Новости раздела

Как нам реформировать общественный транспорт в Казани?

Проезд на казанском транспорте должен стоить 50 рублей, или Когда у нас отменят «бестранспортный налог?

Как нам реформировать общественный транспорт в Казани? Фото: Владимир Васильев

Разговоры о необходимости повысить стоимость проезда в Казани и ультиматумы остановить движение общественного транспорта уже стали привычными для казанцев. В то же время вне общественной дискуссии остаются другие аспекты. К примеру, непрозрачность цены проезда, участившиеся аварии с электротранспортом в городе и вопросы с проездными… «Реальное время» предлагает вниманию читателей колонку нашего автора Тимура Ямашева.

Очередной раз вопрос о прозрачности цены

В последнее время вопрос цены билетика в казанском общественном транспорте вновь стал обсуждаемым. Источником новостей стал очередной ультиматум от перевозчиков — или им повышают цену проезда, или они начинают снимать машины с маршрутов. Разумеется, как и в прошлые разы, публике не было представлено никаких расчетов или (тем более) документов. Перед прошлым повышением адвокатом перевозчиков выступил руководитель городского комтранса Айдар Абдулхаков, который рассказал о том, что в цену 24 руб. заложена, например, цена автобуса в 8,6 млн. По такой цене была куплена лишь небольшая часть автобусов перед ЧМ. А уже совсем недавно были городом были закуплены автобусы на газомоторном топливе. Эти машины обошлись перевозчикам в 5 млн и позволяют в три раза экономить на топливе. Так может еще есть резервы для сохранения текущей цены? И тут главной становится прозрачность цены — любой рост цен нелегитимен без публикации финансовой отчетности перевозчиков. Наиболее остро вопрос цены касается электротранспорта, где билет стоит столько же, но ведь электрическая тяга куда дешевле, трамваи и троллейбусы дарятся бюджетом. Само же предприятие «Метроэлектротранс» при этом экономит на персонале, что в итоге выражается, например, в участившихся пожарах. Только этой осенью горели два трамвая ценой в 50 млн каждый, да еще троллейбус.

Перед прошлым повышением адвокатом перевозчиков выступил руководитель городского комтранса Айдар Абдулхаков. Фото Максима Платонова

На ком должен зарабатывать город

Еще один пункт, прямо связанный с ценой транспорта — это организация системы сбора выручки. Сейчас у нас сбором оплаты занимается сам перевозчик. Подобный подход является первопричиной плана у водителей, всех этих гонок и участившихся ДТП. Только в октябре было две резонансные новости с участием красных автобусов, вылетевших на запрещающий сигнал светофора. Избежать подобных последствий можно, если убрать у перевозчиков фискальные функции, как это принято во всех цивилизованных городах. Задача перевозчика — исключительно ездить по расписанию. За исполнение расписания перевозчику платит город, который и занимается сбором оплаты и всеми финансовыми расчетами. При таком подходе водители больше не думают, как бы обогнать конкурента, а горожане получают безопасный и стабильный транспорт. К слову, подобная система приходит и в Россию — на днях о соответствующей транспортной реформе заявил Красноярск.

Еще один системный фактор, который нужно менять — это переход от одноразовых билетов к месячным и годовым проездным. Во всем мире одиночная поездка или даже суточный билет стоит очень дорого: таким образом город зарабатывает на туристах. Это позволяет сделать более дешевыми проездные для местных жителей. Например, в Праге с шикарным общественным транспортом разовый билет стоит 70—90 рублей, а вот годовой обойдется в 13900 рублей, или 38 рублей в день. С учетом поправки на уровень жизни, одноразовый билет в Казани мог бы стоить 50 рублей, а длительные проездные стать доступнее, чем сейчас. Еще одна ценовая новинка, которая позволит выровнять спрос на транспорт — это дифференциация цены проезда по времени: вне часов пик билет стоит дешевле. Это позволяет сэкономить на проезде тем, кому не обязательно ехать к восьми-девяти утра на работу. Подобный подход успешно работает в Лондоне.

Сейчас государство платит за каждого льготника лишь 15 рублей, а ведь таких пассажиров около 35 процентов. Фото rt.rbc.ru

«Бестранспортный» налог

Третий фактор, о котором нужно обязательно упомянуть — это исполнение государством своих обязательств по льготникам. Сейчас государство платит за каждого льготника лишь 15 рублей, а ведь таких пассажиров около 35%. Разумеется, недостающие деньги компенсируются остальными пассажирами. Выходит около 10 рублей в день или 3-4 тысячи в год — эдакий «бестранспортный» налог, сопоставимый с транспортным налогом за среднюю иномарку. Кстати, о налогах с автомобилистов. За 2017 год Татарстан собрал 4,7 млрд транспортного налога и 3,1 млрд бензинового акциза. При этом затраты на дорожное строительство составляют порядка 20 млрд в год. Вырисовывается интересная картина: если у тебя нет машины и ты ездишь на красном автобусе, тогда ты будешь платить не только 100 процентов за себя, но еще и доплачивать государству за льготников. А вот если купишь машину, тогда уже государство будет тебя дотировать через дорожное строительство. Поэтому нет ничего удивительного, что все больше казанцев пересаживаются на свои машины и удлиняют пробки каждый день.

Тимур Ямашев
ОбществоВластьИнфраструктураТранспортБизнес Татарстан
комментарии 27

комментарии

  • Анонимно 12 нояб
    Странная статья ! иметь машину в Казани вообще не выгодно,встает 5-6ооо в месяц ! Я могу на работу каждый день ездить на такси за эти деньги... По поводу цен на билеты.... Повышать надо,это очевидно ,но на сколько ? Можно сделать льготный проездной не по 15,а по 20 рублей за поездку, 25 рублей,а не 23 рубля...... Таким образом уйти от резкого повышения.... А если из перевозчиков ставят ультиматумы,отказаться от их услуг..... Выкупить автобусы из лизинга,и предать в МУП,,,,,
    Ответить
    Анонимно 12 нояб
    5-6 тысяч это только на бензин и резину, а с учетом амортизации и страховки получается 20-25 тысяч в месяц. Не понимаю я наших автомазохистов.
    Ответить
  • Анонимно 12 нояб
    За что платить? Вчера ждал 53 автобус, на табло показывало 24 минуты!!!! Это значит, что у них на маршруте от силы 3 автобуса. Пришлось сесть на 33й, а там - автобус старый, пол грязный, в салоне мусор. За что платить?
    Ответить
    Анонимно 12 нояб
    53 маршрут автобуса похоже самый отвратительный маршрут в городе в плане интервалов движения. Очень долго ждать его. По 40-50 минут порой доходит ожидание, а может и совсем не приехать!!!
    Ответить
    Анонимно 12 нояб
    По-хорошему, за такое комтранс должен расторгать договор и передавать маршрут более порядочному ПАТП. Это если мэрия стоит на страже интересов горожан.
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    А что в 89 по утрам происходит? Это жуть! На каждой остановке пассажиров все прибавляется и прибавляется, людей буквально подталкивают с улицы, чтобы двери закрылись! И даже в кабину водителя человек 5 зашли! Я в шоке была.
    Ответить
  • Анонимно 12 нояб
    красная цена 15 рублей, автобусы переполнены , ходять редко , грязно. Абдулхаков не справляеться
    Ответить
  • Анонимно 12 нояб
    согласен,за грязь в автобусе нужно отбирать лицензию,можно через суд....
    Ответить
  • Анонимно 12 нояб
    Классные новые автобусы!!! С утра все чистые, а грязь сами пассажиры и разводят!
    Ответить
  • Анонимно 12 нояб
    Бред, не более.
    Ответить
    Анонимно 12 нояб
    10 утра, вот и мэрия подтянулась.
    Ответить
  • Анонимно 12 нояб
    Всё верно. Нужна единая система сбора оплаты и бесплатная / льготная пересадочнос ь. Возможно прямые магистральные маршруты и объезжающие каждый закоулок подвозящие.
    Ответить
  • Анонимно 12 нояб
    А вот мэрзкие комментаторы подтянулись. При их подаче виноваты сами горожане, а муниципалы такие белые и пушистые .. аки крысы лабораторные
    Ответить
  • Анонимно 12 нояб
    А вообще,надо признать,подвижки есть..... И автобусы чистые стали, регулярность неплохая..... мэрия работает,это очевидно.....вспомните,как раньше ходили автобусы плохо при СССР ?
    Ответить
  • Анонимно 12 нояб
    интересно почитать ямашева - нужно сделать это, нужно сделать то, это не так и то не эдак.... Сам по жизни то сделал что-нибудь?
    Ответить
    Анонимно 12 нояб
    Да он вроде как неплохо работает. А вот что делает транспортный комитет, который живёт на наши налоги?
    Ответить
  • Анонимно 12 нояб
    перед тем как увеличивать цены нужно как минимум навести порядок среди сотрудников! Улучить само обслуживание, обеспечить чистоту и порядочность сотрудников
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    Согласна. Припер - курящие водители. Сколько раз замечание делала - полный игнор. Сиди и задыхайся
    Ответить
  • Анонимно 12 нояб
    В таких грязных маршрутках за 25 рублей то ездить не хочется... Грязные, холодные! И как верно сказал читатель выше. у сотрудников как часто бывает хамское поведение
    Ответить
  • Анонимно 12 нояб
    Мой дед рассказывал.До революции на Волге было 2 больших судоходных компанийй Кавказ и Меркурий и Самолёт.У каждой компании была своя пристань.Подплывает пароход к одной пристани.Люди идут покупать билеты а в это время к другой пристани тоже подплывает пароход.Капитан посылает матроса спросить почём билеты у конкурента.20 копеек.Выходит на палубу и в рупор кричит что везёт за 10 копеек.Народ идёт на другую пристань.Теперь другой капитан кричит везу за пять копеек.Народ разворачивается и идёт назад.А в догонку ему капитан кричит везу бесплатно.Народ опять разворачивается.Тут другой капитан кричит везу бесплатно и бесплатно поючаем с кренделями.Занавес.Вот такой капитализм строили наши деды и мы уже 100 лет сравниваем свои достижения с 1913 годом.И ни как не достигнем.А чего проще то устроить конкуренцию.Хотят ребята за 50 рублей возить пусть возят.Но пусть рядом будут желающие везти дешевле.Многие поедут и за 20 рублей пусть в тесноте пусть в газельках или пазиках.А без конкуренции многие скоро на работу будут ходить пешком.Жадность монополиста не знает границ.
    Ответить
  • Анонимно 12 нояб
    Правда, материал не о реформе общественного транспорта, а
    об изменениях в формах оплаты за проезд
    Ответить
  • Анонимно 12 нояб
    Пусть покажут реальные расходы на что так уходит много и почему 23 рубля невыгодно. Я лично не верю в то что это невыгодно.
    Ответить
  • Анонимно 12 нояб
    В основном автобусы и весь транспорт чистый. Цены не надо повышать!!!!!!!!!!! Пусть кондуктора собирают деньги честно ,не в свой карман. Мы,Пассажиры , это часто видим. Почаще контролируйте своих работников. У кондукторов должна быть красивая , яркая форма одежды, головной убор .Культура обслуживания в столице должна быть на высоком уровне.
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    Все верно! Чистота,хорошее отношение и своевременно чтоб ходили вот что нужно?
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    В Москве уже нет кондукторов давно. Это у вас в Казани только такая дичь
    Ответить
  • Анонимно 13 нояб
    В Таллинне городской транспорт бесплатный для горожан,говорят что так выгодней для бюджета.И уже много лет.
    Ответить
  • Анонимно 15 нояб
    Почему лишают льгот работающих пенсионеров?
    Они же не от хорошей жизни работают!
    Если пенсия более 25 т.р. еще понятно, но когда суммарный доход работающего пенсионера 25 т.р. - несправедливо! Они в большинстве случаев работают на низкооплачиваемой работе, так еще и существенную часть дохода будет съедать оплата за проезд.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии