Новости раздела

Госдума закрепит провал «революции такси» в Татарстане

Новый закон зафиксирует статус служб заказа такси, но больно ударит по интернет-агрегаторам типа Uber и «Яндекс-такси»

Поправки к новому законопроекту фактически легализуют работу служб заказа такси, но при этом запрещают работать таксистам без лицензий. Татарстанские эксперты законопроект поддерживают, но уверены, что он не добавит порядка на рынке такси: нужен контролирующий орган.

«Закон об обязательном лицензировании есть, а отдела, который бы это контролировал — нет»

С нового года может вступить в силу новый закон о такси. Как стало известно газете «Ведомости», сейчас готовятся поправки к законопроекту № 472515-6 «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Сам проект был внесен на рассмотрение в Госдуму РФ еще весной 2014 года и в сентябре принят в первом чтении. При этом было решено подготовить поправки. Однако практически год никаких подвижек больше не было. Один из авторов законопроекта депутат Вячеслав Лысаков сообщил «Ведомостям», что в декабре может пройти второе чтение уже с поправками.

Поправки, о которых говорит депутат, могут повлечь за собой кардинальные изменения на рынке такси. С одной стороны, законопроект запретит сервисам такси работать с водителями без лицензии. В первую очередь эта поправка, по словам депутата, направлена на регулирование деятельности интернет-агрегаторов такси, к которым относится, например, скандально известное во всем мире такси Uber, недавно открывшее свое представительство в Казани. И именно на отсутствие лицензий у Uber во всем мире жалуются таксисты.

Другие такси уверены, что поправка поставит крест на работе агрегаторов. «Агрегаторам такси типа Uber также, как и другим участникам рынка, придется либо подчиниться требованиям законодательства, либо уйти с рынка», — уверен Павел Стенников, начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим». Однако в Uber прокомментировать ситуацию «Реальному времени» отказались.

В то же время, например, Алексей Быстров, директор такси «Казань», уверен, что эта поправка ситуацию в корне не поменяет.

— Без лицензии сейчас в Казани работает около 80% водителей, — говорит он. — Закон об обязательном лицензировании есть, а отдела, который бы это контролировал — нет. ГАИ не имеют полномочий штрафовать за отсутствие лицензии. По-хорошему, нужно ввести отдел от министерства транспорта, или от таксопарка, или диспетчерской, чтобы это контролировали. Я считаю, что для безопасности пассажиров нужно также ввести в оборот карточку водителя, где будет прописано ИНН, ИП. При этом не следует регистрировать водителя на организацию, так как будут появляться всякие ООО, которые как сейчас выдают лицензии, и машины просто числятся у них в штате. На данный момент это распространено — платишь 300 рублей в месяц, и у тебя лицензия.

«Законодательно будет закреплен юридический статус службы заказа такси»

Тем не менее эксперты видят и положительный момент в проекте закона. Службы такси, работающие в Казани, говорят о том, что закон, несмотря на ограничение, официально закрепит их деятельность.

— В целом мы положительно оцениваем предлагаемые поправки к закону и, откровенно говоря, давно их ждем, — говорит Стенников. — Самое главное, чего мы ждем от этого закона — это то, что, наконец-то, законодательно будет закреплен юридический статус службы заказа такси. Это значительно облегчит нам работу и определит, кто за что отвечает. В настоящее время понятие службы заказа законодательно не закреплено, и поэтому, собственно говоря, нам ошибочно выдвигаются те требования, которые должны выдвигаться исключительно перевозчикам. Кроме того, сейчас у служб заказа законодательно нет полномочий проверять у водителей наличие разрешения, а поправки к закону дадут нам эти полномочия, и мы сможем контролировать наличие лицензий.

Конец «цветовой дифференциации штанов» в татарстанских такси

Второе существенное нововведение запрещает регионам устанавливать ограничение цвета автомобилей. Прежний закон (ФЗ №69, более известный как «Закон о такси»), вступивший в силу 1 сентября 2011 года, допускал установление единого цвета по решению региональных властей.

В Татарстане законом от 11 октября 2011 года были официально установлены 2 обязательных цвета: желтый для эконом-такси, белый — для бизнес-такси (как тут не вспомнить знаменитое разделение общества по «цветовой дифференциации штанов из фильма «Кин-Дза-Дза»). Это требование стало действовать с 1 января 2013 года. Тогда многие такси были вынуждены фактически приостановить свою деятельность.

— Требования перекрасить авто в единый цвет — это дополнительная финансовая нагрузка на предпринимателей, учитывая, что большинство перевозчиков на рынке работает на личных автомобилях, — считает Павел Стенников. — Использование одного цвета для такси в регионах в настоящее время приводит к тому, что предприниматели, не имеющие финансовых возможностей либо желания перекрашивать свой автомобиль, просто уходят с рынка. Сейчас рынок теряет перевозчиков, причем перевозчиков легальных. Отмена этого требования приведет к тому, что переводчики начнут возвращаться.

Юридически зафиксированный провал «революции такси»

Для Татарстана фактически речь идет о признании провала «революции такси», которую готовили законом 2011 года. Идея с полной легализацией рынка такси, на котором должны были остаться только перевозчики с собственными таксопарками, практически провалилась. Службы заказа такси не прекратили свою деятельность, а просто заявили, что не являются перевозчиками, а значит, не попадают под деятельность закона.

В итоге к 2014 году официальные такси, которые вложили огромные средства в создание собственных таксопарков, стали проигрывать им и одно за одним стали сворачивать свою работу. Прекратили деятельность «Такси «Белый барс», «Такси 24», «Таксопарк №1». Не закрепилась и идея с цветом автомобилей. Многие таксисты-частники, работавшие на службы заказа такси, просто проигнорировали требование татарстанского закона.

— Введение определенного цвета такси в республике сильно на рынке не сказалось, потому что опять же нет карательного органа, который бы это регулировал, — вспоминает Алексей Быстров. — Нам давали 5 лет на то, чтобы мы поменяли цвет. После вступления в силу закона в 2013 году у нас было 60 желтых и 20 белых машин, но им было экономически не выгодно выходить на рынок. А сейчас, несмотря на то, что у нас была Универсиада, мы пока продолжаем жить в беззаконии. Соответственно, и услуги такси остаются на уровне «бомбил».

Новый федеральный закон, закрепляя статус службы заказа такси, лишь юридически подтвердит сложившуюся ситуацию на рынке.

Дмитрий Семягин, Мария Горожанинова

Новости партнеров