Новости раздела

Полтора килограмма технологий: «Ростех» начал внедрять электронные учебники

Реализация проекта зависит от финансовых возможностей регионов

Национальный центр электронного образования (контролируется «Ростехом») запустил пилотный проект по оснащению школ Свердловской области двухэкранными планшетами. Проект коснется более 10 тысяч школьников и может стать еще одной ступенью в переходе школьного образования к цифровому формату. В планах его создателей — внедрение планшетов в национальном масштабе, однако оно предсказуемо упирается в финансовый вопрос. Подробнее в материале «Реального времени».

1,5 кг технологий

1 сентября проект стартовал в четырех муниципалитетах Свердловской области, включая Екатеринбург и Нижний Тагил. Как сообщил РБК гендиректор НЦЭО Константин Козлов, проект охватит 350 классов-участников (более 10 тыс. школьников) и свыше 700 учителей. В рамках программы НЦЭО планирует раздать 8 тыс. планшетов, которые в потенциале способны заменить все учебные пособия школьников, в том числе тетради и книги.

Сам планшет сделан в виде книги. Один экран обычный, другой — на электронных чернилах. На цветном экране школьники могут просматривать различные презентации, проигрывать ролики и прочие медиафайлы. Дисплей с электронными чернилами не вредит зрению учеников, отмечает Козлов.

Планшет работает на операционной системе Android, его вес — 1,5 кг, а размер каждого из экранов — 10 дюймов. В планах у создателей уменьшить вес устройства. Для реализации пилота НЦЭО уже потратил 300 млн руб. собственных средств.

В рамках проекта также планируется мониторить важные показатели (успеваемость, готовность учителей к нововведениям и др.), после чего может появиться модель построения электронного образования, которая затронет все регионы России.

Российская разработка китайского производства

Сборка планшета осуществлялась на китайском заводе Foxconn — крупнейшем в мире контрактном производителе электроники (в частности, на нем собирают iPhone, iPad, Amazon Kindle, устройства Nintendo и Xbox). Но в НЦЭО подчеркивают, что школьные планшеты — российская разработка, и серийный ее выпуск будет осуществляться на производственных мощностях «Ростеха».

Стоимость устройства сейчас оценивается в 30 с лишним тысяч рублей. В будущем она будет составлять менее 20 тыс. руб. «С учетом сведений, полученных в процессе апробации, прототип будет модернизирован НЦЭО и выведен на рынок», — обещает Константин Козлов.

20 тысяч рублей — это не та цена образовательного планшета, которая позволит массово внедрять его в школах, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Надо понимать, что сейчас за такую стоимость можно купить полноценный компьютер. При этом он выигрывает во всем», — заявил Муртазин РБК.

По той же причине Минобрнауки не будет интересна инициатива НЦЭО, полагает Муртазин. «Кроме того, концепт двух экранов показал себя неуспешно», — добавил эксперт.

Противоположной точки зрения придерживается руководитель проекта HalalGuide Айрат Касимов. По его мнению, будущее как раз за подобными проектами:

— Мы сами ходим на работу всего лишь с одним смартфоном, а не с портфелем книг. Эти планшеты, как я понимаю, с LED-экраном, а значит, не вредят зрению и будут идеальным решением, — рассказал Касимов «Реальному времени». — Заплатить 30 тысяч рублей один раз за 11 учебных лет — думаю, это вполне приемлемо. Если, конечно, на планшеты будет гарантия на весь учебный срок. И мне кажется, что все равно затраты на покупку планшетов лягут на плечи родителей. Не всем семьям, особенно многодетным, это по карману. Но в целом я за такие введения — процесс обучения будет проходить быстрее. Но опять-таки для ребенка важно развивать моторику рук. Возможно, стоит ввести дополнительные уроки лепки, чтобы восполнить то время, что ученики будут проводить с планшетом.

Вопрос лишь в деньгах

— С точки зрения стоимости цена за планшет достаточно адекватная, — также возражает Муртазину директор IT-парка Антон Грачев, прокомментировавший новость «Реальному времени». — Прототип этого планшета я лично видел еще два года назад. Вопрос в другом: есть ли под это бюджет у федерального и региональных министерств образования? Или у муниципалитетов. Я думаю, каждый муниципалитет по мере своих возможностей будет определять, есть ли у него на это деньги. Но если будет федеральная поддержка, то почему бы и нет.

По словам руководителя IT-парка, опыт казанской IT-академии показывает, что дети значительно лучше усваивают информацию, когда в обучении появляется игровая форма.

— Наверняка эта история будет работать в связке с интерактивной доской. Учитель что-то пишет на доске, и это тут же появляется в планшетах у учеников. Вместо того, чтобы выходить к доске, он может тут же предложить свое решение. А учителю видно, кто ответил, а кто нет. И здесь уже важен не столько инструментарий (планшет), сколько программное обеспечение и контент. Решения для этого есть, но понадобятся они тогда, когда инструментарий будет внедрен массово. Пока же не у всех есть такая возможность, — говорит Грачев.

Напомним, что в Татарстане начиная с 2010 года реализуются проекты «Компьютер — школе» и «Компьютер — учителю». Тогда же началась массовая закупка ноутбуков для татарстанских преподавателей.

Антон Грачев считает, что «эта история будет работать в связке с интерактивной доской». realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Кому как удобно

По словам доцента кафедры психологии Института педагогики и психологии КФУ Галины Александровой, научных исследований о вреде использования планшетов школьниками проведено не было:

— Подобное внедрение без предварительного исследования результатов, которые могут получиться, я считаю неправильным, — говорит Александрова. — Другое дело, что эти устройства прочно входят в нашу жизнь, и, может быть, под это подводится обоснование, что так будет экономичнее. Что касается восприятия материала, здесь нет однозначного ответа. Многие люди перешли на электронные гаджеты и вполне прекрасно себя чувствуют, другие листают книги. Все дело в личных предпочтениях. Внедрять искусственно обязательно для всех только одну или другую форму считаю неправильным. Каждый имеет право на выбор удобной для себя формы подачи информации, — заявила «Реальному времени» доцент КФУ.

Александр Шакиров
ОбществоОбразованиеЭкономикаБюджет

Новости партнеров