Новости раздела

МАКС-2015: Израиль поработает на КВЗ, а немецкий джойстик испытают на МКС

Противостояние с Западом снизило число иностранных участников Международного авиакосмического салона, однако они были

В МАКС-2015 приняли участие 155 компаний из 30 стран. Побывавший на авиасалоне корреспондент «Реального времени» выяснил, что показывали на нем иностранцы, не боятся ли они оказаться в опале на родине из-за санкций и как оценивают свое участие.

Сколько же в итоге было участников?

Организаторы МАКС-2015 сообщили об участии 155 зарубежных компаний из 30 стран, в путеводителе по выставке, однако, удалось насчитать только порядка сотни предприятий из 20 стран. Возможно, это объясняется тем, что некоторые компании были обозначены как российские (например, Honeywell). Самое масштабное представительство было у Франции — 16 компаний. В том числе такие гиганты, как Airbus Group и Sufran. Второе место по количеству представителей за Чехией, Германией и Бельгией — от этих стран на МАКС-2015 приехали по 12 компаний. На третьем месте Китай с 9 компаниями — правда, многие из них были представлены в рамках больших стендов Great Wall и Avic. На четвертом месте США, в том числе Boeing и Pratt & Whitney. Довольно заметным было участие швейцарцев: от этой страны приехало 6 компаний, занятых главным образом станкостроением.

Санкции дают нам определенные преимущества для вхождения на российский рынок

Несмотря на сообщения в некоторых изданиях, о том, что в МАКС-2015 отказался участвовать Израиль, оказалось, что это не совсем так. От этой страны были представлены всего две компании: одна из них — с символичным для Татарстана названием TAT Technologies — вышла на российский рынок всего два года назад и, как рассказал «Реальному времени» руководитель новых проектов и стратегического развития компании Ариэль Мэтс, уже задействована в работе над двигателями ПД-14 для нового российского самолета МС-21 и двигателем SaM146 для «Суперджета» и находится в процессе обсуждения целого ряда дополнительных гражданских проектов.

TAT Technologies также уже почти год контактирует и с КВЗ: в частности, как рассказал Ариэль Мэтс, в компании есть планы участия в тендере на разработку и поставку комплекса теплообменников, для двигателя, трансмиссии и гидравлики на вертолет «Ансат».

Напомним, в настоящее время «Ансаты» оснащаются двигателями от компании Pratt & Whitney, но в программе импортозамещения есть планы по созданию двигателя ВК-800, которым занимается ОАО «Климов». На КВЗ надеются, что эта силовая установка также может использоваться на «Ансатах».

Что касается санкций и возможных последствиях для компании в связи с участием в авиасалоне, то Ариэль Мэтс отметил, что Израиль к санкциям не присоединился.

— Израиль не участвует в санкциях на данным момент и, мы надеемся, не будет участвовать. Что позволяет нам рассчитывать на более глубокий вход на российский рынок, так как это создает для нас относительные преимущества как в области технологии наших изделий, так и в отношении цен. Что касается проектов военного характера, мы согласовываем нашу деятельность с экспортным бюро, мы обязаны получать разрешения по каждому проекту в отдельности, и мы этим занимаемся тоже. Гражданские проекты (двигатель ПД-14 для МС-21, двигатель SaM146, для «Суперджет 100») полностью открыты, и мы их ни с кем не согласовываем, — рассказал «Реальному времени» Мэтс.

Никаких сложностей из-за санкций не возникнет

Представлена на выставке была и Pratt & Whitney, входящая в корпорацию «Юнайтед Текнолоджиз» (UTC). В официальном печатном издании МАКС-2015 компанию критиковали за то, что она вместо настоящего двигателя для МС-21 представила только его макет, однако PR-специалист UTC Александр Иваньков рассказал «Реальному времени», что двигатель изначально выставлять не планировалось.

— На самом деле, не было идеи привозить сюда настоящий двигатель, он в середине августа доставлен из центра двигателестроения в городе Вест-Палм-Бич (штат Флорида, США) в Иркутск на досборочную площадку. Сейчас с ним работают специалисты, — рассказал Иваньков.

Двигатель Pratt & Whitney относится к семейству PurePower и прошел более 36 000 циклов и 20 000 часов испытаний, включая 6 000 часов летных испытаний. На МС-21 планируется также устанавливать двигатель российского производства ПД-14, который начнут испытывать на летающей лаборатории только осенью этого года.

— Мы очень рады здесь быть, Pratt & Whitney — традиционный участник авиасалона МАКС, все очень понравилось. Коллеги, которые прилетели из США, положительно оценили участие, потому что встретились и с представителями «Корпорации «Иркут», и другими клиентами, которые эксплуатируют самолеты с двигателями Pratt & Whitney. В настоящее время санкции не затрагивают существующие у корпорации проекты в России. У нас контракт по проекту МС-21, мы выполняем все обязательства и оказываем услуги по ремонту и эксплуатации двигателей для российских клиентов, — отметил Иваньков.

Космический лайнер и интерактивный джойстик для роботов

На МАКС-2015 масштабный стенд представил Национальный аэрокосмический центр Германии (DLR). На нем продемонстрировали технологию джойстика с силовой обратной связью, которая в перспективе позволит управлять роботами, например, на Луне и Марсе. Космонавт через ручку управления чувствует внешние воздействия на робота, что создает эффект дистанционного присутствия. Джойстик уже испытывается на МКС.

DLR презентовал и концепт SpaceLiner, который представляет из себя соединение космических и авиационных технологий, подобное программам «Буран» и Space Shuttle. Суть идеи в том, чтобы из перемещаться на дальние расстояния через выход на орбиту: по расчетам ученых из Германии до Австралии таким способом можно будет долететь за 90 минут. Корабль рассчитан на 50 человек. Как рассказал «Реальному времени» представитель DLR Фальк Дамбовски, рабочие прототипы ожидаются уже в 2050-2060 гг.

Что касается участия в МАКС-2015, Дамбовски отметил, что развитие космических технологий невозможно без международного взаимодействия.

— Нам нравится быть здесь, для нас это всегда интересно, потому что мы осуществляем кооперацию в космической сфере, этот вид кооперации всегда требует международного взаимодействия, это очень важно для нас.

«Даже министерство обороны Чешской Республики понимает, что мы работаем с вертолетной техникой российского производства»

Начальник отдел развития бизнеса Lom Praha Trade Инна Лисовская рассказывает, что компания традиционно участвует в подобных масштабных выставках и мероприятиях. «Это постоянный контакт с нашими партнерами, поставщиками, организациями. Это огромные возможности в реальном времени решить все насущные вопросы», — рассказала нашему изданию Лисовская.

Lom Praha Trade занимается сервисным обслуживанием вертолетов российского производства, работает в том числе и с КВЗ. По словам Лисовской, санкции и политическая обстановка на работе компании не сказались.

— Сложности не возникнут, потому что даже наши основатели — министерство обороны Чешской Республики — понимают, что мы работаем с вертолетной техникой российского производства: это постоянные контакты, пребывание, общение, аудит, который приезжает из России. Это ни в коем разе не бросит тень на наше предприятие — наоборот, это покажет, что даже в эти сложные времена идет поддержка, взаимопонимание, — отметила Лисовская.

В целом иностранные участники салона придерживались принципа «санкции санкциями, а бизнес делать надо», и хотя представительство иностранцев было не таким обширным, как в прошлые годы, тем не менее нельзя не отметить, что российский рынок, похоже, все-таки привлекателен, и пустующие места будут или «импортозамещаться», или сюда придут конкуренты — как, например, Китай с проектом самолета, аналогичного разрабатываемому Татарстаном Ту-324.

Александр Третьяков, фото автора

Новости партнеров