Новости раздела

Лейсан Хазиева: «Говорят — татары такое не носили, но мы не можем просто копировать»

Известный дизайнер татарской этнической одежды — о проблемах текстильщиков, изменениях рынка и своей аудитории

Лейсан Хазиева: «Говорят — татары такое не носили, но мы не можем просто копировать»
Фото: Мария Зверева

В выходные в Казани прошел фестиваль татарской городской культуры «Печән базары», который называют главным событием в мире татарского дизайна. Гости могли познакомиться с лучшими образцами этнической одежды и их создателями. Среди них была и татарский модельер Лейсан Хазиева, которую по праву считают родоначальницей моды на современные текстильные изделия с татарским национальным орнаментом. В интервью «Реальному времени» дизайнер рассказала, сколько стоит начать свой бизнес в сфере пошива национальной одежды, как изменилась ситуация на рынке и где находит своего покупателя.

«У меня до сих пор хранится платье, которому уже 100 лет»

— Лейсан, вы одной из первых дизайнеров в Татарстане решили создавать современную одежду с национальным орнаментом. Как все начиналось?

— В этом году исполняется 20 лет моей творческой и предпринимательской деятельности. В 2004 году я открыла первое ателье, затем начала шить и коллекции с татарскими узорами.

Родом я из Казани, шила сколько себя помню. Первый раз взяла иглу в руки еще в детском саду. В младших классах шила одежду для своих кукол, дальше обшивала своих племянников и уже в шестом классе сшила свое первое изделие для взрослой женщины. Помню, она заказала платье из бархата, а это очень сложный материал. Я справилась. Думаю, талант я переняла от мамы, ее бабушка была лучшей портнихой в деревне. У меня до сих пор хранится платье, которое сшила прабабушка, ему уже 100 лет.

Лейсан Хазиева: «У меня до сих пор хранится платье, которое сшила прабабушка, ему уже 100 лет». Мария Зверева / realnoevremya.ru

— Когда в вашей одежде появился татарский колорит?

— Это был следующий виток моей деятельности. Началось все с первого показа мусульманской моды, который организовывали в Казани. Отец предложил пригласительный билет на это мероприятие. Я согласилась, а потом подумала, что мне нужно не просто наблюдать за процессом, а самой в нем участвовать. Я позвонила организаторам и предложила показать свою детскую коллекцию в национальном стиле. Правда в ней было всего четыре изделия, но меня это не останавливало.

До этого я закончила курсы золотошвейки в Национальном музее, на которые попала чисто случайно: просто увидела объявление во время одного из посещений и решила отучиться. Как раз эти умения я применила в создании национальной детской коллекции. Моделями на моем показе были дочь и двухлетний сын. Сразу после показа ко мне подошли журналисты ТНВ. Можно сказать, что с их легкой руки меня стали узнавать. С тех пор у меня дружба с каналом, которая продолжается по сей день. Именно здесь я попробовала себя в роли ведущей рубрики, учила зрителей своими руками создавать красоту в национальном стиле.

Лейсан Хазиева: «Сейчас я могу себе позволить работать только с теми, с кем налажен тесный контакт, с теми, кто мне доверяет». Мария Зверева / realnoevremya.ru

«У каждого платья есть своя аура»

— Вы одеваете многих звезд татарской эстрады, как проходит процесс создания нового образа, какие капризы приходится выполнять?

— Со многими звездами я дружу много лет. Мы понимаем друг друга без слов. Меня просто спрашивают: «Как ты меня видишь?», и начинается творчество. Сейчас я могу себе позволить работать только с теми, с кем налажен тесный контакт, с теми, кто мне доверяет. Если человек приходит и начинает капризничать, я стараюсь найти причину, чтобы отказаться от работы с ним. Я не раз обжигалась на этом. Даже по тому, как открывается дверь и как входит человек, я могу понять, буду я с ним работать или нет. Бывает и такое, что человек придирается для того, чтобы снизить цену. В таком случае я просто забираю наряд себе.

Был один такой случай. Мы шили платье, оно получилось очень дорогое. Но дороговизна была согласована с заказчицей. Платье было расшито красивой вышивкой, камнями, бисером. Женщина на каждой примерке высказывалась о том, что ей все очень нравится, потом забрала платье и вдруг этой же ночью начала звонить и плакать, что у нее нет столько денег, и что цвет ей не нравится, в общем все не так. А завтра у нее юбилей. Я предложила забрать платье. В итоге мы так и сделали. Позже я подарила его, чтобы не держать у себя. У каждого платья есть своя аура.

— Насколько изменились цены на создание дизайнерского платья в последние годы?

— Минимальная стоимость платья с вышивкой — 50 тысяч рублей. Самое дорогое мое платье стоило около 300 тысяч. Цены очень ощутимо возросли в первую очередь на ткань. С доставкой проблем не возникает. Я приобретаю материал из московских магазинов, часто закупаюсь в Стамбуле. Но стоимость тканей взлетела в два с половиной, а то и в три раза. То есть если несколько лет назад я могла купить хороший отрез ткани за одну тысячу рублей, то сейчас за тот же отрез придется выложить все три. Сейчас приходится более рационально подходить к использованию тканей. Раньше я не боялась отрезать лишнего и, если что, докупить новый кусок за свой счет, сейчас ситуация изменилась. Теперь к ткани относишься с большей осторожностью. Поэтому я предпочитаю шить макет платья из более дешевого материала, чтобы не допускать ошибок.

Подорожало все. В том числе и фурнитура. Даже мелочи для декора, которые можно было купить за копейки, взлетели в цене. Мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда к нам обращаются коллективы, народники — это просто боль какая-то. Коллективам выдают гранты от государства на пошив костюмов. Поделив сумму на всех, выходит, что на один костюм с ног до головы, с тканями, пошивом, со всем декором, остается 10 тысяч. Но на эту сумму хороший костюм не сошьешь — это невозможно. Получается скромный вариант, который может не понравиться заказчикам. Но нужно понимать соотношение денег и потраченных усилий.

«Думаем развивать бизнес в нише масс-маркета»

— Сохранилось ли отечественное производство тканей и фурнитуры?

— С производством тканей у нас очень сложно, тем более тех, которые подходят для пошива одежды. Комплектующие для декора тоже не изготавливаются, все везут из Китая. Логистика стала очень дорогой. Такая же ситуация со швейными машинками. Мы стараемся их обновлять, предпочитаем японские. Поставки есть, но уже по другой цене. Швейное оборудование, как и ткани, подорожало минимум в два раза. Последняя закупка в прошлом году обошлась нам более, чем в 240 тысяч рублей, раньше мы не потратили бы на это и 100 тысяч.

Я сейчас как раз в процессе апробации новых направлений. Я больше не хочу индивидуального пошива, я хочу магазин. Речь пока идет об онлайн-магазинах под брендом Лейсан Хазиевой. Сама непосредственно я не занимаюсь их развитием, но с большим интересом слежу. Здесь представлена современная одежда, она подходит для широкого потребителя. Мы пробуем предлагать и изделия, на которых есть татарская вышивка, и те, которые совсем не имеют национального оттенка и могут восприниматься как обычная качественная одежда.

Кроме того, я сейчас рассматриваю направление одежды плюс сайз. Мы запускаем производство. Думаю, это может стать перспективным, так как одежду до 48 размера люди могут найти в любом магазине, а большие размеры — нет. Я испытываю все на себе.

Лейсан Хазиева: «Пока на улицах в обычный день не встретить много людей с национальной атрибутикой». Мария Зверева / realnoevremya.ru

В целом мы сейчас думаем развивать бизнес в нише масс-маркета. Пока изучаем рынок. Проблем достаточно. В Казани аренда торговых точек очень дорогая. В более или менее приличных местах аренда стоит от 100 тысяч рублей в месяц. Поэтому обдумываем вариант открытия своих магазинов в других регионах. К примеру, мы недавно были во Владикавказе, поразились тому, какие красивые улочки и районы есть, насколько много людей красиво, по-европейски одетых. Кстати, и аренда у них не такая дорогая, как у нас.

В Казани наш рынок перенасыщен, конкуренция большая. Сейчас она возрастает и в пошиве одежды с национальным колоритом. Но такая одежда все равно не может выйти на широкое потребление. Национальная одежда — это практически всегда ручная работа, а значит это дорогая одежда. По этой причине для многих она остается недоступной. Но я считаю, что выходить в широкие массы с одеждой, содержащей национальный колорит, все равно надо. Для того, чтобы мы не потеряли самих себя. Сейчас многое делается для популяризации такой одежды, но тем не менее пока на улицах в обычный день не встретить много людей с национальной атрибутикой. Только если это не специальное мероприятие типа «Печэн базары» или Сабантуй.

«Мы не можем просто копировать то, что было столетия назад»

— И все же желающих начать свое дизайнерское дело немало. Какой начальный капитал потребуется?

— Если подойти серьезно, то на старте необходимо иметь около 500 тысяч рублей. В этом могут помочь государственные гранты, но ты должен доказать уникальность и значимость своих изделий. А у нас, к сожалению, любят топить друг друга. Часто при обсуждении национальной одежды или аксессуаров историки начинают говорить, что это неправильно, что в реальности татары такое не носили. Но мы же не можем просто копировать то, что было столетия назад. Мир меняется, мода меняется. А вот правильно, красиво и уместно стилизовать исторические костюмы мы можем. Такие изделия уже не будут копировать исторически верную форму и это нормально.

Лейсан Хазиева: «Можно начать дело, имея в арсенале всего одну швейную машинку». Мария Зверева / realnoevremya.ru

С другой стороны, можно начать дело, имея в арсенале всего одну швейную машинку. Но тут встает главный вопрос — как найти покупателя. Нужно подумать, как ты будешь продавать свой товар — это очень сложно. Тем более, когда дело касается одежды. То цвет не тот, то фасон не тот, то вышивка не угодила. Как в кино: «А у вас нет такого же халатика только с перламутровыми пуговицами?»

— Получается, дизайнерам, создающим одежду с национальной символикой, нужны площадки для реализации своих товаров? В Татарстане такие есть?

— Таких площадок объективно мало. Есть точки на территории Кремля и Татарской слободы, но это больше сувенирная продукция. Есть различные маркеты, где предлагаются дизайнерские вещи. За участие в них надо вносить плату. Но никто не гарантирует, что придет большое количество людей и, тем более, что твой товар купят.

Есть ярмарки, но они проводятся только по определенным датам и здесь тоже вероятность продать изделие невелика. В этом плане лучше всего работают тематические фестивали, когда человек целенаправленно приходит, чтобы что-то себе купить. Речь идет в первую очередь о фестивале «Печэн базары». Тут всегда очень большой поток людей. В этом году я буду участвовать в первый раз — это для меня тоже некий вызов.

Что касается постоянной площадки, то такой в Казани на сегодня нет. Но мы знаем, что оно появится в скором будущем. Я имею в виду ЦУМ, который сейчас переделывают в Центр ремесел по указанию раиса РТ Рустама Минниханова. Это место было бы подспорьем для тех, кто продвигает национальное творчество. Однако и здесь пока не совсем ясно на каких условиях будут предоставляться места. Остается надеяться на правильную организацию.

Миляуша Кашафутдинова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультураИстория Татарстан

Новости партнеров