Новости раздела

Рокфеллеры Ракки: Cколько нефти «Исламского государства» утекает через Турцию в Израиль

Неожиданно обвинения Владимира Путина в адрес Турции, что она закупает нефть у ИГИЛ, нашли подтверждения в лондонской прессе. Влиятельная газета al-Araby al-Jadeed, выходящая на английском в Великобритании на деньги катарских инвесторов, вышла со статьей с говорящим заголовком «Рокфеллеры Ракки: Сколько нефти «Исламского государства» утекает в Израиль». Журналисты провели целое расследование, как нефть «Исламского государства» попадает на западные рынки. Что интересно, статью перевело на турецкий и издание Sozcu (переводится как «Спикер, докладчик»), за это проправительственные СМИ заклеймили его «Спикер, докладчик России» (Rusya'nin sozcusu). Похожих обвинений удостоилась и газета «Джумхуриет», корреспондентов которой недавно засудили за публикацию о поставках оружия турецкой разведкой сирийской оппозиции. «CUMHURİYET стала пресс-секретарем Путина».

Под видом курдской нефти...

Нефть, добываемая ИГ (террористическая организация, запрещенная в России — прим. ред.), финансирует его кровожадность. Но как ее добывают, транспортируют и продают? Кто покупает ее и как она достигает Израиля? Нефть, добываемая на месторождениях, находящихся под контролем «Исламского государства», оказалась в центре нового расследования издания «аль-Араби аль-Джадеед». Черное золото добывается, транспортируется и продается, обеспечивая вооруженную группу финансовым спасательным кругом.

Но кто покупает ее? Кто финансирует убийственную жестокость, охватившую Ирак и Сирию? Как нефть проходит путь от земли до бензобака и кому это выгодно? ИГ использует миллионы долларов нефтяных доходов для расширения и управления обширными районами под своим контролем, где проживает около пяти миллионов гражданских лиц. ИГ продает иракскую и сирийскую нефть по очень низкой цене через сети курдских и турецких мафиозных структур, которые продают ее как баррели «Правительства Курдистана» (имеется в виду, скорее всего, правительство Иракского Курдистана прим. «Реального времени»). Затем чаще всего нефть транспортируется из Турции в Израиль с помощью посвященных в это дело или не подозревающих ни о чем посредников, пишет издание al-Araby al-Jadeed. Представитель ИГ рассказал «аль-Араби», что оно ненамеренно продает нефть в Израиль, обвинив в этой продаже агентов транзита нефти на международные рынки.

Нефтяные поля

Вокруг контролируемых «Исламским государством» месторождений нефти на севере Ирака и в восточной Сирии поставлены знаки: «Фотографировать строго запрещено — нарушители рискуют своей безопасностью». Знаки подписаны именем группы IS («Исламское государство»).

Эти нефтяные месторождения находятся в разработке 7-9 часов в день, от заката до рассвета, в то время как производство в основном управляется иракскими рабочими и инженерами, которые ранее работали здесь и сохранили свои рабочие места после захвата территории ИГ.

ИГ в значительной степени зависит от нефтяных доходов. Его другие доходы, например, от пожертвований и выкупа за похищенных, постепенно сокращаются. Работникам на нефтяных месторождениях ИГ и их семьям хорошо платят, потому что они очень важны для финансового выживания группы ИГ.

Нефтедобыча ИГ получила свое дальнейшее развитие в 2015 году, когда ИГ прибрало к рукам гидравлические машины и электрические насосы после захвата контроля над нефтяными месторождениями Allas и Ajeel возле иракского города Тикрит. Группа также захватила оборудование небольшой азиатской нефтяной компании, которая занималась разработкой нефтяного месторождения недалеко от иракского города Мосул до того, как область была захвачена ИГ в июне прошлого года.

Добыча нефти в Сирии группой ИГ сосредоточена на нефтяных полях Коноко и аль-Тайм, к западу и северо-западу от Дейр эз-Зор, в то время как в Ираке группа использует месторождения аль-Наджма и аль-Кайяара около Мосула. Ряд более мелких месторождений в Ираке и Сирии используется группой для местных потребностей в энергии.

По оценкам, основанным на количестве нефтяных танкеров (грузовиков), которые покидают Ирак, и в соответствии с собственными источниками информации «аль-Араби» в турецком городе Ширнак на границе с Ираком, через который проходит контрабандный транзит нефти, IS производит в среднем 30 тыс. баррелей в день на иракских и сирийских нефтяных месторождениях, которые контролирует.

Путь экспорта

Издание «аль-Араби» получило информацию о том, как проходит контрабанда нефти, от полковника иракской разведывательной службы, имя которого издание держит в тайне ради его безопасности. Информацию подтвердили курдские службы безопасности, пограничники перехода Ибрагим Халил между Турцией и иракским Курдистаном, и должностное лицо в одной из трех нефтяных компаний, которые занимаются контрабандой нефти ИГ. Иракский полковник, который вместе с американскими разведчиками работает над тем, чтобы остановить финансовые потоки террористов, рассказал «аль-Араби» об этапах контрабанды нефти от точек добычи на иракских нефтяных месторождениях до места назначения — в том числе порта Ашдод, Израиль.

«После того как нефть добывается и грузится, грузовики с нефтью покидают провинцию Ниневия и идут на Север от города Заху, 88 км к северу от Мосула», — говорит полковник. Заху является курдским городом в иракском Курдистане, прямо на границе с Турцией.

«После того как грузовики с нефтью прибывают в Заху — обычно от 70 до 100 из них, их встречают мафиозные группы, занимающиеся ее контрабандой, — это сирийские и иракские курды плюс некоторые турки и иранцы», — продолжает полковник. «Лицо, ответственное за отгрузку нефти, продает нефть на торгах», — добавляет полковник. Конкуренция между бандитскими группировками достигла апогея, и убийство лидеров мафии стало обычным явлением.

Победивший на торгах платит от 10 до 25% стоимости нефти наличными в американских долларах, остаток уплачивается позднее, говорит полковник. Водители передают свои грузовики другим водителям, которые осуществляют транзит нефти уже с разрешительной документацией — и пересекают границу с Турцией вместе с нелегальным грузом, сообщает иракский разведчик. Прежние водители получают пустые грузовики и едут обратно в зоны, контролируемые ИГ. По словам полковника, эти сделки, как правило, происходят в различных местах на окраине Заху. Места согласовываются по телефону.

До пересечения границы мафия передает сырую нефть на частные примитивные заводы, где нефть нагревается и снова погружается на грузовики, чтобы транспортировать ее через пограничный переход Ибрагим Халил в Турцию. Эту обработку делают потому, что турецкие власти не разрешают транзит сырой нефти через их границу, если она не лицензирована правительством Ирака. Начальная стадия переработки проводится с целью получения документов, чтобы нефть прошла через границы как «нефтепродукты», которым границу пересекать можно. Чиновники на границе получают огромные взятки от местных иракских контрабандистов и владельцев частных заводов.

В Турции грузовики направляются в город Силопи, где нефть доставляется к человеку, который проходит под псевдонимами доктор Фарид, Хаджи Фарид и дядя Фарид.

«Дядя Фарид» является израильско-греческим подданным (с двойным гражданством), ему лет 50. Его, как правило, сопровождают два здоровяка в черном Jeep Cherokee. Из-за риска, связанного с фотосъемкой, есть лишь рисунок этого человека.

После попадания в Турцию нефть Исламского государства уже неотличима от нефти, которую продает правительство Курдистана, поскольку и та, и другая продаются как «нелегальная», «из неизвестного источника» или «нелицензированная» нефть. По данным полковника, компании, покупающие нефть правительства Курдистана, также покупают и контрабандную нефть ИГ.

Дорога на Израиль

После уплаты водителям, посредникам, в том числе взяток, прибыль ИГ составляет 15-18 долларов с барреля. Сегодня группа делает 19 млн долларов ежемесячно, сообщает представитель иракской разведки.

«Дядя Фарид» владеет лицензионным бизнесом, занимающимся импортом-экспортом, который он использует, чтобы выступать посредником сделок между мафиозными контрабандными группировками, которые покупают нефть у ИГ, и тремя нефтяными компаниями, которые экспортируют нефть в Израиль.

В распоряжении «аль-Араби» имеются названия этих компаний и детали их незаконных сделок. Одна из этих компаний также поддерживается очень известным западным чиновником.

Компании конкурируют, чтобы купить контрабандную нефть ИГ, а затем переправляют ее в Израиль через турецкие порты Мерсин, Дертьел и Джейхан, сообщил иракский полковник. «Аль-Араби» обнаружила несколько брокеров, работающих в том же бизнесе, что и «дядя Фарид», — но он остается самым влиятельным и эффективным брокером, когда дело касается маркетинга контрабандной нефти.

В исследовании (копия в тексте оригинала — прим. «Реального времени») за авторством морских инженеров Джорджа Киукстсолоу и доктора Алека Ди Кутрубиса в университете Гринвича отслеживается торговля нефтью через турецкий порт Джейхан и обнаружена некоторая корреляция между военными успехами IS (ИГ) и транзитом нефти в порту. Киукстсолоу рассказал «аль-Араби аль-Джадеед», что это говорит скорее о коррупции среди посредников и «в нижней части торговой иерархии", а не о институциональных злоупотреблениях транснациональных корпораций или правительств.

Согласно данным европейских чиновников в международной нефтяной компании, которые встречались с «аль-Араби», Израиль очищает нефть только «один или два раза», потому что у него нет передовых заводов по переработке нефти. Нефть же экспортируется в страны Средиземноморья, где получает «полулегитимный статус» — за $30-35 за баррель.

«Нефть продается за день-два ряду частных компаний, в то время как большая ее часть идет на итальянский НПЗ, принадлежащий одному из крупнейших акционеров в итальянском футбольном клубе [название удалено], где нефть перерабатывается и используется локально», — сообщил изданию европейский чиновник.

«Израиль в той или иной степени стал главным продавцом этой нефти. Без него большая часть нефти ИГ концентрировалась бы между Ираком, Сирией и Турцией. Даже упомянутые три компании не получали бы нефть, если бы не имели своего покупателя в Израиле», — сообщил европейский чиновник.

По его словам, большинство стран не желает иметь дела с этим типом контрабандной нефти, несмотря на заманчивые цены, — «из-за правовых последствий и войны против ИГ».

Доставка и оплата

ИГ использует различные способы, чтобы получать платежи за контрабандную нефть — как это делают и другие международные преступные сети.

Во-первых, ИГ получает денежный платеж в размере от 10 до 25 процентов от стоимости нефти в случае продажи ее преступным группировкам, работающим вдоль турецкой границы.

Во-вторых, это платежи от нефтетрейдеров, которые хранятся в частном турецком банке на счету, который принадлежит некоему неизвестному иракцу, по той же схеме, как идет работа с «дядей Фаридом», а затем платежи переводятся в Мосул и Ракку, отмытые через ряд компаний, занимающихся обменом валют.

В-третьих, нефтяные платежи используются для покупки автомобилей, которые экспортируются в Ирак, где они продаются сотрудниками ИГ в Багдаде и южных городах Ирака, а средства от продажи авто передаются уже ИГ.

Ответ ИГ

За несколько часов до того, как это расследование было завершено, сотрудникам «аль-Араби» удалось поговорить с помощью Skype с неким лицом, близким к ИГ, находящимся в самоназванной столице халифата Ракке, что в Сирии.

«Справедливости ради, ИГ продает нефть с территорий «халифата», но не стремится продать ее в Израиль или любую другую страну», — сказал он. «ИГ производит и продает нефть через посредников, а последние уже сами решают, кому перепродать ее», — сообщил аноним.

Перевод Сергея Афанасьева

Новости партнеров