Новости раздела

Казань жжет: ответственность за мусоросжигающий завод не хочет брать ни одно ведомство

У проекта, который 19 января должен пройти общественные слушания, не нашлось ни одного хозяина, тем временем экологи начали превентивную панику

Новость о предстоящем строительстве завода по термической переработке твердых коммунальных отходов вызвала волну возмущения. Петицию, адресованную Путину и Минниханову, за три дня подписали почти девять тысяч человек. «Реальное время» разбиралось, почему у проекта столько противников.

Не читал, но осуждаю

Автор петиции Рустем Габдрахманов уверен, что завод вызовет экологическую катастрофу. Если учесть, что построить его собираются на окраине Казани, в Самосырово (хотя в официальных документах данных о местоположении нет), то под выбросы попадают и люди.

«Поселки Самосырово, Константиновка, Большие Клыки, Малые Клыки, Куюки, Алтан, Вознесение, так и многоквартирные высотки, построенные в том числе по программам «Жилье молодым семьям», где в каждой семье проживают минимум по два ребенка (Азино-1, Азино-2, Горки), многочисленные жилые комплексы: «21-й век», «Солнечный город», «Светлая долина», «Весна» и многие другие. Все эти люди будут проживать в непосредственной близости в радиусе от 0 до 10 километров от завода. Так как Самосырово является верхней точкой города, а сам город имеет форму казана, то при сильных ветрах опасные канцерогены затронут почти половину города», — пишет Габдрахманов.

Как признался автор «Реальному времени», он не специалист в области экологии, данные о вреде мусоросжигающих заводов взял из интернета, а точка зрения, которую изложил — не его, а «множества людей».

— Проект по созданию завода я не читал, я просто почитал кое-что в интернете у людей, которые распространяли эту информацию. Просто кто-то должен был создать петицию, и я ее создал. Моя заинтересованность только в том, что я здесь живу и хочу дышать свежим воздухом, — говорит Рустам Габдрахманов.

Автор признался, что в принципе, он не против завода, если его построят в центре Казани, как, например, мусороперерабатывающий завод в центре Вены. Тогда можно не сомневаться в безвредности предприятия, мол, то, что власть имущие живут под трубой самое лучшее доказательство его безопасности. А то, что мусорную фабрику собираются возвести подальше от элитного жилья и ближе к спальным районам, настораживает.

Ветер дует из Японии

Разговоры о возможном появлении в Казани мусоросжигающего завода появились еще в начале 2016 года. В феврале президент Татарстана Рустам Минниханов вместе с министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым во время визита в Японию посетили мусороперерабатывающий завод Mitsubishi Heavy Industries.

— Ваш опыт интересен для нас, он бы пригодился в российских мегаполисах. Сегодня здесь присутствуют руководители Республики Татарстан, Ульяновской области и Хабаровского края. Они также заинтересованы в использовании ваших наработок у себя, — сказал тогда Мантуров.

Новый виток тема получила в августе, когда о готовности принять участие в проекте заявила госкорпорация «Ростех». Сообщалось, что инвесторы намерены вложить в проект 1820 млрд рублей. 21 декабря 2016 года планы закрепили на бумаге, утвердив паспорт приоритетного проекта «Чистая страна».

Он [проект «Чистая страна»] позволит создать в России эффективную модель переработки твердых коммунальных отходов и попутно сформировать новую отрасль, которая не только поможет расчистить наши города от бытового мусора, но и даст довольно значительные дополнительные объемы электроэнергии и новые рабочие места. Также будет сформирован спрос на профильное оборудование, инфраструктуру, на строительные услуги на значительные суммы это десятки миллиардов рублей. И, конечно, самое главное, что улучшатся экологические условия для жизни миллионов людей. Кроме того, будет предотвращено возникновение довольно значительных объемов вредных выбросов, в частности это диоксины, парниковые газы. Это тоже, естественно, будет способствовать оздоровлению экологической ситуации, — прокомментировал на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам премьер-министр России Дмитрий Медведев.

«Чистая страна» предусматривает строительство пяти мусоросжигающих заводов: четыре в Московской области и один в Татарстане, а также восстановление и рекультивацию полигонов, долгое время подвергавшихся воздействию накопленного экологического ущерба.

Власти характеризуют завод как «современный», однако экологи заявляют, что предприятие будет представлять опасность. В первую очередь потому, что в России нет культуры сортировки отходов — ртутные лампы, батарейки начнут сжигать вместе с бытовым мусором, и токсичные вещества, отправляясь в атмосферу, будут отравлять людей.

В Татарстане сортируется только 20% отходов

Согласно данным территориальной схемы в области обращения с отходами, в Татарстане в 2015 году обрабатывалось только 20% ТКО. Остальные без разбора шли на захоронение. Доля вторичных ресурсов, извлеченных в процессе раздельного сбора мусора, составила 14%. Согласно планам, только к 2035 году планируется достичь 100% сортировки ТКО и 50% обработки вторресурсов. То есть остальные 50% отправят на сжигание.

— Власти идут по наиболее дорогому и «грязному» пути решения мусорной проблемы, причем вопреки принятой ранее государственной политике, отдающей приоритет вторичной переработке отходов перед сжиганием, — считает руководитель токсической программы Гринпис России Алексей Киселев.

По его словам, в России, в том числе и в Подмосковье, есть заводы по переработке отходов, которым не хватает сырья — раздельно собранного бытового мусора.

Это подтверждает и Ян Наумов, руководитель проекта по сбору вторсырья «Чистая среда». У «Чистой среды» четыре пункта приема вторсырья в Казани. До марта 2017 года их должно стать 29. Услуга неожиданно оказалась популярна у горожан. Наумов говорит, что раздельный сбор — это не только решение экологических и бытовых проблем, но и социальных. За килограмм макулатуры, пластика, алюминиевых банок можно получить от 4 до 35 рублей.

— К сожалению, у нас не так много предприятий, которые перерабатывают мусор. Поэтому мы планируем строительство перерабатывающего кластера на территории Татарстана, чтобы все фракции, которые мы принимаем — макулатуру, картон, ПЭТ-бутылки — перерабатывать здесь. На данный момент наши партнеры в Химграде делают из отходов полимерно-песчаную плитку, она пользуется спросом. Но по макулатуре — у тех заводов, которые здесь присутствуют, есть определенный сговор, чтобы таких дилеров, как я, не пускать на завод. Очень проблематично залезть туда и заключить с ними договор, приходится за пределы Татарстана вывозить, — рассказывает Наумов.

Конкуренции с мусоросжигающим заводом Наумов не боится, говорит, что отходов хватит на всех.

— Вы думаете все сортируют и сдают? Нет. У меня сдают только жители и коммерческие организации, а большинство мусора попадает на площадки ТКО в евроконтейнеры. Там уже оператор «РТ-Инвест «Чистый город» у себя на Васильченко сортирует и полезные фракции изымает. А то, что остается, они вывозят и захоранивают, — говорит Ян Наумов.

Наумов считает, что мусоросжигающий завод — идея отличная, но с одним условием, что фильтры будут менять регулярно.

— Основная стоимость завода — это фильтрация, чтобы продукты сгорания не попадали в атмосферу. Должен быть надзорный орган, чтобы следить за сменой фильтров, чтобы это не только на бумаге было, а по факту. У меня родители в Авиастроительном районе живут, и там порой дышать невозможно из-за «Оргсинтеза». Какая-то часть уходит, а когда ветра нет, все это остается и разлагается над районом. То, что Казань и Татарстан в лидерах по онкозаболеваниям — это факт, — говорит Наумов.

От «Чистой страны» открестились

Пока ни одно ведомство не взяло на себя ответственность за реализацию проекта. Ни Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана, ни Министерство экологии и природных ресурсов Татарстана, которые прописаны в паспорте проекта в качестве ключевых участников, своим его не признают и ответственность перекладывают на мэрию Казани.

Там запрос «Реального времени» о строительстве мусоросжигающего завода, отказались комментировать, ответив, что конкретики пока нет и «все на предпроектной стадии», более того в Комитете по ЖКХ исполкома города затруднились назвать даже приблизительные даты, когда ситуация прояснится. Хотя в паспорте проекта сроки указаны вполне конкретные. Так, до 19 января должны состояться публичные слушания, до 12 апреля завершиться выбор земельного участка под будущий завод, а к 21 октября должно быть завершено проектирование и получено разрешение на строительство. На проектную мощность заводы должны выйти к 1 января 2022 года. В «дочке» Ростеха «РТ-Инвесте», которая заявляла о желании инвестировать и строить завод, на запрос «Реального времени» о финансировании и о том, когда работа над проектом будет запущена, не ответили. За два дня в пресс-службе корпорации так и не смогли согласовать комментарий.

Вполне вероятно, что завода вообще не будет или будет, но в очень отдаленном будущем, даже несмотря на то, что заявлено об этом было на федеральном уровне. К примеру, в августе 2016 года вышло распоряжение об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, согласно которому в России до 2030 года должны были появиться семь атомных электростанций, среди них и АЭС в поселке Камские Поляны Нижнекамского района Татарстана. Однако, по информации собственных источников «Реального времени» в «Ростатоме», никакого конкретного проекта, а также его финансового обеспечения нет. Так что мусоросжигающий завод, которого все боятся, может тоже остаться только на бумаге.

Дарья Турцева

Новости партнеров