«Концертная война»: казанские промоутеры поддержали выступление Пугачевой против «профсоюзов»
Госдума одобрила в первом чтении законопроект, согласно которому для организации и проведения развлекательных мероприятий требуется вступить в отраслевые профсоюзы. На данный момент в РФ зарегистрирована единственная такая организация — СРО Иосифа Пригожина с ежегодным членским взносом в 150 тысяч рублей. Казанские участники рынка высказали «Реальному времени» опасения, что СРО станет аналогом Российского авторского общества и только усложнит работу, а инициатива сверху грозит монополизацией рынка.
Шоу-биз закуют в профсоюзы?
Госдума приняла в первом чтении законопроект «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации», который должен отрегулировать концертную деятельность в стране. Инициатором законопроекта выступил член партии КПРФ Сергей Гаврилов. Если законопроект будет принят, дабы сократить количество случаев мошенничества и повысить безопасность проводимых мероприятий, промоутерам потребуется выполнить ряд обязательных условий для законного осуществления своей деятельности. В частности, нужно будет, заплатив членский взнос, вступить в так называемые профсоюзы нового поколения — СРО (саморегулируемая организация) не менее чем с 50 участниками. Кроме того, потребуется дополнительное страхование ответственности и формирование компенсационного фонда организации. В случае, если организация будет оказывать концертную деятельность вне СРО, предусмотрен штраф до полумиллиона рублей. Положения законодательства не будут распространяться на цирковые и театральные площадки, а также площади менее чем в 400 квадратных метров.
Самое интересное, что еще в октябре с инициативой принятия этого закона выступал Иосиф Пригожин. Чуть позже на просторах нашей родины было зарегистрировано пока единственное на данный момент СРО — «Союзконцерт», учредителями которого являются, собственно, сам Иосиф Пригожин при участии Игоря Крутого, Андрея Матвеева, Михаила Шурыгина и других деятелей отечественной эстрады. Плата за членство в СРО составила ни много ни мало 150 тысяч рублей.
СРО заменит РАО?
Шамиль Ибрагимов, совладелец продюсерской компании Ozone Pro, не уверен, что введение обязательного членства в СРО положительно скажется на рынке. Здесь он привел пример с РАО (Российское авторское общество), которое было создано для регулирования рынка.
— Насколько мне известно, над ними сейчас идет разбирательство. Денег нет, людей нет. Как бы снова не получилась такая же ситуация, как с РАО, – говорит Шамиль Ибрагимов.
Параллель между СРО и РАО провела и Наталья Михалева, руководитель регионального отдела Globalclubbing.
— На самом деле, у законопроекта есть и минусы, и плюсы. Из минусов — не очень хочется проводить аналогию с РАО, когда в какой-то момент у генерального директора этой организации обнаружился замок в Шотландии. Выполняло ли РАО заявленную функцию, должны оценивать соответствующие органы. Так и здесь наверняка есть соблазны. С другой стороны, проводится действительно немало некачественных мероприятий. Не выполняются условия не только перед зрителями, но и перед партнерами, артистами. Частично эта публика может отсеяться. Достаточно псевдопромоутеров, которые называют себя организаторами, а мероприятие делают для самопиара или освоения рекламного бюджета, — считает Наталья Михалева.
По ее словам, все значимые привозы в Казань осуществляются при помощи крупных организаторов из Москвы и Екатеринбурга, поэтому в этом плане закон на республике не скажется — организаторы будут решать вопросы с СРО на своем уровне.
«Наш шоу-бизнес можно сравнить с вирусом гриппа»
Леонид Барышев, руководитель гастрольно-концертного агентства «АртОтдел», надеется, что, как и прописано в законе, СРО можно будет создавать и в регионе, и, соответственно, ставки на местах будут гораздо ниже, чем в единственном зарегистрированном московском профсоюзе Пригожина.
— На мой взгляд, это попытка монополизировать рынок некими структурами, людьми, которые хотят диктовать условия организаторам на местах. Мы категорически против этого. Я не понимаю, чем они там думают, зачем это нужно делать, когда люди работают на рынке давным-давно и отвечают за то, что они делают. Бывают, конечно, форс-мажоры, но мы за счет своих оборотных средств минимализируем затраты и восполняем те потери, которые могут быть и чем прикрываются инициаторы этого закона. Так или иначе, рынок достаточно узкий, и люди, которые работают на нем давно, отвечают за то, что они делают, — комментирует «Реальному времени» Барышев.
Ведущий организатор концертов в Казани согласен с Максимом Галкиным, который предложил сделать страховку у страховой компании, которая бы возместила затраты от тех самых рисков от потери или невозврата билетов.
Анвар Халитов, букинг-агент иностранных исполнителей и диджеев, солидарен со своим коллегой.
— Это называется: люди решили под себя рынок подмять, не спросив и не посоветовавшись с ведущими артистами. Какая-то группа людей во главе с Кобзоном и Пригожиным… Это неправильно. На самом деле, ставку в СРО определяет сама организация, если мы, условно говоря, сделаем свою Поволжскую организацию, мы можем поставить хоть 5 тысяч рублей. 150 тысяч было сказано для Москвы. Но тут опять же интересно, куда эти деньги пойдут? Мое мнение такое: этот закон, скорее всего, принят не будет, — считает Анвар.
Наталья Михалева считает, что, скорее всего, лоббисты сделают все, чтобы закон о СРО не был принят.
— Наш шоу-бизнес можно сравнить с вирусом гриппа — какие бы ни создавались противовирусные средства, он все равно мутирует и приспосабливается. Приспособились же как-то к закону о рекламе? Он, как вода, находит выход, так и местные организаторы этот выход найдут. В целом я оцениваю закон пока нейтрально и считаю, что нужно переживать тогда, когда он будет принят, — говорит собеседник издания.
Против все: от Полозковой до Гребенщикова
Реакция со стороны других участников шоу-бизнеса последовала незамедлительно. Так, 24 декабря Борис Гребенщиков опубликовал у себя в "Фейсбуке" открытое письмо, в котором подробно от лица всех подписавшихся написал об опасениях в связи с принятием закона и предложил доработать его с учетом требований тех, чьи интересы он затрагивает. Письмо кроме самого БГ подписали другие ведущие рок-исполнители России: Вячеслав Бутусов, Владимир Шахрин, Найк Борзов, Глеб Самойлов, Андрей Макаревич, Земфира Рамазанова. Всего в списке более 30 подписавшихся, включая несколько групп (Группа Noize MC, Группа «Фрукты») и даже поэтесс (Вера Полозкова).
В своем письме Борис Гребенщиков поясняет, что законопроект не учитывает интересы тех, кто устраивает концерты всего несколько раз в год, а также организаторов молодежных, благотворительных фестивалей и региональных промоутеров. Кроме того, музыкант высказывает опасения по поводу того, что бремя по уплате взносов в текущей сложной экономической ситуации ляжет на плечи простых зрителей, а для теневой экономики это даст дополнительный стимул к развитию.
— Создается впечатление, что группа людей, состоящая из крупных игроков концертного бизнеса, лоббирующая эту законодательную инициативу, стремится поставить этот рынок под свой контроль. Экономический закон гласит, что сокращение числа игроков на рынке неизбежно ведет к повышению цен. В условиях экономического кризиса это тем более недопустимо. Мы обеспокоены тем, что создание подобной организации, членство в которой будет являться необходимым условием для осуществления своей профессиональной деятельности, создаст удобный инструмент для давления на музыкантов и артистов, а также любых других игроков рынка, являющихся представителями среднего и малого бизнеса, — говорится в письме.
«Вот нечем Думе заниматься, кроме как этим вопросом»
Развитие ситуации последовало в конце января, когда был созван круглый стол под председательством замглавы комитета Госдумы по культуре, певца и народного артиста СССР Иосифа Кобзона. На нем присутствовали Алла Пугачева, Максим Галкин, Григорий Лепс, Андрей Макаревич, Александр Градский и другие. Тогда одна из главных претензий элиты российского шоу-бизнеса в адрес Госдумы заключалась в том, что законопроект был разработан без участия артистов. Алла Пугачева открыто заявила, что она против него.
— Вот нечем Думе заниматься, кроме как этим вопросом, — эти слова примадонны были встречены другими участниками обсуждения аплодисментами.
Максим Галкин там же подробно объяснил, что его не устраивает в законе, и предложил вместо обязательного вступления в СРО ввести обязательное страхование зрителей. По словам супруга примадонны, принятие закона может привести к монополии на рынке.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.