Татьяна Прокофьева: «В идеале нужно делать апгрейд хрущевок, сохранив зеленые дворы и этажность»
Главный архитектор татарстанской столицы о сносе домов в Салмачах, запрете высотного строительства в центре и судьбе Лебяжьего
Главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева комментирует решение Верховного суда РТ о признании генплана Казани 2007 года недействующим в части включения земель лесного фонда в городские границы. Также она объясняет, когда будут решены вопросы с транспортной доступностью окраин города. Предлагаем вниманию читателей «Реального времени» беседу журналистов с главным архитектором.
— Татьяна Георгиевна, несколько дней назад Верховный суд РТ признал генплан Казани 2007 года недействующим в части включения земель лесного фонда в городские границы. Значит ли это, что Казань десять лет живет без генплана и не придется ли что-то из построенного сносить?
— Поясню, что Верховный суд РТ отменил не весь генеральный план, а его решения в части включения лесных массивов в границы города и только с момента вступления решения суда в силу. Но, несмотря на то, что генплан в целом продолжает действовать, для нас это судебное решение чрезвычайно неприятно. Дело в том, что частично Минлесхоз требует передать им особо охраняемые территории (ООПТ) лесопарка «Лебяжье» и иные поставленные на кадастр парковые территории. Мы считаем это решение суда несправедливым и будем его оспаривать. Однако это не затрагивает повседневной жизни города, его развитие. А в процессе разработки нового генерального плана мы анализируем участки совместно со специалистами Минлесхоза и будем искать решения совместно, чтобы не выводить эти участки из границ города.
— В каких направлениях по этому генплану будет развиваться Казань?
— Прежде чем приступить к проектированию нового генплана, мы с разработчиками долго обсуждали, каким должен быть город. Рассматривалось несколько концепций генерального плана — «Компактный город», «Развивающийся город», «Открытый город» и «Большой город». Каждая из этих концепций неоднократно обсуждалась с разработчиками, градостроителями и архитекторами, представителями бизнеса, специалистами по транспорту и так далее, чтобы определить направления развития города и основные задачи, которые мы ставим. Из основных задач: баланс размещения жилых территорий и мест приложения труда, развитие многофункциональных территорий, создание предпосылок для формирования разнообразных типов жилья, модернизация предприятий и частичный вынос предприятий за пределы центра города, развитие транспортной инфраструктуры с предпочтением общественного транспорта, сохранение исторической среды, развитие прибрежных территорий и рекреационных зон и другие.
«Частично Минлесхоз требует передать им особо охраняемые территории (ООПТ) лесопарка «Лебяжье» и иные поставленные на кадастр парковые территории. Мы считаем это решение суда несправедливым и будем его оспаривать». Фото Максима Платонова
Что касается районов города, которые начали активно развиваться: после присоединения новых территорий к Казани в результате принятия генерального плана в 2007 году площадь города выросла в полтора раза! Большая часть присоединенных земель находится в частной собственности, и город не может ими распоряжаться. На востоке и северо-востоке Казани, так называемой Восточной дуге, сотни гектаров принадлежат ЗАО «УК «АС Менеджмент», ХК «Ак Барс Холдинг» и другим крупным землевладельцам. Они хотят получать от этих земель прибыль, что возможно, если на них что-то построить и продать. А в развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры собственники вкладываться не стремятся. В то же время город не в состоянии обеспечить новые территории и дорогами, и социальными объектами. Чтобы, с одной стороны, дать собственникам возможность реализовать свои земли, а с другой — обеспечить интересы людей, которые на них будут жить, нам пришлось разработать механизм, которого в России больше нигде нет. Мы предлагаем такой порядок: если собственники хотят что-то построить на своей земле, они, прежде чем получить разрешение на перезонирование, должны разработать и представить согласованный с генпланом проект планировки этой территории, в котором представлен весь спектр необходимых зон: размещения жилья, приложения труда, дорожная сеть, сохраняемые зеленые пространства.
— Но собственники могут представить полноценный проект, а построить только высотные жилые корпуса. Так ведь уже не раз случалось, а потом город решал проблемы отсутствия школ, детсадов, подъездных путей...
— Теперь до перезонирования территории, до придания ей статуса, позволяющего начать строительство, мы требуем, чтобы собственники заключали договор с городом по комплексному развитию территории, затем межевали и передавали городу участки под социальные объекты и так далее в соответствии с проектом планировки. Таким образом уже невозможно будет распродать и застроить участки, которые были запланированы под школы, детские сады, инженерные объекты и дороги, как это иногда случалось раньше.
— И есть успешные примеры реализации этого механизма?
— Пока нет. Но и другого выхода у собственников нет, кроме как согласиться на это. И, кстати, с добросовестными девелоперами проблем у нас не возникает. Пилотным проектом должна стать застройка территории проекта планировки «Меридиан», принадлежащей «АС Менеджмент».
— Зато в Казани есть примеры успешной продажи под застройку земель, на которых ничего нельзя строить, например в Новой Сосновке, на Сухой Реке — в зоне посадки самолетов КАПО им. Горбунова…
— Я очень бы хотела сказать всем людям, которые планируют покупку земли под строительство или существующих зданий: не спешите. Прежде чем совершать сделку, пишите нам запрос, выясняйте, в какой зоне находится приглянувшийся вам участок, что там можно, а что никогда нельзя будет строить. Мы всегда отвечаем на запросы…
«Средства бюджета ограничены, а территории индивидуальной застройки огромны. Поэтому мы до сих пор не можем обеспечить все поселки достаточной дорожной инфраструктурой». Фото evening-kazan.ru— А как же вышло, что люди, купившие участки в Салмачах под индивидуальное строительство и после ваших ответов на запросы уверовавшие в безопасность сделки, оказались со своими домами вне закона?
— Ни один из этих участков в охранной зоне газопровода не был сформирован городом. К сожалению, эти участки были сформированы без учета границ охранной зоны до включения в границы города или поставлены на учет без согласования с городом по старым документам. Как правило, жители проверяют участки только по регистрационным и кадастровым данным. Мы призываем проверять градостроительные ограничения. Жители, которые реально обращались к нам с вопросами, а также с заявлениями по перезонированию, например, знают, насколько серьезно мы относимся к границам охранных зон и ограничениям в этих зонах.
— В безвыходном, вернее, в безвыездном положении сейчас оказались жители городских поселков с их безальтернативными узкими дорогами. Что мешает обеспечить достаточно въездов-выездов в эти поселки?
— Ответ банален: средства бюджета ограниченны, а территории индивидуальной застройки огромны. Поэтому мы до сих пор не можем обеспечить все поселки достаточной дорожной инфраструктурой.
— Получается, разгрузить трассу на Дербышки, Мамадышский тракт, въезды в город в Авиастроительном районе и другие узкие направления невозможно?
— Эти проблемы нам известны, и мы их пытаемся решить, в том числе в новом генплане. В нем будут предусмотрены коридоры для новых дорог, увеличится количество въездов на трассу М-7. Кроме того, мы, безусловно, ограничим количество нового строительства: все возможное строительство будет рассчитано и увязано с пропускной способностью новых дорог. Мы считаем, что сможем удержать ситуацию под контролем. Но надо понимать, что генплан предполагает появление 134 километров новых дорог и 15 новых развязок, которые город не сможет сразу построить. Генплан предусматривает очередность развития транспортной инфраструктуры, и в ближайшее время мы постараемся решить самые острые проблемы — в районе Салмачей, на лаишевском и зеленодольском направлениях, замкнуть Большое Казанское кольцо и т. д.
— А сроки строительства новых дорог определены?
— Пока нет.
— Действительно, сейчас на зеленодольском направлении, где трассу сравнительно недавно реконструировали, движение в часы пик затруднено. А ведь еще строится «Салават купере»… И вы, помнится, высказались против использования там альтернативного транспорта — электрички. Почему?
— Я за трамвай, а не за электричку, по ряду причин. Основная — это удобство для жителей. Интервал движения у трамвая намного меньше, чем у электрички, его не надо будет долго ждать, не нужно будет пересаживаться на разные виды транспорта, он будет доступен по цене. Электричку нам предложили сами железнодорожники, но ясно же, что интервалы между поездами будут большими, на весь «Салават купере» будет одна-единственная остановка, до которой людям надо еще как-то добираться. Кроме того, в соответствии с законодательством, железную дорогу нельзя прокладывать внутри жилого квартала. Ведь если мы рассечем жилой район железнодорожными путями, целостность его нарушится и какие-то объекты станут для жителей труднодоступными. Немаловажно и то, что санитарная зона для электрички в несколько раз шире, чем запланированный дорожный коридор. А это значит, что придется сокращать либо количество домов, либо санитарную зону, а мероприятия по ее сокращению очень затратны. Я уж не говорю о том, что придется расширять коридор для железной дороги через охраняемую природную территорию «Лебяжье»…
«Ценности как произведение архитектуры здание комбината не представляло, но было интересно, с одной стороны, как пример архитектурного стиля ушедшей эпохи». Фото Олега Тихонова
— А глобальное решение транспортной проблемы для Казани можно найти, по-вашему?
— Думаю, да. Одним из главных принципов кроме, конечно, строительства новых дорог, является сбалансированность жилых территорий и мест приложения труда. Очень часто у нас в местах проживания людей не хватает социальных объектов, ехать на работу далеко. Если при планировании сразу определять места для школ, детсадов, места приложения труда, напряженность спадет.
— Напряженность особенно ощущается в центре. Там уже и так тесно, а его все застраивают ввысь — зачем?
— Человек — странное существо. Всегда будут люди, которые стремятся жить в центре, как бы ни было трудно туда добираться, какие бы ни были сложности с парковкой. Но мы в историческом центре, особенно в районах сохранившейся исторической застройки, строить высотные здания больше не позволим — постараемся уберечь еще сохранившуюся историческую среду. Хотя должна сказать, что высотные доминанты городу нужны. На старинных гравюрах, изображающих Казань, бросаются в глаза вертикали — мечети, церкви, шпили, башенки. Если все обрезать под один уровень, город станет скучным.
— А как в этом контексте вы относитесь к сносу комбината «Здоровье», который для многих, не будучи памятником истории и культуры, являлся неотъемлемой частью той самой исторической городской среды?
— С моей точки зрения, ценности как произведение архитектуры здание комбината не представляло, но было интересно, с одной стороны, как пример архитектурного стиля ушедшей эпохи. А с другой — это вопрос социальный: у многих из нас с ним связано много воспоминаний и, конечно, хотелось бы, чтобы планы по реконструкции или нового строительства были обсуждены с горожанами и архитекторами.
— Какая из архитектурных проблем, по-вашему, сегодня в Казани стоит острее всего?
— Да полно вопросов, трудно даже определить, что важнее! Хотя, может быть, острее всего недостаточное разнообразие типов жилья для удовлетворения запросов населения всех возрастов и социальных групп. Сложновато я выразилась, но как это иначе сформулировать? Каждому человеку в разные периоды жизни, чтобы чувствовать себя счастливым, требуется разная среда. В самом центре в квартире-студии на последнем этаже высотки, в комфортном многоэтажном доме, в коттедже… У человека всегда должна быть возможность выбора места, где жить и работать, а у нас этого пока нет.
«Районы хрущевок очень удобны для жизни: комфортная этажность, плотность населения невысокая, много зелени. При этом вся инфраструктура рассчитана на определенное количество жителей. И если их сносить и заново застраивать район, потребуется создавать и новую инфраструктуру». Фото panoramio.com
— В продолжение темы о возможности выбора: что вы думаете о реновации хрущевок в Москве и возможности такой программы для Казани?
— Я сейчас изложу свою личную позицию. Это мое мнение, а не мнение чиновника. Районы хрущевок очень удобны для жизни: комфортная этажность, плотность населения невысокая, много зелени. При этом вся инфраструктура рассчитана на определенное количество жителей. И если их сносить и заново застраивать район, потребуется создавать и новую инфраструктуру. В Москве земля дорогая, и в расчете на прибыль инвестор может вложиться и в переселение из хрущевок, и в новую инфраструктуру. В Казани цена земли иная, у нас полноценный проект реновации реализовать пока невозможно. Да, хрущевки имеют определенный запас прочности, и он когда-то закончится. Но в идеале нужно делать их апгрейд, сохранив и эти зеленые дворы, и этажность, гарантирующую жителям комфорт. Такие, хотя и немногочисленные, примеры в России есть.
— Татьяна Георгиевна, есть что-то, что вы хотели бы сказать нашим читателям, а к слову пока не пришлось?
— Вы затронули сегодня очень сложную тему генерального плана города. Я хочу напомнить, что уже летом следующего года мы планируем публичные слушания, к которым прошу отнестись очень внимательно. Мы хотели бы, чтобы этот генеральный план стал не только частью административного и градостроительного управления городом, но и документом, который обеспечит комфортное проживание для всех жителей.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.