Новости раздела

Офисный планктон на «удаленке»: компании экономят на издержках, а работники — на дороге

Как участники трудового рынка относятся к удаленной работе (голосование)

«Реальное время» анализирует результаты опроса о рынке удаленной работы в России. Как оказалось, большинство работодателей готовы рассматривать кандидатов на «удаленке», но при условии периодического появления в офисе. Работники из Поволжья привлекают работодателей возможностью платить немного, а из Санкт-Петербурга — хорошим образованием. Сами же удаленные работники тем временем довольны возможностью не тратить время на проезд, но периодически им не хватает общения.

90% офисных сотрудников хотят домой

Рекрутинговая компания Hays в России и коммуникационное агентство Comunica провели исследование, которое затрагивает проблему актуальности удаленной работы для российского рынка труда. Исследование Hays и Comunica проводилось методом интернет-опроса. В нем приняли участие почти 3 000 респондентов. Роли опрашиваемых распределились примерно поровну: треть из них — работодатели, 38% — офисные сотрудники и 29% — удаленные сотрудники.

Как показал опрос, 47% респондентов имели опыт удаленной работы, но все же вернулись к офисной — в основном из-за более низкой зарплаты (так ответила треть опрашиваемых), а также из-за сложностей во взаимодействии с коллегами и начальством и отсутствием чувства себя как части команды. Тем не менее, 90% офисных работников готовы были бы перейти в будущем на удаленную работу.

Впрочем, как говорит представитель Superjob Иван Кузнецов, сотрудники в основном стремятся не к удаленной работе, а к возможности выбора: «Соискателей больше привлекает возможность гибкого подхода: использовать возможность и удаленной работы, и офисного пространства», — говорит он. При этом, по мнению Кузнецова, число компаний, предлагающих удаленную работу, существенно не меняется: «Количество работодателей, предлагающих удаленную работу штатным сотрудникам, за последние годы значительно не выросло и остается на уровне чуть выше 20%. Однако стало больше тех, кто положительно относится к самой идее работы вне офиса. Для компании это — возможность экономить на аренде офисных площадей и оборудовании. Возможность работать удаленно также повышает лояльность сотрудников, которые знают, что могут более гибко планировать свое время, меньше тратить времени на перемещения, выбирать более комфортные условия для решения конкретных задач. Минусы — необходимость иметь более совершенную систему управления и оценки эффективности труда. Для сотрудников основной минус удаленной работы — снижение карьерных возможностей», — говорит он.

Отмечает стабильность спроса на удаленных сотрудников и руководитель пресс-службы HeadHunter в Поволжье Наталья Парфенова: «По данным HeadHunter, в 2016 году около 6% вакансий в Татарстане подразумевали удаленную работу. Количество сотрудников «на удаленке» растет с каждым годом, но сейчас взрывного роста, который наблюдался в начале 2000-х, уже нет. По оценкам HeadHunter, ежегодный прирост составляет порядка 10—15%. На данный момент 9% от общего числа резюме кандидатов из Татарстана принадлежат людям, заинтересованным в удаленной работе».

«Удаленка» в IT, но раз в неделю — в офис

Согласно данным исследования, почти две трети работодателей отметили, что в их компаниях существует практика удаленной работы сотрудников, и 78% из представителей компаний считают таких удаленных работников полноценной частью корпоративной команды. В основном, правда, в российских компаниях речь идет не о полностью удаленной работе: в трети случаев сотрудник появляется в офисе несколько дней в неделю, примерно в четверти случаев — не менее одного раза в неделю. Раз в квартал и реже сотрудники появляются лишь в 21% проценте компаний, еще в 22% случаев сотрудники появляются в офисе не чаще раза в месяц. Варианта ответа, при котором сотрудник вообще бы не появлялся в офисе, не было.


Должности, на которых работодатели готовы рассматривать сотрудников без их личного присутствия, в основном исполнительские и среднего уровня. Это, в частности, специалисты (эту должность отметили более двух третей работодателей), старшие специалисты (эту должность отметили почти в половине случаев). А вот менеджмент и старший управленческий состав, по мнению работодателей, все же должны присутствовать на рабочем месте, находящемся в офисе — не готовы к удаленной работе начальства 70% компаний. Говоря о сферах, Иван Кузнецов из Superjob отмечает, что много предложений с удаленным форматом работы встречается в IT-отрасли. «Тут роль играет и общий дефицит квалифицированных кадров, и специфика работы, которую можно делать удаленно. Определять формат работы будет, скорее, не отрасль, а конкретное направление деятельности. Например, работа по поддержке клиентов в крупной компании связана с множеством регламентов, соблюдать которые возможно только в офисе», — рассказывает Кузнецов.

Согласна с ним и Наталья Парфенова из HeadHunter: «Наиболее часто необходимость в удаленных сотрудниках отмечают в сферах программирования, дизайна, интернет-маркетинга, продаж, бухгалтерии и подборе персонала. Кроме того, часто «на удаленку» переводят сотрудников техподдержки и call-центра», — говорит она.

Снижение издержек и повышение эффективности: почему компании готовы на удаленных сотрудников

В целом, согласно данным Hays и Comunica, тренд на популярность удаленной работы заметен для 76% представителей опрошенных компаний. По мнению работодателей, в основном тренд удаленной работы связан с желанием профессионалов не тратить время на дорогу и офисные активности, отнимающие время. Это отметил 71% опрошенных компаний. Еще 63% отметили, что сотрудники хотят сочетать рабочую нагрузку с разнообразным наполнением свободного времени. А вот больше половины опрошенных компаний видят в удаленной работе преимущества не для сотрудников, а для самих компаний — 51% отмечает, что тренд удаленной работы связан с необходимостью оптимизировать издержки компании.

Интересно, что более четверти работодателей отмечают связь тренда на удаленную работу с ростом числа временных проектов, которые требуют привлечения сотрудников на определенный срок. А вот 18% представителей компаний отметили, что удаленная работа позволяет в условиях нехватки квалифицированных сотрудников привлечь их из других регионов — таким образом компания может получить сотрудника независимо от его фактического местоположения.


Основными причинами найма сотрудников на удаленную работу работодатели считают повышение эффективности труда. 38% опрошенных компаний считают причиной роста числа удаленных сотрудников то, что удаленная работа повышает продуктивность сотрудников. Еще треть компаний, где число удаленных сотрудников повышается, воспринимают это как способ оптимизации затрат компании, а 28% отмечают, что нанимают сотрудников на «удаленку» просто потому, что деятельность сотрудника может осуществляться и удаленно, зачем, мол, «таскать» их в офис.

Сложности же, с которыми сталкиваются работодатели, принимающие сотрудников на удаленную работу, в общем-то, ожидаемы. Почти половина компаний отметили, что удаленных сотрудников сложно контролировать. 36% отмечает, что такие сотрудники менее вовлечены в корпоративную культуру и менее лояльны к работодателю. Примерно четверть работодателей опасается за корпоративную безопасность, а также отмечает сложности в коммуникации. Кроме того, почти в четверти случаев работодатели считают, что сложно найти и оценить удаленных сотрудников.


Компании, не набирающие сотрудников на удаленную работу, чаще всего объясняют это отсутствием потребностей в связи с особенностями бизнеса и функционала (таких — почти две трети). Примерно для половины компаний ключевым становится то, что удаленными сотрудниками сложно управлять и мотивировать их. Неэффективность удаленных сотрудников отмечает почти четверть опрошенных.

Данные HeadHunter несколько отличаются. По словам Натальи Парфеновой, мнения соискателей и работодателей по поводу снижения эффективности удаленной работы почти схожи: «19% представителей компаний считают, что качество работы из дома хуже, чем при офисном труде. Соискатели обычно более уверены в своих силах — только 12% считают, что результат пострадает, если работать из дома», — говорит она. Рассказывая же о преимуществах и недостатках удаленной работы, Парфенова говорит о контроле работников, дисциплине и зарплате: «Работодатели понимают: когда сотрудника нет рядом, его сложнее контролировать и выстраивать рабочие процессы. Понимают это и соискатели, и среди главных минусов удаленной работы называют нехватку общения, обратной связи, самодисциплины. Треть из них пугает нерабочая обстановка: большинство сотрудников на «удаленке» сидят дома, им приходится самим заботиться о том, чтобы «кабинет» был удобным. Один из важных плюсов удаленных сотрудников для работодателя — возможность платить им меньше. Но, согласно исследованию HeadHunter, только четверть соискателей предпочли бы работать удаленно и получать меньше, чем работать в офисе за большие деньги».

Набрать сотрудников в Петербурге — из-за образования, а на юге — из-за низких зарплат

Возвращаясь к данным опроса Hays и Comunica, стоит сказать, что для работодателей все же наиболее перспективным регионом в плане поиска удаленных сотрудников является Москва и Подмосковье. Напомним, однако, что основная масса опрошенных компаний расположена в столичном регионе — таким образом, речь здесь идет о поиске сотрудников из своего региона. В опросе, где можно было отмечать несколько вариантов, столичный регион отметили две трети работодателей — точнее, 63% (при том что в Москве и области находились 74% опрошенных компаний). Почти половина работодателей перспективным регионом назвали Санкт-Петербург, а 39% — Центральный федеральный округ, кроме Москвы и области.

Сибирский федеральный округ кажется перспективным для 27% работодателей, Урал — для 24%. Еще 19% считают перспективным Северо-Западный федеральный округ (исключая Санкт-Петербург). Приволжский федеральный округ привлекателен только для 18% опрошенных, меньше — 16% и 14% — привлекают только Дальневосточный округ и юг России.


Москва ожидаемо привлекает работодателей высоким уровнем образования и подготовки кадров. Его отмечают 79% респондентов. Интересно, что работодатели более высоко оценивают качество образования у соискателей из Санкт-Петербурга: образование назвали ключевым преимуществом северной столицы 80% опрошенных компаний. Как регионы с высоким уровнем образования воспринимаются работодателями также Северо-Западный округ (61%) и Сибирь (55%). Для сравнения — на Урале высокий уровень образования считают преимуществом 48% опрошенных, в Поволжье — лишь 38% опрошенных, на Дальнем Востоке и Юге — и вовсе 35—36%.

Главными регионами, где можно сэкономить на зарплатах, работодатели считают Южный, Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральные округа – невысокие зарплаты назвали преимуществом для поиска сотрудников здесь 59% опрошенных компаний. Экономить компании пытаются и на удаленных сотрудниках из Поволжья — 55% компаний считают, что здесь невысокие зарплаты и уровень жизни. По поводу Урала и Сибири так считают меньше — только 48% и 40% компаний, соответственно. В Северо-Западном округе, за исключением Петербурга, низкие зарплаты считают преимуществом 29% компаний, в Центральном округе (за исключением Москвы и области) — 19%, в самом Санкт-Петербурге — всего 5%, в Москве и области — 4%. Последнее кажется и вовсе странным, учитывая, что Москва — традиционно регион с одними из самых высоких зарплат в России. Где же тогда уровень зарплат высокий, если не в Москве?

Удаленные сотрудники: мобильность, нехватка общения и работа на два фронта

Что касается принявших участие в опросе удаленных сотрудников, то основная масса из них — более четверти — работают в Москве. Урал, Сибирь и Поволжье представлены 12—13% респондентов. На Юге, Северном Кавказе и в Крыму работает около 10%, столько же — в ЦФО, не включая Москву и область, 9% работают в Санкт-Петербурге, 4% — в Северо-Западном федеральном округе, 3% — в Дальневосточном федеральном округе.

Основным преимуществом удаленной работы респонденты считают возможность распоряжаться временем по своему усмотрению. Этот фактор выделили две трети опрошенных. 59%, кроме того, отметили возможность работать из любого места. Более половины — 53% — также указали на возможность совмещать семью и работу, а чуть меньше половины — 47% — возможность сосредоточиться на работе и не тратить время на дорогу и офисные активности. Около трети опрошенных отметили в качестве преимущества возможность работать в другом регионе, городе или стране. А вот для 13% удаленная работа — это лишь возможность найти хоть какую-то работу.


Недостатками удаленной работы респонденты более чем в трети случаев называют невовлеченность в общую корпоративную культуру. 30% говорит о сложностях с коммуникацией и нехватке обратной связи от руководителей. Почти для четверти (23%) ощущается нехватка общения, а еще 22% сложно себя организовать. Отсутствие недостатков отмечает лишь 7% респондентов. Тем не менее, 71% из опрошенных говорит, что крепко держится за нынешнее место работы, так как на рынке очень мало вакансий, предполагающих удаленную работу. Лишь 29% говорит, что на рынке большой выбор удаленной работы.

Интересно, что основная масса удаленных сотрудников в опросе признались, что помимо работы на основного работодателя также ведет проекты для сторонних заказчиков. «Иногда» это делают 54% опрошенных, постоянно — еще 12%, а не делает этого лишь около трети опрошенных.

опрос
Максим Матвеев
Справка

В основном опрашиваемые офисные сотрудники представляют Москву и Подмосковье (73%), еще в 10% случаев были опрошены жители Санкт-Петербурга. 4% опрашиваемых живут в Центральном федеральном округе (за исключением Москвы и области). Приволжский и Сибирский федеральные округа представляют по 3% опрашиваемых. Юг России, Северный Кавказ и Крым представляют 2% респондентов, еще столько же — Уральский федеральный округ. Северо-западный федеральный округ (за исключением Санкт-Петербурга) и Дальневосточный федеральный округ составляют по 1% опрашиваемых.

Бизнес

Новости партнеров