Новости раздела

Выйти из тени: оформить лицензию частные образовательные центры заставят субсидиями

Из-за высоких требований к помещениям и персоналу детские кружки и школы маскируются под досуговые учреждения

Выйти из тени хотели бы предприниматели, работающие в сфере дополнительного образования детей, но не могут. Директор сети клубов робототехники «Технокласс» Виктория Токарева на Совете по предпринимательству пожаловалась Рустаму Минниханову на слишком жесткие требования, которые предъявляют контролирующие органы к частным образовательным центрам. В результате организациям приходится работать под прикрытием — изображать, что они осуществляют культурно-досуговую деятельность или присмотр и уход. В департаменте по надзору в сфере образования при Минобразе Татарстана заявляют, что препоны выставляются не с их стороны, но соглашаются, что процедура сложновата и многое надо изменить. Подробнее руководитель департамента Гульнара Габдрахманова рассказала в интервью «Реальному времени».

Кружок или школа: найти отличия

— Гульнара Закариевна, дополнительное образование детей сейчас популярный вид бизнеса, открываются школы робототехники, программирования, скорочтения, иностранных языков — им нужна лицензия или нет?

— Учреждения, которые осуществляют только культурно-досуговую деятельность, куда мы приводим детей для того, чтобы они смогли провести там свободное время, не лицензируются. Например, английский для детей может быть кружком, куда ребенка сегодня привели, там с ним поиграли, выучили пару слов, завтра не привели, а через некоторое время снова вернулись. То есть у них нет ни расписания, ни образовательной программы, ни измерителей, по которым они определяют успеваемость ребенка. Но это может быть и образовательное учреждение, когда четко установлено, что ребенка к ним приводят в 3 года, в 4 года он будет знать это, а в 5 лет — вот это. У них есть расписание, педагоги. В этом случае мы имеем дело с учреждением дополнительного образования, и оно должно лицензироваться.

— Сколько учреждений имеют лицензию, а сколько ведут свою деятельность под маской «культурно-досугового учреждения»?

— В 2015 году лицензированных учреждений было 437, в 2016-м — 450, в 2017-м — 467. Но множество учреждений, которые позиционируются как культурно-досуговые, например, ментальная арифметика, которая сегодня рекламируется в Казани, тоже не имеют лицензии, хотя по нашим данным образовательную деятельность ведут. То есть работают в незаконных рамках, не лицензируются, соответственно, они нам не подконтрольны.

«Например, английский для детей может быть кружком, куда ребенка сегодня привели, там с ним поиграли, выучили пару слов, завтра не привели, а через некоторое время снова вернулись. <>Но это может быть и образовательное учреждение, когда четко установлено, что ребенка к ним приводят в 3 года, в 4 года он будет знать это, а в 5 лет — вот это». Фото mcaricino.ru

«По требованиям действительно необходимо три туалета, нужна огромная лестница, два запасных выхода…»

— Значит, это им выгоднее?

— Да, такой вариант для предпринимателя выгодней, потому что в этом случае им не нужно ни положительного заключения Госпожнадзора, Санэпиднадзора и других документов, необходимых для лицензирования. Другой вопрос в том, что требования, которые ставятся как к большой организации дополнительного образования, так и к маленьким учреждениям индивидуальных предпринимателей — едины. И в данном случае предпринимателей можно понять, потому что по требованиям действительно необходимы три туалета, нужна огромная лестница, два запасных выхода…

— И недавно на Совете по предпринимательству была как раз жалоба на порой невыполнимые условия от руководителя школы робототехники…

— Да, и Рустам Минниханов дал поручение, чтобы мы обратились в федеральные органы для изменения таких строгих требований в отношении частных предпринимателей. Я думаю, что работа будет проведена и какие-то послабления они получат. Но, с другой стороны, родители, отдавая ребенка в учреждение, у которого нет лицензии, должны задуматься, насколько безопасно будет ребенку там. Соответственно, когда они отдают ребенка, они обязательно должны посмотреть, кто является учредителем, какие педагоги там работают, есть ли у них справка об отсутствии судимости, прошли ли они медосмотр, и выяснить общественное мнение — что говорят об этом учреждении и как давно оно работает.

— И много ли ЧП, несчастных случаев происходят в детских центрах, которые без лицензии работают?

— Пока таких случаев в учреждениях культурно-досуговой деятельности не зафиксировано. У нас было два факта в частных детсадах, осуществляющих присмотр и уход. Один раз ребенок подавился мелкой деталью, а во втором случае упал. Это было в прошлом году в Набережных Челнах и Нижнекамске.

«Раз они не получают лицензию, то мы отследить их не можем»

— Частным детским садам нужна лицензия?

— Если это частные детсады, например, неполного дня, то это категория «присмотр и уход», которая не подлежит лицензированию. Но у нас есть большие детсады, которые сразу получили лицензию — это «Бала сити», «Созвездие», «Сказочный», которые располагаются на первых этажах жилых домов, мы их практически сразу же пролицензировали. Мы стараемся пойти им навстречу, потому что они в основном выполняют все требования, и когда дело остается за мелочами, мы идем им навстречу.

— А сколько у нас учреждений, которые под видом культурно-досуговых работают, чтобы не получать лицензию?

— К сожалению, мы таких данных не имеем, и на сегодняшний день ни у кого нет базы учреждений клубно-досуговой деятельности по Татарстану, потому что, раз они не получают лицензию, отследить мы их не можем. Если к нам поступят обращения от граждан, то мы выедем и внесем такое учреждение в свой реестр как культурно-досуговый центр, либо составим протокол за то, что они ведут образовательную деятельность без лицензии. Весной мы сами выезжали по городам Татарстан вместе с прокуратурой и узнавали, где такие учреждения есть. Некоторые остались и работают как культурно-досуговые центры, а некоторых мы заставляли лицензироваться, и они лицензировались.

За лицензией заманят субсидиями

— Лицензию получить настолько сложно? Каков процесс?

— Сложный процесс для получения положительного заключения Роспотребнадзора и Госпожнадзора, а сама процедура получения лицензии несложная, она упрощена до максимума, могут даже в электронным виде заявиться, предоставив пакет документов. Первый документ — это заключение Роспотребнадзора, там требования к помещению прописываются. Второе — это заключение МЧС, и там прописываются все требования по пожарной безопасности. Третий документ на здание или помещение, четвертый — на землю. Еще нужна выписка из налоговой. Мы эти документы проверяем, после этого формируется приказ на проведение проверки, специалисты выезжают на объект и убеждаются, что все, что прописано в документах, есть.

«Сложный процесс для получения положительного заключения Роспотребнадзора и Госпожнадзора, а сама процедура получения лицензии несложная, она упрощена до максимума, могут даже в электронным виде заявиться, предоставив пакет документов». Фото aleysk22.su

— Бывает, что несмотря на наличие разрешительных документов, в лицензии отказывают?

— Таких случаев много, но мы заинтересованы в том, чтобы учреждение получило лицензию, тогда оно будет под контролем. Мелкие нарушения мы даем возможность исправить, а потом лицензируем.

— Какие-то плюсы для предпринимателя в наличии лицензии есть, кроме того, что он может пообещать своим клиентам возврат подоходного налога?

— Сейчас идет обсуждение того, что эти учреждения, как и частные детсады, смогут получить субсидию со стороны государства. Это предложение Министерством образования России рассматривалось, и, думаю, что в ближайшее время мы получим результат.

Дарья Турцева
ОбществоОбразование

Новости партнеров