Новости раздела

Шнитке встретился с Шостаковичем

В Казани завершился фестиваль современной музыки «Конкордия»

В ГБКЗ им. Салиха Сайдашева прошел заключительный концерт Международного фестиваля современной музыки имени Софии Губайдулиной «Конкордия». В финальном концерте этого года прозвучали сочинения Альфреда Шнитке и Дмитрия Шостаковича. Подробности — в материале «Реального времени».

Вторая премьера

В программе заключительного концерта Международного фестиваля современной музыки им. Софии Губайдулиной «Конкордия» Государственный симфонический оркестр РТ исполнил двух титанов прошлого века — Дмитрия Шостаковича и Альфреда Шнитке, таким образом словно указав путь, по которому развивалась музыка в стране. Опять-таки стоит вспомнить и Софию Губайдулину, чье имя носит фестиваль. И Шостакович, и Шнитке — это ее музыкальная среда.

Первое отделение концерта было отдано музыке Альфреда Шнитке, прозвучал его первый концерт для виолончели с оркестром. Солировал Александр Князев, которого называют одним из самых харизматичных виолончелистов современности. Свой концерт Шнитке, написавший это произведение в 1986 году, посвятил Наталье Гутман, перед талантом которой он преклонялся. Гутман и стала первой исполнительницей этого концерта. Ей же композитор посвятил сонату для виолончели и фортепиано.

Князев признался, что концерт Шнитке исполняет лишь во второй раз, то есть выступление с ГСО РТ и Александром Сладковским можно зачесть виолончелисту за вторую премьеру. Хотя сотрудничество с маэстро Сладковским, который умеет приглашать неординарных солистов, и с татарстанским оркестром для виолончелиста уже стало традиционным.

Александр Князев — лауреат многих престижных конкурсов, он окончил Московскую консерваторию как виолончелист и консерваторию в Нижнем Новгороде как органист. Он выступает с топовыми оркестрами и дирижерами. Приезд такого виолончелиста на фестиваль «Конкордия» говорит о статусе татарстанского феста.

Концерт для виолончели с оркестром Альфреда Шнитке в трактовке Александра Сладковского и Александра Князева — размышления человека о почти что трагической безысходности. Смятение, грусть, ностальгия на грани отчаяния, пронзительная партия виолончели в первой части и отсутствие смирения и надежды в финале. Это сочинение Альфреда Шнитке наполнено сложной философией, оно будоражит, оно все — квинтэссенция непримиримости с действительностью и устремление туда, в высшие небесные сферы, где нет печали.

Одна из пятнадцати

Второе отделение финального фестивального концерта было отдано Шостаковичу, прозвучала его двенадцатая симфония «1917 год». Надо отметить, что у Александра Сладковского особое отношение к творчеству Дмитрия Дмитриевича. Возможно, сказываются петербургские корни (Сладковский учился дирижированию в консерватории Санкт-Петербурга), возможно, здесь просто человеческая и художественная «химия», но Шостаковича ГСО РТ исполняет часто.

Совсем недавно завершился беспрецедентный труд — по инициативе главного дирижера и художественного руководителя татарстанский оркестр записал на фирме «Мелодия» все пятнадцать симфоний Шостаковича и его концерты. Диски этой осенью были презентованы и в Казани, и в одном из самых престижных для музыкантов мест — в Большом зале Московской государственной консерватории. Если учесть, что Дмитрий Шостакович принимал деятельное участие при создании симфонического оркестра в Казани, круг замыкается. Шостакович для ГСО РТ — один из главных композиторов.

Двенадцатая симфония Шостаковича для Сладковского — повод для размышлений и отнюдь не дань революционному прошлому. Маэстро далеко не линеен и не идет по линии наименьшего сопротивления. Он словно анализирует историю, видит те бездны, в которые проваливалась страна после Октябрьского переворота.

И хотя мы слышим отголоски революционной песни «Смело, товарищи, в ногу», хотя мы знаем название симфонии, Шостакович не тот композитор, чтобы писать конъюнктуру. И Александр Сладковский, хорошо прочувствовав подтексты симфонии, доносит это до слушателя.

Международный фестиваль современной музыки «Конкордия» в этом году представил слушателям практически полный срез современной музыки — от тех композиторов, что считались завзятыми авангардистами, но теперь уже стали классиками, до авторов, которые формируют музыкальную культуру нынешнего века. Просветительская и художественная миссии удались.

Татьяна Мамаева, фото vk.com
ОбществоКультура

Новости партнеров