Новости раздела

«После того, как Гнойный прокомментировал Дудю наш нейробаттл, мне написали все»

Интервью с казанским программистом, который разработал нейросеть для рэп-баттла

Дамир Зарипов — студент второго курса Высшей школы информационных технологий КФУ, который разработал нейросеть специально для рэп-баттла, проходившего в Казани. Спустя несколько месяцев после самого баттла о нем в интервью Юрию Дудю упомянул известный рэпер Гнойный, после чего на молодого человека посыпались заказы на разработку сайтов и других нейросетей. В интервью «Реальному времени» начинающий IT-специалист рассказал о том, почему новые технологии стоит развивать для помощи человеку, а не для развлечения, и способны ли нейросети превзойти баттл Гнойного с Оксимироном.

«Машина постоянно учится»

— Дамир, расскажи, ты создал эту нейросеть специально для рэп-баттла или для других целей?

— Баттл особо не афишировался, но мы знали, что он будет, и специально для него написали самые простые нейросети. На данный момент они не представляют собой ничего крутого, но на основе заложенной в них информации могут генерировать текст. Пока он бессмысленный и бессвязный, но с каждым разом должен становиться все лучше и лучше — по сути, это искусственный интеллект, который будет со временем саморазвиваться и самообучаться.

— Создание нейросети занимает много времени?

— Я тогда учился на первом курсе и выезжал, можно сказать, больше на заготовках. Так что, учитывая заготовки и помощь преподавателя, на создание нейросети у меня ушло 3—4 недели. То, что сделали мы, — не предел возможностей, но даже на это понадобилось приличное количество времени. А у людей, которые серьезно этим занимаются, уходят месяцы на обучение нейросети — нужно хорошо знать математический анализ, уметь программировать.

— Какие параметры необходимы для того, чтобы создать нейросеть для рэп-баттла? Словарный запас там важен?

— Предположим, есть генератор слов. Чем больше слов мы в него зальем, тем больше вариативности у нас появляется. Чем больше книг и документов мы туда закидываем, тем более разнообразные варианты могут получиться.

— Насколько я понимаю, у тебя алгоритм нейросети был выстроен на основе текстов Оксимирона?

— Он мой любимый рэпер, и на баттле так вышло, что судьи рандомно (случайно, — прим. ред.) выбрали именно его тексты. Так что если посмотреть текст баттла, где-то там мелькает Оксимирон, совсем немного.

— Получается, там можно «забить» и определенную рифму? Например, на стихи Есенина?

— Можно обучить машину определенной стилистике, но для этого нужно больше времени и большая база данных. Машина — как маленький ребенок, который постоянно учится-учится-учится.

«Людям нужно видеть человека, равняться на него, любить или не любить»

— Реально ли заменить человека этой нейросетью? То есть обучить ее так, чтобы на выходе, например, машина превосходила по уровню тот же баттл Оксимирона и Гнойного?

— Это двоякий вопрос. С одной стороны, нет ничего невозможного, потому что сейчас технологии вышли на такой уровень, что там можно сделать все, что угодно. С другой стороны, «сделать круче, чем Оксимирон» пока звучит неубедительно. Человек может чувствовать аудиторию, машина же еще этого не умеет, и поэтому текст нейросети, наверное, не превзойдет текст живого исполнителя. Но в других сферах деятельности это возможно.

— На фоне нейробаттла появилась идея, что в будущем это может заменить живые противостояния рэперов. Ты считаешь, что без человеческого фактора это сделать не получится?

— Конечно. Людям нужно видеть человека, равняться на него, любить или не любить. Кто-то вот не любил Оксимирона, кто-то — Гнойного. А как можно любить или не любить нейросеть?

— А нейросеть не способна выражать свое мнение по отношению к людям?

— В фантастике есть традиционный сюжет, когда машины обучаются, начинают превосходить людей и забирают себе весь мир. Но пока, я думаю, это невозможно.

— Ты говорил, что в других областях при работе с нейросетями можно достичь больших успехов. Можно ли обучить ее таким образом, чтобы она писала стихи на уровне наших классиков?

— Точно сказать не могу, поэтому просто отвечу, что нет ничего невозможного. И если кто-нибудь когда-нибудь загорится такой идеей, то, наверное, он сможет ее реализовать. Но пока нейросети не на таком уровне, чтобы соревноваться с поэтами и вызывать у читателей эмоциональную реакцию.

С учетом того, что искусственный интеллект — это вещь серьезная, было бы гораздо лучше, если бы люди делали такие нейросети не для рэп-баттлов, а для чего-то полезного. Я думаю, что люди будут продолжать работать в этом направлении осмысленно, перестанут делать нейросети для игрушек и будут направлять их на другие сферы деятельности. Например, на безопасность: запрограммировать робота таким образом, чтобы он, скажем, спасал людей во время пожара.

— Ты сейчас продолжаешь развивать эту нейросеть?

— На самом деле, проект затормозился, и все время у меня уходит на обучение в институте.

С учетом того, что искусственный интеллект — это вещь серьезная, было бы гораздо лучше, если бы люди делали такие нейросети не для рэп-баттлов, а для чего-то полезного

«Раньше я очень хотел быть рэпером, но понял, что это не лучший вариант»

— Сам баттл Оксимирона и Гнойного, насколько я понимаю, ты смотрел? Расскажи о своих впечатлениях.

— Мне очень понравилось, что кто-то смог противопоставить Оксимирону его эго, и это очень круто, что тот проиграл. Я, как большой фанат Оксимирона, очень рад, что он проиграл и сейчас начнет со злости выпускать новые треки, приедет в Казань и можно будет посмотреть на его эмоциональный всплеск. Поражения всегда закаляют людей, а победы, напротив, усыпляют. Когда постоянно выигрываешь — тяжело себя мотивировать. А тут пришел такой Слава и отобрал чуть-чуть славы.

— Видел, как Гнойный прокомментировал в интервью Юрию Дудю ваш нейробаттл?

— О, да! После этого мне написали все, кого я раньше знал, с кем учился. И кто меня вообще не знал — тоже написали. Одна стоматология предложила годовое бесплатное лечение в обмен на создание нейросети для их проекта. У меня сайты начали заказывать — я их никогда в жизни не писал (смеется). А тот факт, что сам Гнойный посмотрел наш баттл… Жалко, что у Славы столько времени, что он это смотрит (смеется). Это, конечно, шутка. На самом деле, круто, что он интересуется такими вещами. Судя по его интервью Дудю, он очень начитан — в общем, очень крутой интересный парень.

— Предложение стоматологии принял?

— Нет, нас в ИТИС учат делать технологии не ради того, чтобы они просто были, а для чего-то полезного. Поэтому свои силы я направил на другие сферы.

— Расскажи немного о себе. Почему ты вообще решил заняться сферой новых технологий?

— Я учусь в Высшей школе информационных технологий КФУ на втором курсе. До этого учился в IT-лицее, и так получилось, что связал свою жизнь с этим направлением. Раньше очень хотел быть рэпером, но понял, что это не лучший вариант. Правда, рэп писать продолжал. А тут узнал о проекте, где рэп связан с IT.

— Какие разработки интересны именно тебе? Ты не раз уже сказал, что полезные разработки важнее, чем развлекательные.

— Когда мы были в лицее, то загорелись желанием помогать детям с ДЦП, чтобы развивать им моторику рук и тому подобное. У нас были для них специальные обучалки, но нам не хватало ни знаний, ни опыта, поэтому проект проработал недолго. Но тогда я зажегся идеей, что в этом мире надо делать что-то полезное. У меня, например, друг в лицее разрабатывал приложение, чтобы люди не мучились на парковках и не искали место, а смотрели онлайн, где конкретно можно оставить машину. Думаю, такие вещи больше нужны людям, чем нейросети для баттлов.

После того, как Гнойный прокомментировал в интервью Юрию Дудю наш нейробаттл, мне написали все, кого я раньше знал, с кем учился. И кто меня вообще не знал — тоже написали

— Чем планируешь заниматься в будущем?

— В данный момент в институте я выбрал разработку мобильного приложения под iOS. Надеюсь, что опыт, который я там получу, выльется в стартапы и новые проекты в области полезных для человека приложений. Их сейчас очень много — они помогают развиваться людям, например, приложения для изучения языков. Я тоже хочу делать что-то подобное, но что именно, пока еще не знаю. Обязательно хочу что-нибудь сделать для нашего «Рубина».

— Ты фанат «Рубина»?

— У меня даже рэперский никнейм — RubinGood (смеется).

Мария Горожанинова, фото kpfu.ru
ТехнологииМедиа

Новости партнеров