Новости раздела

Не перепутать башкир с мадьярами: венгерское завоевание родины

История нетюркского племени, считавшего себя потомками Аттилы. Окончание

Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, посвященных ключевым этапам тюркской истории. Сегодня «Реальное время» публикует четвертую часть заметок украинского историка о венгерских племенах, легковооруженная конница которых в первой половине X века изматывала своими набегами немецкие княжества. Первую, вторую и третью часть читайте здесь, здесь и здесь.

Загадочные нукарда

Походы против ромеев иногда делали возможными ситуативные союзы. Так, венгры вместе с печенегами напали на византийскую Фракию. При описании войны против ромеев, которую хронист датировал 932—933 гг., сказано, что племена баджанак, баджна, баджгурд, нукерде напали на город W. l.nd.r. Этот город находился на византийском пограничье. По мнению Д. Аникеева и И. Коноваловой, В. л.нд.р. это поселение Дебелт около Бургаса.

Ал-Масуди указывал, что племена тюрков баджанак, баджна, баджгурд и нукерде происходят от единого предка и нападают на страны до ал-Андалуса и на Рум. Указано, что четыре племени взяли Валандар, победили войско румийцев, а после этой кампании делали набеги до стран сакалиба и Рума, а также доходили до ал-Андалуса, Ифранджи (Западной Европы), Джалалики (Галисии). Ал-Масуди указывал, что тогда румийцами правил Арман (Роман Лакапин). Оценка войск печенегов и румийцев — 60 тыс. и 120 тыс. соответственно, это невероятные цифры. В данных арабского ученого слились данные о печенегах и венграх. Венгры действительно во время своих походов достигали Аквитании, Саксонии, Калабрии, но сами печенеги на западе не шли дальше Венгрии, Болгарии, Византии.

Среди племен союзников печенегов было названо племя нукарда. О его отождествлении с известными этнонимами среди ученых нет единого мнения. С. Толстов отождествлял нукарда с Янгикентом, а К. Маккартни считал, что ал-нукарда это венгры. Д. Паулер придерживался похожего мнения. П. Голден отождествлял нукарда с племенем оногуров, точнее, с искривленной формой этнонима — Onogurda. В. Бейлис и Й. Маркварт предложили вместо нукарда читать ункарда. И. Коновалова считает, что нукарда — это новгородцы.

Монета Романа I Лакапина. Фото cngcoins.com

Между христианством и исламом

Д. Аникеев же считает, что нукарда — это венгры, а баджгурд — башкиры. Н. Каплун предложила версию, что башджарт — это башкиры, а нукарда — это кангары. Украинская исследовательница поддержала точку зрения О. Прицака о том, что причиной войны между племенами была борьба за контроль над торговыми путями. Она предполагала, что контроль печенегов над частью Великого Шелкового пути противоречил интересам хазар, которые организовали антипеченежскую коалицию племен. Часть печенегов отступила на караванный путь между Волжской Булгарией и Хорезмом, который описал Ибн Фадлан. Т. Левицкий и И. Коновалова считали, что баджгурд — это венгры. По нашему мнению, баджна и баджанак — это печенеги, а баджгурд — это венгры. Д. Аникеев выдвинул гипотезу, что печенеги воевали против Византии в 935 г. И. Коновалова датировала его 934 г., то есть временем набега венгров на владения ромеев. А. Бороздина и В. Бережинский датировали поход 934 г. и считали, что Валандар — это Белград.

Сообщения арабского ученого о войнах двух коалиций племен не относились к какому-то определенному году, а отобразили ситуацию прибытия новых этнических групп в Европу. Кимаки, карлуки и огузы вытеснили из Центральной Азии прежних хозяев степей. Переселения печенегов и других народов упрощены ал-Масуди. Он упустил факт союза между огузами и хазарами. Также ал-Масуди сообщал, что баджанак, баджна, баджгард, наукерде — это мусульмане. Печенеги, по сведениям ал-Бекри, только в XI в. частично приняли ислам, византийские и европейские латиноязычные источники сообщали о христианизации печенегов в Византии и Венгрии соответственно. Последние языческие пережитки исчезли лишь в XIII в. Печенежские роды Аба и Чабай влились в состав венгерской аристократии. Если же принять отождествление нукарда-оногуры, то мы убеждаемся в неправдивой информации ал-Масуди касательно религии четырех племен. Оногуры мигрировали на Дунай в середине VII в. В середине ІХ в. дунайские булгары приняли христианство греческого обряда. Что касается венгров в Х веке, то многие из них были язычниками, хотя к ним начало проникать христианство латинского и греческого обрядов. Мусульман не зафиксировано, кроме поздних мигрантов из Волжской Булгарии и Хорезма.

Сведения ал-Масуди несколько сократил Ибн ал-Асир. Он сообщал, что объединилось несколько тюркских народов, среди которых баджанак, баджна и два других. Поход этих тюрков датировался 933—934 гг., а целью похода был назван город Валандар в земле румийцев. Тюрки взяли город в осаду. Арман (Роман Лакапин) для деблокирования города отправил большое войско численностью в 12 тыс., которое было разбито. Валандар был взят и разорен. После этого тюрки двинулись на Константинополь и держали его в осаде на протяжении 40 дней. После этого они и далее совершали набеги на Рум и доходили до ал-Ифранджи. Ибн ал-Асир старался дать сведениям ал-Масуди более правдоподобный вид, и действительно, упоминания о походах печенегов на Рум и Ифрандж соответствуют реальным походам на Византию и Венгрию. Войско из 12 тыс. румийцев намного реальней, чем тьмотысячные орды у ал-Масуди.

Византийцы преследуют бегущих русов. Миниатюра из Мадридского Скилицы. Илл. wikipedia.org

Осада Царьграда

В «Чудесах Святого Георгия» сказано, что в 917 г. против ромеев воевали парфяне (печенеги), мизы (болгары), турки (венгры). Продолжатель Феофана указывал, что после смерти Симеона турки (венгры) и хорваты готовились напасть на болгар. Он сообщал, что в 934 г. венгры напали на ромеев и забрали в плен всех жителей Фракии. В апреле 943 г. венгры снова напали, но с ними смог договорится патрикий Феофан. Знатные заложники из венгерских вождей находились в Константинополе как гарантия твердого мира. Продолжатель хроники Георгия Амартола отмечал, что венгры дошли до Константинополя. По его сведениям, миссии патрикия Феофана достигли мира с венграми в 934 и 943 гг. О походе венгров против ромеев в 934 г. сообщал и Лев Мудрый.

В 959 г., по информации Продолжателя Феофана, турки (венгры) подошли к Константинополю. Император направил против них Пофоса Аргира с его тагмой, а также стратигов Опсикия, Фракисия, Вукелариев. Преследуя венгров, ромеи напали ночью на их лагерь и освободили пленных. Венгры, утратив добычу, возвращались домой ни с чем. Продолжатель хроники Георгия Амартола указывал, что на праздник Пасхи вторглись венгры, опустошили Фракию и взяли много пленных и их войска достигли столицы. Но Пот Аргир с стратигами Опсикия, Фракисия, Вукелариев нанес им поражение. Лев Диакон сообщал, что в 961 г. Лев Фока воевал против венгров. Он предпочел ночное нападение, а не честный бой. Он напал на венгерский лагерь с трех сторон и окружил его. Много из них погибло и лишь немногие спаслись. В 970 г. печенеги и венгры упомянуты в войске Святослава на Балканах. По сведениям Иоанна Скилицы и Георгия Кедрина, они сражались в авангарде. Лев Диакон упоминал о гуннах (венграх) в войске русов. В битве при Аркадиополе Варда Склир притворным отступлением заманил печенегов и венгров в западню. После 970 г. окончилась история нашествий венгров на Балканы и началось формирование венгерской государственности.

Михай Мункачи. Завоевание. 1893. Фото wikipedia.org

Поединок богатырей

Шимон Кезаи сообщал, что после войны со Святополком Моравским, венгры воевали против болгар и взяли в их стране большое количество пленных. Также говорилось, что венгры совершали еще нападения на Италию и после этого воевали против греков и дошли до Идрополя (Адрианополя), а потом подошли к Константинополю. Сообщалось, что Ботонд в поединке победил греческого гиганта и, согласно договоренности, ромеи должны были заплатить дань. Ботонд называл себя настоящим венгром, из всех венгров самым малым. Но он имел большую силу. Венгерский военачальник Апор дал ему лопату, и он ударил по воротам города и пробил в них дыру. Ботонд перед поединком хвастался, что убьет грека-гиганта, и так случилось, что после непродолжительной борьбы он кинул грека об землю и тот умер. Венгры требовали дань, но император не дал ее и рассмеялся в ответ. Сообщалось, что венгры нападали на греков и взяли большую добычу из золота, драгоценных камней, большого количества скота.

В «Иллюстрированной хронике» сказано, что венгры воевали против болгар и взяли их крепости. Ботонд боролся с греком-гигантом под Константинополем. Сообщалось, что при Такшоне от набегов венгров стала безлюдной вся Греция. В Будской и Дубницкой хрониках был похожий рассказ. Это же характерно и для Яноша Туроци и Антонио Бонфини. Однако у Антонио Бонфини указано, что были опустошены Греция и Македония. Генрих Мюгельн сообщал, что гунны (венгры) напали и победили болгар. Также сообщалось о поединке Ботонда и опустошении Греции гуннами. Венгерская историческая традиция об эпохе походов представляла собой эпические рассказы, которые не совпадали со сведениями иноземных хроник. При описании нападений венгров на болгар нашли отображение события после смерти царя Симеона. После смерти царя хорваты и венгры нападали на границы Болгарии в 927 г.

Вторжения венгров на Балканы рассматривались ими как возможность пополнить свою казну. В период нахождения в Этелькезе венгры нападали на ромеев, Русь, болгар и славянские племена, то есть практически на всех соседей. Участие венгров в болгаро-византийской войне конца ІХ в. обусловило изменения в политике причерноморского региона. Альянс между болгарами и печенегами обусловил переселение венгров в Паннонию и их войны с мораванами. Начало этих войн связано с завоеванием родины венграми. Кроме мораван значительные убытки от набегов венгров ощущали и белые хорваты. Войны с мораванами начались при Святополке и окончились гибелью Великоморавского государства при правлении его сыновей. Абсолютное большинство имен правителей болгар, славян, валахов в венгерских источниках являются вымышленными.

Болгары побеждают ромеев. Миниатюра из Мадридского Скилицы. Илл. bdh-rd.bne.es

Наиболее масштабным был общий поход венгров вместе с печенегами и болгарами против ромеев в 934 г. Набеги венгров в 943 и 959 гг. были обусловлены не уплатой дани. До 961 г. Византия считалась сравнительно легкой добычей. Венгры пользовались тем, что ромеи были заняты войнами с болгарами и арабами. Поражение от ромеев в 961 г. прекратило нападение венгров на балканские страны.

​Ярослав Пилипчук
Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

ОбществоИстория

Новости партнеров

комментарии 19

комментарии

  • Анонимно 07 сен
    С. Толстов отождествлял ..., а К. Маккартни считал, .... Д. Паулер придерживался .... П. Голден отождествлял ..... В. Бейлис и Й. Маркварт предложили .... И. Коновалова считает, ....
    Д. Аникеев же считает, .... Н. Каплун предложила версию, ...
    Украинская исследовательница поддержала точку зрения О. Прицака
    ------------------------------------------------
    КЛАСС !!!
    Автор, фактически, САМ доказал, что вся нынешняя тюркская история - оголтелая и без доказательная брехня и зависит только от того: кто как и с кем договорится.
    =================
    «Почему переписывают историю, подделывают или уничтожают летописи, документы?» — задается вопросом директор института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов.

    По крайней мере есть две причины. Первая из них заключается в идеологических целях. Идеология строится на интерпретации истории.

    Ломать прежнюю интерпретацию истории, пусть ложно сконструированную, опасно.
    +++++++++++++++
    Гродот говорил:

    «В реальной жизни никогда ничего не случается в нужном месте и в нужное время. Это дело добросовестных историков — добиться нужного эффекта».

    — Твен не цитирует Геродота, он лишь предполагает, что таков был его подход к написанию «Истории».
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Че анонимно то... ссыкотно что ли?
    Ответить
    Анонимно 09 сен
    А Сам-с усам?
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Интересно почитать. Спасибо!
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Подобным типам обложить людей анонимно ничего не стоит. Эпоха Интернета, когда обкладывают анонимно. Впрочем и надлежащего понимания вопроса у них нету. Зачем источниковедение, историография, археология, антропология, когда они могут вульгарно понимать генетику не имея надлежащего образования. Разница между ними и Балановскими, в том что те понимают процессы этногенеза и знают что такое субстрат, ассимиляция и другие термины этнической истории. Что этническая история не проста как хрен за рубль двадцать. Дилетанты не понимают того простого факта, что на одно и ту же проблему может быть несколько точек зрения. Каждый уважающий себя ученый обязан знать, что сделали предшественники до него. А источники в отличие от некоторых я читал, как и уважаемые коллеги. Ал-Масуди, Ибн ал-Асира, ал-Бекри, Лева Диакона, Продолжателя Феофана, Иоанна Скилицу, Шимона Кезаи, Яноша Туроци, Антонио Бонфини, Генриха Мюгельна, Будскую хронику, Иллюстрированую хронику, Чудеса Святого Георгия. Все есть в Интернете. Нужно знать где искать.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Если верить в эти сказки, то получается, что у тюрков более или менее значительные успехи были достигнуты только за рубежами России.

    За бугром, по уверению автора, тюрки старались изо всех силов, и как бы даже оставили уйму следов.
    А вот в России у тюрком мало чего получилось, если судить по им приписываемым артефактам.
    Стал быть, тюрки, в основном, на экспорт старались.

    Европа же ассимилировала этих своих оккупантов, и онЕ растворились в ней без всяких следов.
    "И сия пучина поглотила ея в один момент В общем все умерли." (с)
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Дилетанты не понимают того простого факта, что на одно и ту же проблему может быть несколько точек зрения.
    --------------------------------
    Да, дураки онЕ.
    Не могут понять простой вещи, что брехня, это на самом деле гипотеза.

    Ибо история, нынче, наука творческая, в ней всё от фантазий авторов зависит.
    Авторы меж собой договариваются, естесно, учитывая мнения заказчика, лихо стряпают и густо кладут свои домыслы и штампуют их тыщными тиражами.
    Потом семинары-конференции, затем все начинают напропалую цитировать друг друга, и первоначальная брехня уже становится научным трудом и даже открытием.

    Это всё начинают втирать в сознание населению, создавая из голозадых пастухов супер героев, лаская самомнение и поднимая достоинство у их потомков.
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    А сейчас венгры измельчали то...
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Все измельчали. Деградация. Или, может быть, кто-то не измельчал?
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Некоторые народности впервые узнал по статье
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Будут ли такие же интересные статьи в будущем?
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    В ближайшем будущем увидите. Анонсирую, что снова вернусь к татарской проблематике. И уже после нее вернусь к Раннему Средневековью.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Не могли бы вы в своих статьях указывать численность участников описываемых вами исторических событий?

    Попутно рассказывая про материально техническое обеспечение, особенно, про железо и ещё, в частности, про лошадиные корма.

    Тогда бы ваши все изыскания хоть как-то бы материализовались и были бы хоть как-то косвенно подтверждены.
    Ответить
  • Анонимно 08 сен
    Что касается путать и не путать. Не было и нет никаких тюркских башкир, кроме самих мадьяр (маджар). Башгирд просто другое название венгров-маджар. У Гарнати, ибн Фадлана, Джувейни , Якута и у других арабо-персидских авторов венгры упоминаются под именем башгирд. (“Башгирды есть венгры-христиане в Венгрии”, “Башгирды – это синоним келеров, то есть венгров”; “Башгирды –многочисленный народ христианского исповедания, который, говорят, живет рядом с франками”. Джувейни). Прочтите уфимских обманщиков (прежде всего "отца башкирской истории" Р.Кузеева). Они историю этих мифических башкир начинают как раз с Масуди и Асира. А они писали именно о баджарах-венграх. Не все венгры ушли с Волго-Урала, небольшая их часть осталась в Верхнем Прикамье (может быть и не Предуралье). Они сохранили свою этническую эдинтичность до начала 18 века. О чем свидительствует карта Аитсена, на котором в Верхнем Прикамье (выше нынешнего города Перми) нарисована миниатюрная Башгирдиа). Вот эта небольшая этническая группа первым приняла подданство Москвы (об этом есть свилительство П.Шуйского, да и в русских лнтописях это фиксировано), и после чего всех, кто добровольно перешел на сторону Московии, стали называть башкирами. Нынешние так называемые "башкиры" к тем башкирам Витсена, Шуйского, Курбского ( и тем более к баджнам Масуди, Асира, Тарджумана и других) не имеют никакого отношения. А так называемые "истинные башкиры" (башкиры Зауралья) - чистые татаро-монголы, о чем свидительствунт их родо-племенной состав.
    Ответить
  • Анонимно 08 сен
    Вот эта небольшая этническая группа первым приняла подданство Москвы (об этом есть свилительство П.Шуйского, да и в русских лнтописях это фиксировано), и после чего всех, кто добровольно перешел на сторону Московии, стали называть башкирами.
    -------------------------------
    Вы чего, смеётесь? Кого зафиксировали? Где, в чём и для чего?
    Вы обкомовские байки 50-х годов на нынешние реалии натянуть пытаетесь?

    Эта публика до сих пор всё ещё само-делиться продолжает по родоплеменному признаку, а вы их оптом в тогдашнюю этническую группу оформить пытаетесь?
    Эти кадры, в те времена, вообще на одном месте долго не сидели, а бегали без передыху в пыли за стадами КРС.

    С кем и где можно было об чём договорится, если эти бегуны к стадам как привязанные были и за ними не тормозя носились, сломя голову, из угла в угол по российским степям.
    Русский летописец не успел бы даже перо в руки взять, как все эти индивиды уже убегли в точку-вдаль за горизонт.

    На что было русскому летописцу фиксировать такую всю беготню?
    Ему может тогда скуШно было, не об чем больше было писать?
    Ответить
    Анонимно 09 сен
    Есть письмо Петра Шуйского о том, как он, после взятия Казани он преследовал защитников города. Те отступали на северо-восток, на земли теперешнего Пермского края. Шуйский пишет, что преследуя казанцкв он своим отрядом прошел через многие реки и болота, через непрорхордимые леса и когда они перешли через реки Мёшу и Уржумку (где-то в Пермском крае, возле нынешних хантов, точнее между удмуртами и хпнтами) они обнаружили каких-то башкир. Те говорили на каком-то непонятном языке, их не погимали ни русские, ни татары (они говорили на фин-угорском языке и были как раз той частью венгров-маджар, которые от притеснения булгар переселились в Верховья Камы. Шуйский с радостью рапортует, что эти башкиры приняли подданство Московии и он велел им платит какой-то ясак (символическая сумма). Насчет летописи. Именно после взятия Казани и в первый раз фикситпрованы в летописях какие-то башкиры. Согласно ему, они живут в верховьях Камы, среди непроходимых лесов и болот, говорят на непонятном языке, И они принимали подданство Москвы. А в 1552 году Московия еще и Каму не переходила, те башкиры (кого сейчас по ошибке башкирами называют) тогда были ногайскими татарами.
    Ответить
  • Анонимно 09 сен
    А давайте сами состряпаем рабочую гипотезу основываясь на полученной информации.

    Как-то тыщи полторы тому назад, шастал кочевник и угро-гунн с Урала - Атилла со своей Тортиллой, продираясь через чащу по болоту, собирая грибы и дергая коренья, всю дорогу проклиная комаров и свою тоскливую житуху в Верховьях Камы.

    А тут ещё Тортилле запало в голову заиметь в чуме импортную стенку, можно венгерскую. И стала Тортилла день и ночь долбить плешь Атилле этой стенкой, пока он окончательно не озверел и собрав пацанов разнес всю Европу в поисках мебели для чума Тортиллы.

    Но поскольку в те времена кроме стали тюрки ничего не варили, а иноземцы ещё не придумали ДСП, то дороги назад в лесные болота у Атиллы не было.

    Ибо без мебели Тортилла ему сказала, чтобы он даже тряпочки на чумовом входе не касался.

    И пришлось Атилле, от безысходности, ассимилировать с местными европейскими фравами и фроляйнами, на коих он и растратил весь свой душевный порыв, в итоге: сгинув без всяких следов.

    Теперь осталось, это с десяток разов процитировать в разных комбинациях, начиная от летописей, князей-графъёв и кончая становыми академиками, и вот вам, пожалте, очередная байка про угро-гуннов с Урала.
    Ответить
    Анонимно 11 сен
    а это на правду больше похоже!
    Ответить
  • Анонимно 11 сен
    и вы поверили татарскому какому то историку, полный бред.!!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии