Новости раздела

Номерам «Болгар» нужен общественный центр

Интеллектуальный котел Казани — можно ли сделать так, чтобы он закипел снова?

Многие исторические объекты, воссозданные или сохранившиеся, можно насытить новыми смыслами. Один из них — построенный на месте здания номеров «Болгар» жилой комплекс «Татарстан». Мы продолжаем рассказы о примечательных исторических объектах Казани и Татарстана: ранее выпуски были посвящены дому Шамиля, Александровскому пассажу, Спасской башне, дому Валтреста, Мариинской гимназии, площади Тысячелетия и дому Валиуллы Ибрагимова.

От Апакова — к Ахмадуллину

Дом, в котором располагались номера «Болгар», построил в 1866 году Ибрагим Исхакович Апаков, который вкладывал деньги от торговых операций по России и Средней Азии, а также от продажи в Казани мануфактуры. Позже им владела единственная дочка Ибрагима Биби-Марьям-Бану, уже упомянутая в нашей серии. Ее мать — Махуб Камал Абдулвахидова, дочь муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания Абдулвахида Сулейманова.

Биби-Марьям-Бану продала дом в октябре 1897 года оренбургскому купцу первой гильдии Ахмету Хусаинову. Тот сначала хотел отдать его родному медресе «Хусаиния» и преподавателям в Оренбурге и Казани, чтобы им шел доход от здания (то есть дом стал вакуфным). Но в итоге его купил купец Мухаметшакир Казаков. В аренду часть здания взял предприниматель Фаткулла Ахмадуллин — и открыл гостиницу «Болгар».

В 1907 году сюда заселился Габдулла Тукай. В номере 40 он жил до начала 1913 года, пока не перебрался в соседние номера «Амур», откуда, под давлением друзей, отправился в Клячкинскую больницу.

Дом, где жили и работали, кажется, все

Кроме жильцов, вроде Тукая, революционера Мулланура Вахитова, поэта Сагита Рамиева, артиста Валиуллы Муртазина-Иманского, здесь работали многие редакции газет и журналов. К примеру, «Йолдыз», рассказывавшая о просвещении, литературе, языке, общественной и политической жизни. Выпускали ее Ахметхади Максуди и Ибрагим Терегулов. «Эль-Ислах» — детище, в первую очередь Фатиха Амирхана, славящегося острым языком и пишущего от лица шакирдов медресе (само название «Реформа» относилось к реформе образования). Юмористически-сатирический «Ялт-Йолт» Ахмета Урманчеева собирался здесь, а печатался в типографии Харитонова на Миславского. «Казан мөхбире», то есть «Казанский вестник», вначале выходил на двух языках, но потом перешел только на татарский. Занимался им, в частности, Саитгарей Алкин и Юсуф Акчура.

Также были «Тәрбия», «Әхбар», татарская библиотека «Китапханаи Исламия», типографии братьев Шараф «Урнәк», где печатался Тукай. То есть либо жили, либо часто бывали все главные деятели казанской татарской культуры.

1 декабря 1907 же года в доме Хамита Сабитова (ныне это ресторан «Татарская усадьба») открылся «Восточный клуб» («Шәрык клубы»), в котором татары могли проводить светские мероприятия — литературные вечера, лекции, — показывать спектакли. Стало это возможным во многом благодаря революции 1905 года, давшей немало новых свобод. Многие названные здесь люди входили в совет клуба, который возглавлял упомянутый Ибрагим Терегулов, помощник инспектора студентов Казанского университета и преподаватель в Казанской татарской учительской школе.

В 1911 году некоторое время клуб располагался в номерах (один из современников вспоминает, что это было совсем небольшое помещение), а потом переехал в соседний дом Багаутдиновой-Апанаевой. У клуба была своя библиотека, читательский и зрительный зал, струнный оркестр. Сейчас здесь располагается одноименный интерактивный музей театра.

«Болгар» — это не здание, а смысл

После революции над домом никакого надзора не осуществлялось, он медленно ветшал. В сентябре 2008 года здание по решению застройщика было снесено, после чего в октябре заместитель премьер-министра РТ и министр культуры Зиля Валеева сообщила, что его воссоздадут на том же месте в историческом виде.

В 2011-м это место вновь начали застраивать, создав похожий на номера «Болгар» объект из железобетонных конструкций с измененной планировкой и со стеклянными «дополнительными» этажами. В 2014-м в нем начали продавать квартиры. На то, что произошло, могут быть разные взгляды, к тому же у истории нет сослагательного наклонения. Но в комплексе с короткой историей отчаянно не хватает истории длинной. Небольшая экспозиция, посвященная Тукаю, созданная Национальным музеем РТ, который можно наблюдать, стоя у витрин на углу Татарстан и Московской, — лишь небольшой вклад в развитие самоидентификации этого места, которое можно было развить без нарушения существующих планов. Туристам в Старо-Татарской слободе показывают дома купцов, мечети, место, где располагался Сенной базар.

Однако пространство, где несколько лет кипела интеллектуальная жизнь татар, где они определяли, в каком направлении пойдет национальная мысль, где зарождались явления, которые и сейчас определяют лицо местной культуры, следует обозначить в более явственном виде — к примеру, в галерее, которая идет вдоль здания, в виде меняющейся выставки, благо люди, которые жили здесь, создали немало визуальных творений. Не забудем, что дальше по Московской здание продолжается домом Губайдуллы Юнусова, в котором в середине XIX века располагалась Татарская ратуша, своего рода полпредство татар в Казани, что также может быть переосмыслено.

Еще один формат — организация общественного клуба. На этой неделе стало известно, что здание ресторана «Парус» отойдет не молодежным организациям, а Институту пространственного планирования РТ. Так почему бы не дать крохотное, но постоянное пространство для городских сообществ на видном месте слободы? Таким образом традиция номеров «Болгар» будет продолжена.

Радиф Кашапов
Справка

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени»

ОбществоИсторияКультураИнфраструктура Татарстан

Новости партнеров