Камиль Самигуллин: «Любое выступление хазрата — это уже противодействие экстремизму»
Конференция мусульманских преподавателей в Болгаре: без Исхакова и Мухаметшина, «гражданственные» пожелания арабских профессоров и отголоски «Грозненской фетвы»
V международный форум преподавателей медресе прошел накануне в Болгаре. За отсутствующих на пленарном заседании «випов» пришлось отдуваться муфтию Камилю Самигуллину. О монологах спикеров вместо обмена мнениями, новых арабских лицах Болгарской исламской академии, отголосках «Грозненской фетвы» и интересах Татарстана — в материале корреспондента «Реального времени», побывавшего на конференции.
Ударим проповедью по экстремизму!
Накануне в Татарстане завершился V международный форум преподавателей мусульманских образовательных организаций. Площадкой для большого меджлиса, который проводится с 2012 года, впервые стала Болгарская исламская академия. «Международность» ему придавало участие профессора из известного египетского университета «Аль-Азхар» Исмаила Болбола. Остальные приехавшие педагоги представляли татарстанские медресе и вузы. Вероятно, поэтому бо́льшая часть выступлений проходила на татарском языке.
Не было на пленарной части заявленных министра образования и науки Татарстана Энгеля Фаттахова, президента БИА Камиля Исхакова, ректора академии, зампреда ДУМ РТ Рафика Мухаметшина. Как выяснилось, с утра они отказались приезжать в Спасский район, хотя еще вечером было подтверждение их участия в собрании.
Форум был заявлен как центр для обмена мнениями, обсуждения проблем в реализации учебной программы в мусульманских учебных заведениях. Однако присутствовавшие на пленарной части журналисты каких-либо дебатов и иных форм научных баттлов не заметили. Во всяком случае, во второй день были лишь спичи гостей, порой напоминающие дидактические проповеди.
Председатель Духовного управления мусульман РТ Камиль Самигуллин очередной раз выразил надежду, что в стенах БИА смогут поставить религиозное образование на высокий уровень, а мир получит новых мусульманских богословов уровня Марджани, Баруди и Фахретдина.
— У нас есть преподаватели-ученые, есть шакирды, есть материальное обеспечение, — отметил муфтий в беседе с прессой. — Остается постараться привить терпение нашим богословам, чтобы достигли международного уровня, чтобы не было нужды выезжать за границу. Сейчас у нас появилась такая возможность воспитывать ученых.
Одним из насущных вопросов, поднимаемых практически на каждой мусульманской официальной конференции, является противодействие религиозному экстремизму.
— Любое выступление хазрата — это уже противодействие экстремизму, — подчеркнул Камиль хазрат. — Есть различные методы борьбы с пагубными влияниями: иногда можно показать своим примером, говоря о любви, о пророке. Каждый урок является своеобразным противодействием экстремизму.
Vivant professores
Именно на форуме общественности впервые представили зарубежных преподавателей исламской академии.
— У нас есть список преподавателей. Уже появились постоянные ученые. Например, профессор Исмаил Болбол — доктор из «Аль-Азхара», Абдраззак Ас-Саиди, Хамдаллах Ас-Сафти и другие профессора. Многие из них находятся в Казани. Чтобы обогатить учебную программу, будут приезжать ученые из различных стран мира, отчитывать курс лекций, — сообщил муфтий, отвечая на вопрос корреспондента «Реального времени».
Причем четыре-пять человек будут находиться в Болгаре постоянно. Кроме того, сюда сюда направят профессоров из светских российских вузов, которые обучат молодых хазратов истории Отечества, татарскому языку и другим наукам.
К слову, упомянутый выше доктор исламских наук и арабской филологии Исмаил Болбол будет преподавать в академии такие дисциплины, как фикх (исламская юриспруденция), усуль-фикх (источники исламского права), хадис (изучение высказываний и действий пророка Мухаммада) и корановедение. Он уже успел познакомиться с обучающимися бакалаврами и докторантами и оценить, насколько ребята готовы к учебе и научной работе.
— Степень подготовки бакалавров я оцениваю не очень высоко, примерно на 65—70%, — неожиданно заявил профессор представителям СМИ. — Хотя, наверное, это хороший уровень для парней. Наш долг как учителей — помочь повысить этот уровень, поднять качество образования.
Корреспондент «Реального времени» напомнил ученому о бюрократической заминке, связанной с палестинским гражданством профессора и подтверждением зарубежного диплома. Оказывается, не все так критично, как выглядело изначально.
— Небольшие проблемы есть, — согласился он. — Как вы знаете, в Палестине частенько происходят военные столкновения, и привезти документы с моей родины было трудновато. Но многие сложности мы уже преодолели. Необходимые процедуры по получению рабочей визы в России и признанию диплома уже пройдены, бумаги готовы. Все остальное тоже разрешимо.
Шейх Исмаил добавил, что скоро поедет в Египет, чтобы забрать визу для работы в России в течение года, и признался, что хочет остаться здесь надолго.
— Я уже успел здесь полюбить этот край, прекрасные места и замечательный народ! — расчувствовался он.
— Может быть, в таком случае российское гражданство оформите? — предложил наш журналист.
— Иншаллах (если на то будет воля Аллаха), я всегда готов, — с загадочной улыбкой ответил собеседник.
Другой иностранец, Абдраззак Ас-Саиди, уже несколько месяцев живет в Болгаре. Этот потомок пророка Мухаммада помогал Исхакову и Мухаметшину наладить учебный процесс в alma mater будущих алимов. К слову, ранее ректор БИА подтвердил «Реальному времени», что Ас-Саиди оформляет гражданство РФ.
Интересы республики
Проректор по учебной работе академии Саид (Дамир) Шагавиев в своем выступлении обратил внимание на вопросы формирования общих фетв и коллективные заявления исламских ученых. Так, в 2004 году была вынесена Амманская декларация, в которой мусульманские богословы ответили на три вопроса: 1) кто такой мусульманин? 2) разрешается ли выносить такфир (обвинять в неверии)? 3) кто имеет право издавать фетвы (религиозные резолюции)?
Вспомнил он и конференцию в Грозном в 2016 году, когда была принята пресловутая «Грозненская фетва», вызвавшая неоднозначную реакцию в мусульманском обществе и даже чуть ли не поссорившая духовные управления. Напомним, тогда татарстанский муфтият согласился с выводами, вынесенными в столице Чечни.
— Столько было шума и скандала из-за фетвы, — посетовал Саид хазрат. — Достаточно прочитать решения конференции на арабском языке: то, что ушло «в мир», вообще никакой проблемы не должно вызывать. Но сколько фитны (смуты) было сделано из-за нее. Амманская декларация и «Грозненская фетва» посвящены разным вещам, и сравнивать их не нужно.
Начальник управления по взаимодействию с религиозными объединениями департамента президента РТ по внутренней политике Марат Хисамеев передал салям от руководителя аппарата главы республики Асгата Сафарова. Чиновник в своей речи подчеркнул, что региональные власти создают все условия, чтобы хазраты ни в чем не нуждались.
— На вас лежит большая ответственность по воспитанию элиты мусульманской уммы, которая нуждается в религиозных знаниях, — обратился Марат Рамилевич к собравшимся. — Республика заинтересована в стабильности уммы и противодействии тем радикальным течениям, которые пытаются попасть в регион. Здесь мы видим вас как союзников, чтобы через ваши знания ученики понимали правильный смысл Корана и того учения, который нам оставил пророк.
По словам спикера, Болгарская исламская академия является центром, который должен заметно развить религиозное образование нашей страны.
В рамках встречи Камиль Самигуллин вручил дипломы и именные стипендии лучшим студентам медресе и отметил лучших преподавателей исламских учебных заведений Татарстана.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.