."
Абу Али Ахмед ибн-Омар Ибн-Русте - арабский географ начала X в.
"Буртасы,— народы этой страны, соседи хазар. Они имеют деревянные дома и войлочные юрты, их города в числе двух Бартас и Саван"
Аль-Идриси 12 в.
На раскопках Золотаревского городища в Пензенской области местный археолог, кандидат исторических наук Владимир Винничек обнаружил фрагмент средневековой корчаги (горшка), на днище которой отпечаталось клеймо, вырезанное на гончарном круге. Ничего чрезвычайного в этом факте не было, так как подобные клейма довольно часто встречаются на керамике Волжской Булгарии XI-XIII веков, и поначалу находка не вызвала особого интереса. Однако обычно на горшках ставился один знак, а на корчаге, которую изучал Винничек, их было несколько. Заинтересовавшись таинственными надписями, он занялся изучением тюркских рун. В конечном итоге обнаружил, что сочетание таких же знаков встречается на известном в археологическом мире золотом перстне хана Кубрата, который возглавлял Великую Болгарию в VII веке н. э. И пензенский ученый пришел к выводу, что знаки на корчаге, за исключением буквы "к", идентичны тем, что были на ханском перстне. То есть в надписи на днище древнего горшка присутствуют буквы "б", "р", "т", которые есть и в имени народа буртасы. А приняв во внимание то, что в тюркских рунах гласные не использовались, ученый предполагает, что на дне горшка было написано слово "Буртас" или "Буртасия".
Буртасы-племенное объединение, располагавшееся по правому берегу средней Волги. Предполагают тюркоязычность буртас и их родство с волжскими булгарами. Археолог Г. Е. Афанасьев, отождествляет буртас с аланами, приводя иранскую этимологию буртас от furt as или асы, живущие у большой реки (Г. Е. Афанасьев, О. И. Прицак). Е. С. Галкина приводит факты трупосожжения у буртасов и отождествляет их с аналогичными ритуалами у сармато-алан. Считаются предками мишарей.
Таким образом, необходимо констатировать, что в IX-X вв. владения буртасов могли находиться не только на Средней Волге, Мещере и в лесостепном Подонье, но и в степях Волго-Донья и Предкавказья (рис. 37). Это СООТНОСИТСЯ с информацией древнерусских и европейских источников о расселении АЛАНОВ-ЯСОВ в южнорусских степях в более позднее время. В данном случае можно говорить о двух группировках восточноевропейских БУРТАСОВ : северной — лесостепной и южной — степной. Характерно, что данное предположение находит подтверждение у анонимного автора “Худуд аль-Алам”. О “барадАСах” (буртасах) он сообщает: “У них ДВА ЦАРЯ , которые друг с другом не имеют сношений” [Туманский, 1914, с. 96]. Тем более, что Ибн Xay-каль отмечал, что “буртас — не народ, а народы “[Заходер, 1962, т. I, с. 232]
ДРЕВНЕЙШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Буртасы, как ираноязычная кочевая племенная группа, существовала в степях между Хазарией и Волжской Булгарией в 9-10 веках. После вторжения половцев потеряла самостоятельность, и часть откочевала на Северный Кавказ. Нашествие монголов вытеснило половецкие племена.
Известно, что на Правобережье Волги БУРТАСЫ были первым народом, избравшим не позднее 9 века своей религией ИСЛАМ. Они являются ОСНОВНЫМИ ПРЕДКАМИ современных МИШАР, значительная часть которых и поныне проживает в границах СТРАНЫ древних БУРТАСОВ , называвшейся хазарами “АСИЯ (АЛАНИЯ)”: в верховьях рек Свинга, Сура, Мокша, в междуречьях Суры и Волги.
Ученые Н. Голб и О. Прицак писали: “Асия” буртассов располагалась несколько севернее “Азии” скифов античной эпохи, но в СРЕДНИЕ века никакой другой “Асии(Алании)”, кроме БУРТАССКОЙ , Европа НЕ знала”.
На территории Среднего Поволжья, включая Пензенский край, БУРТАСЫ жили в 8-14 веках среди лугов, низин и березовых рощ. Принадлежа к скотоводческой культуре, они были прекрасными ВОИНАМИ и РЕМЕСЛЕННИКАМИ, как и ВСЕ АЛАНЫ . В случае вторжения неприятеля могли выставить до 10 тысяч всадников. Кроме изготовления оружия, земледелия и скотоводства, ценились как охотники. Арабские путешественники не раз отмечали: “ Широко известные в арабских странах “буртаские шубы” из рыжей лисицы происходят именно из страны Буртас на реке Идел”.
Первое упоминание о них встречается у арабского энциклопедиста 8 века Аль- Калби. Наиболее полное в трудах персидского автора 10 века Ибн Русте. Последнее упоминание о буртасах датируется 17 веком.
“Среди археологических памятников, собранных на этом городище и хранящихся в нашем музее, есть некоторые вещи, которые можно отнести к более древнему времени, но я смею говорить не о них, а о тех 4 камнях, которые привезены из Наровчата в наш музей, – пишет он. – До сего времени эти камни остаются необследованными специалистами, чего они были достойны. Если эти камни с их узорами есть продукт персидского искусства и относятся к XIV веку, тогда они могут послужить лишь к вящему утверждению наших выводов, что здесь, на Наровчатском городище существовал не какой-либо поселок – яйлак или кишлак, а значительный город с большими мечетями, именно г. Мохши. Но по некоторым признакам – характеру арабесок, устройству капельника и способу чеканки, нам кажется, что это продукт не персидского, а арабского искусства, и древность их надо отодвигать на 2, на 3 столетия назад. И если подтвердится наш некомпетентный взгляд на эти камни, тогда интерес к Наровчатскому городищу должен возрасти еще больше, ибо появление таких камней в дебрях Пензенской губернии можно будет объяснить тогда только тем, что сюда когда-то заходили арабские мастера, здесь в IX-X столетиях могла существовать арабская мечеть, а, следовательно, здесь должен был находиться какой-то город. А таким городом не мог быть никакой другой, как город БУРТАС, о котором говорят некоторые арабские писатели, определявшие даже в нем число жителей (до 10 тысяч) и упоминавшие о 2 МУСУЛЬМАНСКИХ МЕЧЕТЯХ в этом городе.»(А.Кротков. В поисках Мохши // Труды общества истории, археологии и этнографии, вып.34, ч.1. – Саратов, 1923, стр.31.)
Абу Обейд Абдаллах ал - Бекри "Книга путей и стран" (XIв)
"Что же касается до земли ФрадАС-ов, то она лежит между Хазарами и Блкан. Между нею и землёю Хазар - 15 дней пути. Они(Буртасы) воюют с Блкар-ами(Булгарами) и Печенегами и вера их сходна с верой Гузов. Они имеют обширную страну и много торговых мест; земля их имеет в длину 1,5 месяца пути и в ширину столько же. Число их доходит приблизительно до 10 000 всадников.
Большая часть их деревьев - халендж и главное их богадство мед и куньи мех. И имеют они большие стада рогатого скота и овец и обширные пашни. Одно из их племен сжигают своих убитых, а другое хоронит их. И когда у них девушка достигает совершеннолетия, то у отца ее нет больше власти над ней; она выбирает мужем кого захочет.
Земля Блкаров(булгар) граничат со странами ФрдАСов.И между странами Блкар -ов и Фрдас -ов - три дня пути. И их (Болгар) жилища находятся на берегу реки Итиля; и они (Болгары) - между ФрдАСами и Славянами" (11, с. 61-63).
----------------------------------------------------
Буртасы с 10 века МУСУЛЬМАНЕ
Предки мордвы и чуваш до принятия Православия в 16,17,18 веках -исповедовали финно-угорское язычество.
Буртасы имели города и серийное ремесленное производство .
"Упорядочение стран" (1330-1331 гг.)
"БуртАСЫ занимают широкую территорию на Волге, которая течет на юго- восток. На НА ВОСТОК от БУРТАСОВ находится огромное озеро, образуемое Каспийское морем... ДЕРБЕНТ есть укрепленный пункт СТРАНЫ БУРТАСОВ, находящейся на седьмом климате, как сообщает ибн - Саид, - эта крепость расположена на горе Кирмонов, там ВОЖДЬ БУРТАСОВ хранит свои богатства" (з, с.93)
Из этого можно сделать следующий вывод :буртасы или их часть жили на Северном Кавказе и назывались там , кроме имени "буртасы ", также Ясами или Асами
) Посол французского короля Людовика девятого ко двору Великого Хана Мёнгке (Möngke), Гийом де Рубрук:
" Эта страна за Танаидом очень красива и имеет реки и леса. К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно МОКСЕЛЬ(мордва-мокша ), не имеющие никакого закона, чистые ЯЗЫЧНИКИ . Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно татары(монголы) вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому моксель очень одобряют германцев, надеясь, что при их посредстве они еще ОСВОБОДЯТСЯ от рабства татар. Если к ним прибудет купец, то тому, у кого он впервые пристанет, надлежит заботиться о нем все время, пока тот пожелает пробыть в их среде. Если кто спит с женой другого, тот не печалится об этом, если не увидит собственными глазами; отсюда они не ревнивы. В изобилии имеются у них свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы. Сзади них живут другие, именуемые мердАС, которых латины называют мердинас, и они -- САРАРАЦИНЫ (МУСУЛЬМАНЕ ). За ними находится Этилия(Волга ). Эта река превосходит своею величиною все, какие я видел; она течет с севера, направляясь из Великой Булгарии к югу, и впадает в некое озеро, имеющее в окружности пространство [пути] в четыре месяца;" (Гийом де Рубрук, "Путешествие в восточные страны в лето благодати 1253", гл. 16, пер. А. И. Малеина).
Здесь "Мердасы " у Рубрука - Буртасы и они к приходу Монгол были Мусульманами
Сами монголы в этот период(середина 13 века) - были еще язычниками-тенгрианцами
Итак, для локализации буртасов первого периода их существования второй половины VIII – начале X в. есть следующие ориентиры: их археологические памятники должны находится западнее Волги в южной части лесостепной зоны, точнее, в бассейне Дона.
Археологические культуры этого периода в лесостепной зоне Восточной Европы выявлены достаточно хорошо. западу, в бассейне Цны и Мокши, в междуречье Суры и Оки, расположены памятники мордвы, или, как их называет царьИосиф, арису. Лесостепная зона Днепровского левобережья вплоть до Северского Донца занята роменской культурой северян. В бассейне верхнего Дона сосредоточены памятники боршевской культуры вятичей.
По южной окраине лесостепной зоны в бассейне Дона и островкам лесостепи в речных долинах левых его притоков, между памятниками роменской культуры и мордвы жили в середине VIII – начале X в. АЛАНЫ , которых относят к салтово-маяцкой культуре. Это ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕСТВУЕТ ориентирам, которые мы выделили для локализации БУРТАСОВ . По характеру находок и поселений АЛАНСКИЕ памятники, расположенные в этом месте, НЕЛЬЗЯ СПУТАТЬ ни с какими другими.
Ныне, благодаря исследованиям М.И. Артамонова, Н.Я. Мерперта, И.И. Ляпушкина и С.А. Плетневой, выясняется, что салтово-маяцкая культура неоднородна и состоит из нескольких местных вариантов, в той или иной степени связанных с определенными этносами и характеризующих в целом культуру населения хазарского каганата. Сейчас уже не подлежит сомнению, что В ОСНОВЕ основе формирования ее (салтово-маяцкой культуры) лесостепного варианта лежит АЛАНСКАЯ культура Северного Кавказа.
В 1508 г. казанский хан Абдуллатиф обещает князю Василию «не пускать воевать своих казаков».