«Создается иллюзия, что если ездишь на электромобиле, то делаешь безумный вклад в экологию»
Эксперты Российской энергетической недели обсудили переход транспорта на альтернативные виды топлива
За 8 месяцев продажи поддержанных электромобилей в России выросли почти в три раза. Эксперты объясняют это тем, что праворульные электрические машины и стоят недорого, и в обслуживании дешевле. Но не все здесь так просто и «экологично», как может показаться на первый взгляд. О проблемах развития рынка электро- и газовых автомобилей и, в частности, о том, почему инвесторы не хотят вкладывать средства в строительство сети заправок природного газа, говорили на Российской энергетической неделе (РЭН), прошедшей в Москве. Подробности — в репортаже «Реального времени».
К 2025 году вклад автомобилей в валовый выброс загрязняющих веществ достигнет 45%
В России бум автотранспорта. Каждый год количество транспортных средств растет на 5%. Такими темпами к 2025 году на 1 000 человек будет приходиться 450 автомобилей, а «вклад» автотранспорта в валовый выброс загрязняющих веществ достигнет 45%.
— Основной ущерб приносят не предприятия, хотя по объему совокупного выброса они выбрасывают больше, но это в основном распыление вне зон санитарной защиты, высоко. А вредные вещества от автотранспорта скапливаются там, где мы дышим, — рассказал на панельной сессии РЭН под названием «Газовые и электромобили в России: возможные темпы и стратегии развития» первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов.
Совокупные выбросы в самых грязных 12 городах России нужно снизить на 20% — это одна из задач национального проекта «Экология». Для достижения этой цели планируется, в том числе перевод транспорта на экологичный вид топлива. Но, чтобы водители переходили на экологичный вид топлива, нужна, понятно, инфраструктура. По данным ГИБДД, в России около 50 млн единиц транспорта и при этом только 380 заправок, на которых можно заправиться метаном. Развивать сеть сложно — срок окупаемости таких заправок превышает 15 лет, поэтому инвесторы вкладываться в это направление не хотят.
Субсидирование — ключ к развитию рынка газомоторного топлива
Для развития рынка газомоторного топлива в Татарстане с 2019 по 2021 год будет действовать новая программа. В ее рамках тем, кто будет строить автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) или приобретет передвижные автомобильные газонаполнительные станции, республика готова передать 30 гектаров с инфраструктурой и «последней милей». Сейчас в Татарстане работают 19 АГНКС, 9 из которых построены за последние 5 лет.
— За эти годы мы приросли: в 2012 году мы потребляли 4,5 млн кубометров компримированного природного газа, а в 2017 году — 30 млн кубометров. При этом загруженность заправок составляла 5%, сейчас около 30%, — такие цифры привел заместитель премьер-министра — руководитель аппарата Кабмина РТ Шамиль Гафаров.
Кроме этого, в республике была принята программа субсидирования по переводу техники на газ. Благодаря ей на экологичное топливо перешли 2 тысячи единиц транспортных средств. Кроме этого, Татарстан закупил еще 2,1 тыс. единиц в рамках федеральной программы субсидирования покупки новой техники.
Республика планирует и дальше субсидировать перевод транспортных средств на газ. При этом, если сохранятся федеральные льготы по покупке новой техники, то объем потребления природного газа в республике в 2021 году может перевалить за 100 млн кубометров.
С тем, что субсидирование — ключ к развитию рынка газомоторного топлива, согласен и заместитель министра энергетики России Антон Инюцын. Поэтому Минэнерго планирует выходить в правительство с инициативой по субсидированию капитальных затрат на строительство АГНКС в размере 25—30%. Такие льготы могут стать хорошим стимулом, поскольку оборудование для таких станций гораздо дороже, чем для традиционных АЗС.
Три мировых тренда: гибриды, электрокары и газ как моторное топливо
На газ как топливо делают ставку и за рубежом. Практически во всех развитых странах приняты требования в сфере технического регулирования, которые ограничивают выброс автомобилем CO2. В Европе с 2020 года начинают действовать ужесточенные требования — не более 95 граммов на километр.
— Что такое 95 граммов на километр? По статистике, традиционный автомобиль «Логан», 100 лошадиных сил, выбрасывает 167 граммов на километр. Мерседес «С класса», со 150 лошадиными силами — 126 граммов. А гибридный «Порш Кайен» с 330 лошадиными силами — 79 граммов. Европа, вводя требования, дает сильный технологический толчок, и у нас есть риск получить отсталые технологии, которые Европе будут не нужны, и они попытаются продать их на рынке третьих стран, — объяснил заместитель генерального директора ФГУП НАМИ Алексей Гогенко.
Мировой рынок электрокаров растет в геометрической прогрессии — в августе был продан четырехмиллионный автомобиль. По прогнозам, следующий миллион распродадут всего за полгода. При этом по дорогам России ездит всего 2,5 тыс электромобилей.
— Лидером здесь является Китай, где эксплуатируется 37 процентов электрокаров. Что касается России, то по темпам мы опережаем мир. За 8 месяцев продажи поддержанных электромобилей выросли в 2,8 раза. Самое интересное, что это Москва и Владивосток, потому что самые дешевые машины праворульные, и они могут конкурировать с традиционными авто, но в эксплуатации дешевле. Километр пробега на электромобиле стоит порядка 35 копеек, а на обычной машине — 3 рубля. Плюс, отсутствие выбросов, — рассказала председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева.
По прогнозам Bloomberg, к 2025 году 10 процентов всего транспорта в мире будет электрическим. Большую роль в этом сыграет цена: за 6 лет производителям удалось снизить стоимость литиевой батареи, самого дорогого элемента электрокара, на 30 процентов, и в перспективе ценник будет становиться еще скромнее.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.