Новости раздела

Малый бизнес встает на биржу: для чего МСП становится публичным?

Малый бизнес встает на биржу: для чего МСП становится публичным?
Фото: realnoevremya.ru

С 2019 года на Московской бирже развивается проект «Сектор роста», помогающий малому и среднему бизнесу размещать на бирже свои первые облигации и выходить на IPO. За это время в секторе состоялось 50 выпусков облигаций на 50 млрд рублей и пока один выпуск акций. Кто покупает ценные бумаги маленьких компаний, зачем им становиться публичными и насколько рынок облигаций привлекателен для розничных инвесторов — в обзоре аналитической службы «Реального времени».

Малыши и середнячки пошли на IPO

На фондовом рынке растет количество сделок IPO компаний малой и средней капитализации, рассказал начальник управления Московской биржи по работе с эмитентами облигаций Дмитрий Таскин.

В прошлом году, например, прошло IPO Fix Price (на 129 млрд рублей), Softline (32 млрд рублей), ЦИАНа (21 млрд рублей) и «Ренессанс Страхования» (18 млрд рублей). В этом году состоялось пять сделок IPO с суммарным объемом привлечения более 10 млрд рублей. Это, например, разработчик программного обеспечения «Астра» (3,5 млрд рублей) и биотех компания Genetico (0,2 млрд рублей).

«2023 год характерен тем, что на рынок выходили относительно небольшие компании, и сделки по объему были также относительно небольшие», — рассказал Таскин.

Облигации побили рекорды 2022-го

— За 10 месяцев 2023 года объем размещения корпоративных облигаций на Московской бирже достиг 3,1 трлн рублей, что превышает показатели 2022 года. Несмотря на то, что ставки размещения сегодня достаточно высоки, эмитенты продолжают выходить на рынок, — отмечает Таскин.

В этом году на рынок облигаций вышло 45 дебютантов, которые разместили ценные бумаги на 183 млрд рублей, 35 из них — компании из сферы МСП. В основном на рынок выходят компании из сфер производства, транспорта и финансов.

«Как правило, такие облигации относятся к высокодоходным (ВДО) и пользуются большим спросом у розничных инвесторов», — говорит он.

На Московской бирже сегодня зарегистрировано 47,5 млн счетов физлиц (+24%). Число клиентов-физлиц, у которых открыты брокерские счета, достигло 27,5 млн (+20%). Объем активов физлиц, находящихся на брокерском обслуживании, оценивается в 8 трлн рублей. При этом более половины активов физлиц — это вложения в акции и облигации.

Малый бизнес в «Секторе роста»

С 2019 года на Московской бирже запущен проект «Сектор роста», который направлен на привлечение на биржу компаний из сферы малого и среднего бизнеса. За время существования проекта состоялось 50 выпусков облигаций и один выпуск акций.

Особенность таких размещений в том, что компании при выходе на биржу могут рассчтывать на поддержку от государства. Для этого им необходимо соответствовать определенным критериям отбора — выручка компании должна быть не менее 120 млн рублей, а объем размещения бумаг — не менее 50 млн рублей. При этом важно, чтобы компания существовала на своем рынке более трех лет, имела публичную историю, рейтинги либо поддержку со стороны Корпорации МСП.

Компании, проходящие по критериям, могут рассчитывать на субсидирование ставки купона от Минэкономразвития в размере 70% от ключевой ставки и на компенсацию затрат на подготовку к листингу, но не более 2,5 млн рублей.

Если заручиться еще и поддержкой МСП Банка, то он может выступить якорным инвестором размещения облигаций — в 2023 году на бирже состоялись четыре такие сделки. Также компания может рассчитывать на поручительство от Корпорации МСП. Но такое поручительство за все время существования проекта никто еще не получал. Дмитрий Таскин рассчитывает, что первая сделка с поручительством случится в этом году. Помимо этого, для малого бизнеса на бирже есть льготные тарифы листинга.

Преимуществами такого вида фондирования Таскин называет отсутствие залога, диверсификацию (как правило, инвесторов много), а также формирование публичной истории. По статистике Московской биржи, порядка трети объемов эмиссии идет на замещение банковских кредитов. Кроме того, облигации помогают высвободить залоговые активы, подчеркнул эксперт.

«По сути, облигации — это первый шаг на пути к IPO», — считает он.

Инвестиционный процесс в стране запущен

«Сейчас на рынке сложилась понятная инфраструктура по размещению облигаций: есть четыре рейтинговых агентства, которые рейтингуют эмитентов, есть аудиторские компании, которые помогают подтвердить отчетность. В целом есть четкое понимание, что такое облигации», — говорит Денис Зибарев, управляющий директор департамента рынка капиталов «Совкомбанка».

На рынок выходят компании из разных отраслей, но преимущественно это девелоперы, производства и компании из сферы финансовых услуг, в том числе коллекторские агентства.

«Инвестиционный процесс у нас, слава богу, в стране запущен. И мы видим, что все больше частных лиц приходят на рынок. Кто-то приходит явно для того, чтобы пощекотать себе нервы и попробовать себя в каких-то энергично растущих и также стремительно падающих акциях. Кто-то, наоборот, создает свой собственный пенсионный фондик, — говорит Зибарев. — Порядка 44% активов физлиц вложено в акции, 39% — в облигации. 7% ПАИ и ETF».

Появление смартфонов и мобильных приложений привело к новому скачку на рынке инвестиций. Минимальный объем инвестиций в облигации сегодня — это 1 тысяча рублей.

Для размещение на бирже компании, по мнению Зибарева, надо иметь сильный бренд, потому что в первую очередь покупатели — это частные лица. К выпуску облигаций, по его оценкам, надо готовиться несколько месяцев, а к IPO — полтора — два года.

— Многие представители МСП сегодня говорят: «Нас бы не было на рынке, если бы не субсидии». Господдержка является важным фактором для выхода эмитента на облигационный рынок, — считает Денис Зибарев.

Дмитрий Орехов, управляющий директор группы корпоративных рейтингов НКР говорит, что количество дефолтов в секторе МСП стало меньше, и призывает компании не бояться выходить на публичный рынок.

— Мы не застрахованы от дефолтов, но рынок становится более профессиональным. Сегодня на бирже стало гораздо больше эмитентов из сферы МСП. К сожалению, доля МСП в экономике не растет, но просрочка в этом секторе снижается. И это достаточно позитивный момент, — считает эксперт.

На рынок стремятся инновационные компании

Евгения Губарева, финансовый директор компании «Моторика» — российский лидер по производству протезов верхних конечностей — вышла на биржу в октябре 2023 года для приобретения публичности. Процесс выхода на биржу с облигациями, по ее словам, занял менее года. Компания разместила облигации объемом 300 млн рублей сроком на 3 года с купонной ставкой 15,75%.

«Наша дальнейшая цель — это выход на IPO», — пояснила Евгения.

Сергей Масюк, генеральный директор «Артген биотеха» (Genetico) рассказал, что его компания занимается молекулярно-генетической диагностикой на протяжении 10 лет. В период ковида Genetico разместила на бирже облигационный заем на 145 млн рублей вместе с МСП банком.

Сергей отмечает, что в биотехе средний инвестиционный горизонт планирования составляет 5—15 лет, поэтому Genetico требуется долгосрочное финансирование.

— Кроме того, публичность — это способ привлечения новых партнеров. Genetico — это первая компания на российском фондовом рынке, которая занимается генетическими исследованиями. Рынок в России находится на начальной стадии. Включение генетических тестов в ОМС даст толчок к развитию рынка. Поэтому инвесторов интересуют вложения в данную отрасль, — считает он.

В 2023 году Genetico провела IPO и привлекла 178 млн рублей. На момент размещения капитализация компании оценивалась в 1,5 млрд рублей. На начало ноября капитализация выросла более чем в три раза — до 4,8 млрд рублей. «Помощь государства очень важна, — считает Сергей Масюк. — Мы получили компенсацию затрат на размещение — 2,5 млн рублей».

Юлия Гараева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

АналитикаЭкономикаИнвестиции Татарстан

Новости партнеров