Новости раздела

Привычка к кризису: ходить чаще в дискаунтеры, искать скидки и товары для домашних животных

Россияне смирились с новой реальностью и учатся в ней жить, а не выживать

Консалтинговая компания GfK опубликовала результаты исследования «Российский потребитель — 2017. Время надежд». Хорошая новость у экспертов есть для представителей продовольственного ретейла и сетей фаст-фуда. Подробнее — в материале «Реального времени».

«Война войной…»

Данные, которые приводит GfK, свидетельствуют о том, что люди перестали воспринимать кризис как временное явление. Соотечественники, похоже, смирились с новой реальностью и сделали примерно такой вывод — кризис кризисом, а жизнь-то идет.

Актуальность поговорки «Война войной, а обед по распорядку» подтверждают цифры, касающиеся динамики доходов граждан. Так, по данным GfK, в прошлом году реальные доходы россиян снижались быстрее, чем даже в начале кризиса: по итогам 2016-го они упали на 5,1% по сравнению с предыдущим годом и на 13,5% по сравнению с докризисным 2013-м. При этом доходы падают быстрее других ключевых макроэкономических показателей: инфляция в 2016 году уменьшилась практически вдвое; медленнее, чем годом ранее, падали ВВП, индекс промышленного производства и оборот розничной торговли.

О том, что кризис воспринимается россиянами уже как нечто постоянное, свидетельствуют и данные о «скорости» привыкания граждан к новой реальности. Так, по итогам первого квартала прошлого года, больше половины респондентов GfK (56%) заявляли о том, что кризис коснулся лично их. К концу года таких было уже 48%. За судьбой национальной валюты в декабре 2016-го следил лишь каждый четвертый, в то время как в феврале 2016-го отслеживали курс рубля 55% россиян.

Судя по всему, люди уже не воспринимают отказ от покупки как нечто, продиктованное кризисом, иначе как объяснить следующие цифры? В прошлом году, точно так же, как и в 2015-м, две трети населения заявляют от готовности отказаться от приобретения товаров длительного пользования, причем не только дорогих, таких, например, как автомобиль, мебель или ювелирные украшения — можно подождать с обновлением гардероба или началом ремонта в квартире. Более того, покупатель пересмотрел свое отношение и к насущным тратам, в первую очередь, к покупке продуктов питания — их потребление просело на 1,7%. Снизилось потребление не только мяса, рыбы и молочных продуктов, но даже бакалеи и хлебобулочных изделий.

Единственными категориями товаров, спрос на которые вырос, стали средства персонального ухода (плюс 0,9%), лекарственные препараты (шесть п.п.) и «рекордсмен» списка — товары для домашних животных (плюс 10,7%).

А теперь хорошие новости. Если верить данным компании, тех, для кого определяющей при выборе товара является цена, стало меньше на 2%. На 4% снизилось количество покупателей, которые в поиске меньшей цены посещают несколько магазинов. В то же время, на 3% стало больше тех, для кого атмосфера магазина значит больше, чем возможные скидки. Доля покупателей-новаторов, ищущих и приобретающих новые товары, стала больше на 2 п.п.

Эксперты GfK констатируют, что стало больше и потребителей, готовых переплачивать за качество. В частности, на 5 п. п. увеличилось число приверженцев более дорогих по сравнению с традиционными видами биопродуктов. Наконец, на 3% выросло число посетителей заведений быстрого питания.

В GfK признают — да, изменения не бог весть какие. Однако даже столь скромные подвижки свидетельствуют о постепенном возвращении россиян к докризисным привычкам, а это, безусловно, должно послужить благой вестью для потребительского сектора.

Новые установки

В своем исследовании GfK приводит список привычек россиян, приобретенных ими в период кризиса.

Во-первых, ничего лишнего — брать надо только самое необходимое. В первую очередь, это относится к категории FMCG (fast moving consumer goods — быстро оборачиваемые потребительские товары). Частота таких покупок в прошлом году увеличилась на 4,6%. При этом на 2% выросло число тех, кто покупает исключительно по заранее составленному списку.

Во-вторых, люди ищут лучшие цены и акции. По итогам анализа, в некоторых категориях доля товаров, проданных по промоакциям, доходит до 40%. В том числе благодаря новой привычке россиян каналы, имеющие возможность предложить товары дешевле, заметно нарастили обороты: дискаунтеры выросли на 15,6%, гипермаркеты — на 5,8%. Чемпионом роста среди каналов продаж стал интернет: за 2015—2016 годы аудитория e-commerce выросла в два раза.

Наконец, люди не просто ищут лучшие цены — в процессе поиска они все активнее используют мобильные каналы. GfK обращает внимание на рост аудитории мобильных приложений для шопинга, в том числе самой популярной китайской торговой онлайн-площадки. А мобильные приложения сети «Перекресток» и агрегатора промоакций Edadeal уже вошли в топ-500 самых популярных мобильных приложений.

  • Айдар Булатов

    Айдар Булатов ГК «Булатов Групп»

    Коренные изменения в предпочтениях рестораторы прочувствовали в самом начале кризиса, на стыке 2014-2015 гг. Тогда существенно просел премиум-сегмент, на 15-20% снизились доходы заведений общепита среднего ценового сегмента, а вот демократичные заведения, напротив, выросли на те же 15-20%. Сейчас ситуация стабилизировалась, при этом демократичный сегмент продолжает расти.

    Реализуя новые проекты, ресторанные холдинги исходят, прежде всего, из среднего чека, при этом стараются сохранить качество блюд, подачу и атмосферу заведений. По нашей группе средний чек изменился с докризисных 900-1100 рублей до 750-900 рублей.

    Однако при том, что люди из-за падения доходов стали меньше тратить в общепите, наблюдается определенная культура потребления. Интересные форматы открываются не только в Москве, но и в регионах. В Казани, к примеру, открываются заведений индийской и тайской кухонь, вегетарианские кафе и т.д. Рост культуры потребления дает рестораторам определенную надежду на дальнейшее развитие отрасли.
  • Ирек Галиев

    Ирек Галиев Сеть пекарен «Жар-Свежар»

    — Мы не прочувствовали на себе ни снижения среднего чека, ни снижения (впрочем, как и роста) количества покупателей. Но пи этом заметно сместились предпочтения потребителей в сторону более дешевой выпечки: люди стали больше покупать то, что стоит менее 30 рублей, и соответственно, меньше то, что стоит дороже 30 рублей. Сохраняющаяся высокая конкуренция на нашем рынке свидетельствует о том, что спрос на продукцию пекарен остается высоким, люди продолжают покупать свежую выпечку, однако при этом несколько смещаются их предпочтения.

  • Александр Иванов

    Александр Иванов Председатель Национальной ассоциации дистанционной торговли

    — Представители дистанционной торговли отмечают деталь, на мой взгляд, весьма красноречиво свидетельствующую о том, что люди стали более тщательно и скрупулезно относиться к выбору покупки: за последний год заметно снизилось количество возврата товара или его неоплаты при получении. Возможно, отчасти это можно «приписать» возросшему качеству логистики, однако и доля того, что стало меньше спонтанных покупок, в этом безусловно есть, и она весьма весома.

Татьяна Колчина
БизнесРозничная торговля

Новости партнеров