Новости раздела

«Долгое время речное хозяйство находилось в забвении и только сейчас начинает возрождаться»

Речной техникум 2.0: казанским водникам построят здание, а учиться будут приезжать из Туниса

Казанский речной техникум, который несколько лет назад слился с Волжским государственным университетом водного транспорта и стал его филиалом в Казани, переживает второе рождение. Вузу утвердили реконструкцию здания и строительство общежития — работы планируют начать в 2019 году. В интервью «Реальному времени» директор заведения Ильяс Салахов рассказал о планах по приему иностранных абитуриентов и перспективах отрасли.

«Трудоустройство у нас 100-процентное, так как специалистов в судовой отрасли не хватает»

— Ильяс Рахимзянович, вуз образован недавно, но имеет богатую историю...

— Казанский филиал Волжского государственного университета водного транспорта образован в 2006 году, но его истоки — это Казанский речной техникум, который начал существование еще в 1904 году и которому впоследствии присвоили имя Героя России М.П. Девятаева. Может быть, наш вуз не настолько известен в широких кругах, но имеет богатую историю.

— Сейчас во ВГУВТ можно получить как высшее, так и среднее образование?

— Да, мы готовим по четырем специальностям СПО и по четырем специальностями высшего профессионального образования. По среднему — это эксплуатация судового оборудования и средств автоматики, эксплуатация судовых энергетических установок, судовождение, организация перевозок. По высшему образованию — это кораблестроение, мы готовим кадры для нашего Зеленодольского судостроительного завода, судовождение, эксплуатация судовых энергоустановок и судового электрооборудования, средств автоматики и техники.

Мы готовим по четырем специальностям СПО и по четырем специальностями высшего профессионального образования

— А как с трудоустройством? Сколько процентов выпускников находят работу по специальности?

— Трудоустройство у нас 100-процентное, так как специалистов в судовой отрасли не хватает. И сейчас нашему направлению оказывается значительная поддержка. Согласно федеральной целевой программе, благодаря президенту Татарстана, Министерству транспорта России, Агентству морского и речного транспорта было принято решение построить новый кампус, сейчас как раз идет проектирование.

— Он будет построен на месте Речного техникума или здесь, в здании вуза на Портовой, 19?

— Кампус будет построен здесь, на Портовой. У существующего здания планируется надстроить один этаж, а рядом возвести общежитие. Общежитие жизненно необходимо, потому что прежнее признано аварийным и с 2009 года мы его не эксплуатируем. Сейчас идет проектирование, надеемся, что до конца года закончим и в 2019-м начнем строительство. Много нюансов нужно учесть. Длительное время шло согласование проекта — как вы знаете, есть масштабная инвестиционная программа по реновации этого берега Волги и района речного порта.

«Все хотят быть дипломатами, экономистами, юристами. Но одно дело — поступить и обучиться, а другое дело — найти работу по специальности»

— Кто финансирует работы?

— 50% федеральная казна, 50% республиканская.

— А что будет со зданием Речного техникума на Несмелова? Его снесут?

— Какое-то решение будет принято. Наверное, здание передадут другим собственникам, но об этом пока говорить рано.

— Ваше учреждение — единственное в Татарстане готовит речников, большой ли конкурс?

— На бюджетные места СПО в этом году был конкурс 2,3 человека на место, на высшее образование — и 1,4 человека на место. Конечно, хотелось бы лучше, но пока вот так. К сожалению, отрасль не слишком популярна среди абитуриентов. Все хотят быть дипломатами, экономистами, юристами. Но одно дело — поступить и обучиться, а другое дело — найти работу по специальности. У нас трудоустройство выпускников очень хорошее, и это, я считаю, главное.

Какое-то решение будет принято. Наверное, здание передадут другим собственникам, но об этом пока говорить рано

— Сколько человек вы приняли в этом году?

— На бюджет СПО 110 человек, у нас маленькие группы — по 15 человек, потому что обучение техническим специальностям предполагает практически индивидуальный подход. Набор на высшее образование продолжается до 25 ноября.

— Недавно ВШЭ опубликовала рейтинг качества абитуриентов, и выяснилось, что вузы, подведомственные Минтрансу и Минсельхозу, имеют самый низкий средний балл? Вы согласны с выводами?

— К сожалению, так сложилось. Каждый родитель, если видит, что ребенок хорошо учится, хочет, чтобы он поступил в престижное учебное заведение. Средний балл у нас в этом году был — 183 по ЕГЭ. Это не маленький средний балл, но и не большой. Я считаю, что качество абитуриентов тех или иных вузов зависит не от учебного заведения, а от политики. К сожалению, долгое время и сельское хозяйство, и речное хозяйство находились в забвении и только сейчас начинают возрождаться.

«В ближайшем будущем, надеемся, и речное направление получит сильный толчок»

— Какие перспективы есть сейчас у отрасли?

— У нас Волга, Кама — крупные реки, есть добывающая отрасль, есть возможности для развития туризма. Большие надежды возлагаем не только на государство, но и на инвесторов. Государство задает только направления, а инвесторы должны вкладываться. У нас много судовых компаний, кроме Татфлота есть малые компании, везде работают капитанами наши выпускники. Есть компании в Санкт-Петербурге, Москве. Кто в армии попадает в военно-морской флот, потом там и работать остается. Это не только суда — это порты, доки, заводы. У завода им. Горького сейчас много оборонных заказов — так что с этим проблем нет.

50% наших студентов — это действительно потомственные речники. Профессия специфическая — нужно любить воду, море

— Расскажите о ваших студентах. Наверное, это романтики и, скорее всего, династии речников, где любовь к воде передается по наследству?

— 50% наших студентов — это действительно потомственные речники. Профессия специфическая — нужно любить воду, море. Несмотря на то, что мы не можем предоставить общежитие, у нас много иногородних студентов — из Марий Эл, Удмуртии, Башкирии, Кировской области, Нижнего Новгорода, хотя там есть головной вуз. Есть студенты из-за рубежа — Азербайджана, Туркменистана. В следующем году планируем принять абитуриентов из Туниса и арабских республик. Сейчас прорабатываем это, потому что нужны кадры, которые могли бы и на русском, и на английском, и на арабском преподавать и владеть специфической терминологией, потому что у нас технический вуз.

— На какую зарплату могут рассчитывать ваши выпускники?

— Начинающий специалист — 25 тысяч рублей, это неплохо для начинающего специалиста. А так и 40 тысяч, и 50 тысяч может быть зарплата, в зависимости от работодателя. Конечно, самое перспективное направление — морское, многие хотят начать работать именно там, но ближе к пенсии возвращаются к реке. В ближайшем будущем, надеемся, и речное направление получит сильный толчок. А вообще наши выпускники получают квалификацию техник-механик и инженер-механик и, по сути, могут работать везде.

Дарья Турцева, фото vguvtkazan.ru
ОбществоОбразованиеБизнесТранспорт Татарстан
комментарии 18

комментарии

  • Анонимно 20 окт
    А вот на фото парень управляет танкером на симуляторе....так он это и дома может делать))))
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    лучше танкером, тем в танчики)
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Ахахах))) точно
    Ответить
    Анонимно 17 дек
    Управляет плавучим краном, занимается выгрузкой теплохода. Не разбираешься- не суйся.
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    Все таки наш президент. ТАТАРстана настоящий мужик , пробивной. вот Алла бирса стулентам и общяга будет своя. это же экономия денег родителей , квартиру снимать не надо будеть.
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Было отличное 5 этажное общежитие, когда городские власти проводили трамвайную линию, выкопали котлован глубиной 8 метров, полгода тянули,вот общежитие сползло туда,и фундамент дал трещину
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Да уж у нас умеют на пол пути все бросить, а потом пожинаем так сказать плоды этого
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Он тут явно не при чем
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    Когда была студентом, не было никаких нормальных круизов
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Как это не было нормальных круизов?
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Это когда это Вы учились? в какое время? Потому как сколько помню круизы были всегда как минимум с 2000х
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    Это было 8 лет назад
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    Интересно очень, посмотрим что будет дальше
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    каждый день на работу езжу около техникума. такой вид у него был ужасный
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Ага... было дело
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    Дальнецйшее развитие охото посмотреть
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Вот-вот
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    Здание общежития не аварийное.....Шевченко Т.С и ее сынуля по указанию прежнего директора Корнеевой Л.А. лазили там и нашли дренажную трещину заложенную строителями, чтобы вода не скапливалась.) Позвали Эфир и устроили комедию....мое интервью параллельно не показали. Здание общежития крепче головного здания!!! При строительстве красного дома за техникумом здание дрожало от вбивания свай фундамента дрожало как осиновый лист.....
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров