Новости раздела

Светлана Стивенсон: «Путь развития ОПГ в Татарстане заметно отличался от того, что было в других городах»

Британский социолог о подростках-АУЕ, «казанском феномене» и истоках «силового предпринимательства» в России

Что послужило причиной появления ОПГ в нашей стране? Эффективно ли власти боролись с группировщиками? Чем «казанский феномен» отличался от других группировок? Почему современные подростки заинтересовались тюремной романтикой? Насколько опасно движение АУЕ и что делать с его популярностью? На эти и многие другие вопросы «Реального времени» ответила известный социолог, старший лектор университета Лондон Метрополитан Светлана Стивенсон.

Об истоках группировок, «пацанских» ритуалах и борьбе с ОПГ

— Светлана Абрамовна, не могли бы вы рассказать, как трансформировалась эта субкультура с момента ее расцвета в Советском Союзе до 2011 года, когда вы взяли последнее интервью в рамках исследования по данной теме? Когда происходили всплески ее активности, а когда, наоборот, намечался спад?

— Безусловно, данная субкультура заметно усилилась в 90-е годы, когда общество столкнулось с экономическим кризисом и кризисом государства в целом. Активность пошла на спад начиная с двухтысячных — с модернизацией экономики и усилением государства.

Если в 90-х группировка являлась структурой, обладавшей значительной властью на территории города, то со временем эта власть постепенно ослабевала, а лидеры группировок начинали стремиться в сторону легализации — они хотели войти в легальную экономическую и политическую элиту.

Также если в 90-х и начале двухтысячных группировки объединяли людей самого разного социального происхождения (в них состояли как люди из рабочей среды, так и из высокообразованных семей), то к середине нулевых начался процесс маргинализации участников ОПГ. Сейчас, на мой взгляд, эта субкультура превратилось в еще более маргинальный и окраинный феномен.

— Что послужило причиной появления ОПГ в Советском Союзе?

— Если говорить об ОПГ бандитско-предпринимательского типа, то их расцвет пришелся на тот период, когда в Советском Союзе усиливалось значение теневой экономики. Согласно исследованиям казанского социолога Александра Салагаева, взлет группировки «Тяп-Ляп» в конце 60-х начале 70-х годов был связан с тем, что теневые предприниматели нуждались в охранных услугах — им требовались люди, которые охраняли бы товар, контролировали его перевозку и разбирались с покушениями на бизнес со стороны конкурентов.

Первой молодежной группой, которая стала предоставлять такие услуги, была «Тяп-Ляп». Стоит отметить, что с усилением «Тяп-Ляп» активизировались молодежные группы в других районах города — они либо вливались в состав «Тяп-Ляп», либо, наоборот, пытались защитить себя от их посягательств. Таким образом дворовые уличные группы трансформировались в агентов силового предпринимательства.

Казань, улица Баумана, 1990 год. Фото Олега Климова

— А с чем связано то, что молодежь с такой охотой откликнулась на запрос теневого рынка?

— Я думаю, что таковой была стратегия их организаторов. Был такой Антипов — один из лидеров «Тяп-Ляп», который нацеливал группировку на получение прибыли. Для молодых участников ОПГ прибыль, конечно, имела значение, поскольку в основном это были весьма бедные люди. В то же время, молодежь привлекала тюремная романтика и общинный дух. К примеру, в «Тяп-Ляп» существовала практика взаимной поддержки: людям давали деньги на лечение, на другие неотложные материальные нужды.

— Можно ли назвать эффективной борьбу с группировщиками в советское время?

— Советская власть долгое время пыталась не замечать деятельность «Тяп-Ляпа», поскольку она не могла признать существование организованной преступности в каком-либо виде. Однако со временем власти заняли жесткую, репрессивную позицию, особенно по отношению к лидерам ОПГ. В основном изучением «Тяп-Ляпа» и подобного рода группировок в Советском Союзе занимались представители прокуратуры и милиции. Только в Казани существовала группа социологов, которая пыталась понять социальные практики молодежи и причины, по которым она оказывалась в группировках.

Отказ от понимания реальных причин, ведущих молодежь в группировки (неустроенность, отсутствие возможностей организованного досуга, романтизация дворового братства), приводит к криминализации политики, которая на самом деле малоэффективна, как в России, так и по всему миру.

— Внутри группировок существуют свои традиции, ритуалы и способы общения. С чем бы вы сравнили устройство жизни в группировке? Что это? Миниатюра какого-нибудь традиционного общества?

— С одной стороны, члены группировки воспринимают себя как семью или братство. С другой стороны, их ритуалы во многом напоминают детскую игру — мальчики играют в некую квазинацию, у которой есть свой флаг, обряды инициации и так далее. Это мифологизированный, сказочный мир, однако идеи братства и семьи очень важны для сообщества такого рода — именно они используются лидерами, когда им необходимо мобилизовать молодежь на выполнение различных хищнических, преступных схем. Идеология коллективизма, братства и справедливости очень подходит группировке как закрытому сообществу, которое рассчитывает на то, что все его члены будут ему верны.

— К слову о ритуалах: во время просмотра архивных кадров конца 80-х, начала 90-х, меня особенно зацепили пацанские дискотеки. Со стороны выглядит и жутко, и немного нелепо: строй молодых людей понятно какого вида синхронно совершает одинаковые танцевальные движения, грозно выкрикивая строчки популярных песен из серии «Бойз, бойз, бойз». Зачем это делалось?

— Вообще, дискотеки и танцплощадки, по крайней мере раньше, когда не было айфонов и соцсетей, были очень важными местами социализации молодежи. Конечно, помимо танцев и знакомств с девушками, там выяснялось, какая группировка сильнее и кому вообще принадлежит территория танцплощадки или дискотеки. Основные формы деятельности подростково-молодежной группировки всегда — территориальны. Молодые люди пытаются определиться с тем, кому принадлежит какой-то парк, кинотеатр и так далее. Танцплощадки и дискотеки также находятся в этом ряду.

Лестница около Казанского университета. 1992 г. Фото kpfu.ru

— Часто можно встретить сравнение российских молодежных преступных группировок с американскими гетто или итальянской мафией. А можно ли, на ваш взгляд, провести аналогию между нашими группировками и ОПГ Югославии и, в частности, Сербии? Расцвет группировок у них начался примерно в 70-х, а в 90-е царил полный мрак: молодых людей хоронили пачками. Если зайти на сербское кладбище, это сразу бросается в глаза — даты рождения и даты смерти.

— Это, безусловно, очень правильное сравнение, поскольку процессы распада государства и социальной дифференциации, а также необходимость молодежи определиться, с кем она, были свойственны всем постсоциалистическим странам. Насколько я знаю, все это было и в бывшей Югославии, и в Болгарии, и в Венгрии.

Дворовые группировки — это феномен, который встречается по всему миру. В то же время, особенности советской урбанистики состояли в том, что люди проживали в микрорайонах плотной застройки, где значительная часть жизни молодых людей проходила именно на улице. По этой причине возникали сплоченные дворовые группы, которые могли, как это произошло в Казани, трансформироваться в силовых предпринимателей.

— В рэкетиров, проще говоря?

— Да, это термин, который использует известный российский социолог Вадим Волков при анализе роста организованной преступности в постсоветское время. Он означает то, что люди зарабатывают на жизнь с помощью организованного насилия — именно это и происходило в Казани и других городах бывшего Советского Союза.

О романтизации тюремной жизни, подростках-АУЕ и популяризации криминальной субкультуры

— В одном из интервью вы сказали, что АУЕ нельзя назвать новым феноменом, но я хотела бы заметить, что значительный рост популярности этого движения, как и его активность, наметились относительно недавно. И, судя по всему, ситуация продолжает развиваться: за это лето произошло сразу несколько громких эпизодов с участием подростков-«ауешников».

— Увлечение молодежи тюремной культурой — это совершенно не новый феномен. Исследования советской молодежи, начиная с середины 50-х годов. показывают, что молодые люди с огромным интересом относились к бывшим заключенным, которые освобождались из ГУЛАГа, из тюрем и колоний — к их музыке, поэзии, фольклору и так далее. В значительном авторитете, который имели выходцы из этой тюремной культуры среди молодежи, нет ничего нового.

Оформление такой особой субкультуры как АУЕ, пожалуй, произошло в последние годы, однако практики сами по себе не новые. В 90-х я проводила исследования бездомных подростков в Москве и обнаружила, что многие из них активно пытались войти в контакт с представителями преступного мира — они занимались так называемым «гревом» зоны и старались заработать себе имя, которое помогло бы им в случае попадания в места лишения свободы.

Тогда об этом практически не писали, а сейчас ситуация кардинально изменилась. Плюс, благодаря соцсетям, в которых можно обсуждать различные формы этих субкультур, происходит некая популяризация данных практик. Но это не значит, что они новые. Более того, я бы предостерегла СМИ от представления этого феномена в гипертрофированном виде, поскольку таким образом он только усиливается.

— Я полностью согласна с тем, что романтизация тюремной жизни и АУЕ — явление отнюдь не новое. Просто те же соцсети существуют довольно давно — тот же «ВКонтакте» был запущен еще в 2008-2009 году, а всплеск популярности АУЕ среди юных пользователей отметился совсем недавно — буквально год назад. На ваш взгляд, не связан ли рост популярности этого феномена с тем, что социальные и государственные институты в стране уже практически не работают, а люди не ждут справедливости от правоохранительных органов и судов, из-за чего «понятия» и решение проблем «по-пацански» приходят им на замену?

— Я согласна с вами в том, что мы безусловно должны внимательно посмотреть на то, почему тюремная субкультура, тюремные понятия и законы пацанских разборок стали столь привлекательными для молодежи.

Вообще, изначально внимание медиа, в основном, было приковано к Забайкалью — это очень депрессивный регион, где находится много исправительных учреждений, а контакты между местной молодежью (особенно выходцами из интернатов и детских домов) и представителями преступного мира, были достаточно сильны.

Безусловно, это очень тревожно. То, насколько более благополучная молодежь идентифицируется с этой субкультурой по-настоящему, а не в виде игры и модной позы — серьезный вопрос для исследователей. Насколько мне известно, подобные исследования до сих пор не проводились.

ОПГ «Мирный». Фото vk.com

— Недавно была опубликована очередная статья, посвященная АУЕ, в которой ветеран МВД, во-первых, заявляет, что его «очень беспокоит слишком большой интерес к данному движению, который неминуемо в глазах молодежи превращается в пропаганду», а во-вторых, настаивает на том, что «задача общества — сделать этих ребят изгоями». Как вы оцениваете предложенный им способ борьбы с этой субкультурой? Что, на ваш взгляд, стоит делать с «ауешниками»?

— Ничего хорошего данный способ не принесет, поскольку если человек — изгой и подвергается стигматизации, то он все больше будет изолироваться от общества, которое не оставляет ему никаких шансов. Что с этим делать — очень сложный вопрос. Привлекательность тюремной культуры, как вы правильно сказали, является следствием непривлекательности более традиционных способов социальной мобильности, а также отсутствия ощущения социальной защищенности у молодых людей.

Для тех, кто тянется к тюремной субкультуре, к тюремным понятиям, эта среда представляется справедливой. Им кажется, что это мир, в котором о людях заботятся, в котором существуют братские отношения. По этой причине просто изолировать таких людей или подвергнуть их репрессиям — не выход. К сожалению, кроме таких очевидных вещей, как создание рабочих мест для молодежи и открытие социальных лифтов, ничего другого придумать нельзя.

Молодые люди потеряны, и главное для них, судя по моим исследованиям среди беспризорных детей и членов преступных группировок, это чувство принадлежности к сообществу, где они, как им кажется, будут защищены. Если окружающее общество им этого не дает, то тюремное сообщество будет для них мощным магнитом.

О «казанском феномене», роли ПТУ и коммерциализации криминальной романтики

— Светлана Абрамовна, по вашей оценке, сильно ли «казанский феномен» отличался от других ОПГ по стране? Есть ли какие-то отличительные черты?

— Казанские группировки схожи с тем, что наблюдалось в других регионах Поволжья. Это территориальные группы молодых людей, которые вместе росли, жили в одних дворах, на одних и тех же улицах, и организовывали банды по месту жительства. В Люберцах были похожие группы, однако среди них было много так называемых качков, спортсменов. Хотя, надо сказать, что и в Казани на примере тех же «Тяп-Ляп» Антипов организовал спортзал для подростков, вовлеченных в группировку. Спорт — зачастую обязательное занятие для членов группировок, особенно молодых.

Путь развития ОПГ в Татарстане заметно отличался от того, что происходило, к примеру, в Петербурге. Там в состав ОПГ входили люди с самым разным происхождением: бывшие спортсмены, воины-афганцы и так далее. Та же «Тамбовская ОПГ» в Петербурге вначале состояла из выходцев из Тамбова, а в Казани были именно объединения местной молодежи по месту жительства.

— В документальном фильме Роберта Хисамова и Николая Морозова про «казанский феномен» авторы делают вывод о том, что причина появления молодежных группировок, заполнивших Казань в 80-е, заключается в местных профтехучилищах. Согласны ли вы с этим?

— Действительно, профтехучилища сыграли свою роль, поскольку там оказывались молодые люди, многие из которых уже прошли через пенитенциарную систему. Оказываясь в ПТУ, они находили таких же подростков и объединялись в группы, которые находились под большим воздействием тюремной романтики. Но все же, хоть группировки и существовали в профтехучилищах и школах, основой все-таки была территория, которую они стремились завоевать и сделать своей вотчиной.

Участники ОПГ «Тяп-ляп» в ожидании приговора. Фото umvd-kazan.ru

— Вы наверняка знаете, что пару лет назад казанский бренд одежды выпустил футболки с названиями местных группировок. Общественность резко осудила авторов. Против выступали в том числе и те, кто в свое время лично столкнулся с казанскими группировками и так или иначе пострадал от их действий. А как вы относитесь к такой романтизации криминального прошлого?

— Конечно, мне бы не понравилось видеть людей в таких футболках, зная о чудовищном насилии, которое развязали эти группировки. Но коммерциализация криминальной романтики — это не российский феномен. По всему миру бизнес делает деньги на том, что продает одежду с символикой банд или используя стили, порожденные миром улицы или тюрьмы. Криминальная романтика часто используется в рекламе — это есть и в Англии, и в Америке, так что Россия в этом отношении не уникальна.

Лина Саримова
Справка

Светлана Стивенсон — кандидат социологических наук, старший лектор университета Лондон Метрополитан. Автор книги «Банды России. С улиц в коридоры власти». Публикации: «Уличные дети и социальный капитал теневых городских сообществ» (2000), «Street children in Moscow: using and creating social capital» (2001), «Crossing the Line. Vagrancy, Homelessness and Social Displacement in Russia» (2006).

ОбществоКультураИсторияВластьОбразованиеПроисшествия Татарстан

Новости партнеров

комментарии 35

комментарии

  • Анонимно 09 сен
    Самой мощной ОПГ в СССР была группировка международных марксистов-террористов.
    Паханы Ленин и Троцкий держали в страхе весь Земной Шар.
    Ответить
    Анонимно 09 сен
    Белое и черное - родные братья. Октябрьская революция 1917 г. изменила мир. Миллионы людей готовы ее проклинать, миллионам людей она принесла счастье. Белое и черное всегда рядом.
    Ответить
    Анонимно 09 сен
    Зачем писать банальности - "белое, черное"?
    Это и так знают все.
    Напишите прямо - жители России заплатили диктаторам Ленину и Троцкому десятками миллионов жизней, чтобы рабочий класс Западной Европы и США стал жить материально значительно лучше.

    Но это никоим образом не оправдывает вооруженный марксистский государственный переворот диктаторов Ленина и Троцкого в России в октябре 1917 года, уничтожение всех демократических завоеваний февраля 1917 года и мучительные смерти десятков и сотен миллионов людей по всей планете Земля.
    Не было бы Ленина и Троцкого - не было бы и Гитлера и Геббельса.

    В следующий раз хочется услышать от Вас не общие слова, оправдывающие убийц и диктаторов, а конкретные факты.
    Ответить
    Анонимно 09 сен
    Я оправдываю убийц и диктаторов? Вы мой текст читали? Вы сами - яркое проявление диктаторства, навязывающий только лишь свое мнение окружающим. А Муссолини и Гитлера породила Центральная Европа, никак не Ленин и Троцкий. Уверен почти на 100%, что и образование вы получили лишь благодаря СССР, у николашек вторых вы были бы бессловестным рабом на псарне.
    Ответить
    Анонимно 09 сен
    Ух сколько злобы и ненависти.

    В "Центральную Европу" Италия не входит и следовательно "породить" Муссолини она никак не могла.

    Да, Германия "породила" Маркса и новую тоталитарную религию "марксизм".
    Марксизм "породил" кровавых диктаторов Ленина и Троцкого, которые уничтожали целые классы и социальные группы.

    Ну а российский марксизм Ленина и Троцкого "породил" - как ответную реакцию капитализма на коммунизм - итальянский фашизм в лице Муссолини и немецкий нацизм в лице Гитлера и Геббельса.
    Ответить
  • Анонимно 09 сен
    Спортзал на Тяп-ляпе организовал не Антип, а Ирек Бадрик. Охраной бизнеса ТК не занималась, его тогда тупо не было. Вот вымогательства, хищения - это да, стихия Скрябы и Степы, их окружения. Сам Антип первый срок получил за то, что вынес все ценное из дома приютившего его в Челнах доброго человека. Никаких правил у тяпляповцев не было. Били монтажами по голове, били парня, идущего с девушкой, даже стреляли в ветерана войны и беременную, насиловали пачками. Папа Жора их натаскивал заранее, как себя вести в тюрьме. Пол-Казани затащили в колонии, оттуда возвращались больными туберкулёзниками
    Ответить
    Анонимно 09 сен
    Она на "профессионала" салагаева ссылается. Как фамилию эту увидел , сразу скептически начал воспринимать интервью.
    Ответить
  • Анонимно 09 сен
    Джавду расстреляли за дело, только вот Антип отделался 15. Хотя именно он всю эту заразу породил и пользовался ее плодами тоже единолично
    Ответить
    Анонимно 09 сен
    "Антип" вроде из "профессорской" семьи?
    Ответить
  • Анонимно 09 сен
    Какая чушь! Какие цеховики в Казани в 60-70 ? ОБХСС боялись как огня государственные предприятия..... А вот культ силы действительно очень силен был в Казани....
    Ответить
  • Анонимно 09 сен
    Из книги «Бандитская Казань»: «За собой в преступный мир Антип утащил не один десяток молодых людей. Одурманенные уголовной романтикой, они слепо пошли за своим учителем, чтобы уже никогда не вернуться к своим семьям.
    В качестве аналога ситуации на ум здесь приходит легенда о Крысолове. В средние века торговый немецкий город Гамельн наводнили полчища крыс. Городской совет объявил щедрую награду тому, кто избавит жителей от напасти. И вот откуда ни возьмись появился Крысолов. Играя на чудесной дудочке, он увел за собой заполонивших город хищных грызунов. Гамельн праздновал победу. Но вдруг…

    …Вновь появился чудодей,
    Сыграл на дудочке своей,
    И в тот же миг на звуки эти
    Из всех домов сбежались дети…

    Они последовали за Крысоловом и утонули в реке. Для молодежи микрорайона раскинувшегося вокруг завода «Теплоконтроль» Антип и стал тем самым Крысоловом, уведшим за собой десятки зомбированных им молодых людей».
    Ответить
    Анонимно 09 сен
    Стивенсон дала интересное интервью, только поймёт не каждый
    Ответить
  • Анонимно 09 сен
    Типичный анализ кабинетного ученого, не представляющего реальную ситуацию в те годы. Сплошная схема и конструкция.
    Ответить
  • Анонимно 09 сен
    Комментарии интереснее статьи
    Ответить
    Анонимно 09 сен
    в жизни гораздо страшнее было
    Ответить
  • Анонимно 09 сен
    Про Тяпляп могут писать правду люди,которые в 70 жили на Фрезерной,Актайской,Авангардной......Они все это видели,и чувствовали на себе.....
    Ответить
    Анонимно 09 сен
    Кто ж вам мешает, динозавры, пишите: здесь и сейчас, в Реальном времени. Или головы отбиты с молодости и в школе плохо учились? Тогда уступите место тем, кто умеет или наймите писателя!
    Ответить
    Анонимно 09 сен
    и пос. Борисково
    Ответить
    Анонимно 09 сен
    И Борисково,и Калиновка.....
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Мы жили на Фрезерной. Я совсем мальцом был, но эти лица,не отмеченные печатью интеллекта, запомнились крепко..Отец работал до вечера и рассказывал неприятные вещи. Как-то раз вечером возвращался и наткнулся на такую картину.. Били лежачего. Страшно били, топтали..Он уже скулил прерывисто, а его методично добивали..В то время, да..Страшный район был.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Вообще, дурацкие времена были.. Весь город поделился на зоны влияния. Завести и начать отношения с понравившейся девушкой было невозможно иногда, из-за того, что жила она во враждебном районе. Многим эти группировки испоганили жизнь! Даже ребята из интеллигентных семей, часто были вовлечены..А, что сделаешь? Если не состоишь в группировке, обрекаешь себя на жизнь изгоя. Хорошо одеваешься? Отнимут. Изобьют и разденут. Деньги? Так же поступят. Поэтому и вынуждены были такие мальчишки вступать в их ряды. Правда,благодаря своему интеллекту и уму, они,довольно быстро "поднимались". И начинали "рулить" этой толпой. Но, жизнь была испорчена. В 90-е многие становились жертвами беспредела, дележа и т.д. Нельзя, чтобы это повторилось!
    Ответить
  • Анонимно 09 сен
    Поверхностный подход к теме у Светы Стивенсон. Фото наугад подобраны и подписаны. Например, где ОПГ МИРНЫЙ, на самом деле зеленодьские пацаны, а кто-то подумает Казань
    Ответить
    Анонимно 09 сен
    Какая разница какая ОПГ на фотографии! Лица и стиль одежды один для всех! Были моральными уродами, а сейчас, если выжили, стали патриотами и оплотом России...
    Ответить
    Анонимно 09 сен
    Большая разница, а если ее нет, то под фоткой надо было писать честно: члены ОПГ (а какой - сама не знаю)
    Ответить
    Анонимно 10 сен
    Ну вы же хотите разобраться?Или нет?Ну там провести работу над ошибками!И думаете не может повторится?Да легко. Даже оглянутся не успеете,а молодежь уже будет определять свое понимание жизни через очки очередной псевдоидеи. Кстати,там за Уралом,ближе к тагилам идеи АУЕ очень популярны.А это значит,что молодежь будет слушать уже не вас,а тем кто,условно,присядет рядом с ними на корточки,замутит чефирчик и за жизнь правильную раскинет.Ну или в этом роде.
    Ответить
  • Анонимно 09 сен
    Где появились самы большие группировки.Да на окраинах забытых богом рабочих окраинах.Тяп ляп,жилка.Да из этих краёв до цивилизации час надо ехать.Вот со скуки и безнадёги глядя на своих спивающихся родителей пацаны и решили искать свои жизненные лифты.А кроме кулаков у них ничего не было.Кстати и сейчас всё это скоро пойдёт на второй круг.Некоторые признаки этого уже намечаются.
    Ответить
  • Анонимно 09 сен
    Изучал эту тему и одного не понял. Зачем было лезть в банду Тяп-ляп закончившему мединститут еврею Зараховичу? Какую роль он играл у тепловских и почему нерастреляный Масленцев с ужасом бежал из Казани?
    Ответить
    Анонимно 10 сен
    Скряба тоже евреем был, из интеллигентной семьи...
    Ответить
  • Анонимно 09 сен
    Рассвет группировки тяп ляп был в конце 70х годов, а не в конце 60 х как написано в статье... И на фото показаны обычные дворовые ребята конца 80 х начало 90 х годов прошлого века и причислить их к опг как то не умно...а не боитесь если кто то из этих пацанов узнав себя на этой фотографии подаст в суд...
    Ответить
    Анонимно 09 сен
    Ошибаетесь, в конце 1970-х уже был закат Тяп-ляпа. В 1978 году почти все сидели в СИЗО, включая Антипова
    Ответить
    Анонимно 10 сен
    Ошибки нет время становления группировки это 1975 - 76 года. В конце 1974 года антип только освободился из колонии и только после этого стал организовывать тяп ляп... и первые набеги они начали в конце 1976 года. Так получилось что их рассвет почти совпал с их закатом....
    Ответить
    Анонимно 14 сен
    Антипов с 74-го года сидел. И во время набега на Новотатарку тоже был за решеткой, что не помешало следователям посадить его еще на пятнадцать лет
    Ответить
  • Анонимно 09 сен
    Коментарии интересные,шибко. Статья,тоже ничего,с кафедры,видимо.
    Ответить
  • Анонимно 16 сен
    Удалите пост с рекламой группы тяп-ляп. Ясно же сказано, что участники группы считают тяп-ляповцев просто бунтарями, а не бандитами, которые грабили и убивали.
    Ответить
  • Анонимно 19 сен
    Я считаю что создатель этого паблика просто откровенно пиарится.Из заметок "Вечерней Казани" тех лет :..."И можно понять мальчишек нежелающих подчиняться законам конторы...Просто не хочется умирать смертью совсем не похожей на смерть Александра Матросова или З. Космодемьянской которые погибли в боях за свою Родину" и т.д. И песня была тогда на мотив "Вуливу Дансе" у уличников : "Брошу шар (повтор 3 раза) на Баш,кто попрет (повтор 2 раза) на Хади Такташ"...Ведь всем известно что Казань= это старый бандитский город и точка!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии