Новости раздела

«Майский указ» 2.0: развитие регионов принесут в жертву индексации зарплат бюджетников

Оклады «неуказных» работников бюджетной сферы повысят на 4%

В 2018 году без малого 6 млн российских бюджетников получат индексацию зарплат, которой ждали 5 лет. На этом в преддверии президентских выборов настоял Владимир Путин. Несмотря на благородный внешний посыл, решение может привести к неоднозначным последствиям. Хуже, возможно, будет регионам, для которых индексация станет очередным «нефинансируемым мандатом». В жертву повышению зарплат придется принести средства на развитие, считают эксперты «Реального времени».

«Майский указ» 2.0

В среду на Восточном экономическом форуме во Владивостоке министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин сообщил известие, радостное для тех бюджетников, кого обделили повышением зарплаты. С 1 января 2018 года их оклады решено проиндексировать на 4%. Это произойдет, даже если фактическая инфляция будет ниже 4%, заверил Топилин: «Она [индексация] согласована».

На повышение могут надеяться не все бюджетники, а лишь так называемые «неуказные» — те, мимо кого прошла индексация в рамках «майских указов» президента Владимира Путина от 2012 года (см. справку). Путин же и был первым, кто вспомнил о зарплатах этих категорий граждан. Что интересно, произошло это снова в мае — уже 2017 года. Тогда президент сказал, что у части работников бюджетного сектора оклады не повышались несколько лет.

Подробнее об этом Путин высказался через полмесяца во время ежегодной «Прямой линии». «Им не индексировали, несмотря на то, что цены подросли, инфляция была значительная, в позапрошлом году она 12,9% была. А индексации не было. Это, конечно, несправедливо, я согласен. Я с правительством на этот счет говорил, у них есть поручение», — заявил он.

Ранее Минтруд разъяснял, скольких и каких именно бюджетников должен коснуться новый «майский указ» президента. Речь идет примерно о 5,8 млн граждан. Большая часть из них (3,9 млн человек) работает в государственных и муниципальных учреждениях в регионах, остальные — работники федеральных бюджетных учреждений.

«Майские указы» 2012 года не затронули зарплаты целого ряда работников — юристов, кадровиков, бухгалтеров, технических специалистов, вспомогательных сотрудников, социальных психологов и т. д., объясняли чиновники.

Кто заплатит за благородство?

Назвав размер предстоящей индексации, Топилин, впрочем, не уточнил главного — кто будет ее финансировать. Не уточнили это и в министерстве. «Я думаю, что пока, кроме того, что говорил Максим Анатольевич на форуме, дополнительной информации не будет», — сказала «Реальному времени» представитель Минтруда Мария Ушакова.

Андрей Чернявский, ведущий научный сотрудник Центра развития НИУ ВШЭ, уверен, что индексация пройдет по следующей схеме: «Служащие федеральных учреждений получат средства из федерального бюджета, а бремя повышения региональным бюджетникам ляжет на регионы».

Несмотря на благородный социальный посыл, субъектам индексация вряд ли пойдет на пользу, считает эксперт: «С моей точки зрения, это дополнительная нагрузка для регионов». По словам Чернявского, если суммировать, то в целом региональные бюджеты профицитны. Однако половина общего профицита приходится на Москву, а около 30 регионов по итогам I полугодия 2017-го имеют отрицательный баланс.

При этом отношение федеральных трансфертов к доходам субъектов последние 5 лет сокращается, указывает Чернявский. Так, видимо, будет и ближайшие 3 года.

Новый «нефинансируемый мандат»

Где регионы возьмут деньги на индексацию? Этот вопрос, по мнению эксперта, будет решаться не за счет заимствований. К ним субъекты сейчас подходят осторожно, особенно после 2013—2014 годов, когда они набрали рекордную сумму дорогих банковских кредитов.

Выход, говорит Чернявский, может быть найден в перераспределении расходов — в жертву повышению зарплат принесут другие расходные статьи. «В целом, — рассуждает он, — у меня к этому отношение, скорее, негативное. Мы таким образом лишаем регионы возможности самим определять направления расходов, они будут вынуждены от чего-то отказываться». Практика последних лет показывает, что отказываются чаще всего от капитальных вложений и инвестиций в развитие. Таким образом, резюмирует собеседник, индексация грозит стать новым «нефинансируемым мандатом», и только.

С ним согласен другой эксперт из ВШЭ — директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович. Сильнее всего решение может задеть депрессивные регионы с большим долгом и большим количеством бюджетников, говорит он. Но деньги найдут, уверен Остапкович. Тем более что работу губернаторов оценивают прежде всего по социальным индикаторам. «Снимут они [бюджет], условно говоря, с жилищного строительства, с промышленности снимут. Найдут расходы, постатейно переформатируют», — говорит Остапкович.

Зато инфляционных рисков индексация не несет, успокаивают эксперты. Во-первых, по уже названной причине: по факту, денег в экономике больше не станет. Во-вторых, после других повышений инфляция существенно не росла. В-третьих, не исключено, что в прогноз по инфляции изначально было заложено решение по индексации.

Артем Малютин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

7 мая 2012 года, в день официального вступления в должность президента, Владимир Путин подписал 11 указов, которые получили общее название «майские». Они содержали различные поручения правительству, но в основном указы ассоциируются с повышением зарплат в бюджетном секторе. Согласно им, уже в 2012 году необходимо было довести зарплаты педагогических работников в общеобразовательных учреждениях до средних по региону. В 2013-м зарплаты в дошкольных учреждениях должны были сравняться со средними зарплатами в сфере общего образования по региону. А к 2018 году врачи, преподаватели вузов и научные сотрудники должны получать в два раза больше средней зарплаты в соответствующем регионе.

На практике зарплаты бюджетников растут, но нередко при этом урезаются другие доходы — надбавки и стимулирующие выплаты. Некоторые работники бюджетной сферы говорят, что фактически их доходы с 2012 года только упали. Кроме того, необходимость исполнять «майские указы» увеличила нагрузку на региональные бюджеты.

ЭкономикаБюджет

Новости партнеров