Новости раздела

Хоккейная «Красная машина — новая сборка»? Вы, наверное, шутите

Полемические записки на полях юбилейного чемпионата мира. Почему мировое первенство обесценивается

Не буду скрывать — в эти дни и недели баталии розыгрыша Кубка Стэнли по сравнению с матчами 80-го чемпионата мира привлекают мое внимание в соотношении где-то четыре к одному. Но в Москве и Санкт-Петербурге наступает время решающих игр. На кону — судьба сборной России, и я чувствую, что «коэффициент внимания» начинает потихонечку выравниваться. Что этим хотел сказать автор — в материале «Реального времени».

Телемост «Москва — Вашингтон»

Качество хоккея «там» и «здесь» не выдерживает сравнения. Скорости, интрига в каждом матче, в каждой серии, звездность участников в лучшей лиге мира, где свергнув чемпионов последнего пятилетия, на вершину взбираются новые герои — вот что такое Кубок Стэнли-2016. Традиционный разнос фаворитами середняков и аутсайдеров, медленная игра, чудовищные ляпы вратарей и защитников, предсказуемый уже сейчас процентов на 80 финал Канада — Россия — вот что такое ЧМ-2016. Но нередко после клубники со сливками тянет на картошечку с селедочкой, и ваш покорный слуга решил повнимательнее приглядеться к действию, которое разворачивается сейчас в «ВТБ Ледовом дворце» и «Юбилейном». Думал подключиться на стадии плей-офф, но перед матчем Россия — Швейцария произошел «акт телепортации» звезд «Вашингтона», и я впервые (на этом мировом первенстве) решил целиком посмотреть игру сборной России.

Телезрители со стажем, конечно же, помнят, какой популярностью в годы перестройки пользовались телемосты «Москва — Нью-Йорк» или «Москва — Вашингтон». На одном из них участница с нашей стороны произнесла культовую фразу «В СССР секса нет!». И помимо этого там происходило немало интересного. Так вот, буквально по мосту из Вашингтона в Москву в лагерь российской сборной высадился звездный «столичный» десант Овечкин-Кузнецов-Орлов. Еще трое суток назад они героически спасали «матч жизни» против Питтсбурга, но все-таки уступили команде Малкина в овертайме и вот прилетели помогать национальной дружине. Вышли на лед фактически с дороги, без отдыха и акклиматизации и… оказались одними из лучших в сборной Олега Знарка.

Овечкин и компания начали без раскачки

Для «матча с колес» сыграли они очень хорошо. «Ови» много и охотно бросал по воротам, применял силовые приемы, выдал «Кузе» передачу, после которой тот забросил чудо-шайбу. Сборная вообще выглядела уверенно и добилась крупной победы, причем швейцарцы оказали достойное сопротивление, не то что датчане, державшие в течение встречи с нашими в головах предстоящий поединок с латышами. Теперь Знарок заполнил все вакансии, и именно этим составом мы будем «грозить отселе шведам» и прочим канадцам. И у этой сборной, в которой есть сплав мудрости Дацюка и таланта Панарина, надежности Бобровского и скорострельности Шипачева, агрессии Овечкина и хитрости Мозякина, есть все шансы дойти до финала и даже победить в нем. Но будет ли у этой победы максимальный резонанс?

Зачем ИИХФ частит?

Чемпионат мира давно уже не является объективным отражением расстановки сил в мировом хоккее. Раньше, в советские времена, он не мог быть таким ввиду самоизоляции Канады. Сейчас, когда все лучшие в эти же дни бьются за Кубок Стэнли, а те из лучших, кто из этой борьбы выбыли и зализывают раны, объективно не в состоянии помочь своим сборным. Спросите у любого специалиста — только хоккейный турнир Олимпийских игр, на время которого прерываются все национальные чемпионаты (как войны на период проведения античных Олимпиад) дает объективный расклад на тему «Who is who» в мировом хоккее. А в этом, 2016 году, на этот вопрос даст ответ возрожденное соревнование сильнейших команд планеты — Кубок мира. (Кстати, если вы будете смотреть репортажи из США о матчах Кубка Стэнли — обратите внимание, как часто в левом верхнем углу вашего экрана появляется реклама КМ-2016).

Международная федерация хоккея обесценивает значение чемпионатов мира, проводя их ежегодно. В олимпийские годы на первенство планеты большинство сборных, вышедших на пик формы именно к Играм, присылают средние по составу сборные, справедливо считая ЧМ второстепенными турнирами.

Помню, как ровно год назад брал интервью у нашего замечательного хоккеиста и тренера, чемпиона России-98 в составе «Ак Барса» Ильнура Гизатуллина. Мы разговаривали в канун решающих матчей пражского первенства, и Ильнур Альфридович подчеркивал, что по составу ЧМ-2015 будет кардинально отличаться от минского, на котором он присутствовал. Так и вышло на практике. В прошлогоднем финале мы уступили канадцам с Кросби, Бернсом, Сегином, Спеццой, Мартином Джонсом, многие из которых и сейчас оспаривают Кубок Стэнли или только что сошли с дистанции, проведя очередные впечатляющие сезоны.

Наша «мстя» финнам

В финале же минского ЧМ-2014 мы разгромили сборную Финляндии, но в ура-патриотических воплях «Отомстили финнам за Сочи!» было мало правды — мы переиграли по сути кахаэловскую сборную без MVP хоккейного турнира Олимпиады Теему Селянне, Руутту, Тимонена, Баркова… Но никто не хотел тогда это анализировать, главное было — вылить как можно больше лести на бесстрашно грозящего «жестом пацана» в адрес шведского коллеги Знарка, да еще больнее ударить при этом по Билялетдинову с его «тошнотворным» хоккеем и «чуждым России катеначчо».

Завершаю эту тему. В годы Олимпиад и Кубков мира первенство планеты лучше не проводить. Вместо того чтобы находиться в тени соревнований, на которые реально съезжаются все сильнейшие, лучше взять паузу — это только пошло бы на пользу уровню и престижу самих чемпионатов.

Деградация в сторону бенди

В хоккее с мячом существует огромная пропасть в уровне мастерства сборных России и Швеции (сюда же, с определенной натяжкой, можно добавить Финляндию и Казахстан) и остальными сборными даже в сильнейшем дивизионе. Из-за этого организаторы чемпионата мира разделили участников этого дивизиона на две подгруппы и «сильный со слабым» могут пересечься теперь только в четвертьфинале. Боюсь, что результаты 80-го хоккейного ЧМ могут заставить команду Рене Фазеля задуматься, а не произвести ли подобную реформу и «в шайбе».

Судите сами. С сильнейшими более-менее все ясно. Даже обкатывающие студентов колледжей американцы и презентующие первого номера драфта Коннора Макдэвида канадцы, не говоря уж о лидирующих в московской подгруппе чехах с вратарем из «Авангарда» и всего тремя энхаэловцами, вполне конкурентоспособны в компании России, Финляндии и Швеции. Но вот остальные…

Родная Фазелю Швейцария получше остальных, но разве похожа эта сборная на своих предшественников, которые в 2013-м после девяти (!) побед в девяти матчах дошли до серебряных медалей? Неужели казахстанцы натурализовали одну из сильнейших троек КХЛ Доус-Бойд-Боченски для того, чтобы биться за выживание в первом дивизионе? Куда катятся белорусы, проигравшие венграм, одержавшим свою первую за 77 (!) лет победу на мировых первенствах? В глухих аутсайдерах французы (им вылет не грозит — они вместе с немцами примут следующий ЧМ), еще несколько лет назад обыгрывавшие в День Победы Россию. Если кого на этом фоне «лузеров» и можно выделить, так это сборную Латвии, без целой пятерки сильнейших хоккеистов отбирающую очки у фаворитов.

Еще несколько лет тому назад были надежды, что исторически сложившийся «элитный клуб» расширится за счет сборных Словакии, Швейцарии, Белоруссии, Франции. Скажем честно, они пока не оправдываются. Шайба начинает «ходить по кругу», а это чревато неизбежным регрессом.

О пользе и вреде мифов

Сборная России начала турнир с «сухого» поражения от чехов. Затем победила Казахстан, но показала отвратительную игру в защите, особенно в меньшинстве. Далее дела пошли в гору, но все равно, пока мы не встречались со шведами (в группе) и конкурентами на кубковой стадии, надо бы повременить с эйфорией. А она, после разгрома датчан, просто зашкалила. В общий поток славословия включились даже опытнейшие эксперты Сергей Гимаев и Александр Хаванов. И вновь стал вовсю тиражироваться слоган «Красная машина. Новая сборка».

Советский, а потом и российский народ, всегда нуждался в мифах. Нам с мифами легче жить, строить и побеждать — такая уж у нас карма и ничего здесь не изменишь, да и не надо. Вот только те «пиарщики», которые дали жизнь этому броскому лозунгу, совершенно не понимают, что никакой новой «Красной машины», даже если сборная России регулярно будет становиться чемпионом мира, не появится.

Она, эта великая тарасовско-тихоновская «машина» «конструировалась» в совершенно других исторических условиях, там в ЦСКА и другие клубы-гегемоны заботливо (с помощью и административной системы в том числе) подбирались исполнители, формировались звенья и наигрывались в неизменных сочетаниях в течение целых сезонов. А потом эта доведенная до совершенства «машина» действительно доказывала свою мощь в противоборстве с сильнейшими соперниками тех лет — шведами и чехами. Ну и с канадцами, когда с легендарной Суперсерии-72 начались регулярные контакты. Кому теперь может и что доказать сборная, зависящая от того, в каком раунде Кубка Стэнли вылетит клуб с самым русским представительством? Шведам, выступающим в Москве, когда легион их бьется за океаном и на смену каждому сложившее оружие Бэкстрему приходит новый Бэклунд? Честное слово, смешно…

Более того, не только смешно, но и грустно. За мифом о «красной машине новой сборки» мы можем выветрить из памяти и не донести до нового поколения правду о той, действительно великой «Красной машине». Не верите? Вот вам пример. В Поволжской академии физкультуры, спорта и туризма, где я веду курс истории физической культуры, в течение нескольких дней проходил слет физкультурных вузов России. На конкурсе знатоков истории спорта и олимпийского движения специально (подчеркиваю) готовившиеся к конкурсу представители профильных вузов не смогли узнать на фотопортрете Анатолия Владимировича Тарасова, еле признали Вячеслава Быкова, а на вопрос «Кто является величайшим хоккейным вратарем ХХ века» ответили… «Бобровский». Похоже, миф о «машине новой сборки» уже становится реальностью?

Александр Норден, фото .iihfworlds2016.com
Спорт

Новости партнеров