Новости раздела

«Допинговое цунами» и «культурная революция» российского спорта

За последние две недели сразу две прославленные спортсменки из Татарстана выступили с официальными заявлениями, в которых подвели итоги собственных печальных историй с дисквалификациями за употребление допинга. Юлия Зарипова объявила об уходе из легкой атлетики, Яна Мартынова пообещала вернуться в большой спорт через три года. В общем, Казань-спортивную не обошло стороной «допинговое цунами», обрушившееся на российский спорт и грозящее и вовсе смести с бразильских арен олимпийскую сборную страны. Подробнее — в материале «Реального времени».

Россию не пустят в Рио?

17 июня Международная федерация легкой атлетики (IAAF) продлила дисквалификацию российской Федерации легкой атлетики (ВФЛА), тем самым лишив ее шансов выступить на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Как стало известно накануне, от участия в Играх может быть отстранена и вся российская сборная. К международной изоляции легкоатлетов, как известно, привел скандал с немецким документальным фильмом, основанном на информации, предоставленной российской легкоатлеткой Юлией Степановой и ее мужем.

Дисквалификация ОКР может последовать вслед за откровениями бывшего руководителя Московского антидопингового центра Григория Родченкова. В этом случае поставлена под сомнение честность завоеванных россиянами медалей на зимней Олимпиаде в Сочи. Жару в костер добавил «мельдониевый» скандал, дополнительная экспертиза проб, сданных российскими спортсменами в 2008 году в Пекине. Припомнили России и историю с дисквалификацией знаменитых ходоков и их тренера Чегина…

Вернемся к нашим… дамам

Героини двух состоявшихся на днях в министерстве по делам молодежи, спорту и туризму РТ пресс-конференций напрямую в скандалах, сотрясающих отечественный спорт, не замешаны. Но в обоих случаях спортсменки решили прервать «обет молчания», когда стало ясно, что на Олимпиаду-2016 в Рио-де-Жанейро они не едут.

Зарипова не была допущена к участию в чемпионате России в Сочи по решению майского президиума ВФЛА, отстранившего от отбора на Олимпиаду всех ранее уличенных в применении допинга атлетов. Хотя срок дисквалификации у Зариповой истек еще в январе, и де-юре она имела полное право бороться за путевку на Олимпиаду. Но федерация изменила правила отбора, стремясь задобрить руководство IAAF и сохранить шанс для «чистых» спортсменов на участие в ОИ-2016. Как говорил герой Евгения Евстигнеева в легендарной комедии: «Не надо, я сам!». Не помогло, 17 июня IAAF оставила в силе дисквалификацию ВФЛА, закрыв российским легкоатлетам дорогу в Рио-де-Жанейро. Таким образом, Зарипова стала своего рода впустую принесенной жертвой в борьбе за допуск на Олимпиаду.

Татарстанские спортсменки винят ВАДА и РУСАДА

Интересно, что обе спортсменки, так или иначе, ставят под сомнение справедливость решения ВАДА и РУСАДА (Всемирного антидопингового агенства и его российского подразделения). И обе утверждают, что при других обстоятельствах борцы с допингом, возможно, и учли бы смягчающие обстоятельства, но не сегодня. Что стали жертвами политики, попали, так сказать, «под замес» случайно в ходе жарких битв тяжеловесов. Такое часто можно слышать или читать в последнее время от наших спортивных руководителей и ведущих атлетов. Ответные упреки и обвинения, сомнения в точности и достоверности методов обнаружения, «теории заговоров»… То есть мы все еще считаем, что к нам придираются, к нам относятся как-то по-особенному…

Между тем, на пресс-конференции Мартыновой спортивный врач Виктория Зверева, комментируя не принесшие результата попытки пловчихи доказать свою невиновность, отметила, что в борьбе с допингом современная «спортивная инквизиция» использует жесточайшие методы. При рассмотрении дел основополагающей является «презумпция виновности» спортсмена, возможностей доказать свою чистоту у него крайне мало. То есть шансов свалить все на происки врагов крайне мало.

Сделано, конечно, было тоже много (сменили Совет ВФЛА, приняли суровый закон «О принуждении к допингу»). Если бы IAAF смилостивилась, Зарипова не поехала бы на Олимпиаду в рамках одной из этих мер. Но в итоге — роковой вердикт с формулировкой «культура допинга в ВФЛА на данный момент не изменилась».

Про «культуру допинга»

Ох уж эти разговоры про культуру… В этой связи вспомнился недавний разговор с одним из спортивных медиков, весьма авторитетным, который проблему допинга как раз склонен переводить в культурную плоскость. По его мнению, допинг — признак потери психологического стержня. «Какой-нибудь датчанин может спокойно уйти из спорта на пике, желая просто заняться чем-то другим, изменить образ жизни, при этом он будет уверен, что уровень его жизни не сильно изменится после завершения карьеры. Люди там более самодостаточные», — говорил он. Российский спортсмен в его описании представал этаким загнанным в угол человеком, понимающим, что только максимально долгая и успешная жизнь в спорте гарантирует ему относительно комфортное существование и приличный социальный статус.

Возможно, теперь, когда мы оказались на обочине в гонке за «лидерством в медальном зачете», когда прежние амбициозные цели априори недостижимы, настало время поставить другие, куда более приземленные, и разобраться с «культурой».

Антон Голов
Спорт

Новости партнеров