Новости раздела

«Google разработал алгоритм, похожий на яндексовского «Королёва», еще в 2013 году»

«Яндекс» обновил свой «поисковик» и представил новый алгоритм ранжирования «Королев». Презентация прошла с помпой, об этом написали практически все российские СМИ, а некоторые эксперты сочли этот шаг российской интернет-компании революционным. Основное отличие от предыдущей версии в том, что новый алгоритм оценивает запросы не по ключевым словам, а по смыслу, причем с высокой точностью, благодаря использованию обучающихся нейронных сетей. «Реальное время» побеседовало с вице-президентом Российско-Тунисского делового совета и IT-предпринимателем Эльбрусом Латыповым, который простым языком объяснил, как будет работать «Королев», скоро ли пользователи заметят разницу в выдаваемых им результатах, является ли «Яндекс» первопроходцем и сколько человек сейчас обучают нейросеть российской компании.

«Это хороший маркетинговый ход, больше направленный на привлечение доли рынка в России»

— Эльбрус, скажите, как вы оцениваете «Королёва»? Действительно ли этот алгоритм можно назвать революционным?

— Что касается революционности, то это скорее маркетинговый ход. В данном случае «Яндекс» перенимает опыт американских коллег — с таким апломбом презентовать что-то «как бы новое». На самом деле, если взять основного конкурента «Яндекса» — Google, то похожий алгоритм под названием «Колибри» они разработали еще в 2013 году. Замечу, что Google тогда повел себя гораздо скромнее — просто разработал этот алгоритм и презентовал его исключительно в профессиональном поле, не на широкую публику.

— А помимо Google и «Яндекса», какие-то другие компании используют нейросеть?

— Вообще, нейросеть — это нынче модное слово. Машинное обучение, нейросеть, искусственный интеллект — это некое веяние времени, и это уже не будущее, а настоящее. Вообще, объем информации в интернете сегодня такой, что старые алгоритмы, которые писались Google и «Яндексом», уже не подходят. Линейный анализ запросов больше не работает. Есть огромное количество информации, которая пересекается с другой информацией, и люди, пользующиеся поиском, не получают необходимых результатов.

«Если взять основного конкурента «Яндекса» — Google, то похожий алгоритм под названием «Колибри» они разработали еще в 2013 году. Замечу, что Google тогда повел себя гораздо скромнее — просто разработал этот алгоритм и презентовал его исключительно в профессиональном поле, не на широкую публику». Фото siteclinic.ru

«Колибри», «Королев», «Палех» — подобная система будет эффективна тогда, когда человек, допустим, попытается найти название какого-то фильма или какой-то песни, но при этом будет иметь лишь обрывок описания. В таком случае линейный поиск не сработает. Здесь он должен работать так, как работает человеческий мозг, — проанализировать картину в целом, сделать перекрестные ссылки и дать ответ не линейный, а смысловой. Человеческий мозг все же мыслит смыслами, а не какими-то конкретными линейными показателями.

Допустим, мы ищем фильм «Армагеддон», но забыли его название. Пишем в поиске: «Люди летят на метеор и в конце спасают Землю». Линейный поиск выдаст нам отдельные разрозненные ссылки по каждому конкретному слову или словосочетанию: он покажет нам метеор, Землю, какие-то изображения тематические, но никак не ссылку на фильм «Армагеддон». Новый алгоритм как раз занимается поиском смыслов всех написанных вами слов, объединяет их и дает единственный правильный ответ, который нашел бы человеческий мозг.

Если мы вернемся к Google и «Яндексу», то, проведя элементарный анализ — поиск фильмов и тех же песен, на самом деле мы получим одинаковые результаты. И Google, и «Яндекс» имеют примерно одинаковые алгоритмы. Мы их не знаем, мы их не видим — это тайна за семью печатями, но на выходе мы получаем примерно то же самое. Какого-то серьезного преимущества нет ни у одной из этих систем. Естественно, «Яндекс» более корректно работает с русскими запросами, но Google в последние годы тоже очень сильно продвинулся в этом плане и корректно выдает ответы. Кстати, иногда релевантность у Google выше, чем у «Яндекса».

Поэтому о революции говорить очень сложно в этой ситуации. Это хорошая презентация, хороший маркетинговый ход, больше направленный на привлечение доли рынка в России.

«Яндекс» привлек более миллиона волонтеров, которые обучают нейросеть на личном опыте. Каждому человеку дается задание: произвести поиск и подобрать наиболее правильные ответы, которые выдает система, — таким образом нейросеть учится». Фото inorehovo.ru

— Нейросеть сейчас находится в процессе обучения: как вы считаете, много ли времени ей потребуется на то, чтобы показать пользователям заметный результат?

— Нейросеть — это алгоритм, который обучается при участии реальных людей. На сегодняшний день, по моей информации, «Яндекс» привлек более миллиона волонтеров, которые обучают нейросеть на личном опыте. Каждому человеку дается задание: произвести поиск и подобрать наиболее правильные ответы, которые выдает система, — таким образом нейросеть учится. Эффективность нейросети будет, наверное, больше зависеть от алгоритмов, которые смогут обрабатывать информацию. По сути, это некое преддверие и подобие искусственного интеллекта, который будет анализировать самостоятельно, но пока он требует обучения реальными людьми.

Проблема в том, что человеческий мозг работает несоизмеримо мощнее, чем любая технология. Все существующие сейчас нейросети очень примитивны по сравнению с нашим мозгом. На сегодняшний день крайне сложно сказать, сколько времени потребуется для того, чтобы технология заметно приблизилась к возможностям человека — к анализу и восприятию такого же уровня.

«По большому счету, нейросети и искусственный интеллект сейчас находятся в зачаточном состоянии»

— Вы согласны с теми, кто говорит о том, что качество выдаваемого контента повысится благодаря «Королеву»? Когда пользователь ощутит это на себе?

— Думаю, сейчас это будет сложно заметить. Эта огромная работа станет видна в течение нескольких лет — заметить это «невооруженным глазом» прямо сейчас невозможно. По большому счету, нейросети и искусственный интеллект сейчас находятся в зачаточном состоянии, и впереди у нас огромная работа. Думаю, на данный момент не сделано и 10% того, что еще предстоит.

— Эльбрус, вы наверняка слышали об исследовании, результаты которого указывают на то, что женщины обычно формулируют свои запросы развернуто, тогда как мужчины используют только ключевые слова. На ваш взгляд, новый алгоритм унифицирует этот момент?

— Вы затронули очень интересный момент. Мы опять же вернемся к уникальности человеческого мозга, к тому, что у женщин и у мужчин он функционирует по-разному. Если мужчины мыслят более конкретно, то женщины — более абстрактно. Это огромная работа, как для искусственного интеллекта, так и для обучения нейросетей, — отличить женский запрос от мужского.

«Перед разработчиками ИИ и нейросетей стоит огромная задача — не только обучить распознавать желания пользователей, но и распознавать их пол. Задача сама по себе очень интересная». Фото iab.ru

Даже если мы возьмем одинаковый запрос женщины и мужчины, то требуемый результат для каждого может быть совершенно разным, хотя они оба будут использовать схожий набор слов. На выходе они хотят получить разное, понимаете? Это вообще отдельная история. Поэтому перед разработчиками ИИ и нейросетей стоит огромная задача — не только обучить распознавать желания пользователей, но и распознавать их пол. Задача сама по себе очень интересная.

— Действительно ли из-за «Королева» продвижение сайтов станет сложнее? И что станет с методами SEO-копирайтинга?

— Я думаю, что SEO не изменится. Сейчас существует противоборство — есть те, кто продвигает сайты, и есть сами поисковые системы. Одни пытаются оптимизировать поиск и выдать свои сайты на верхние позиции, но зачастую это бывает не совсем честно. В свою очередь, поисковые машины с этим борются. При этом надо понимать, что и те, и другие на этом зарабатывают.

Возможно, мы увидим какой-то другой способ продвижения. Может быть, впоследствии, для того чтобы оптимизировать поиск и сделать его честным для всех игроков, будут подключены именно ИИ и нейросети. Я не думаю, что правила игры сильно поменяются, скорее, будут просто задействованы новые механизмы, потому что это прежде всего бизнес.

Лина Саримова
ТехнологииIT

Новости партнеров