Новости раздела

«Татспиртпром» не долил водки за рубеж

Крупнейшего российского производителя «сорокаградусной» не оказалось в числе лидеров по экспорту

Несмотря на то, что «Татспиртпром» наращивает объемы экспорта водки, до лидеров ему еще очень далеко. Эксперты уверены, что пока татарстанская компания не может зарабатывать на зарубежных продажах, а должна вкладывать огромные деньги, получаемые на внутреннем рынке, в продвижение на рынках иностранных. Но даже большие вложения не гарантируют успех.

Крупнейшего производителя водки — «Татспиртпрома» не оказалось в числе ее крупнейших экспортеров

Центр исследований федерального и регионального рынков алкоголя подготовил очередной отчет о состоянии отрасли. Согласно его данным, объем экспорта российской водки и ликеро-водочных изделий в прошлом году вырос на 14% по сравнению с 2015-м и составил 49 млн л, говорится в отчете ЦИФФРА. Гендиректор ЦИФФРА Вадим Дробиз замечает, что экспорт водки вырос вместе с ее производством в стране в целом (рост составил 16%).

Показатели крупнейших экспортеров, по данным ЦИФФРА, приводят «Известия». Больше всего на экспорте водки и ликеро-водочных изделий в прошлом году заработали «Русский стандарт» (10 млрд рублей), «Парламент» (7 млрд рублей), Мариинский ликеро-водочный завод (производит водку Beluga, 3,7 млрд рублей) и московский завод «Кристалл» (1,8 млрд рублей).

Однако в этом списке не оказалось крупнейшего производителя водки в стране — «Татспиртпрома».

Вадим Дробиз: «Экспорт — это самая дорогая операция. Чтобы твою водку там купили, надо убедить потребителя». Фото градус-0.рф

«Татспиртпром» отстает на порядок

По данным самого «Татспиртпрома», компания входит в десятку крупнейших экспортеров алкогольной продукции в РФ. И отгрузки по сравнению с 2015 годом выросли на 48%. Однако абсолютные показатели очень далеки до лидеров. Как сообщили «Реальному времени» в пресс-службе компании, в 2016 году на экспорт отгружено 830 тыс. литров на 94 млн рублей, тогда как лидеры исчисляют выручку от поставок за границу миллиардами рублей.

Доля экспорта в продажах «Татспиртпрома» составила в 2016 году менее одного процента (всего ТСП было произведено 12,4 млн декалитров алкогольной продукции, в том числе 11,5 млн декалитров водки).

— «Татспиртпром» только начинает экспорт развивать, — считает Вадим Дробиз, генеральный директор ЦИФРРА. — У нас есть в России одна единственная экспортно ориентированная компания — «Русский стандарт». 60% своей водки она отправляет на экспорт, и обогнать ее сейчас в принципе невозможно никому. Экспорт — это самая дорогая операция. Чтобы твою водку там купили, надо убедить потребителя. Сотни миллионов долларов потратил Рустам Тарико на рекламу, чтобы его водка стала популярной на Западе. Для экспорта нужны большие деньги и время. Сейчас «Татспиртпрому» еще предстоит тратить и тратить на продвижение своей водки в других странах.

Дворкович как главный промоутер татарстанской водки или экспорт за счет внутренних продаж?

О том, сколько денег тратится на продвижение продукции «Татспиртпрома» за рубежом, в компании предпочитают не говорить. В пресс-службе уверяют, что «в качестве основного способа поиска партнеров за рубежом используется участие в крупных профильных выставках», и в пример приводят сентябрьскую Международную выставку в Салониках, где российский вице-премьер Аркадий Дворкович поил татарстанской водкой греческого премьера Алексиса Ципраса.

Однако деньги на продвижение все-таки тратятся, и, видимо, не малые. Так год назад всплыл тендер на промоакции с дегустацией в Германии. Сумма заказа оценивалась в 1,7 млн рублей.

Тем не менее Дробиз уверен, что компания движется в нужном направлении, хотя экспорт, по его мнению, не только не приносит ТСП доходы, но и все продвижение продукции держится за счет доходов от внутренних продаж.

— Это длинная программа «Татспиртпрома», которую они, молодцы, начали и развивают, — рассказывает директор ЦИФФРА. — У компании есть возможность для этого. Если ты развиваешь экспортное направление, у тебя для этого должна быть возможность его финансирования. Деньги, и неплохие деньги они зарабатывают на внутреннем рынке, и на эти деньги могут развивать экспортное направление.

«Татспиртпром» идет по проторенным дорогам

Сейчас продукцию «Татспиртпрома» берут Абхазия, Азербайджан, Армения, Германия, Грузия, Казахстан, Китай, Корея, Украина, Перу, Киргизия, Туркменистан, Латвия. В течение ближайших трех лет ТСП ставит цель достичь 1 миллиона декалитров экспорта в год. В начале 2017 года заключен первый контракт на поставку в США, рассматриваются поставки еще в ряд стран.

Фактически ТСП, видимо, выбрал те страны, где дорожку уже протоптали другие производители. По данным ЦИФФРА, больше всего водки продается в Германии (6,9 млн л за 2016 год), Украине (6,4 млн л), Великобритании (3,5 млн л), США (2,5 млн л), Латвии (1,7 млн л) и Таджикистане (1,1 млн л). При этом в 2016 году зафиксирован прирост экспорта в США — на 178 тыс. л за месяц, Латвии — на 59,8 тыс., Болгарии — на 47,4 тыс. л, Германии — на 43,7 тыс. л. Однако сократились поставки в Соединенное Королевство и Украину.

Однако даже в этих странах, по мнению Дробиза, русскую водку никто не ждет. Он считает, что продвижению российской продукции за рубежом мешает не только местная культура потребления алкогольных напитков, отличная от русской, но и имидж России как агрессора, который создается СМИ в некоторых странах.

— Потребитель нашей водки в мире делится на несколько групп, — говорит Дробиз. — Первая — наши бывшие соотечественники. Этот рынок огромен, из России в дальнее зарубежье за последние 20 лет уехали жить 5 миллионов человек. Есть бывшие россияне давних эмиграций. Есть местное население, которое прекрасно себя чувствует, употребляя местную национальную продукцию. Водку тоже производят в каждой стране мира. Лучше говорить о том, с кем выгодно и с кем не выгодно работать маржинально. Выгодно работать с дальним зарубежьем. Там продается алкогольная продукция гораздо дороже. Дальше — страны СНГ, бывшая территория Советского Союза. Но там своей водкой все завалено, и у них водка ничуть не хуже. Был хороший рынок водки — украинский. Мы его потеряли. В Казахстане наша водка прилично представлена, причем недешевая. Везде есть. Но нужно все равно работать и разрабатывать эти рынки. Каждая из стран должна определиться, где она будет работать. Но везде все безумно дорого. Особенно дальнее зарубежье. Отвезти туда контейнер можно, но чтобы это продалось — это очень дорого.

Дмитрий Семягин
АналитикаПромышленностьЭкономикаБюджет

Новости партнеров