Новости раздела

Как художники ностальгируют и инсталлируют в центре Казанской ратуши

Как художники ностальгируют и инсталлируют в центре Казанской ратуши
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Вчера в Казанской ратуше открылась выставка татарстанских художников, которая называется «Занимательные истории о Казани». Два зала работ, некоторые можно купить. Каждый из художников рассказывает свою историю о городе, в котором живет.

Легенда о котелке

Центр первого зала занимает инсталляция треугольное сооружение, в центре которого подвешен на мужском ремне котелок. Своего рода символ Казани с одной стороны, это тот самый котелок, вода в котором неожиданно закипела и было решено, что «здесь будет город заложен». С другой стороны казан, с ним часто сравнивают наш город, в нем переплавляются в какую-то единую субстанцию языки и культуры. А мужской ремень в этом контексте это сила, выносливость, надежность. Вот такая, преломленная через метафору, любовь к Казани.

Проводить коллективные выставки дело трудоемкое и в некотором роде опасное. Опасное потому, что практически невозможно, за редким исключением, разумеется, собрать равноценные по художественным достоинствам работы. Выставка в Казанской ратуше не стала исключением. Есть группа художников, о них ниже, которые по праву могут считаться «хедлайнерами». Есть, увы, те, что таковыми считаться не могут.

Сразу же хочу оговориться, что за редчайшим исключением откровенно провальных работ нет, просто есть те, без которых экспозиция могла бы обойтись. Но можно понять устроителей выставки, которым, конечно, хотелось привлечь максимальное количество авторов, чтобы и «историй» рассказали побольше. Все же два зала надо было заполнить.

Сказки старого двора

Хороший образный ход в экспозиции практически у всех работ есть фотографии авторов в детстве. Анечки, Виталики, Маратики, Олечки поколение казанских ребятишек, из которых выросли художники. Но этот отсыл к детству, он не случаен. Это своего рода месседж тех, кто делал экспозицию, в котором словно читается: они помнят Казань другой.

Программной в этом смысле можно считать работу Александра Новикова «Наш двор». Веселые, крепенькие ребятишки, хулиганистые, которых было много в каждом дворе. Ребята, выросшие без гаджетов, ходившие в кино в кинотеатр «Пионер», до посинения купавшиеся в Казанке (были времена, когда в ней можно было купаться), свершавшие набеги на чужие сады на Суконке или на Подлужной. Групповой портрет поколения.

Об этом же картина Олеси Сержантовой «Лужа». Все об этой картине сказано стихами: «Все тот же двор, все та же лужа, лишь кот другой, и девочка не плачет». Работа Елены Ермолиной «Уходящая натура» словно вторит. На ней вид из окна, возможно, не самый веселый, но родной. Над окном птичья клетка это все может скоро исчезнуть, клетку перевезут в новый дом, и вид из окна будет другой.

В принципе, у каждого из авторов, представленных в экспозиции, своя история, связанная с Казанью. Но они, словно сговорившись, ностальгируют по городу, который в последние годы разительно изменился. Он становится по-европейски роскошным, возможно, теряя некую теплоту, но этот процесс остановить невозможно. И кто знает, возможно, через пару десятков лет тот новодел, которым сейчас возмущаются казанцы, будет смотреться вполне органично. Жалеют же сейчас старожилы казавшийся нам в восьмидесятые годы откровенно безликим комбинат «Здоровье», который может быть утрачен.

Нехорошая квартира

Один из лидеров выставки, казанский художник Виталий Скобеев, в присущей только ему манере живописи, представил свою Казань. Странную, ускользающую, словно отрывки сновидений. В полотнах Скобеева-младшего нет реальных, конкретно выписанных уголков, есть некий образ-символ мистического города, есть аура Казани, которую чувствуют только те, кто влюблен в свой город.

И, наконец, работы талантливейшей Анны Федоровой, росту которой за последние годы приходится удивляться. На полотнах Анны нет конкретной Казани есть работы, вдохновленные нашим городом. Федорова мистик и философ, что не особенно свойственно женщинам, причем того возраста, в котором сейчас счастливо пребывает художница. Но тем не менее это так.

Работы Федоровой сплав литературных и библейских образов и ассоциаций. И «Птичий дом», и «Банка с рыбками», и «Сумрачная сирень» — это притчи, в которых автор видит мир с его безумием и гармонией. Две работы стоят особняком, они навеяны Михаилом Булгаковым и просвещены квартире номер 50, как известно, «нехорошей квартире». «Войти» в эту квартиру можно, позвонив в реальный звонок, таких звонков очень много смонтировано на раме… Но стоит ли в нее входить?

1/33
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов


Татьяна Мамаева, фото Олега Тихонова
ОбществоКультура
комментарии 3

комментарии

  • Анонимно 22 июл
    Схожу ка я тоже туда.
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    Федорова всегда рулит
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    Хорошо, что в экспозиции нет "шедевров" самопиарщика Простова- Покровского
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров