Новости

20:13 МСК
Все новости

Полтора килограмма технологий: «Ростех» начал внедрять электронные учебники

Реализация проекта зависит от финансовых возможностей регионов

Полтора килограмма технологий: «Ростех» начал внедрять электронные учебники Фото: pravdaurfo.ru

Национальный центр электронного образования (контролируется «Ростехом») запустил пилотный проект по оснащению школ Свердловской области двухэкранными планшетами. Проект коснется более 10 тысяч школьников и может стать еще одной ступенью в переходе школьного образования к цифровому формату. В планах его создателей — внедрение планшетов в национальном масштабе, однако оно предсказуемо упирается в финансовый вопрос. Подробнее в материале «Реального времени».

1,5 кг технологий

1 сентября проект стартовал в четырех муниципалитетах Свердловской области, включая Екатеринбург и Нижний Тагил. Как сообщил РБК гендиректор НЦЭО Константин Козлов, проект охватит 350 классов-участников (более 10 тыс. школьников) и свыше 700 учителей. В рамках программы НЦЭО планирует раздать 8 тыс. планшетов, которые в потенциале способны заменить все учебные пособия школьников, в том числе тетради и книги.

Сам планшет сделан в виде книги. Один экран обычный, другой — на электронных чернилах. На цветном экране школьники могут просматривать различные презентации, проигрывать ролики и прочие медиафайлы. Дисплей с электронными чернилами не вредит зрению учеников, отмечает Козлов.

Планшет работает на операционной системе Android, его вес — 1,5 кг, а размер каждого из экранов — 10 дюймов. В планах у создателей уменьшить вес устройства. Для реализации пилота НЦЭО уже потратил 300 млн руб. собственных средств.

В рамках проекта также планируется мониторить важные показатели (успеваемость, готовность учителей к нововведениям и др.), после чего может появиться модель построения электронного образования, которая затронет все регионы России.

Российская разработка китайского производства

Сборка планшета осуществлялась на китайском заводе Foxconn — крупнейшем в мире контрактном производителе электроники (в частности, на нем собирают iPhone, iPad, Amazon Kindle, устройства Nintendo и Xbox). Но в НЦЭО подчеркивают, что школьные планшеты — российская разработка, и серийный ее выпуск будет осуществляться на производственных мощностях «Ростеха».

Сборка планшета осуществлялась на китайском заводе Foxconn. Фото vistanews.ru

Стоимость устройства сейчас оценивается в 30 с лишним тысяч рублей. В будущем она будет составлять менее 20 тыс. руб. «С учетом сведений, полученных в процессе апробации, прототип будет модернизирован НЦЭО и выведен на рынок», — обещает Константин Козлов.

20 тысяч рублей — это не та цена образовательного планшета, которая позволит массово внедрять его в школах, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Надо понимать, что сейчас за такую стоимость можно купить полноценный компьютер. При этом он выигрывает во всем», — заявил Муртазин РБК.

По той же причине Минобрнауки не будет интересна инициатива НЦЭО, полагает Муртазин. «Кроме того, концепт двух экранов показал себя неуспешно», — добавил эксперт.

Противоположной точки зрения придерживается руководитель проекта HalalGuide Айрат Касимов. По его мнению, будущее как раз за подобными проектами:

— Мы сами ходим на работу всего лишь с одним смартфоном, а не с портфелем книг. Эти планшеты, как я понимаю, с LED-экраном, а значит, не вредят зрению и будут идеальным решением, — рассказал Касимов «Реальному времени». — Заплатить 30 тысяч рублей один раз за 11 учебных лет — думаю, это вполне приемлемо. Если, конечно, на планшеты будет гарантия на весь учебный срок. И мне кажется, что все равно затраты на покупку планшетов лягут на плечи родителей. Не всем семьям, особенно многодетным, это по карману. Но в целом я за такие введения — процесс обучения будет проходить быстрее. Но опять-таки для ребенка важно развивать моторику рук. Возможно, стоит ввести дополнительные уроки лепки, чтобы восполнить то время, что ученики будут проводить с планшетом.

По мнению Айрата Касимова, будущее как раз за подобными проектами. Фото incrussia.ru

Вопрос лишь в деньгах

— С точки зрения стоимости цена за планшет достаточно адекватная, — также возражает Муртазину директор IT-парка Антон Грачев, прокомментировавший новость «Реальному времени». — Прототип этого планшета я лично видел еще два года назад. Вопрос в другом: есть ли под это бюджет у федерального и региональных министерств образования? Или у муниципалитетов. Я думаю, каждый муниципалитет по мере своих возможностей будет определять, есть ли у него на это деньги. Но если будет федеральная поддержка, то почему бы и нет.

По словам руководителя IT-парка, опыт казанской IT-академии показывает, что дети значительно лучше усваивают информацию, когда в обучении появляется игровая форма.

— Наверняка эта история будет работать в связке с интерактивной доской. Учитель что-то пишет на доске, и это тут же появляется в планшетах у учеников. Вместо того, чтобы выходить к доске, он может тут же предложить свое решение. А учителю видно, кто ответил, а кто нет. И здесь уже важен не столько инструментарий (планшет), сколько программное обеспечение и контент. Решения для этого есть, но понадобятся они тогда, когда инструментарий будет внедрен массово. Пока же не у всех есть такая возможность, — говорит Грачев.

Напомним, что в Татарстане начиная с 2010 года реализуются проекты «Компьютер — школе» и «Компьютер — учителю». Тогда же началась массовая закупка ноутбуков для татарстанских преподавателей.

Антон Грачев считает, что «эта история будет работать в связке с интерактивной доской». Фото Олега Тихонова

Кому как удобно

По словам доцента кафедры психологии Института педагогики и психологии КФУ Галины Александровой, научных исследований о вреде использования планшетов школьниками проведено не было:

— Подобное внедрение без предварительного исследования результатов, которые могут получиться, я считаю неправильным, — говорит Александрова. — Другое дело, что эти устройства прочно входят в нашу жизнь, и, может быть, под это подводится обоснование, что так будет экономичнее. Что касается восприятия материала, здесь нет однозначного ответа. Многие люди перешли на электронные гаджеты и вполне прекрасно себя чувствуют, другие листают книги. Все дело в личных предпочтениях. Внедрять искусственно обязательно для всех только одну или другую форму считаю неправильным. Каждый имеет право на выбор удобной для себя формы подачи информации, — заявила «Реальному времени» доцент КФУ.

Александр Шакиров
комментарии 8

комментарии

  • Анонимно 05 сент
    Я против электрофикации в школах. И так глазки напрягаются
    Ответить
    Анонимно 05 сент
    Предлагаете при свечах учиться? :)
    Ответить
    Анонимно 05 сент
    Если придерживаться правила "2 часа экранного времени в день" - можно, почему бы и нет.
    Ответить
  • Анонимно 05 сент
    Да, с ностальгией будем вспоминать времена когда шуршали листочками книги, Времена меняются,надо идти в ногу со временем. Зато не надо будет нести тяжеленный рюкзак набитый книгами.
    Ответить
  • Анонимно 05 сент
    "Российская разработка китайского происхождения" - однако, звучит)
    Ответить
    Анонимно 05 сент
    американская компания apple, зарегистрированная в ирландии и собирающая все в том же китае еще лучше звучит :)
    Ответить
  • Анонимно 06 сент
    Опять все китайское.
    Ответить
  • Екатерина Беляева 06 сент
    Если бы это были электронные книги с чернильными экранами, я бы не возражала. Но экраны планшетов - нет! И сто раз нет! Не знаю, как у других, но у моих детей запасных глаз нет.
    И да! Планшетов и телефонов у моих детей нет в постоянном неограниченном пользовании, а информацию по школьным темам удобнее искать на стационарном компьютере с нормальным большим монитором.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии