Галина Ахмерова: «Я люблю говорить: они не твои сотрудники — они твоя команда!»
Эксперт рынка труда — о главной HR-стратегии работодателей
После всех потрясений на рынке труда российские работодатели сменили курс HR-стратегии, и теперь главное для них — не подбор новых кадров, а удержание коллектива. Бизнес сосредоточился на повышении эффективности уже сложившихся команд. Стратегическая работа с командой является основой устойчивости бизнеса, убеждена основатель фонда развития доступности современного образования «Дарвин» и создатель платформы Round Галина Ахмерова. В очередной авторской колонке для «Реального времени» эксперт рассуждает на тему, почему победят не продукты, а команды.
«Мало кто понимает реальную роль директора по персоналу»
Вопрос привлечения и удержания сотрудников стоит сейчас на повестке у каждой организации от маленького стартапа до крупной корпорации как в коммерческом секторе, так и в государственных и муниципальных структурах.
Руководителям по работе с персоналом приходится нелегко. С одной стороны, от них требуют быстрого закрытия вакансий с максимальным соответствием кандидатов, с другой стороны, ждут роста и удержания существующих сотрудников.
При этом далеко не каждый руководитель организации дает реальные инструменты для достижения запрашиваемых целей. Мало кто понимает сейчас реальную роль и функцию директора по персоналу. Хорошо, если вообще такая функция существует, а не просто является обязанностью кадровой службы. В большинстве компаний эта служба так и остается вспомогательной, а не ведущей и участвующей в стратегии компании. Лозунг «Успех компании зависит от команды» остается лишь лозунгом.
Общаясь с компаниями разных размеров, разных сегментов экономики, я часто слышу: «Зачем все эти танцы с бубнами? Уйдут одни, придут другие. У нас почти нулевая безработица в стране». И дают на основе этого нереальные задачи отделам по работе с персоналом.
Руководители нередко рассуждают так: «Меня вот никто не мотивирует, и я отлично работаю». Но ведь для руководителей обучение — это в первую очередь необходимость, чтобы соответствовать задачам. Сотрудники могут иметь иные мотивации.
«Принесите рассчитанный бизнес-эффект от всех этих ваших тимбилдингов. Мы платим вовремя зарплату, и это наша основная задача. Как все эти ваши развлечения-шуточки помогут производительности? Только отвлекают от работы».
Все это происходит на фоне очень активного обсуждения в профильных чатах HR-сообществ, где специалисты отрасли, изощряясь, обращаются к самым хитрым идеям, чтобы хоть как-то закрывать задачи руководства.
Почему семейные бизнесы лучше переживают внешние кризисы
Работа с кадрами сегодня — это сложная наука и комплекс мероприятий.
Я люблю говорить: они не твои сотрудники — они твоя команда!
А команда ― это группа лиц, объединенная общими мотивами, интересами, идеалами, действующая сообща. Участники команды объединены поддержкой друг друга и несут коллективную ответственность за результат деятельности всей команды.
На своем опыте 20-летней работы как в небольших командах, так и в крупной компании, я поняла: нет ничего сложнее, чем создание химии между людьми. Ее невозможно оцифровать в прямых формулах, приходится обращаться к опыту и статистике тех, кто уже прошел этот путь. В компаниях с высоким уровнем вовлеченности показатель лояльности клиентов выше на 10%, а уровень качества продукции на 41%. Вовлеченные сотрудники добиваются лучших результатов в бизнесе независимо от отрасли, размера компании и экономической обстановки.
Сейчас особенно остро чувствуется конфликт запросов руководства и возможностей сотрудников: кадровый голод, вызванный демографической ямой, а также ускорившиеся турбулентные процессы в экономике и мире.
А когда штормит, устойчивость можно искать только внутри, снаружи ее нет и долго не будет. Внутри — это про команду.
Есть подтвержденные данные, что семейные бизнесы переживают внешние кризисы гораздо благополучнее и устойчивее. А почему?
Они изначально создаются на прочных связях и общих ценностях.
Работа с командой как основа устойчивости бизнеса
Согласно исследованию PwC частного и семейного бизнеса (Global Family Business Survey 2018), семейные компании должны максимально придерживаться своего конкурентного преимущества, основой которой является устойчивая культура, ориентированная на ценности.
Примечательно, что в исследовании за 2018 год демонстрируется связь между ценностями, которые лежат в основе стратегического планирования, и очевидными перспективами роста. 75% семейных компаний считают, что более прочная культура и транслирование ценностей дают им преимущество перед другими компаниями.
Поэтому сейчас стратегическая работа с командой является основой устойчивости бизнеса. Победят не продукты, а команды. Создание HR-бренда, корпоративная культура станут не просто модными трендами, а жизненной необходимостью. И это сложная кропотливая работа, это не просто заказ модного ролика нескольким блогерам или участие в премиях и рейтингах.
Если руководитель не осознает, зачем заботиться о своих сотрудниках и любить их, никакие красивые баннеры на стенах и чай с печеньками не помогут.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».